Определение №10/94516/19 Определение о возбуждении дела об административном правонару... от 29 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела об административном

правонарушении 10/04/14.31-30/2019

и проведении административного расследования

 

29.10.2019                                                            г. Москва


 

Я, <...>, рассмотрев решение ФАС России от 02.10.2019 № 10/86143/19 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 10/01/10-1/2019, в отношении АО «Федеральная пассажирская компания» <...> (далее — АО «ФПК»), в соответствии с частью 1.2 статьи 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия ФАС России) рассмотрев дело № 10/01/10-1/2019, вынесла решение от 02.10.2019
№ 10/86143/19
(далее — Решение), которым признала АО «ФПК» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Указанное нарушение выразилось в установлении АО «ФПК» монопольно высокой цены на услуги теплоснабжения конечного потребителя ООО «Риквэст-Сервис» тепловой энергией в виде пара.

Комиссия ФАС России установила следующее.

Восточно-Сибирский филиал - пассажирское вагонное депо Иркутск письмом от 13.12.2018 № ИСХ-10041/ФПКФ В-СИБ (далее - Письмо), направил ООО «Риквэст-Сервис» уведомление о том, что с 01.01.2019 цена на тепловую энергию в виде пара составит 6 317,40 руб. за 1 Гкал (без НДС).

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ/ЕГРИП Восточно-Сибирский филиал - пассажирское вагонное депо Иркутск является филиалом АО «ФПК» (ИНН 7708709686).

Комиссия ФАС России установила, что АО «ФПК» владеет источником тепловой энергии и поставляет через присоединенные сети к теплопотребляющим установкам ООО «Риквэст-Сервис», технологически соединенные с таким источником тепловой энергии, тепловую энергию в виде пара.

Заявитель является предприятием, оказывающим услуги по обработке постельного белья и съемного мягкого инвентаря. В производстве для технологического процесса ООО «Риквэст-Сервис» использует исключительно пар.

В рамках рассмотрения дела, Комиссия ФАС России установила, что АО «ФПК» оказывает услуги по поставке тепловой энергией в виде пара ООО «Риквэст-Сервис» с 2009 года. Последний договор, заключенный между АО «ФПК» и ООО «Риквэст-Сервис» на отпуск тепловой энергии в виде пара по установленным государством тарифам, датируется 19.01.2018 за № 15-18/Ф(ВСИБ).

Основной функцией мазутной котельной АО «ФПК» является обеспечение тепловой энергией в виде пара технологических процессов предприятия. Для осуществления именно этой функции создавалась транспортирующая сеть (котельная цеха на территории предприятия). Дополнительно поставка пара производится ООО «Риквэст-Сервис». Оказание данной услуги стало возможным по причине того, что ранее стирка белья выполнялась АО «ФПК» (в настоящее время данный вид услуг оказывает ООО «Риквэст-Сервис»). После передачи технологического процесса в аутсорсинг, технические возможности поставки пара для стирки белья остались. Никаким иным организациям оказание услуг поставки тепловой энергии в виде пара не планируется и технически невыполнимо, в связи с чем, иные договоры оказания услуг поставки пара отсутствуют (письмо АО «ФПК» от 01.02.2019 № 62/ВСФЮ).

Альтернативные источники тепловой энергии в виде пара в границах присоединенных сетей отсутствуют.

До 01.01.2019 цена на услуги теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, поставляемой Восточно-Сибирским филиалом - пассажирское вагонное депо Иркутск ООО «Риквэст-Сервис» подлежала государственному регулированию. По состоянию на 31.12.2018 тариф, утвержденный Службой по тарифам Иркутской области для Восточно- Сибирского филиала - пассажирское вагонное депо Иркутск, составлял – 2 101,20 руб. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Службы по тарифам Иркутской области от 18.09.2017 № 227-спр «О внесении изменений в отдельные приказы службы по тарифам Иркутской области» (далее — Приказ № 227-спр)).

