Письмо №СП/88157/19 Предписание единые тарифы на услугу регионального оператора ... от 10 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство конкурентной политики Калужской области

ул. Плеханова, д. 45

г. Калуга, 248001

min-k-politik@adm.kaluga.ru

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы <.................>, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калужской области Государственное предприятие Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» на 2019 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 20.12.2018 № 565-РК утверждены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для государственного предприятия Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» на 2019 год в размерах 413,96 руб. за 1 куб. м (без НДС) и 496,75 руб. за 1 куб. м (с  НДС) на периоды с 01.01.2019 по 30.06.2019. и с 01.07.2019 по 31.12.2019. без прироста во втором полугодии 2019 года.

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка (далее – НВВ) в области обращения с ТКО определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 17 Основ ценообразования № 484 при определении НВВ учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.

Пунктом 8 Правил регулирования № 484 установлен перечень обосновывающих материалов регулируемой организации для установления предельных тарифов в области обращения с ТКО, включающий копию утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.

Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 Экспертное заключение органа регулирования должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг.

В ходе анализа экспертного заключения по расчету предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для государственного предприятия Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» на 2019 год (далее соответственно – Экспертное заключение, ГП «КРЭО», Региональный оператор) и материалов тарифного дела Министерства конкурентной политики Калужской области (далее – Министерство, Орган регулирования) ФАС России установлено следующее.

 

1. Расходы регионального оператора на самостоятельное осуществление обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО.

Согласно пункту 85 Методических указаний № 1638/16 в случае, если региональный оператор в соответствии с территориальной схемой самостоятельно осуществляет обработку, обезвреживание и (или) захоронение ТКО, то расходы на оказание соответствующих услуг, а также объем таких услуг учитываются при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования № 484 регулированию подлежит, в том числе тариф на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе на объектах размещения ТКО.

Согласно пункту 6(1) Основ ценообразования № 484, если регулируемая организация, осуществляющая захоронение ТКО, осуществляет их обработку с использованием объектов обработки ТКО, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, тариф на обработку ТКО для такой регулируемой организации не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение ТКО.

ФАС России располагает информацией об утверждении регулирующим органом в отношении ГП «КРЭО» производственных программ только в части его собственных объектов обработки и размещения ТКО. Производственная программа Регионального оператора, включающая весь объем услуг по обращению с ТКО на территории Калужской области как зоны деятельности Регионального оператора, отсутствует.

ФАС России установлено, что Органом регулирования в составе предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ГП «КРЭО» учтены расходы ГП «КРЭО» (д. Тимашево) по самостоятельному осуществлению захоронения, обработки ТКО, рассчитанные как произведение массы поступления ТКО на объект 172,48 тыс. тонн на тариф 399,86 руб. за тонну.

Производственной программой в области обращения с твердыми коммунальными отходами для ГП «КРЭО» на 2019-2021 годы по объектам обработки и размещения отходов, расположенным по адресу: Калужская область, Боровский район, д. Тимашово, утвержденной приказом Министерства от 30.11.2018 № 228-РК, установлены на 2019 год следующие параметры деятельности организации:

- планируемая масса захоронения ТКО – 168,48 тыс. тонн,

- планируемая масса обработки ТКО – 40 тыс. тонн.

На дату установления предельных единых тарифов на услугу Регионального оператора (20.12.2018) для ГП «КРЭО» (Калужская область, Боровский район, д. Тимашово) на 2019 год (без изменения по полугодиям) приказом Министерства от 10.12.2018 № 351-РК установлен предельный тариф на захоронение ТКО в размере 399,86 руб. за тонну.

По информации Органа регулирования показатели массы ТКО при установлении тарифов в сфере обращения с ТКО Органом регулирования учитываются на основании данных Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Калужской области, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области от 22.09.2016 № 496 (в редакции от 03.12.2018) (далее – Территориальная схема).

При этом Территориальная схема не содержит однозначных сведений о показателе массы поступления ТКО на объект ГП «КРЭО» (Калужская область, Боровский район, д. Тимашово) в размере 172,48 тыс. тонн. Указанный показатель в целях тарифного регулирования определяется Органом регулирования путем суммирования отдельных позиций, указанных в столбцах «Масса отходов, поступившая на сортировку» и «Масса отходов, поступившая на полигон» таблицы В1 «Перспективная логистическая модель (Схема потоков ТКО на период 2019-2028 годов)».

