Предписание №СП/105263/20 Предписание Государственному комитету энергетики и тарифного... от 1 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы <...>, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «АЭРОСИТИ-2000» на территории Республики Хакасия на 2020-2022 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания № 1638/16).

Статьей 6 Закона № 89-ФЗ установление тарифов в области обращения с ТКО отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия в  сфере тарифного регулирования является Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее – Госкомитет, Орган регулирования).

ФАС России установлено, что предельные единые тарифы на услуги регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000» на территории Республики Хакасия на 2020 год установлены приказом Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от  18.12.2019 № 94-к в разрезе пяти территориальных зон в следующих размерах (без изменения с 01.07.2020):

по территориальной зоне № 1 – 764,92 руб./куб. м;

по территориальной зоне № 2 – 272,19 руб./куб. м;

по территориальной зоне № 3 – 673,95 руб./куб. м;

по территориальной зоне № 4 – 620,60 руб./куб. м;

по территориальной зоне № 5 – 480,17 руб./куб. м;

В отношении услуг регионального оператора по обращению с ТКО на  территории Республики Хакасия ООО «АЭРОСИТИ-2000» на основании подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового Кодекса Российской Федерации с 01.01.2020 принято решение об освобождении указанных услуг от уплаты НДС.

ФАС России проведен анализ следующих материалов, представленных Органом регулирования:

– протокол № 91 заседания Правления Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 18.12.2019 по вопросу установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «АЭРОСИТИ-2000» на 2020-2022 годы по  территориальным зонам;

– экспертное заключение по делу № ТКО-93/20 от 30.11.2019 об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «АЭРОСИТИ-2000» по территориальным зонам Республики Хакасия на 2020-2022 годы (далее – Экспертное заключение).

ФАС России в ходе анализа представленных материалов выявлено следующее.

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 06.12.2019 № 010-1829-пр (далее – территориальная схема), на территории данного субъекта Российской Федерации определено пять зон деятельности регионального оператора по обращению с ТКО.

Статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории всех пяти зон Республики Хакасия наделено ООО «АЭРОСИТИ-2000» (далее также – регулируемая организация).

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы ТКО. Расчетный объем и (или) масса ТКО определяются в соответствии с методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов – исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления ТКО.

Согласно Экспертному заключению объемы ТКО при расчете единых тарифов на услугу регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000» на 2020 год долгосрочного периода 2020-2022 годы принят Органом регулирования в соответствии с территориальной схемой:

территориальная зона № 1 – 98,50 тыс. куб. м;

территориальная зона № 2 – 633,91 тыс. куб. м;

территориальная зона № 3 – 74,77 тыс. куб. м;

территориальная зона № 4 – 156,00 тыс. куб. м;

территориальная зона № 5 – 56,99 тыс. куб. м;

всего по Республике Хакасия – 1020,17 тыс. куб. м.

Необходимая валовая выручка регионального оператора на 2020 год составила:

территориальная зона № 1 – 75 345,97 тыс. руб.;

территориальная зона № 2 – 172 542,60 тыс. руб.;

территориальная зона № 3 – 50 392,90 тыс. руб.;

территориальная зона № 4 – 96 815,07 тыс. руб.;

территориальная зона № 5 – 27 364,53 тыс. руб.;

всего по Республике Хакасия – 426 429,23 тыс. руб.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с  отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 3 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 №  1133 (далее – Правила проведения торгов № 1133), цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в  следующих случаях: а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации; б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее – соглашение).

Таким образом, Правила проведения торгов № 1133 регламентируют порядок проведения торгов, цена по которым при заключении договоров между региональным оператором и операторами по транспортированию ТКО в  последствии подлежит анализу со стороны органа регулирования на предмет экономической обоснованности складывающихся затрат.

При тарифном регулировании в сфере обращения с ТКО необходимо в первую очередь руководствоваться методологическим подходом нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих оценку экономической обоснованности соответствующих расходов.

