Предписание №СП/44640/21 Предписание Региональной энергетической комиссии Омской обла... от 1 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019 N 24/13"Об установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Общества с ограниченной ответственностью "Магнит"

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области ООО «Магнит» на 2021 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).

Статьей 6 Закона № 89-ФЗ установление тарифов в области обращения с ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере тарифного регулирования является Региональная энергетическая комиссия Омской области (далее – РЭК Омской области, Орган регулирования).

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, Омской области утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016 № 74-пп (изменение в редакции от 17.03.2017) (далее  – Территориальная схема). На территории Омской области определена единая зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.

Соглашение об организации деятельности регионального оператора по  обращению с ТКО на территории Омской области (далее – Соглашение) Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области с ООО «Магнит» (далее также – Региональный оператор) заключено 17.08.2018.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора ООО «Магнит» на территории Омской области установлены в следующих размерах тарифными решениями РЭК Омской области (в редакции, действовавшей на соответствующий период):

 

2019 год*

2020 год**

2021 год**

Приказ от 20.03.2019 № 24/13

Приказ от 31.07.2019 № 109/44

Приказ от 20.12.2019 № 561/86;

Приказ от 18.12.2020 № 535/89

Приказ от 18.12.2020 № 538/89

 

С 01.04.2019 по 31.12.2019

С 01.08.2019 по 31.12.2019

 

 

1-е полугодие

 

 

 

 

Прочие потребители:

 

 

 

 

Руб./куб.м

х

 

х

716,19

Руб./тонн

4344,68

 

3034,44

4800,72

Население:

 

 

 

 

Руб./куб.м

х

 

х

716,19

Руб./тонн

5213,62

 

3034,44

4800,72

2-е полугодие

 

 

 

 

Прочие потребители:

 

 

 

 

Руб./куб.м

х

х

х

1305,24

Руб./тонн

4344,68

3034,44

4800,72

8749,23

Население:

 

 

 

 

Руб./куб.м

х

х

х

1305,24

Руб./тонн

5213,62

3641,33

4800,72

8749,23

*С учетом НДС в отношении потребителей категории «население». Выделяется в целях реализации положений пункта 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая).

** В отношении услуг регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Магнит» с 01.01.2020 на основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) принято решение об освобождении услуг регионального оператора по обращению с ТКО от уплаты НДС.

Тарифными решениями РЭК Омской области на 2020 год устанавливались льготные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для категории потребителей «население».

В настоящее время действуют установленные на период с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года приказом РЭК Омской области от 19.01.2021 № 6/4 льготные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для категории потребителей «население» в следующих размерах:

- 652,10 руб./куб.м – для населения, проживающего в благоустроенных многоквартирных и жилых домах;

- 713,85 руб./куб.м – для населения, проживающего в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка (далее – НВВ) в области обращения с ТКО определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать, в том числе:

- анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

 

- обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически необоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

- расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В силу пункта 22 Правил регулирования № 484 орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы предложенных ею расходов в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16 не подтверждена.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 НВВ регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, включая обработку ТКО, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование ТКО, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание, уборку мест погрузки ТКО, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

В соответствии с пунктами 91 и 95 Методических указаний № 1638/16 на второй и последующие годы действия соглашения при расчете единого тарифа регионального оператора осуществляется индексация собственных расходов регионального оператора, включающих расходы на транспортирование ТКО, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО.

В соответствии с положениями Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16 в составе собственных расходов Регионального оператора учитываются расходы на транспортирование ТКО.

Кроме того, в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16 производится корректировка необходимой валовой выручки на очередной период регулирования в связи с возмещением ранее неучтенных экономически обоснованных расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

ФАС России проведен анализ следующих материалов, представленных Органом регулирования:

 

– Экспертного заключения по рассмотрению РЭК Омской области дела № 09-06/15 по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО от 19.03.2019 (далее – Экспертное заключение на 2019 год);

– Экспертного заключения по рассмотрению РЭК Омской области дела № 09-06/282 по установлению предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2021 год от 16.12.2020 (далее – Экспертное заключение на 2021 год);

– писем РЭК Омской области с дополнительными пояснениями по вопросу установления единых тарифов по услугу регионального оператора по обращению с ТКО (от 03.02.2021 № ИСХ-21/РЭК-396, от 25.01.2021 № ИСХ-21/РЭК-253);

– письма Прокуратуры Омской области от 10.02.2021 № 7/3-25-2021 в адрес ФАС России.