Таким образом Органом регулирования допущено нарушение пунктов 17 и 18 Правил регулирования № 484, которое выразилось в отсутствии в Экспертном заключении отражения результатов анализа корректности определения объема услуги ГП «КРЭО» по захоронению ТКО для экономического обоснования расходов по статье «Расходы регионального оператора на самостоятельное осуществление обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО» как одного из параметров расчета единого тарифа регионального оператора.

 

2. Расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с ТКО.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 НВВ регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма НВВ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, включая обработку ТКО, в том числе собственная НВВ регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, и расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов.

Пунктом 37 Основ ценообразования № 484 предусмотрено, что расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с ТКО, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.

ФАС России выявлено, что Органом регулирования в составе предельных единых тарифов на услугу Регионального оператора учтены расходы на оплату услуг операторов по обращению с ТКО, осуществляющих захоронение и (или) обработку ТКО, в соответствии с тарифами, утвержденными в установленном порядке на соответствующий период регулирования – 2019 год:

1) Для ООО «Калужский завод по производству альтернативного топлива» (далее – ООО «КЗПАТ») в размере 112 550,04 тыс. руб., рассчитанные как произведение массы поступления ТКО на объект 238,05 тыс. тонн на тариф 472,80 руб. за тонну.

При этом производственной программой в области обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «КЗПАТ» на 2019-2021 годы по объектам обработки и размещения отходов, утвержденной приказом Министерства от 30.11.2018 № 235-РК, установлены на 2019 год следующие параметры деятельности организации:

- планируемая масса захоронения ТКО – 24,76 тыс. тонн,

- планируемая масса обработки ТКО – 225,05 тыс. тонн.

На дату установления предельных единых тарифов на услугу Регионального оператора (20.12.2018) для ООО «КЗПАТ» на 2019 год (без изменения по полугодиям) приказом Министерства от 10.12.2018 № 368-РК установлен предельный тариф на захоронение ТКО в размере 472,80 руб. за тонну.

2) Для ООО «Форум» в размере 37 404,71 тыс. руб., рассчитанные как произведение массы поступления ТКО на объект 28,35 тыс. тонн на тариф 1319,39 руб. за тонну.

При этом производственной программой в области обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «Форум» на 2019-2021 годы по объектам обработки и размещения отходов, утвержденной приказом Министерства от 30.11.2018 № 232-РК, установлены на 2019 год следующие параметры деятельности организации:

- планируемая масса захоронения ТКО – 26,22 тыс. тонн,

- планируемая масса обработки ТКО – 2,13 тыс. тонн.

На дату установления предельных единых тарифов на услугу Регионального оператора (20.12.2018) для ООО «Форум» на 2019 год (без изменения по полугодиям) приказом Министерства от 10.12.2018 № 349-РК установлен предельный тариф на захоронение ТКО в размере 1319,39 руб. за тонну.

3) Для ООО «Реммонтаж» в размере 50 030,82 тыс. руб., рассчитанные как произведение массы поступления ТКО на объект 57,09 тыс. тонн на тариф 876,35 руб. за тонну.

При этом производственной программой в области обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «Реммонтаж» на 2019-2021 годы по объектам обработки и размещения отходов, утвержденной приказом Министерства от 30.11.2018 № 232-РК, установлены на 2019 год следующие параметры деятельности организации:

- планируемая масса захоронения ТКО – 53,49 тыс. тонн,

- планируемая масса обработки ТКО – 36,01 тыс. тонн.

На дату установления предельных единых тарифов на услугу Регионального оператора (20.12.2018) для ООО «Реммонтаж» на 2019 год (без изменения по полугодиям) приказом Министерства от 10.12.2018 № 348-РК установлен предельный тариф на захоронение ТКО в размере 876,35 руб. за тонну.

По информации Органа регулирования показатели массы ТКО при установлении тарифов в сфере обращения с ТКО Органом регулирования учитываются на основании данных Территориальной схемы.

При этом Территориальная схема не содержит однозначных сведений о показателях массы поступления ТКО на объекты обработки и захоронения, эксплуатируемые ООО «КЗПАТ», ООО «Форум», ООО «Реммонтаж», в размерах соответственно 238,05 тыс. тонн, 28,35 тыс. тонн и 57,09 тыс. тонн. Указанные показатели в целях тарифного регулирования определены Органом регулирования путем суммирования отдельных позиций, указанных в столбцах «Масса отходов, поступившая на сортировку» и «Масса отходов, поступившая на полигон» таблицы В1 «Перспективная логистическая модель (Схема потоков ТКО на период 2019 - 2028 годов).

