Решение б/н Предписание на ходатайство ОАО "Газпром" о приобретении 49,8... от 17 мая 2007 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ПРЕДПИСАНИЕ

В соответствии со статьями 28 и 33 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайство ОАО "Газпром" (местонахождение: 117997, г. Москва, ул. Наметкина, д.16; основные виды деятельности - добыча природного газа, газового конденсата, услуги по транспортировке природного газа и реализация потребителям газа и газового конденсата и продуктов их переработки) о приобретении 49,81% голосующих акций ОАО "Мосэнерго" (местонахождение: 113035, г. Москва, Раушская набережная, д.8; основные виды деятельности - производство и поставка электрической и тепловой энергии, осуществление полномочий исполнительных органов в акционерных и иных хозяйственных обществах, доверительное управление имуществом), что в совокупности с имеющимися у приобретателя составит 63,93% голосующих акций ОАО "Мосэнерго" и в ходе проведенного анализа установила следующее.

ОАО "Мосэнерго" осуществляет деятельность по производству и купле-продаже электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии в границах первой ценовой зоны, объединяющей определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 территории субъектов Российской Федерации (далее - рынок электроэнергии). В географических границах данного товарного рынка субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии предоставляется право осуществления купли-продажи электрической энергии, производимой на генерирующих объектах, по свободным (нерегулируемым) ценам.

Функционирование на оптовом рынке электрической энергии системы конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед создает возможность значительных колебаний цен на электроэнергию под влиянием изменения любого из условий обращения товара, в том числе сохраняющегося в течение незначительного временного периода.

Одним из основных условий обращения товара на оптовом рынке электрической энергии является наличие и цена топлива, используемого электростанциями для производства электроэнергии. На газовом топливе вырабатывается более 80% электроэнергии оптового рынка электроэнергии в границах первой ценовой зоны. Использование электрической станцией, технологически предназначенной для выработки энергии с использованием природного газа в качестве основного топлива, иных видов топлива в зависимости от типа генерирующего оборудования является либо экономически невозможным, либо требует существенных инвестиций для замены оборудования генерирующих установок. Во всех случаях замещение газа иными видами топлива влечет существенное увеличение себестоимости производимой электроэнергии и увеличению ее цены на рынке электроэнергии.

Группа лиц ОАО "Газпром" занимает доминирующее положение на рынках поставки, транспортировки и распределения природного газа в субъектах Российской Федерации, территории которых объединены в первую ценовую зону оптового рынка электрической энергии. Группа лиц ОАО "Газпром" имеет возможность оказывать решающее воздействие на наличие на рынке электроэнергии газа, используемого, в том числе, для целей выработки электроэнергии.

В результате совершения сделки ОАО "Мосэнерго" войдет в состав группы лиц ОАО "Газпром" и ОАО "Газпром" станет субъектом рынка электроэнергии, вступив в конкурентные отношения с иными производителями, действующими на рынке электроэнергии. Вместе с тем, в силу своего доминирующего положения на рынках поставки и транспортировки природного газа, группа лиц ОАО "Газпром" имеет возможность влиять на объемы и цену газа, потребляемого производителями, с которыми состоит в конкурентных отношениях на рынке электроэнергии.

Таким образом, в результате совершения сделки возникает вертикальная интеграция субъекта естественной монополии с хозяйствующим субъектом, являющимся потребителем его услуг. Один из субъектов рынка электроэнергии (ОАО "Мосэнерго", входящее в группу лиц ОАО "Газпром"), состоящий в конкурентных отношениях с иными субъектами рынка, получает возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке электроэнергии, оказывая тем самым влияние на уровень цены и количество произведенного товара (выработанной электроэнергии), в том числе путем создания дискриминационных условий при осуществлении поставок газа для субъектов оптового рынка электрической энергии.

Данные обстоятельства указывают на то, что совершение сделки по приобретению ОАО "Газпром" 49,81% голосующих акций ОАО "Мосэнерго", что в совокупности с имеющимися у приобретателя составит 63,93% голосующих акций ОАО "Мосэнерго" приведет к ограничению конкуренции на рынке электроэнергии.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения конкуренции, руководствуясь пунктом 4 части 2 и частью 7 статьи 33, а также пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции", ФАС России приняла решение выдать группе лиц ОАО "Газпром" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, до тех пор, пока пакет акций с правом голоса ОАО "Мосэнерго" в размере от 50%+1 акция до 100% находится в собственности группы лиц ОАО "Газпром" или указанная группа лиц имеет возможность осуществления предоставленного акциями ОАО "Мосэнерго" права голоса на ином законном основании, а именно:

1. Не допускать создания дискриминационных условий при формировании и исполнении договорных обязательств по поставке газа по регулируемым и нерегулируемым государством ценам субъектам оптового рынка электрической энергии в границах первой ценовой зоны.

2. В порядке контроля соблюдения пункта 1 настоящего Предписания ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, до 2011 г. включительно представлять в ФАС России информацию о фактическом исполнении договоров поставки газа в адрес субъектов оптового рынка электрической энергии в границах первой ценовой зоны, включающую в себя сведения о ценах (регулируемых и нерегулируемых государством), объемах и поставщиках газа в отношении каждой электрической станции, а также информацию о фактическом исполнении договоров транспортировки газа независимых организаций в соответствии с прилагаемыми к настоящему Предписанию формами.

Федеральная антимонопольная служба сообщает, что невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в соответствии со статьей 34 Закона "О защите конкуренции" является основанием для признания сделки недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны