Решение б/н Решение по конкурсам в отношении ОАО "РЖД" от 25 мая 2007 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО "Российские железные дороги"

ул.Новая Басманная, д. 2,
г. Москва, 107174

ООО "ДАЛК"

ул. Б. Никитская, д. 22/2, офис 39,
г. Москва, 125009

ЗАО "Желдорброкер"

ул. Каланчевская, д. 15а, г. Москва,
107078

ЗАО "ОКТРАНСВНЕШТЕРМИНАЛ"

Невский проспект, д. 85,
г. Санкт- Петербург



РЕШЕНИЕ

по делу № 1 10/46-07
о нарушении антимонопольного законодательства

26 марта 2007 года г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе Голомолзина А.Н., председателя Комиссии, заместителя руководителя ФАС России, Кудрявцева В.Ю., заместителя начальника Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Доронина С.В.., заместителя начальника отдела административного производства Правового управления;, Голополосова Д.В., заместителя начальника отдела железнодорожного транспорта Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Романенковой И.И.., заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления, Бутова А.М., главного специалиста - эксперта отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления

в присутствии:

от ОАО "Российские железные дороги": Русакова Д.П., Митичкиной И.М.
от ООО "ДАЛК": Салимулина А.Б.,
от ЗАО "Желдорброкер": Гостюжева А.В.,Милевского А.Е.

рассмотрев дело № 1 10/46-07 о признаках нарушения ОАО "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) статьи 10 Федерального Закона от 27.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

1. В ФАС России поступили материалы коллективного обращения, ООО "ДАЛК", ЗАО "Желдорброкер", ЗАО "Октрасвнештерминал" о признаках нарушения со стороны ОАО "РЖД" статьи 10 Закона о защите конкуренции в части совершения действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия, как создание препятствий доступу на товарный рынок.

Заявители занимаются таможенно-брокерской деятельностью, включены в Реестр таможенных брокеров за №№ 0003/01, 0224/08, 0038/02.

Между каждым из заявителей и ОАО "Российские железные дороги" заключены возмездные гражданско-правовые договоры (по агентской схеме №1002 от 07.12.2005, №1000 от 07.12.2005, №1001 от 07.12.2005.) на представление интересов перевозчика - ОАО "РЖД" перед таможенными органами, грузоотправителями и грузополучателями на оформление транзитных деклараций при получении перевозчиком на железнодорожных пограничных пунктах пропуска РФ разрешений на таможенный транзит проходящего грузопотока.

Вышеуказанные договоры заключены заявителями по результатам квалификационного отбора №198, проведенного в 01ноября 2005 года ОАО "Российские железные дороги", срок действия договоров - до 31 декабря 2008 года.

28 декабря 2006 г. на официальном сайте ОАО "РЖД" было опубликовано извещение о том, что 09 февраля 2007 г. в 11.00 по адресу: Москва, ул.Новорязанская, д.12 ОАО "Российские железные дороги" проводит открытый конкурс №329 с целью выбора единого таможенного брокера для проведения работ в 2007 году на железнодорожных пограничных переходах и на входных припортовых станциях для нужд ОАО "РЖД". Организатором конкурса выступает Росжелдорснаб-филиал ОАО "РЖД".

По мнению заявителей - инициирование ОАО "РЖД" торгов при действующих договорах, заключенных с уполномоченными брокерами до 2008 г., при отсутствии нареканий со стороны ОАО "РЖД", ФТС России грузоотправителей и грузополучателей направлена на устранение с рынка хозяйствующих субъектов занимающихся оказанием таможенно-брокерских работ/услуги на монополизацию указанного рынка в форме выбора единого брокера.

2. ОАО "РЖД" представило в Комиссию ФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) письменные объяснения.

ОАО "РЖД" указало что, основанием к объявлению открытого конкурса № 359 послужило распоряжение ОАО "РЖД" от 25.11.2005 "О создании единого консолидирующего центра транспортно-складской логистики и таможенно - брокерского обслуживания" распоряжением ОАО "РЖД" от 25.11.2005 № 1866р. Указанное распоряжение было издано в целях увеличения скорости доставки грузов и их качественной обработке на терминалах за счет совершенствования управления складскими и терминальными фондами как комплекса на основе проектного принципа.