С учетом вышеизложенного приведенный в Экспертном заключении показатель массы ТКО в части деятельности ООО «КЗПАТ», ООО «Форум», ООО «Реммонтаж» по обработке, захоронению ТКО не отражает корректность расчетов Органа регулирования.

Кроме того, отсутствует подтверждение учета показателя массы поступления ТКО в размерах 238,05 тыс. тонн, 28,35 тыс. тонн и 57,09 тыс. тонн при установлении тарифов на захоронение ТКО соответственно для ООО «КЗПАТ», ООО  «Форум», ООО «Реммонтаж».

Таким образом Органом регулирования допущено нарушение пунктов 17 и 18 Правил регулирования № 484, которое выразилось в отсутствии в Экспертном заключении отражения результатов анализа корректности определения объемов услуг ООО «КЗПАТ», ООО «Форум», ООО «Реммонтаж» по обработке и захоронению ТКО для экономического обоснования расходов регионального оператора по статье «Расходы на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с ТКО» как одного из параметров расчета единого тарифа регионального оператора.

 

3. В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

В силу пункта 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях, из НВВ должны быть исключены.

Согласно пункту 16 Методических указаний № 1638/16 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически (технологически, технически) обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 14 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 в НВВ регионального оператора включаются, в том числе расходы на транспортирование ТКО.

Согласно пункту 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

Пунктом 15 Основ ценообразования № 484 предусмотрено, что при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.

Органом регулирования представлена информация о проведении Региональным оператором торгов на осуществление услуг по сбору и транспортированию ТКО на территории Калужской области в форме аукциона (далее – торги) по четырем лотам, по трем из четырех лотов данные торги признаны несостоявшимися.

В связи с чем Органом регулирования расходы на транспортирование ТКО в целях расчета предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО сформированы с учетом:

1) Договора на оказание услуг по транспортированию ТКО с ООО       «Реммонтаж» от 23.11.2018 № 0537500000218000004-0838532-01, заключенного на основании протокола рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе № 0537500000218000004 от 09.11.2018 (лот № 4), на сумму 80 347,22 тыс. руб.;

2) Договоров аренды транспортных средств с экипажем с ООО   «ТрансТрест», ООО   «Форум», ООО   «Спецавтохозяйство  Обнинск», ООО   «Гортранссервис» (далее также договора аренды) на общую сумму 928 905,97 тыс. руб.;

3) Расчета и обосновывающих материалов Регионального оператора по самостоятельному осуществлению сбора и транспортирования ТКО на основании имеющихся данных о фактическом осуществлении данной деятельности в текущем периоде – на сумму 247 753,20 тыс. руб. (Региональным оператором расчет был произведен на сумму 252 853,12 тыс. руб.).

ФАС России, в том числе на основании сведений, размещенных на сайтах https://zakupki.ru/ и http://www.sberbank-ast.ru, выявлено, что торги признаны несостоявшимися:

- по лотам 1, 2, 3 (№0537500000218000001, №0537500000218000002, №0537500000218000003) протоколами рассмотрения заявок от 09.11.2018 на основании пункта 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки;

- по лоту 4 (№0537500000218000004) протоколом рассмотрения заявки от 09.11.2018 на основании части 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка (ООО  «Реммонтаж»); договор с ООО  «Реммонтаж» заключен на основании части 1 статьи 71 Федерального закона 44-ФЗ.

В обоснование начальной максимальной цены контракта торгов (далее – НМЦК) заказчиком был выбран метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) на основании коммерческих предложений. НМЦК по лотам была рассчитана как среднее арифметическое по цене трех коммерческих предложений по каждому из лотов 1 - 4, коэффициент вариации по которым составил соответственно 4,67; 3,02; 3,20; 3,28. Информация о том, какие хозяйствующие субъекты представили данные коммерческие предложения, и чем обосновывается их размер, в Экспертном заключении отсутствует.

Тем не менее при наличии нескольких коммерческих предложений и небольшом коэффициенте вариации заявок на участие в торгах не было подано по лотам 1 – 3 и одна заявка подана по лоту 4 (ООО «Реммонтаж»).

По лоту 4 в аукционной документации была определена НМЦК в размере 96 416 666,67 руб. (нет указания на наличие или отсутствие НДС в цене лота). Договор на оказание услуг по транспортированию ТКО с ООО «Реммонтаж» в рамках территорий, указанных в лоте 4, был заключен на сумму 80 347,22 тыс. руб. (НДС не облагается), что ниже НМЦК на 16,7% при неизменной массе ТКО.