В соответствии с частью 2.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов соответственно), определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, в том числе:

1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;

2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.

Согласно пункту 5(5) Основ ценообразования, с 01.01.2019 указанные цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.

На основании вышеизложенного, долгосрочные тарифы на тепловую энергию, установленные для Восточно - Сибирского филиала - пассажирское вагонное депо Иркутск приказом Службы по тарифам Иркутской области от 16.11.2018 № 293-спр с 01.01.2019, были признаны утратившими силу.

АО «ФПК» письмом от 13.12.2018 № ИСХ-10041/ФПКФ В-СИБ был самостоятельно пересмотрен тариф на тепловую энергию и установлена цена, предусмотренная расчетом стоимости тепловой энергии (1 Гкал пара) для структурного предприятия на 2019 г., утвержденным начальником АО «ФПК» Д.И. Жария, в размере 6 317,40 руб. за 1 Гкал (без НДС).

На основании статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Цена, предусмотренная расчетом стоимости тепловой энергии (1 Гкал пара) для структурного предприятия на 2019 г., утвержденным начальником АО «ФПК» Д.И. Жария, в размере 6 317,40 руб. за 1 Гкал (без НДС), и направленная Письмом ООО «Риквэст-Сервис», на 300,66 % превышает цену за аналогичную услугу, в предыдущем календарном году.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Учитывая, что тепловая энергия в виде пара не является взаимозаменяемым товаром по отношению к иным видам тепловой энергии, а также то, что альтернативные источники тепловой энергии в виде пара в границах присоединенных сетей отсутствуют, АО «ФПК» является единственным производителем тепловой энергии в виде пара в границах присоединенной сети, следовательно АО «ФПК» занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии в виде пара (занимает 100 % доли рынка) в границах присоединенной сети.

На сновании вышеизложенного, ФАС России издан приказ от 22.03.2019 № 357/19 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «ФПК» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в установлении монопольно высокой цены на услуги теплоснабжения тепловой энергией в виде пара для потребителя ООО «Риквэст-Сервис».

В соответствии с разъяснениями Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденными протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2 (далее - разъяснения) используется метод сопоставимых рынков для определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции сопоставимые товарные рынки по оказанию услуги теплоснабжения тепловой энергии в виде пара, находящихся в условиях конкуренции, отсутствуют.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к заключению об отсутствии возможности определить сопоставимые товарные рынки.

Согласно разъяснениям, при отсутствии сопоставимого товарного рынка для определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара используется затратный метод.

В целях рассмотрения дела Комиссия ФАС России были запрошены документы у АО «ФПК», обосновывающие повышение цены на услугу теплоснабжения тепловой энергией в виде пара на 2019 год, поставляемую для ООО «Риквэст-Сервис».

АО «ФПК» в адрес ФАС России направлен расчет стоимости тепловой энергии (1 Гкал пара) для структурного предприятия на 2019 год, где основными статьями затрат являются затраты на топливо (мазут) и накладные расходы.

 

п/п

Наименование затрат

Ед. изм.

Норма

Цена, руб.

Сумма, руб.

1

Затраты на оплату труда

руб.

 

 

253,44

2

Отчисления на соц.нужды

руб.

30,40%

 

77,04

3

Материалы

руб.

 

 

6,75

 

соль поваренная

кг

0,4450

15,17

6,75

4

Топливо

руб.

 

 

3 953,26

 

мазут

т.

0,1403

28 174,20

3 953,26

5

ПМЗ

руб.

 

 

27,62

 

холодная вода

м3

2,00

13,81

27,62

 

Итого:

руб.

 

 

4 318,11

6

Накладные

руб.

33%

 

1 424,98

 

Итого:

руб.

 

 

5 743,09

7

Рентабельность

руб.

10%

 

574,31

 

Итого:

руб.

 

 

6 317,40

 

НДС

руб.

20%

 

1 263,48

 

Всего:

руб.

