Предписание №СП/59233/20 СП/59233/20 от 14.07.2020 от 14 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
ХХХХХХХХХХХХ
, рассмотрев материалы плановой выездной проверки (приказ ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 21.01.2020 № 1), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении АО «Мусороуборочная компания»,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 14.11.2019 № 1504/19 «О проведении плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии — департамента цен и тарифов Краснодарского края» проведена плановая выездная проверка Региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее – Департамент, орган регулирования) в отношении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для АО «Мусороуборочная компания» на территории Краснодарского края на 2018 год и на 2019 год.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).

Статьей 6 Закона № 89-ФЗ установление тарифов в области обращения с ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края является Региональная энергетическая комиссия – Департамент цен и тарифов Краснодарского края.

Письмом от 04.03.2020 № 57.11-11-1257/20 (Приложение 14) Департамент представил в ФАС России пояснения к указанному акту проверки (далее – Пояснения).

В Пояснениях Департаментом приведены сведения об устранении нарушений порядка ценообразования, выявленных в ходе проверки, в части предоставления дополнительного экономического обоснования статей расходов в составе необходимой валовой выручки АО «Мусороуборочная компания» на 2017-2019 годы.

Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно подпункту (е) пункта 8 Правил регулирования № 484 к заявлению об установлении тарифов в числе обосновывающих материалов прилагается расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16.

С учетом вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на  транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

В силу Основ ценообразования № 484 и Правил регулирования № 484 экономически необоснованные расходы при установлении тарифов подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на  транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

 

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в  отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В этой связи при рассмотрении предложения регионального оператора об установлении единого тарифа орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484, пунктами 12 и 14 Основ ценообразования № 484 и пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 экспертизу представленных в составе предложения документов и материалов, в том числе анализирует ранее действовавшие цены на услуги по транспортированию ТКО, а также проводит сравнительный анализ со стоимостью услуг других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность в данной сфере в сопоставимых условиях (организаций, осуществляющих транспортирование ТКО, региональных операторов) в  целях соблюдения подпункта «б» пункта 12 Основ ценообразования № 484 и недопущения учета расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией товаров по завышенным ценам и в завышенных объемах.

ФАС России по итогам рассмотрения Отзыва установлено, что Органом регулирования не представлено достаточное экономическое обоснование расходов по следующим статьям в составе необходимой валовой выручки АО «Мусороуборочная компания» при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

1. Расходы на транспортирование ТКО.

Проверкой ФАС России выявлено, что в экспертных заключениях органа регулирования при установлении соответствующих тарифов на 2017-2019 годы в части данных расходов отсутствует анализ экономической обоснованности данных затрат, не представлен экономический анализ учтенной средней цены по транспортированию ТКО, в том числе по Краснодарскому району, что является нарушением пункта 18 Правил регулирования № 484.

В Пояснениях Органом регулирования содержатся сведения о проведении анализа представленных договоров с операторами по вывозу ТКО.

Как ранее было отмечено, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит экспертизу представленных в составе предложения документов и материалов, в том числе анализирует ранее действовавшие цены на услуги по транспортированию ТКО, а также проводит сравнительный анализ со стоимостью услуг других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность в данной сфере в сопоставимых условиях (организаций, осуществляющих транспортирование ТКО, региональных операторов).

ФАС России отмечает, что в материалах тарифных дел и Пояснениях отсутствует подробный расчет расходов в разрезе их составляющих, учтенных при формировании стоимости транспортирования ТКО, и сведения о параметрах расчетов (отсутствует сравнительный анализ учтенной при установлении тарифа стоимости транспортирования ТКО со стоимостью услуг организаций, осуществлявших деятельность по транспортированию ТКО на территории Краснодарского края).

Таким образом, в Экспертном заключении не содержится достаточного экономического обоснования и необходимых расшифровок расчетов и результатов анализа расходов на транспортирование ТКО.

С учетом изложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить дополнительное экономическое обоснование расходов на транспортирование ТКО и при наличии оснований учесть результаты анализа при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов на очередной период регулирования.

2. Нормативная прибыль.

Проверкой ФАС России выявлено, что в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности данной статьи, расходы на социальные нужды работников организации на 2018 год и 2019 год приняты без соответствующей расшифровки.

В Пояснениях Органом регулирования указано, что расходы учтены в пределах плана предприятия на санаторно-курортное лечение, однако отсутствует расшифровка расчета выплат с указанием основания (конкретных положений коллективного договора, локальных актов регулируемой организации, нормативных правовых актов).

С учетом изложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования осуществить дополнительное экономическое обоснование указанных затрат и при наличии оснований учесть результаты анализа при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов на очередной период регулирования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать орган исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушившим пункты 17, 18 Правил регулирования № 484 при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» на территории Краснодарского края на 2017 - 2019 годы.

2. Органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.09.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

2.1. осуществить дополнительное экономическое обоснование расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, учтенных в составе необходимой валовой выручки при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» на 2017-2019 годы согласно пункту 1 мотивировочной части настоящего предписания, исключить при наличии оснований излишне учтенные расходы из состава необходимой валовой выручки АО «Мусороуборочная компания» и отразить результат указанного анализа и расчета в экспертном заключении в соответствии с Основами ценообразования № 484;

2.2. осуществить дополнительное экономическое обоснование нормативной прибыли на выплаты на социальные нужды сотрудников АО «Мусороуборочная компания», учтенные в составе необходимой валовой выручки при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» на 2018 год и 2019 год и отразить результат анализа и расчета в экспертном заключении в соответствии с Основами ценообразования № 484.

3. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение пяти рабочих дней со  дня принятия решений, предусмотренных пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

протокола заседания коллегиального органа, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;

экспертного заключения по результатам установления предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО «Мусороуборочная компания» на территории Краснодарского края, в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания;

решения органа исполнительной власти Краснодарского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано настоящим предписанием.

     
     

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия-Департамент цен и тарифов Краснодарского края
ИНН 2308085811, ОГРН 1032304936399
Краснодарское УФАС России
ИНН 2309053192, ОГРН 1022301433813