ФАС России в ходе анализа представленных материалов выявлено следующее.

В соответствии с Соглашением ООО «Магнит» в целях обеспечения сбора и транспортирования ТКО вправе привлекать операторов, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по цене, сформированной по результатам торгов в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 (пункт 2.1.14 Соглашения). Кроме того, Соглашением предусмотрено, что Региональный оператор вправе сформировать цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО по результатам торгов в соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил проведения торгов (пункт 2.1.15 Соглашения).

Согласно Экспертному заключению на 2021 год НВВ Регионального оператора при установлении предельного единого тарифа для ООО «Магнит» учтена Органом регулирования в размере 5 669 866,96 тыс. руб.

В составе НВВ расходы Регионального оператора по транспортированию ТКО согласно Экспертному заключению на 2021 год определены РЭК Омской области на основании представленных регулируемой организацией договоров, заключенных в соответствии с результатами соответствующих электронных аукционов. Величина расходов на транспортирование ТКО на 2021 год составляет 4 700 128,22 тыс. руб. (82,9 %), в том числе расходы на транспортирование ТКО до объектов, введенных в эксплуатацию до 01.03.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ), на 2021 год, в размере 731 569,68 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год масса (объем) ТКО на 2021 год принята Органом регулирования в размере 836 884 тонн (5 609 762 куб.м).

Согласно Экспертному заключению на 2019 год при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора для ООО «Магнит» Органом регулирования применен показатель массы ТКО в размере 1 176 184,823 тонн в соответствии с Территориальной схемой. Показатель объема ТКО в расчете Органом регулирования не применялся.

Таким образом, снижение показателя «Масса ТКО» на 2021 год (год i) в сравнении с 2019 годом (год i-2) составило 339 300,823 тонн (1 176 184,823 тонн – 836 884 тонн), или 28,85 %.

Согласно Экспертному заключению на 2021 год Органом регулирования осуществлена корректировка НВВ Регионального оператора в размере 109 251,33 тыс. руб. в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16. При этом в Экспертном заключении на 2021 год отсутствует расчет и анализ указанной корректировки.

В частности, отсутствует анализ Органа регулирования фактических расходов Регионального оператора на транспортирование ТКО 2019 года с учетом выполнения/невыполнения объемов работы по транспортированию ТКО, предусмотренных соответствующими договорами между Региональным оператором и операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, Территориальной схемой.

В Экспертном заключении на 2021 год органом регулирования указано, что фактический размер НВВ ООО «Магнит» в 2019 году по расчету регулируемой организации составил 1 752 165,43 тыс. руб., по расчету РЭК Омской области - 1 602 936,47 тыс. руб., в том числе на транспортирование ТКО - в размере 1 462 547,33 тыс. руб.

Тарифы в отношении регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Магнит» на 2019 год установлены органом регулирования с 01.04.2019.

ФАС России отмечает значительное отклонение фактически осуществленных расходов ООО «Магнит» по итогам 2019 года (год i-2) с учетом начала действия тарифов с 01.04.2019 в сравнении с плановой величиной НВВ на 2019 год (в годовом исчислении 5 110 147,80 тыс. руб., на период установления тарифов в размере 3 832 610,85 тыс. руб. = 5 110 147,80 тыс. руб./12 мес. * 9 мес.), то есть в два раза.

В Экспертном заключении на 2021 год отсутствует должное экономическое обоснование и необходимые расшифровки расчетов и результатов анализа Органом регулирования величины НВВ Регионального оператора 2019 года и на 2021 год для установления единых тарифов ООО «Магнит» на 2021 год (год i), в том числе отсутствует анализ результатов деятельности Регионального оператора за 2019 год (год i-2).