В соответствии с аукционной документацией общая сумма НМЦК по лотам 1, 2, 3 составила 1 060 170 333,33 руб. (нет указания на наличие или отсутствие НДС в ценах лотов). Для осуществления услуг на территориях по    лотам 1-3: Региональным оператором заключены договоры аренды транспортных средств с экипажем с ООО   «Гортранссервис», ООО   «Форум», ООО   «Спецавтохозяйство  Обнинск» на сумму 928 905,97 тыс. руб. (без НДС), а также предусмотрены расходы на транспортирование ТКО силами Регионального оператора в сумме 247 753,20 тыс. руб. В результате заключенных Региональным оператором договоров и проведенных расчетов общая сумма расходов на транспортирование ТКО по территориям, отраженным в лотах 1, 2 3 конкурсной документации, составила 1 176 659,17 тыс. руб. (без НДС), что выше суммы НМЦК по соответствующим лотам на 11,0%.

Региональный оператор применяет общую систему налогообложения и на момент установления единых тарифов на услуги регионального оператора на 2019 год являлся плательщиком НДС. В связи с чем Органом регулирования соответствующие затраты Регионального оператора включаются в НВВ без учета «входящего» НДС, а единые тарифы установлены как с учетом НДС (для населения), так и без учета НДС (для прочих потребителей).

Таким образом с учетом добавления к тарифу Регионального оператора в установленном порядке величины НДС 20% потребители услуги по обращению с ТКО будут оплачивать расходы Регионального оператора на транспортирование ТКО в части его самостоятельного транспортирования в сумме 1 411 986,0 тыс. руб. (1 176 659,17 тыс. руб.*1,2), что на 351 816 тыс. руб. (или 33%) больше, чем было определено в качестве НМЦК для торгов.

Органом регулирования на соответствующий запрос ФАС России дополнительно пояснено, что причиной увеличения итоговой стоимости услуг в рамках договоров аренды стало внесение 03.12.2018 изменений в Территориальную схему (то есть в период после проведения торгов и до установления единого тарифа Регионального оператора). Результатом внесенных изменений стало, во-первых, увеличение показателя массы транспортируемых и размещаемых ТКО (599,9 тыс. тонн) относительно массы ТКО, указанной в конкурсной документации по торгам (527 тыс. тонн), во-вторых, удлинение пробегов мусоровозной техники по большинству районов Калужской области в среднем на 1 рейс.

ФАС России по имеющимся в распоряжении материалам тарифного дела, представленным Органом регулирования, в отсутствие исчерпывающей информации в отношении показателя тонно-км по соответствующим направлениям транспортирования ТКО, проведен анализ изменения стоимости транспортирования ТКО в расчете на 1 тонну в разрезе лотов, по результатам которого выявлено следующее.

1) Стоимость транспортирования 1 тонны ТКО по всем заключенным Региональным оператором договорам аренды (с НДС) превышает стоимость соответствующих услуг в разрезе лотов и территорий по конкурсной документации одинаково на 20%.

Например, по лоту 1 НМЦК составляла 387 560 333,33 руб., масса ТКО 202 777 тонн, соответственно аукционная стоимость транспортирования составляла 1911,26 руб. за 1 тонну (=387 560 333,33/202 777). В рамках территорий, объединенных в лоте 1, Региональным оператором заключено два договора аренды, по которым стоимость транспортирования 1 тонны с НДС одинаково составляет 2293,51 руб. (=204 283,12*1000/89070, где по договору с ООО «ТрансТрест» 204283,12 тыс. руб. – это цена договора с НДС, 89070 тонн – это масса ТКО), что на 20% выше соответствующего показателя по конкурсной документации. Аналогично по второму договору с ООО «Спецавтохозяйство Обнинск».

2) При этом по договору с ООО «ТрансТрест» масса транспортирования ТКО на 14,7% выше показателя массы ТКО, заявленного для соответствующих территорий на торгах, с а средний пробег на рейс увеличен на 29,91%.

В то же время по договору, заключенному с ООО «Спецавтохозяйство Обнинск», масса транспортирования ТКО на 17,04% ниже показателя массы ТКО, заявленного для соответствующих территорий на торгах, а средний пробег на рейс увеличен на 68,93%.

3) Аналогичные выводы можно сделать по итогам анализа соответствующих показателей по лоту 2 (за исключением города Калуги) и лоту 3.

