Предписание №СП/60455/21 Предписание Министерству тарифного регулирования и энергетик... от 20 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края

 

Куйбышева ул., д. 14,

Пермь г., 614015

 

info@mtre.permkrai.ru

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья», проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 05.02.2021 № 80/21, Акт проверки ФАС России от 10.03.2021 № 10/21), а также материалы, связанные с установлением (корректировкой) Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края долгосрочных тарифов на водоотведение для ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» в период 2018-2021 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон № 416).

Порядок формирования тарифов установлен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Основы ценообразования № 406).

Порядок представления регулируемой организацией в орган регулирования предложения об установлении цен (тарифов), состоящего из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов, обосновывающих расходы, установлен разделом IV Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее — Правила регулирования № 406).

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от из плановых значений.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю;

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э (далее — Методические указания № 1746-э) доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод не учитываются при расчете необходимой валовой выручки в случае, если они направляются целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного водному объекту, и финансирование мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы водоотведения.

При этом доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они направляются целевым образом на финансирование мероприятий инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования № 406 экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Статьей 5 Закона № 416 установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края в сфере тарифного регулирования в настоящее время является Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее также — Министерство, Орган регулирования).

 

Постановлением администрации города Перми от 24.07.2013 № 604 «Об определении гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения на территории города Перми» также определены зоны деятельности ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (далее — ООО «Новогор-Прикамье») как гарантирующей организации на территории города Перми.

Тарифы на водоотведение для ООО «Новогор-Прикамье» в период 2018-2021  гг. установлены следующими решениями уполномоченных органов регулирования:

1) в отношении Пермского городского округа:

постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 № 304-в (установление тарифов);

постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 400-в (корректировка тарифов на 2019 год);

постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2019 № 405-в (корректировка тарифов на 2020 год);

постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 19.12.2020 № 350-в (корректировка тарифов на 2021 год);

2) в отношении потребителей, присоединенных к насосной станции 2-ого подъема Чусовских очистных сооружений:

постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2017 № 404-в (установление тарифов);

постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.12.2018 № 401-в (корректировка тарифов на 2019 год);

постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 19.12.2019 № 352-в (корректировка тарифов на 2020 год);

постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 19.12.2020 № 351-в (корректировка тарифов на 2021 год).

ФАС России проведен анализ следующих представленных Министерством материалов:

- копии приказов органов регулирования об установлении тарифов на водоотведение для ООО «Новогор-Прикамье» в период 2018-2021 гг.;

- копии экспертных заключений органов регулирования об установлении тарифов на водоотведение для ООО «Новогор-Прикамье» за период 2018-2020 гг.;

- материалы тарифных дел по установлению тарифов на водоотведение для ООО «Новогор-Прикамье» в период 2018-2020 гг.

Исходя из данных, отраженных в экспертных заключениях Региональной службы по тарифам Пермского края по установлению (корректировке) тарифов для ООО «Новогор-Прикамье» в период 2018-2019 гг. и экспертных заключениях Министерства по установлению (корректировке) тарифов для ООО «Новогор-Прикамье» в период 2020-2021 гг., ФАС России установлено следующее.

 

В экспертных заключениях органов регулирования по расчету тарифов на водоотведение для ООО «Новогор-Прикамье» в период 2018-2021 гг. (установление, корректировка тарифов) не содержится информации о наличии или отсутствии у ООО «Новогор-Прикамье» доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод в период 2018-2019 гг.

Как следствие, в указанных экспертных заключениях органов регулирования отсутствует анализ и вывод органа регулирования в отношении указанных доходов и их целевого использования/отсутствия целевого использования с учетом требований пункта 14 Методических указаний № 1746-э и подпункта «д» пункта 26 Правил регулирования № 406.

Вместе с тем ООО «Новогор-Прикамье» в рамках проверочных мероприятий в ФАС России представлена следующая информация (актуальная на период проведения проверки):

1) о доходах от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в размере:

в 2018 году – 107,5 млн. руб. (без НДС);

в 2019 году – начислено 202,14 млн. руб. (без НДС), получено 165,76 млн. руб., при этом налог на прибыль определен в размере 40,43 млн. руб., недоиспользованные средства составили 125,33 млн. руб.;

в 2020 году – начислено 190,82 млн. руб. (без НДС), получено 149,72 млн. руб., налог на прибыль определен в размере 38,17 млн. руб., средства для использования на мероприятия инвестиционной программы 138,71 млн. руб.;

2) о доходах от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод в размере:

в 2018 году – 20,2 млн. руб. (без НДС);

в 2019 году – начислено 28,89 млн. руб. (без НДС), получено 36,65 млн. руб., налог на прибыль определен в размере 5,78 млн. руб., недоиспользованные средства составили 30,87 млн. руб.;

в 2020 году – начислено 63,86 млн. руб. (без НДС), получено 41,30 млн. руб., налог на прибыль определен в размере 12,77 млн. руб., направление средств на мероприятия инвестиционной программы в размере 2,03 млн. руб.

При этом отчет ООО «Новогор-Прикамье» по указанным доходам за 2018 год не содержит уточнений о размере начисленных (полученных) доходов, величине налога на прибыль, величине средств, направленных на мероприятия производственной и (или) инвестиционной программ.