В силу Правил регулирования № 484 уполномоченный орган тарифного регулирования обязан проводить экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на  транспортирование ТКО формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование ТКО, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование ТКО, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в  отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

С учетом вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации регулируемая организация обязана предоставить в подтверждение расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе расходов на  транспортирование ТКО, приложение экономического обоснования исходных данных.

В этой связи при рассмотрении предложения регионального оператора об установлении единого тарифа орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов проводит в соответствии с пунктами 17, 18, 22 Правил регулирования № 484, пунктами 12 и 14 Основ ценообразования № 484 и пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 экспертизу представленных в составе предложения документов и материалов, в том числе анализирует ранее действовавшие цены на услуги по транспортированию ТКО на территории данного субъекта Российской Федерации, а также проводит сравнительный анализ со стоимостью услуг других организаций, осуществляющих аналогичную деятельность в данной сфере в сопоставимых условиях, в  целях недопущения учета расходов, связанных с приобретением регулируемой организацией товаров по завышенным ценам и в завышенных объемах.

С учетом указанных положений конкурсная процедура выбора организаций, осуществляющих транспортирование ТКО, предусмотренная Правилами проведения торгов № 1133, направлена на установление цены указанных услуг на экономически обоснованном уровне в условиях конкурентного рынка.

С учетом этого цены на транспортирование ТКО, сформированные по  результатам состоявшихся торгов, используются в качестве значений расходов при формировании необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с ТКО.

При этом впоследствии стоимость расходов по транспортированию ТКО по заключенным по результатам конкурсных процедур договорам между региональным оператором и операторами по транспортированию ТКО подлежит анализу со стороны органа регулирования на предмет выявления причин отклонения стоимости транспортирования ТКО, принятой в составе необходимой валовой выручки регионального оператора 2019 года исходя из цены, сложившейся по результатам проведения конкурсных процедур, от фактической стоимости, сложившейся в 2019 году в рамках осуществления деятельности по транспортированию ТКО, в том числе в рамках изменения параметров территориальной схемы, изменения объемных показателей.

Вместе с тем, если по итогам проведения конкурсных процедур торги были признаны несостоявшимися и тем самым не способствовали установлению цены на транспортирование ТКО на экономически обоснованном уровне, расходы на  транспортирование подлежат дополнительному анализу со стороны органов тарифного регулирования при установлении тарифа на услугу регионального оператора.

Таким образом, расходы регионального оператора на транспортирование ТКО на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами определяются на экономически обоснованном уровне путем прохождения соответствующих конкурсных процедур или по итогам проведения экспертизы расходов уполномоченным органом тарифного регулирования.

В целях расчета предельного единого тарифа регионального оператора на  второй и последующие годы действия соглашения применяются положения пунктов 91, 92 и 95 Методических указаний № 1638/16.

В отношении регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия ООО «АЭРОСИТИ-2000» при установлении единых тарифов по зонам деятельности на 2019 год органом регулирования в качестве экономически обоснованных собственных расходов были приняты соответствующие расходы в размере, указанном в конкурсной заявке регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000» на основании пункта 94 Методических указаний № 1638/16.

В силу пункта 94 Методических указаний № 1638/16 (в редакции, актуальной на дату установления соответствующих тарифов в отношении ООО «АЭРОСИТИ-2000» на 2019 год) единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на первый год действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами i0 устанавливается по формуле (42) пункта 85 Методических указаний № 1638/16, где величина определена в конкурсной заявке регионального оператора, а величины , НадбОj, , определены в составе конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1638/16 расчет предельного единого тарифа регионального оператора на второй и последующие годы действия соглашения осуществляется по формулам, определенным в пункте 85 Методических указаний № 1638/16 с особенностями определения расходов, предусмотренными в пунктах 91 и 92 Методических указаний № 1638/16. В частности, осуществляется индексация собственных расходов регионального оператора, определенных на  первый год.

В соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 в составе собственных расходов регионального оператора учитываются, в том числе расходы на транспортирование ТКО.

В силу пункта 91 Методических указаний № 1638/16 корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

Соответственно, при изменении схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год согласно территориальной схеме рассчитывается корректировка расходов на транспортирование ТКО (формулы (49)-(50)).

 

Согласно Экспертному заключению расчет единых тарифов на услугу регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000» на 2020 год осуществлен Органом регулирования в соответствии с параметрами территориальной схемы обращения с отходами Республики Хакасия, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 01.12.2019 № 010-1829-пр.

Ранее действующей, в том числе в период 2019 года, являлась территориальная схема, утвержденная приказом Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия от 26.09.2016 № 010-849-ПР.

Экспертное заключение Органа регулирования не содержит расчета корректировки расходов на транспортирование ТКО на 2020 год в связи с  изменением схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год, предусмотренных территориальной схемой, утвержденной в 2019 году в сравнении с ранее действовавшей схемой.

В соответствии с Экспертным заключением расходы на транспортирование ТКО на 2020 год определены Органом регулирования на основе представленных региональным оператором договоров по транспортированию ТКО, фактических данных за 9 месяцев 2019 года, расчетов на вывоз ТКО собственными транспортными средствами регионального оператора.

Таким образом, расчет расходов на транспортирование ТКО на 2020 год, произведенный органом регулирования, не соответствует пункту 91 Методических указаний № 1638/16 в части определения показателя в 2020 году по отношению к 2019 году, и пункта 17 Правил регулирования № 484 в части проведения экспертизы корректности определения параметров расчета тарифов и отражения ее результатов в экспертном заключении органа регулирования.

Приказом от 18.12.2019 № 94-к единые тарифы для ООО «АЭРОСИТИ-2000» на 2021 и 2022 год установлены в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 исходя из рассчитанной необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 год и с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, разработанного Министерство экономического развития Российской Федерации и одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 19.09.2019.

В связи с вышеизложенным расчет единых предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия ООО «АЭРОСИТИ-2000» в разрезе территориальных зон 1–5 на 2020-2022 гг. осуществлен Госкомитетом без учета вышеприведенных положений Методических указаний № 1638/16.

Кроме того, ФАС России в отношении Госкомитета было выдано предписание от 20.02.2020 № СП/12793/20 об устранении нарушений порядка ценообразования в сфере обращения с ТКО при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «АЭРОСИТИ-2000» на 2019 год.

 

Во исполнение указанного предписания приказом Госкомитета от 28.04.2020 № 13-к внесены изменения в соответствующие тарифы ООО «АЭРОСИТИ-2000» на 2020 год, утвержденные приказом Госкомитета от 18.12.2019 № 94-к.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2020 отменить с 01.01.2021 единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «АЭРОСИТИ-2000» на территории Республики Хакасия, установленные по территориальным зонам на 2020-2022 гг. приказами Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от  18.12.2019 № 94-к, от 28.04.2020 № 13-к.

2. Органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2020 осуществить расчет и установить с 01.01.2021 единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с   твердыми коммунальными отходами ООО «АЭРОСИТИ-2000» на территории Республики Хакасия по территориальным зонам в соответствии с положениями Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16.

3. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение пяти рабочих дней со   дня принятия решений, предусмотренных пунктом 3 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

протоколов заседаний коллегиального органа, на котором принималось решение во исполнение настоящего предписания;

экспертных заключений по результатам установления предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «АЭРОСИТИ-2000» на территории Республики Хакасия с 01.01.2021, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания, с приложениями смет (калькуляций) по расчетам необходимой валовой выручки с указанием всех входящих в нее статей затрат, и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel, а также иных имеющихся расчетов в формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании необходимой валовой выручки регулируемой организации;

решений об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «АЭРОСИТИ-2000» на территории Республики Хакасия.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия
ИНН 1901141640, ОГРН 1191901002391