Предписание №СП/59233/20 СП/59233/20 от 14.07.2020 от 14 июля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
ХХХХХХХХХХХХ, рассмотрев материалы плановой выездной проверки (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 21.01.2020 № 1), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении АО «Мусороуборочная компания»,
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19 «О проведении плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» проведена плановая выездная проверка Региональной энергетической комиссии – департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее – Департамент, орган регулирования) в отношении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Мусороуборочная компания» на территории Краснодарского края на 2018 год и на 2019 год.
Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).
Статьей 6 Закона № 89-ФЗ установление тарифов в области обращения с ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края является Региональная энергетическая комиссия – Департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Письмом от 04.03.2020 № 57.11-11-1257/20 (Приложение 14) Департамент представил в ФАС России пояснения к указанному акту проверки (далее – Пояснения).
В Пояснениях Департаментом приведены сведения об устранении нарушений порядка ценообразования, выявленных в ходе проверки, в части предоставления дополнительного экономического обоснования статей расходов в составе необходимой валовой выручки АО «Мусороуборочная компания» на 2017-2019 годы.
Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов в числе обосновывающих материалов прилагается расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16.
С учетом вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.
В силу Основ ценообразования № 484 и Правил регулирования № 484 экономически необоснованные расходы при установлении тарифов подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
В этой связи при рассмотрении предложения регионального оператора об установлении единого тарифа орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484, пунктами 12 и 14 Основ ценообразования № 484 и пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 экспертизу представленных в составе предложения документов и материалов, в том числе анализирует ранее действовавшие цены на услуги по транспортированию ТКО, а также проводит сравнительный анализ со стоимостью услуг других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность в данной сфере в сопоставимых условиях (организаций, осуществляющих транспортирование ТКО, региональных операторов) в целях соблюдения подпункта «б» пункта 12 Основ ценообразования № 484 и недопущения учета расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией товаров по завышенным ценам и в завышенных объемах.
ФАС России по итогам рассмотрения Отзыва установлено, что Органом регулирования не представлено достаточное экономическое обоснование расходов по следующим статьям в составе необходимой валовой выручки АО «Мусороуборочная компания» при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
1. Расходы на транспортирование ТКО.
Проверкой ФАС России выявлено, что в экспертных заключениях органа регулирования при установлении соответствующих тарифов на 2017-2019 годы в части данных расходов отсутствует анализ экономической обоснованности данных затрат, не представлен экономический анализ учтенной средней цены по транспортированию ТКО, в том числе по Краснодарскому району, что является нарушением пункта 18 Правил регулирования № 484.
В Пояснениях Органом регулирования содержатся сведения о проведении анализа представленных договоров с операторами по вывозу ТКО.
Как ранее было отмечено, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит экспертизу представленных в составе предложения документов и материалов, в том числе анализирует ранее действовавшие цены на услуги по транспортированию ТКО, а также проводит сравнительный анализ со стоимостью услуг других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность в данной сфере в сопоставимых условиях (организаций, осуществляющих транспортирование ТКО, региональных операторов).
ФАС России отмечает, что в материалах тарифных дел и Пояснениях отсутствует подробный расчет расходов в разрезе их составляющих, учтенных при формировании стоимости транспортирования ТКО, и сведения о параметрах расчетов (отсутствует сравнительный анализ учтенной при установлении тарифа стоимости транспортирования ТКО со стоимостью услуг организаций, осуществлявших деятельность по транспортированию ТКО на территории Краснодарского края).
Таким образом, в Экспертном заключении не содержится достаточного экономического обоснования и необходимых расшифровок расчетов и результатов анализа расходов на транспортирование ТКО.
С учетом изложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить дополнительное экономическое обоснование расходов на транспортирование ТКО и при наличии оснований учесть результаты анализа при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов на очередной период регулирования.
2. Нормативная прибыль.
Проверкой ФАС России выявлено, что в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности данной статьи, расходы на социальные нужды работников организации на 2018 год и 2019 год приняты без соответствующей расшифровки.
В Пояснениях Органом регулирования указано, что расходы учтены в пределах плана предприятия на санаторно-курортное лечение, однако отсутствует расшифровка расчета выплат с указанием основания (конкретных положений коллективного договора, локальных актов регулируемой организации, нормативных правовых актов).
С учетом изложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить дополнительное экономическое обоснование указанных затрат и при наличии оснований учесть результаты анализа при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов на очередной период регулирования.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать орган исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушившим пункты 17, 18 Правил регулирования № 484 при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» на территории Краснодарского края на 2017 - 2019 годы.
2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:
2.1. осуществить дополнительное экономическое обоснование расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, учтенных в составе необходимой валовой выручки при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» на 2017-2019 годы согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания, исключить при наличии оснований излишне учтенные расходы из состава необходимой валовой выручки АО «Мусороуборочная компания» и отразить результат указанного анализа и расчета в экспертном заключении в соответствии с Основами ценообразования № 484;
2.2. осуществить дополнительное экономическое обоснование нормативной прибыли на выплаты на социальные нужды сотрудников АО «Мусороуборочная компания», учтенные в составе необходимой валовой выручки при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» на 2018 год и 2019 год и отразить результат анализа и расчета в экспертном заключении в соответствии с Основами ценообразования № 484.
3. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение пяти рабочих дней со дня принятия решений, предусмотренных пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:
– протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;
– экспертного заключения по результатам установления предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» на территории Краснодарского края, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания;
– решения органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано настоящим предписанием.