Исходя из представленных ООО «Новогор-Прикамье» документов начисленные доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и доходы от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод ООО «Новогор-Прикамье» за 2018 год составили 127,7 млн. руб. (107,5 + 20,2 млн. руб.), за 2019 год указанные доходы начислены в размере 231,03 млн. руб. (202,14 + 28,89 млн. руб.), за 2020 год доходы начислены в размере 254,68 млн. руб. (190,82 + 63,86 млн. руб.).

Согласно сведениям ООО «Новогор-Прикамье» общая сумма начисленных указанных доходов за период 2018-2019 гг. составляет 358,73 млн. руб., за весь рассматриваемый период 2018-2020 гг. составляет 613,41 млн. руб.

Действующей инвестиционной программой ООО «Новогор-Прикамье» в редакции приказа Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.11.2020 № 46-01-06-42 доходы от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения включены в перечень источников финансирования ее мероприятий на 2020 год в размере 140,68 млн. руб. на 2021 год – 94,98 млн. руб., на 2022 год – 98,78 млн. руб. Общая величина указанных доходов в качестве источников финансирования мероприятий указанной инвестиционной программы ООО «Новогор-Прикамье» в период 2020-2022 гг. составляет суммарно 334,44 млн. руб.

Вместе с тем, факт включения ООО «Новогор-Прикамье» за 2018-2019 гг. доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в источники финансирования инвестиционной программы ООО «Новогор-Прикамье» на 2020-2022 гг. подлежит анализу со стороны Министерства в части оценки их целевого использования в предусмотренном регулируемой организацией размере согласно требованиям Основ ценообразования № 406

Кроме того, ФАС России отмечает необходимость дальнейшего контроля со стороны Министерства в отношении целевого использования ООО «Новогор-Прикамье» доходов от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в рамках исполнения инвестиционной программы ООО «Новогор-Прикамье», начиная с анализа за 2020 год при корректировке соответствующих тарифов ООО «Новогор-Прикамье» на 2022 год.

Таким образом, наличие вышеуказанных доходов ООО «Новогор-Прикамье» и факт их целевого использования/отсутствия целевого использования как параметр расчета необходимой валовой выручки регулируемой организации в соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1746-э, пунктом 25 и подпунктом «д» пункта  26 Правил регулирования № 406 подлежит анализу со стороны органа регулирования при формировании необходимой валовой выручки по регулируемому виду деятельности водоотведение с отражением анализа в экспертном заключении органа регулирования.

 

В случае если такие доходы (или их часть) не были использованы целевым образом согласно пункту 14 Методических указаний № 1746-э, и не предусмотрены в качестве источника финансирования мероприятий инвестиционной программы, в том числе с учетом ее корректировки, утвержденной в установленном порядке, они подлежат исключению органом регулирования из состава необходимой валовой выручки в сфере водоотведения ООО «Новогор-Прикамье», в объеме, уменьшенном на величину налога на прибыль, рассчитанного в отношении таких доходов, расчет соответствующей величины исключаемых средств подлежит отражению в экспертном заключении органа регулирования согласно требованиям пункта 26 Правил регулирования № 406.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать орган исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения нарушившим пункты 25, 26 Правил регулирования № 406 и пункта 14 Методических указаний № 1746-э при установлении (корректировке) долгосрочных тарифов на водоотведения для ООО «Новогор-Прикамье» на 2020 год и 2021 год.

2. Органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до  01.09.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в сфере водоотведения, а именно:

2.1. Провести анализ доходов ООО «Новогор-Прикамье» от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или) составу сточных вод и доходов от взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, полученных от потребителей за 2018 год, за 2019 год, а также анализ целевого использования ООО «Новогор-Прикамье» указанных доходов, при наличии оснований определить к исключению величину указанных доходов, в отношении которой не подтверждено целевое использование в соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1746-э, отразив анализ и соответствующий расчет в экспертном заключении по установлению (пересмотру) тарифов ООО «Новогор-Прикамье» на водоотведение на 2021 год в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания;

2.2. Произвести расчет экономически обоснованной необходимой валовой выручки на водоотведение и соответствующих тарифов ООО «Новогор-Прикамье» на 2021 год, исключив при наличии оснований величину избыточно полученных регулируемой организацией средств (доходов), выявленную по результатам анализа, проведенного во исполнение пункта 2.1 резолютивной части настоящего предписания, из состава необходимой валовой выручки ООО «Новогор-Прикамье» на 2021 год, отразив расчет в соответствующем экспертном заключении по установлению (пересмотру) тарифов ООО «Новогор-Прикамье» на водоотведение на 2021 год согласно требованиям пункта 26 Правил регулирования № 406.

3. По результатам исполнения пункта 2 резолютивной части настоящего предписания органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в  срок до 01.09.2021 осуществить расчет (пересмотр) тарифов на водоотведение ООО «Новогор-Прикамье» на 2021 год в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отразив соответствующие расчеты в экспертном заключении, и ввести их в действие.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Пермского края в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного в пункте 3 резолютивной части предписания, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, предоставив надлежащим образом заверенные копии:

- протокола заседания коллегиального органа, на котором принимались решения во исполнение настоящего предписания;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на услуги водоотведения ООО «Новогор-Прикамье» на 2021 год, в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания, в том числе расчет тарифов на водоотведение с расшифровкой расходов по каждой статье затрат (в формате Excel);

- приказа о пересмотре тарифов на водоотведение ООО «Новогор-Прикамье» на 2021 год.

 

 

 

 

Связанные организации

Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края
ИНН 5902184588, ОГРН 1025900537574