ОАО "РЖД" занимая доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования имеет отношение к рынку таможено-брокерских услуг как организация - покупатель данных услуг у хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность на данном рынке.

В соответствии со статьей 79 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) иностранные товары перевозятся по территории Российской Федерации при соблюдении процедуры внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ). Перевозка указанных товаров осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и т.п. Данная процедура применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Процедура ВТТ применяется при перевозке товаров по территории Российской Федерации когда товар ввозится на территорию Российской Федерации либо вывозится с территории Российской Федерации. Если же товары иностранного происхождения ввозятся на территорию Российской Федерации и убывают с территории, то между местом их прибытия и убытия, применяется (в соответствии со статьей 167 ТК РФ) режим международного таможенного транзита (далее -МТТ). В соответствии со статьей 169 ТК РФ порядок выдачи разрешения на МТТ, а также права, обязанности и ответственность лиц, получивших разрешение на МТТ, регулируются статьями ТК РФ, относящимися к регулированию аналогичных вопросов при ВТТ. Таким образом рассмотрение всех дальнейших вопросов, касающихся ВТТ, распространяется и на МТТ.

ВТТ допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе действия которого допускается перевозка товаров. В соответствии с пунктом 4 статьи 79 ТК РФ и пункта 2 статьи 80 ТК РФ разрешение на ВТТ может быть выдано:
любому перевозчику (как являющимся таможенным, так и не являющимся таковым);

экспедитору, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации и с постоянным местонахождением в Российской Федерации;

лицу , которое будет осуществлять хранение товаров либо проведение с товаром других операций в месте доставки. Разрешение на ВТТ данному лицу выдается только в случае, когда местом доставки не является место нахождения таможенного органа (пункт 6 статьи 80 ТК РФ).

Разрешение на ВТТ выдается трем вышеуказанным категориям лиц при соблюдении условий, перечисленных в п. 3 ст. 80 ТК РФ. При этом, в отношении "таможенного перевозчика" из перечисленных условий не требуется соблюдения такого условия как "меры по соблюдению таможенного законодательства" (обеспечение таможенных платежей, таможенное сопровождение, соблюдение специально установленных маршрутов).

Смысл процедуры ВТТ заключается в соблюдении требований таможенного законодательства, в целях не допущения ввоза на территорию РФ товаров без уплаты, предусмотренных законодательством ввозных таможенных пошлин и налогов. В соответствии со ст. 90 ТК РФ лицо, получившее разрешение на ВТТ, является ответственным за уплату ввозных таможенных пошлин и налогов в случае недоставки товаров в таможенный орган назначения.

Открытый конкурс № 329 с целью выбора единого таможенного брокера для организации и проведения работ в 2007 году на железнодорожных пограничных переходах и на входных припортовых станциях для нужд ОАО "РЖД" был объявлен 28 декабря 2006 года.

Извещение о проведении конкурса было размещено в газете "Гудок" и на официальном сайте компании www.rzd.ru. Дата проведения открытого конкурса 9 февраля 2007 года в 11.00.

Конкурсная документация была выкуплена в установленном порядке 17 организациями.

В целях обеспечения равных прав для всех участников сроки конкурса были перенесены на 22 февраля 2007 года на 11.00(письмо от 31.01.2007 года № 12-8/248) и извещены все участники конкурса по факсу. Объявление о переносе сроков было размещено на сайте www.rzd.ru.

В соответствии с п. п. 1.3.1. Конкурсной документации 14 февраля 2007 года было внесено дополнение (письмо от 14.02.2007 № 12-8/366 с проектом договора по открытому конкурсу № 329), которое было разослано всем участникам, выкупившим документацию, по факсам, указанным в карточках участников.

21 февраля 2007 года принято решение о прекращении конкурса № 329.

Все участники открытого конкурса № 329 с целью выбора единого таможенного брокера для организации и проведения работ в 2007 году на железнодорожных пограничных переходах и на входных припортовых станциях для нужд ОАО "РЖД" были уведомлены информационным письмом № 12-8/446.

3.Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия установила следующие обстоятельства.

ОАО "РЖД", создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", является субъектом естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок. В ходе первого этапа реформы железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте с правом заниматься хозяйственной деятельностью.

В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации ОАО "РЖД" является собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и генеральным перевозчиком железнодорожным транспортом общего пользования.

ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии; приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте" ОАО "РЖД" включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности "в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования".

ОАО "РЖД" согласно приказу ФАС России от 14.06.2005 № 121 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов. Доля этого хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования превышает 65 процентов.

Согласно статье 72 "Предоставление документов и сведений при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации" Федерального закона от 28.05 2003 года N 61-ФЗ "Таможенный кодекс Российской Федерации" (далее Таможенный кодекс) "При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 Таможенного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

ВТТ является таможенной процедурой, которая предшествует помещению товара под определенный основной таможенный режим (п.п. 1, 2 ст. 79 Таможенного Кодекса РФ).

Согласно статье 81 Таможенного кодекса для получения разрешения на ВТТ перевозчик, экспедитор представляет в таможенный орган отправления исчерпывающий перечень сведений.

Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика или экспедитора предоставления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 2 статьи 81 Таможенного кодекса Федеральная таможенная служба письмом от 05.03.2006 № 01-06/6716 "О разрешении на ВТТ и МТТ при перевозках товаров таможенным перевозчиком ОАО "РЖД" указала что, в соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК России в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 данной статьи ТК России. С учетом пунктов 4, 5 статьи 81 ТК России таможенные органы не вправе требовать составления отдельной транзитной декларации, если железнодорожная накладная и (или) иные документы, представленные в соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК России перевозчиком, экспедитором либо таможенным брокером (представителем) от имени перевозчика или экспедитора, содержат все необходимые сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК России.

Согласно статье 97 ТК "Обязанности таможенного перевозчика" таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем".

Статьей 76 ТК РФ предусматривается исчерпывающий перечень документов и сведений который предоставляется перевозчиком при осуществлении международной перевозке железнодорожным транспортом.

Сравнительное толкование статей 72 и 76 ТК показывает что: 1.перевозчик по своему усмотрению вправе предоставить таможенному органу и другие сведения и документы, прямо не указанные в статье 76 ТК.

2. лишь в случаях, когда документы, указанные в статье 76 ТК, не содержат всех необходимых сведений, перевозчик обязан сообщить таможенному органу недостающие сведения путем предоставления других имеющихся у него документов или дополнительных документов, составленных в произвольной форме.

Анализ норм действующего таможенного законодательства РФ позволяет сделать следующие выводы:

1.В качестве транзитной декларации могут рассматриваться любые коммерческие, транспортные (перевозочные) и (или) таможенные документы, содержащие необходимые сведения.

2.Таможенное законодательство не требует оформления транзитной декларации, а указывает строго исчерпывающий перечень сведений необходимых таможенному органу для принятия решения. Указанные сведения грузоотправитель может указать в транспортных (перевозочных) документах, следующих вместе с грузом.

3.Доставка транспортных документов в таможенный орган является обязанностью ОАО "РЖД" как таможенного перевозчика
Согласно распоряжения ОАО "РЖД" от 31.01. 2005 года № 119р "О едином перечне работ и услуг, оказываемых ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов", Приложением к Распоряжению 119р пунктом 121 раздела "Работы, связанные с проведением процедур таможенного контроля" услуга по получение разрешению на перевозку грузов по ВТТ и МТТ с приложением ксерокопий накладных и счетов фактур оказывается ОАО "РЖД" согласно 22 статье Федерального Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее -Устав).

Согласно статье 22 Устава расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

В настоящий момент на основании решения конкурсной комиссии ОАО "РЖД" (Протокол № 104 от 11.10.2005) на сухопутных погранпереходах от имени ОАО "РЖД" оформляют таможенный транзит грузов следующие организации - таможенные брокеры: ЗАО "Октрансвнештерминал" (Северо-Западный регион), ООО "ДАЛК" (регион Дальнего Востока, погранпереходы с Монголией, Китаем), ЗАО "Желдорброкер" (все остальные погранпереходы).