В ФАС России поступила информация от Прокуратуры Омской области (письмо от 10.02.2021 № 7/3-25-2021) о проведении проверки обоснованности расходов ООО «Магнит» на транспортирование ТКО в 2019 году. Согласно указанному письму проведенная проверка показала, что при осуществлении транспортирования ТКО оператор по транспортированию ТКО ЗАО «ЭКОС», с  которым региональным оператором ООО «Магнит» был заключен договор на оказание услуг, в 2019 году в полном объеме не исполнял территориальную схему, в том числе не был обеспечен полный охват населенных пунктов Омской области.

По представленной прокуратурой Омской области информации Омской межрайонной природоохранной прокуратурой от ЗАО «ЭКОС» были истребованы документы, подтверждающие фактическое осуществление затрат, для установления размера понесенных расходов на транспортирование ТКО, в том числе по договорам с субподрядными организациями. При этом запрашиваемые документы ЗАО «ЭКОС» не представлены, в том числе со ссылкой на отсутствие раздельного учета доходов и расходов по субъектам Российской Федерации, в которых осуществляется деятельность организации (Свердловская область, Красноярский край, ХМАО-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Согласно письму Прокуратуры Омской области от 10.02.2021 № 7/3-25-2021 указанная информация направлена в адрес РЭК Омской области.

С учетом вышеизложенного ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести дополнительный анализ экономической обоснованности фактических расходов ООО «Магнит» на транспортирование ТКО за 2019 год (год i-2) с учетом фактических объемов ТКО, вывозимых из населенных пунктов Омской области, на основании обосновывающих документов (включая действующие договоры с организациями-субподрядчиками, непосредственно осуществляющими услугу транспортирования ТКО, документы, подтверждающие фактическую стоимость услуг организаций-исполнителей), отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении согласно пунктов 17 и 18 Правил регулирования № 484.

Также ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования провести дополнительный анализ экономической обоснованности корректировки НВВ Регионального оператора на 2021 год по результатам деятельности за 2019 год, исключив экономически необоснованные расходы, в том числе излишне учтенные органом регулирования экономически необоснованные расходы на транспортирование ТКО 2019 года и 2021 года, из состава НВВ регионального оператора ООО «Магнит» 2021 года, отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в    области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2021 в соответствии с Основами ценообразования № 484, Методическими указаниями № 1638/16 и Правилами регулирования № 484:

1.1. провести анализ фактически осуществленных в 2019 году расходов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит», включая анализ расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, на основании фактических подтверждающих документов, определить экономически необоснованные расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, излишне учтенные при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на 2019 год, отразить расчет и результаты анализа в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

1.2. определить величину корректировки необходимой валовой выручки на 2021 год в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16 по результатам анализа и расчета излишне учтенных расходов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит», включая излишне учтенные расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов 2019 года, проведенного в соответствии с пунктом 1.1 резолютивной части настоящего предписания согласно мотивировочной части настоящего предписания, отразить результаты анализа и соответствующие расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

1.3. определить экономически обоснованную необходимую валовую выручку регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО  «Магнит» на 2021 год, исключив из ее состава экономически необоснованные излишне учтенные расходы, определенные в соответствии с пунктом 1.2 резолютивной части настоящего предписания, и излишне полученные доходы регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в части излишне учтенной величины необходимой валовой выручки 2021 года, отразить результаты указанного расчета в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

1.4. определить экономически обоснованный тариф регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на 2021 год исходя из экономически обоснованной необходимой валовой выручки, определенной согласно пункту 1.3 резолютивной части настоящего предписания, отразив результаты указанного расчета в экспертном заключении.

2. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2021 принять и ввести с действие решение об установлении (пересмотре) предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» с учетом результатов исполнения пункта 1 резолютивной части настоящего предписания.

3. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение пяти рабочих дней со  дня принятия решений, предусмотренных пунктами 1-2 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

протоколов заседаний коллегиального органа, на которых принимались решения во исполнение настоящего предписания;

экспертных заключений по результатам пересмотра предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на территории Омской области, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания, с  приложениями смет (калькуляций) по расчетам необходимой валовой выручки с указанием всех входящих в нее статей затрат, и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel, а также иных имеющихся расчетов в   формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки регулируемой организации;

решения о пересмотре предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Магнит» на территории Омской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Омской области
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418