Предписание №ИА/76620/19 предписание Региональной службе по тарифам Республики Северн... от 2 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

г. Москва

 

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 2 перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19.06.2019 № ДК-П9-5137, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания тарифов на тепловую энергию в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети»,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее соответственно – Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования тарифов № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Тарифы на тепловую энергию для ОАО «Владикавказские тепловые сети» (далее –регулируемая организация) установлены Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – РСТ, орган регулирования) с применением метода экономически обоснованных расходов на 2019 год (постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 20.12.2018 № 39).

Отмечаем, что ранее тарифы на тепловую энергию для ОАО «Владикавказские тепловые сети» устанавливались с применением метода индексации установленных тарифов на 2016-2018 годы (постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2015 № 61).

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее – Регламент), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

По результатам анализа представленных экспертных заключений по установлению тарифов на тепловую энергию для ОАО «Владикавказские тепловые сети» на 2019 год ФАС России установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1075 метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в одном из следующих случаев:

а) в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов);

б) в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

в) в случае если у регулируемой организации отсутствуют договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенные с 1 января 2014 г., и оставшийся срок действия всех договоров аренды, заключенных регулируемой организацией до 1 января 2014 г., иных договоров, подтверждающих право временного владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, за исключением концессионных соглашений, на день подачи заявления об утверждении тарифов составляет менее 3 лет;

г) в случае если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон в отношении всего объема полезного отпуска тепловой энергии (теплоносителя), и указанная организация начинает реализовывать (производить) тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по подлежащим регулированию ценам (тарифам) в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5(2) настоящего документа, то при установлении органом регулирования цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения расчетный объем полезного отпуска соответствующего вида продукции на расчетный период регулирования определяется в соответствии с пунктом 22 настоящего документа.

С учетом изложенного, при установлении тарифов на 2020 и последующие годы органу регулирования тарифы на тепловую энергию в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети» подлежат установлению с применением метода индексации установленных тарифов на срок, предусмотренный пунктом 72 Основ ценообразования № 1075.

При этом, при установлении тарифов в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети» на 2020 год органу регулированию необходимо провести анализ результатов деятельности регулируемой организации за долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов, определить размер корректировки необходимой валовой выручки, рассчитываемый на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, учесть результаты деятельности регулируемой организации в предшествующем долгосрочном периоде регулирования, а также результаты проведения контрольных мероприятий, отразив результаты соответствующего анализа в экспертном заключении согласно требованиям пункта 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

2. В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В силу пункта 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (далее – Прогноз), одобренный на заседании Правительства Российской Федерации, 28.11.2018 размещен на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в сети «Интернет».

Согласно действующему Прогнозу оценка индекса потребительских цен на 2018 год в среднем за год к предыдущему году составляет 102,7%, прогноз индекса потребительских цен на 2019 год в среднем за год к предыдущему году составляет 104,6%.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации, расходы на оплату труда были учтены органом регулирования на уровне фактических показателей деятельности регулируемой организации 2017 года с индексацией согласно Прогнозу только на индекс потребительских цен на 2019 год (без учета соответствующего индекса на 2018 год).

С учетом изложенного, РСТ необходимо рассчитать плановую величину расходов на оплату труда на 2019 год с применением индексов потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году) согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 и Прогнозу, пересчитать соответствующим образом отчисления на социальные нужды, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

3. Пунктом 23 Методических указаний № 760-э предусмотрена формула расчета необходимой валовой выручки регулируемой организации методом экономически обоснованных расходов, в соответствии с которой в состав необходимой валовой выручки включаются, в том числе планируемые на i-й расчетный период регулирования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), а также налог на прибыль.

Расходы, относимые на прибыль после налогообложения, учитываются в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации в соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 1075.

В экспертном заключении не отражен анализ причин невключения расходов, относимых на прибыль после налогообложения, а также налога на прибыль в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В этой связи, органу регулирования необходимо провести анализ плановых затрат регулируемой организации по статьям «расходы, относимые на прибыль после налогообложения» (в экспертном заключении органа регулирования указанная статья отражена как «Прибыль») и «налог на прибыль» и включить их в необходимую валовую выручку ОАО «Владикавказские тепловые сети» в экономически обоснованном размере, отразив соответствующий анализ в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктами «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия-Алания нарушившей пункты 17, 28, 42 Основ ценообразования № 1075, пункт 29 Правил регулирования тарифов № 1075, пункты 23 и 52 Методических указаний № 760-э, при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети» на 2019 год.

2. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в срок до 01.11.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в отношении тарифов на тепловую энергию в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети», отразив соответствующий анализ и расчеты в экспертном заключении, а именно:

2.1 рассчитать размер расходов на оплату труда согласно пунктам 28 и 42 Основ ценообразования № 1075 и пункту 2 мотивировочной части настоящего предписания;

2.2 рассчитать размер расходов на отчисления на социальные нужды в соответствии с подпунктом 2.1 настоящего пункта и согласно пунктам 28 и 42 Основ ценообразования № 1075;

2.3 рассчитать размер расходов, относимых на прибыль после налогообложения, и размер расходов по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 23 Методических указаний № 760-э, а также пункту 3 мотивировочной части настоящего предписания.

3. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения произвести расчеты необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети» с учетом пункта 2 резолютивной части предписания, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении, и принять решение о включении (исключении) соответствующей величины недоучтенных (избыточно полученных) средств в состав (из состава) необходимой валовой выручки ОАО «Владикавказские тепловые сети» на 2019 год.

4. По результатам исполнения пункта 3 резолютивной части настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в срок до 01.11.2019 пересмотреть в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети» тарифы на тепловую энергию, утвержденные постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 20.12.2018 № 39, тарифы на горячую воду, утвержденные постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 29.12.2018 № 57, в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тариФОВ № 1075.

5. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения тарифы на тепловую энергию на 2020 и последующие годы в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети» установить с применением метода индексации установленных тарифов на срок, предусмотренный пунктом 72 Основ ценообразования № 1075 с учетом пункта 1 мотивировочной части настоящего предписания.

При этом при установлении тарифов в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети» на 2020 год органу регулированию необходимо провести анализ результатов деятельности регулируемой организации за долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов, определить размер корректировки необходимой валовой выручки, рассчитываемый на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, учесть результаты деятельности регулируемой организации в предшествующем долгосрочном периоде регулирования, а также результаты проведения контрольных мероприятий, отразив результаты соответствующего анализа в экспертном заключении согласно требованиям пункта 29 Правил регулирования тарифов № 1075.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решений, предусмотренных в пунктах 4 и 5 резолютивной части настоящего предписания, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, предоставив надлежащим образом заверенные копии:

- протоколов заседания коллегиального органа, на котором принимались решения во исполнение настоящего предписания;

- экспертных заключений по результатам принятия соответствующих решений, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания;

- постановлений об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду в отношении ОАО «Владикавказские тепловые сети».

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166