В рамках агентского договора ЗАО "Октрансвнештерминал", ООО "ДАЛК", ЗАО "Желдорброкер" принимают на себя обязательства совершать от имени ОАО "РЖД" действия по оформлению таможенного транзита при получении разрешения ОАО "РЖД" на ВТТ, МТТ.

ООО "ДАЛК", ЗАО "Желдорброкер", ЗАО "Октрасвнештерминал" могут осуществлять хозяйственную деятельность по таможенному оформлению грузов следующих железнодорожным транспортом действуя от лица как перевозчика так и экспедитора.

Для перевозки каких бы то ни было товаров иностранного происхождения по территории РФ необходимо получить разрешение на ВТТ. Данное разрешение в целях дальнейшей перевозки товаров иностранного происхождения вправе получить любое из трех категорий лиц, перечисленных в ст.ст. 79 и 80 ТК РФ. Лицо, получившее разрешение на ВТТ, не просто совершает действия по соблюдению необходимых для перевозки процедур, но и принимает на себя, вследствие получения такого разрешения, определенные обязанности: риск уплаты ввозных пошлин и налогов при нарушении процедуры ВТТ в виде недоставки товаров в таможенный орган назначения. Положения ТК РФ, устанавливающие перечень лиц, которые вправе получать разрешение на ВТТ, не устанавливают, что кому-либо из них принадлежит (по отношению к друг другу) преимущественное право получения разрешения на ВТТ. Вывод о том, что у кого-либо из этих лиц есть обязанность на получение разрешения на ВТТ означает, что другие лица ограничены в возможности получения такого разрешения, что не предусмотрено ст.ст. 79, 80 ТК РФ.

Применительно к железнодорожному перевозчику в ТК РФ есть норма, из которой прямо следует, что такой перевозчик может получать разрешение на ВТТ, а может и не получать. Так, в п. 4 ст. 90 ТК РФ предусмотрено, что железная дорога освобождается от ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов при утрате товаров, либо выдачи их без разрешения таможенного органа в случае, если разрешение на ВТТ выдано экспедитору.

Необходимо также учитывать, что в соответствии со статьей 16 ТК России, обязанности по совершению таможенных операций несет лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку. В этой связи лицо, получившее разрешение на ВТТ, исполняет обязанности лица, заключившего внешнеэкономическую сделку, по совершению им таможенных операций. При этом согласно статье 90 ТК России лицо, получившее разрешение на ВТТ, в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения обязано уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги.

Рассмотрение имущественных вопросов, связанных с возмещением расходов лица, оказавшего услугу, относится к сфере гражданско-правовых отношений сторон и подлежит рассмотрению в предусмотренном законодательством порядке, касающимся рассмотрения гражданско-правовых споров участников хозяйственного оборота.

Учитывая выше изложенное действия, Комиссия ФАС России установила что действия ОАО "РЖД" в части проведения открытого конкурса предметом которого является выбор единого таможенного брокера представляющего интересы перевозчика для организации и проведения работ по оформлению таможенного транзита грузов на железнодорожных пограничных переходах и на входных припортовых станциях не нарушают пункт 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции т.к. не несут признаки совершения действий хозяйствующее субъектом, занимающим доминирующие положение, направленных на недопущение, ограничение и устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. Проведением открытого конкурса перевозчик определяет агента для совершения действий предусмотренных действующим законодательством и не ограничивает предусмотренные действующим законодательством права иных лиц на самостоятельное таможенное оформление грузов следующих железнодорожным транспортом.

На основании изложенного, и руководствуясь п.п. 2 п. 1 ст. 48 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

Дело № 1 05/163-06 производством прекратить в связи с не подтверждением признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии: В.Ю. Кудрявцев

И.И. Романенкова

С.В Доронин

Д.В. Голополосов

А.М. Бутов

На момент прибытия иностранных товаров на таможенную территорию РФ транспортные (перевозочные) документы находятся у перевозчика товаров. В рассматриваемом случае перевозчиком является ОАО "РЖД" - который также является согласно статьям 90-96 Таможенного кодекса - "таможенным перевозчиком" и имеет свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков.




Связанные организации

Связанные организации не указаны