 

 

7 580,87

 

Таблица 1. Расчет стоимости тепловой энергии (1 Гкал пара) для структурного предприятия на 2019 год (далее — калькуляция).

 

По состоянию на 31.12.2018 тариф, утвержденный Службой по тарифам Иркутской области для Восточно - Сибирского филиала - пассажирское вагонное депо Иркутск, составлял – 2 101,20 руб. за 1 Гкал (без НДС) (Приказ № 227-спр). С учетом вышеизложенного рост цены на услугу тепловой энергией (мощностью) в виде пара в 2019 году по отношению к 2018 году составил 300,66 %.

Согласно письму АО «ФПК» от 13.12.2018 № ИСХ-10041/ФПКФ В-СИБ повышение цены на тепловую энергию в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис» произошло вследствие увеличения закупочной стоимости топочного мазута.

Так, цена на топочный мазут в калькуляции для ООО «Риквэст-Сервис» рассчитана с учетом коэффициента 1,25 (25 %), поскольку, согласно письму Росжелдорснаб № 10179 от 03.09.2018, направленному в адрес АО «ФПК», прогнозный индекс роста по отношению к среднесетевой цене 2018 года на топочный мазут М-100 составит 125,0 %.

Согласно Методике планирования расхода топлива на нетяговые нужды и тепловой энергии в ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» № 1507р от 15.08.2007 (в ред. Распоряжения ОАО «РЖД» от 08.07.2008 № 1436р), норма расхода топлива на выработку 1 Гкал составляет 0,140315 т/1Гкал.

Расчет цены топлива АО «ФПК» в калькуляции для ООО «Риквест-Сервис»: 22 539,59 (руб/т)* 0,140315 (т/1Гкал)*1,25 = 3 953,3 руб/1Гкал;

(где 22 539,59 (руб/т) — фактическая стоимость 1 тонны мазута по состоянию на ноябрь 2018 года).

Комиссией ФАС России были проанализированы индексы — дефляторы, определяющие изменение цен на товары и услуги.

Так, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, прогноз индекса дефлятора на производство нефтепродуктов в 2019 году составил 3,3 %. Необходимо отметить, что прогнозный  индекс составляющий 25 %, предложенный для расчета цены на топливо для ООО «Риквэст-Сервис» на основании письма Росжелдорснаб в ходе рассмотрения дела АО «ФПК» обоснован не был.

Таким образом, учитывая, что прогноз индекса дефлятора на производство нефтепродуктов в 2019 году по отношению к 2018 году составил  всего 3,3 %, а не 25 %, то цена топлива в расчете тепловой энергии (1 Гкал пара) в 2019 году для ООО «Риквэст-Сервис» была существенно завышена.

Также в ходе рассмотрения дела Комиссией ФАС России были проанализированы следующие статьи затрат, которые были заложены в калькуляцию для ООО «Риквэст-Сервис» на 2019 год: накладные расходы, затраты на водоснабжение и отчисления на социальные нужды.

В соответствии с информацией, представленной АО «ФПК» в рамках рассмотрения дела, накладные расходы АО «ФПК» составляют 33 %. На данную статью распределяются все общие и общехозяйственные расходы, а также расходы на содержание аппарата управления. При этом к накладным расходам относится деятельность по всему филиалу АО «ФПК».

К накладным расходам также относятся расходы на фонд оплаты труда, отчисления на социальные нужды, материалы, топливо, предварительный осмотр и медицинское освидетельствование работников железнодорожного транспорта, изобретательство и рационализация, командировки персонала аппарата управления и т.д.

Группа получателей накладных расходов состоит из групп входящих в филиал структурных подразделений, в том числе: - база отдыха Родники; - группа заказов Северо-Западная; - группа заказов пассажирского вагонного депо СПБ- Москва (далее — группа получателей).

Следует отметить, что в представленных материалах АО «ФПК» отсутствуют основания отнесения накладных расходов группы получателей и деятельности всего филиала АО «ФПК» к производству тепловой энергии, поставляемой для ООО «Риквест-Сервис».