С учетом одинаковой для всех лотов (1, 2, 3) величины превышения их стоимости на 20% от НМЦК в расчете на 1 тонну, а также установленной на 2019 год ставки НДС, применяемой в области обращения с ТКО, в размере 20%, необходимо отметить следующее.

В конкурсной документации по торгам в лотах нет указания на наличие или отсутствие НДС в НМЦК.

Согласно части 3 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации в отношении услуг в сфере обращения с ТКО налог на добавленную стоимость с 01.01.2019 применяется в размере 20%.

При этом пунктом 17 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» установлено следующее.

По смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения указанных требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.

В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации).

В Экспертном заключении отсутствует информация о проведенной Органом регулирования оценке обоснованности заявленных региональным оператором затрат на транспортирование ТКО в части договоров аренды с учетом положений пункта 14 Основ ценообразования № 484 и результатах данной оценки с учетом пункта 12 Основ ценообразования № 484.

Принимая во внимание совокупность перечисленных обстоятельств, Органом регулирования допущено нарушение пунктов 14 и 12 Основ ценообразования № 484, пунктов 17 и 18 Правил регулирования № 484, и, как следствие, включение Органом регулирования в состав НВВ регионального оператора расходов по статье «Расходы на транспортирование ТКО по договорам со сторонними организациями» без должного экономического обоснования.

 

4. Собственные расходы регионального оператора определяются в соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 и включают в себя, в том числе, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО.

ФАС России установлено, что расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО сформированы Органом регулирования по статье «Прочие» на основании, в том числе проектов договоров с ФГУП «Почта России» и ПАО «Сбербанк России» на услуги по приему и перечислению платежей за коммунальную услугу по обращению с ТКО по группе потребителей население в размере 21 160,06 тыс. руб.

Физические лица - плательщики за коммунальные услуги вправе самостоятельно выбирать способ оплаты, в том числе наличными денежными средствами с оплатой комиссии, безналичное перечисление, с использованием услуг различных банков, расчетно-кассовых центров и других организаций, осуществление оплаты потребленного ресурса непосредственно ресурсоснабжающей организации. Комиссионное вознаграждение - это оплата услуг за перечисление денежных средств банком, и при наличии такового его размер исчисляется в процентах от суммы платежа и выплачивается непосредственно за счет плательщика.

Включение указанных средств в затраты при формировании единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО несет, во-первых, риски двойного учета средств на оплату комиссионного вознаграждения (один раз в составе тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, второй раз - в составе услуг исполнителя услуги по перечислению средств), во-вторых, ограничения конкуренции на финансовых рынках и права гражданина самостоятельно выбрать способ оплаты услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

Таким образом Органом регулирования допущено нарушение, которое выразилось во включении в состав НВВ регионального оператора экономически необоснованных расходов по статье «Прочие» в «Расходах на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО» в размере 21 160,06 тыс. руб.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство конкурентной политики Калужской области нарушившим пункты 12 и 14 Основ ценообразования № 484, пункты 17 и 18 Правил регулирования № 484.

2. Предписать органу исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные в части государственного регулирования тарифов в сфере обращения с  твердыми коммунальными отходами, при установлении тарифов приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 20.12.2018 № 565-РК «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Государственного предприятия Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» на 2019 год», отразив соответствующий анализ и решение в экспертном заключении в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484, а именно:

2.1. провести анализ экономической обоснованности расходов по статье «Расходы регионального оператора по самостоятельному осуществлению сбора и транспортирования ТКО», учтенных органом регулирования в составе необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Государственное предприятие Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» 2019 года в экономически обоснованном размере в соответствии с положениями пункта 14 Основ ценообразования № 484 и пунктом 3 мотивировочной части настоящего предписания;

2.2. исключить из состава необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Государственное предприятие Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» 2019 года экономически необоснованные расходы по статье «Прочие» в «Расходах на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО» в размере 21 160,06 тыс. руб. в соответствии с пунктом 4 мотивировочной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) определить необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Государственное предприятие Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» 2019 года по результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Органу исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 (включительно) в соответствии с пунктом 4 Правил регулирования № 484 учесть результаты скорректированной необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Государственное предприятие Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» 2019 года при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калужской области Государственное предприятие Калужской области «Калужский региональный экологический оператор» на 2020 год по результатам исполнения требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктами 2-4 резолютивной части настоящего предписания;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения органа исполнительной власти Калужской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калужской области Государственное предприятие Калужской области «Калужский региональный экологический оператор».

<........................>

 

 

 

 

Связанные организации

Министерство конкурентной политики Калужской области
ИНН 4027078890, ОГРН 1074027003434