Таким образом, АО «ФПК» в рамках рассмотрения дела не подтвердило обоснованность включения накладных расходов в указанном объеме при формировании цены на рассматриваемую услугу.

Для установления процента накладных расходов был проанализирован период с 2016 года по октябрь 2018 года. Фактический процент накладных расходов в представленном обосновании АО «ФПК» сложился следующим образом:

2016 год — 35,5 %;

2017 год — 36,36 %;

10 месяцев 2018 года — 33,00 %.

Фактические накладные расходы за 2018 год составили 32,93% на все прямые расходы.

На основании представленных данных АО «ФПК», наблюдается снижение накладных расходов с 2016 года по 2018 год.

Таким образом, в рамках рассмотрения дела АО «ФПК» не представило обоснование применения накладных расходов в размере 33 % при установлении цены на тепловую энергию в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис».

В ходе рассмотрения дела Комиссией ФАС России были проанализированы отчисления на социальные нужды.

Согласно представленной информации АО «ФПК» в калькуляции для ООО «Риквэст-Сервис» отчисления на социальные нужды составляют - 30,4 %. Согласно Приказу № 227-спр при формировании тарифа на тепловую энергию в виде пара для АО «ФПК» отчисления на социальные нужды АО «ФПК» в 2018 году составляли 30,2 %.

По информации, представленной АО «ФПК», 30,4 % начислены в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе: - 22 % ПФР, -2,9 % ФСС, - 5,1 % ФФОМС, а также 0,4 % - обязательное страхование от несчастных случаев.

АО «ФПК» обосновывает затраты на обязательное страхование от несчастных случаев в размере 0,4 %, прикладывая уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в соответствии с видом деятельности – деятельность магистрального пассажирского железнодорожного транспорта (класс 3).

Таким образом, процент отчислений на социальные нужды АО «ФПК» в 2019 году выше на 0,2 % по сравнению с 2018 годом и является несущественным, что в свою очередь не обосновывает завышение цены в 3 раза, предложенной в 2019 году на тепловую энергию в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис».

При анализе затрат на холодное водоснабжение, Комиссией ФАС России выявлено, что расчет расхода по холодной воде АО «ФПК» произведен исходя из норм водопотребления и водоотведения в технологических процессах отрасли ОН 016-01124328-2000, утвержденных Заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации В.М. Мироновым 14.10.2000, и составляет 2 м3 на 1 Гкал пара.

Следует отметить, что статьёй 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлены регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения.

Таким образом, для расчета затрат по холодной воде необходимо применять соответствующие тарифные решения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Следует отметить, что исходя из постановления № 031-05-1515/7 от 20.12.2017 Службы по тарифам Иркутской области (далее - Постановление № 031-05-1515/7) и постановления администрации г. Иркутска от 20.12.2018 № 031-06-1156/8 «О долгосрочных тарифах на питьевую воду и водоотведение для потребителей муниципального унитарного предприятия «Водоканал» г. Иркутска» (далее - Постановление № 031-06-1156/8), тариф на питьевую воду в период 2018 - 2019 года составлял (- ет):

 

Постановление

Период действия

Тариф (руб/м3)

Постановление № 031-05-1515/7

с 01.01.2018 по 30.06.2018

13,81

с 01.07.2018 по 31.12.2018

13,48

Постановление № 031-06-1156/8

с 01.01.2019 по 30.06.2019

13,48

с 01.07.2019 по 31.12.2019

13,03

 

Таблица 2. тариф на питьевую воду в период 2018 - 2019 года согласно Постановления № 031-05-1515/7 и Постановления № 031-06-1156/8 соответственно.

 

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о фактическом снижении тарифа на холодную воду в 2019 году по отношению к 2018.

Для расчета затрат по холодной воде, учитываемых в цене на тепловую энергию в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис», АО «ФПК» применили тариф на питьевую воду второго полугодия 2018 года, согласно Постановлению № 031-05-1515/7 в размере 13,48 руб/м3, с учетом изменения тарифа со второго полугодия 2019 года в размере индекса потребительских цен (4,6% - согласно сценарным условиям в части индексов цен на 2019 год по телеграмме ОАО «РЖД» № 18184 от 25.09.2018).

Таким образом, расчет затрат АО «ФПК» по холодной воде в калькуляции для ООО «Риквэст-Сервис» в 2019 году:

(13,48(руб/м3)*2(м3/1Гкал)+13,48(руб/м3)*1,046*2(м3/1Гкал))/2=27,6руб/1Гкал;

В свою очередь, расчет затрат по холодной воде в 2018 году: (13,48(руб/м3)*2(м3/1Гкал)+13,81(руб/м3)*2(м3/1Гкал))=27,29 руб/1Гкал.

Принимая во внимание данные, указанные в таблице 2, применение индекса потребительских цен в размере 4,6% - согласно сценарным условиям в части индексов цен на 2019 год по телеграмме ОАО «РЖД» № 18184 от 25.09.2018, в калькуляции для ООО «Риквест-Сервис» является необоснованным.

С учетом вышеизложенного, рост затрат на холодное водоснабжение в 2019 году (27,6 руб/Гкал), предложенный АО «ФПК»  по отношению к затратам на холодное водоснабжение в 2018 году (27,29 руб/Гкал) незначителен, и составляет 0,31 руб/Гкал и является несущественным, что в свою очередь не обосновывает увеличения цены в 3 раза, установленной в 2019 году на тепловую энергию в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис».

Согласно представленной информации АО «ФПК» объем выработки тепловой энергии в виде пара, котельной АО «ФПК» за период 2016-2018 год составляет:

 

Период

Выработка (Гкал)

2016 год

18 273,67

2017 год

18 220,75

10 месяцев 2018 года

14 869,25

10 месяцев 2018 года, а также прогнозных данных ноября и декабря 2018 года

18 429,00

 

Таблица 3. Выработка тепловой энергии в виде пара, котельной АО «ФПК» за период 2016-2018 год.

 

Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о неизменности объема выработки тепловой энергии в виде пара, котельной АО «ФПК» за период 2016-2018 года.

Таким образом, в период за 2016-2018 гг. не поменялся состав продавцов и покупателей, а также объем оказываемой услуги.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара. Так, согласно данной норме монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее — Постановление № 30), исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также исходя из буквального толкования положений Постановления № 30 антимонопольному органу в рамках рассмотрения дела необходимо определить, были ли действия субъекта, занимающего доминирующие положение, совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо им налагаются на контрагентов неразумные ограничения либо ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

На основании проведенного анализа расходов АО «ФПК», которые учитываются при формировании цены услуги теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара, Комиссия пришла к выводу, что, затраты, на производство в 2019 году, несущественно превышают затраты на аналогичную услугу в предыдущем периоде, а цена не сопоставима (в разы выше) цены, установленной органом регулирования на 2018 год, при неизменности условий обращения услуги (теплоноситель в виде пара), а именно:

а) при неизменности объема выработки тепловой энергии в виде пара;

б) при неизменности состава продавцов и покупателей товара;

в) при неизменности общей конъюнктуры рынка.

Кроме того, географические границы и климатические условия, а также расположение котельной и сетей, используемых для выработки тепловой энергии в виде пара АО «ФПК» для ООО «Риквэст-Сервис» также остались неизменными.

Следовательно, рост цен на услуги теплоснабжения конечного потребителя тепловой энергией в виде пара не соответствует росту расходов, необходимых для производства данной продукции.

Из указанного следует, что цена, предусмотренная Письмом на 2019 год и определенная расчетом, утвержденным начальником АО «ФПК» Д.И. Жария, на тепловую энергию в виде пара для ООО «Риквэст-Сервис» по цене –
6 317,40 руб. за 1 Гкал (без НДС), превышающая в 3 раза цену 2018 года (2 101,20 руб. за 1 Гкал (без НДС) согласно Приказа № 227-спр), является необоснованной.

Необходимо отметить, что материалы, представленные в рамках рассмотрения дела АО «ФПК», не подтверждают рост затрат на производство тепловой энергии в виде пара на 300,66 %, более того, письмом от 26.12.2016 № 502 АО «ФПК» направило в адрес ООО «Риквэст-Сервис» на рассмотрение договор, в котором расчет стоимости тепловой энергии (1 Гкал пара) составлял 4 305,64 руб. без НДС, что ниже изначально предложенной цены в Письме.

Учитывая изложенное, действия АО «ФПК» по установлению монопольно высокой цены в размере 6 317,40 руб. за 1 Гкал (без НДС) услуги теплоснабжения конечного потребителя ООО «Риквэст-Сервис» тепловой энергией в виде пара в 2019 году, указанной в расчете стоимости тепловой энергии (1 Гкал пара) для структурного предприятия на 2019 г., утвержденного начальником АО «ФПК» Д.И. Жария, в размере 6 317,40 руб. за 1 Гкал направленной Письмом, содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При этом в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления № 30, поскольку запрет на нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования прямо поименован в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления предусмотренных данной статьей негативных последствий презюмируется и не требует доказывания антимонопольным органом.

С учетом изложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия АО «ФПК» по установлению монопольно высокой цены услуги теплоснабжения тепловой энергией в виде пара, путем утверждения расчета стоимости тепловой энергии (1 Гкал пара) на 2019 г. в размере 6 317,40 руб. за 1 Гкал (без НДС) и направления Письма о пересмотре цены в адрес ООО «Риквэст-Сервис», являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу части 2 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, ФАС России в отношении АО «ФПК» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении АО «ФПК» монопольно высокой цены услуги теплоснабжения конечного потребителя ООО «Риквэст-Сервис» тепловой энергией в виде пара, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

Указанные материалы и данные являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.Возбудить дело об административном правонарушении по признакам нарушения части 2 статьи 14.31 КоАП в отношении АО «ФПК» (ИНН 7708709686, КПП 770801001, ОГРН 1097746772738, ул. Маши Порываевой,
д. 34, г. Москва, 107078)
.

2. Провести административное расследование по месту выявления административного правонарушения – в ФАС России по адресу: 125993,
г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11.

3. В соответствии со статьей 26.10 КоАП АО «ФПК» надлежит в трехдневный срок со дня получения настоящего определения представить в адрес ФАС России следующие сведения (документы и материалы), заверенные надлежащим образом:

- документы, подтверждающие финансовое положение (в том числе копию отчета о прибылях и убытках за 2017 и 2018 года),

- выручку от реализации тепловой энергии в виде пара Восточно-Сибирского филиала - пассажирского вагонного депо Иркутск и АО «ФПК за 2017 и 2018 года,

- информацию об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность,

- письменную позицию и иные имеющиеся сведения, о причинах и условиях, способствовавших совершению административного правонарушения.

4. Законному представителю АО «ФПК» надлежит явиться 15.11.2019 в 10 часов 00 минут по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. 209 «КУБ» для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении либо направить защитника с надлежащим образом оформленными полномочиями на участие в административном производстве по делу № 10/01/10-1/2019, со всеми правами, предусмотренными статьей 25.5 КоАП.

Неявка в указанный срок будет расценена как отказ от подписания протокола об административном правонарушении.

Умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет административную ответственность согласно статье 17.7 КоАП.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, присутствовать при рассмотрении дела, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП, в том числе выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство по делу.

На основании части 4 статьи 25.5 КоАП защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России информацию о представителях необходимо сообщить за 1 день до рассмотрения дела (vvsemina@fas.gov.ru )

Связанные организации

АО "ФПК"
ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738
АО «Федеральная пассажирская компания»
ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738