Решение №08/19627 Решение по заялению ООО Издательский дом «Деловой мир» от 21 июня 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

21.06.2012 № 08/19627

 

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 1 14/21-12
о нарушении антимонопольного законодательства


г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено «21» июня 2012 г.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии:
<...>,
рассмотрев в присутствии представителя ООО Издательство «Деловой мир» <...> (доверенность от 22.03.2011) и ООО Издательский дом «СвитГрупп» <...> (доверенность от 08.04.2012)
дело № 1 14/21-12 по признакам нарушения ООО Издательский дом «СвитГрупп» (ОГРН 1117746117422, ИНН 7702753696, КПП 770201001, адрес: 127051, г. Москва, Цветной бульвар, д. 24, корп. 2) пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступило заявление ООО Издательский дом «Деловой мир» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО Издательский дом «СвитГрупп» (далее – Ответчик), выразившемся во введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации журнала «Здоровье. Красота. Для женщин и мужчин» с незаконным использованием обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам №№ 216279, 253283, 278363, 247786, 281399, 250501, принадлежащими Заявителю.
Заявитель является одним из издателей и распространителей на территории Российской Федерации ряда специализированных рекламных изданий, в том числе журнала «Красота & здоровье», а также правообладателем товарных знаков по свидетельствам №№ 216279, 253283, 278363, 247786, 281399, 250501.
Журнал «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» является широко известным и распространенным изданием, специализирующимся на публикациях материалов в сфере индустрии красоты и здоровья, в том числе рекламы.
Ответчик вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации журнал «Здоровье. Красота. Для женщин и мужчин», который по своему содержанию и внешнему исполнению является сходным с печатным изданием Заявителя, а также размещает рекламу тех же рекламодателей, что и в журнале «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ».
Заявитель не предоставлял Ответчику право на использование товарных знаков по свидетельствам №№ 216279, 253283, 278363, 247786, 281399, 250501.
Таким образом, по мнению Заявителя, действия Ответчика, связанные с введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации журнала «Здоровье. Красота. Для женщин и мужчин» с незаконным использованием обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам №№ 216279, 253283, 278363, 247786, 281399, 250501, принадлежащими Заявителю, являются актом недобросовестной конкуренции.

Ответчиком представлены письменные пояснения, в которых он не согласился с позицией Заявителя по следующим основаниям.
Ответчик указал, что зарегистрировал средство массовой информации журнал «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» (свидетельство ПИ № ФС 77-46430) и осуществляет его издание.
В Российской Федерации зарегистрированы 452 средства массовой информации, в наименовании которых присутствует слово «здоровье» и/или «красота», среди которых 34 СМИ содержат в своем наименовании оба слова: и «красота», и «здоровье».
Учредителем журнала «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» является ООО «Бофил-медиа», в связи с чем Заявитель не правомочен выступать от имени учредителя.
Журналы «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» и «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» не являются однородными товарами, поскольку журнал «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» является полноценным информационным средством массовой информации, а журнал «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» является рекламным и позиционирует себя как справочник «Все для красоты и здоровья».
Журнал «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» выпускается тиражом 101 000 экз. один раз в месяц и распространяется в Москве и в Московской области, преимущественно бесплатно. Журнал «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» выпускается тиражом 120 000 экз. один раз в два месяца и является общероссийским.
Кроме того, товарный знак Заявителя не используется Ответчиком в том же графическом, цветовом и фантазийном исполнении, что подтверждается экспертным заключением патентного поверенного Тоцкой М.Г., из которого следует вывод об отсутствии сходства до степени смешения товарного знака Заявителя и графического обозначения, используемого Ответчиком.
Таким образом, Ответчик считает, что в его действиях отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1 14/21-12 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев все приложенные к материалам дела доказательства и выслушав представителей Заявителя и Ответчика, установила следующие обстоятельства.
Заявитель является правообладателем товарных знаков по свидетельствам №№ 216279, 253283, 278363, 247786, 281399, 250501 и вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации средство массовой информации – журнал «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-43136 от 20.12.2010), что подтверждается имеющимися в материалах дела образцом журнала, а также договорами и товарными накладными.
Первоначально журнал «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» был зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 10 января 2000 г. в соответствии со свидетельством ПИ № 77-1460.
Согласно свидетельству о регистрации ПИ № ФС77-43136 от 20.12.2010 учредителем средства массовой информации журнала «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» является ООО «Бофил-медиа», издание является информационным (реклама не более 40%) и распространяется на территории Российской Федерации и зарубежных стран.
В соответствии с договором между учредителем и редакцией/издателем СМИ от 15.02.2011, заключенным между ООО «Бофил-медиа» и Заявителем, Заявителю предоставлен статус редакции и издателя в отношении изданий, перечисленных в указанном договоре, в том числе журнала «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ». Заявителю предоставлено право производить и выпускать продукцию средств массовой информации, зарегистрированных учредителем, а также осуществлять материально-техническое обеспечение производства издания.
Ответчик вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации средство массовой информации – журнал «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» (свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-46430 от 30.08.2011), что подтверждается имеющимися в материалах дела образцом журнала и товарным чеком.
Согласно свидетельству ПИ № ФС77-46430 от 30.08.2011 издание является информационным (реклама не более 40%) и распространяется на территории Российской Федерации и зарубежных стран.
Анализ представленных Заявителем и Ответчиком свидетельств о регистрации средства массовой информации, а также образцов журналов «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» и «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН», показывает, что указанные журналы являются взаимозаменяемыми товарами по смыслу пункта 3 статьи 4 Закона «О защите конкуренции».
Таким образом, Заявитель и Ответчик осуществляют свою деятельность на товарном рынке печатных изданий Российской Федерации и являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.
Для установления в действиях Ответчика признаков недобросовестной конкуренции ФАС России письмом от 13.12.2011 № ПС/46356 с приложением журнала «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» № 1 за 2011 г. обратился в Роспатент с просьбой дать письменную консультацию о степени сходства обозначений, используемых Ответчиком при введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации журнала «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН», с товарными знаками по свидетельствам №№ 216279, 253283, 278363, 247786, 281399, 250501, принадлежащими Заявителю.
Согласно справке, представленной Роспатентом в качестве приложения к письму от 19.01.2012 № 02/31-12452/41, обозначение «Здоровье. КРАСОТА. Для женщин и мужчин» использовано в отношении товара, для индивидуализации которого зарегистрированы товарные знаки по свидетельствам №№ 216279, 250501, а именно для товара «печатная продукция», по свидетельству № 253283 – «издания печатные» и по свидетельству № 247786 – «периодика», указанным в свидетельствах в 16 классе МКТУ для регистрации знаков. В свидетельствах на товарные знаки №№ 278363, 281399 отсутствуют товар «журналы» и однородные им товары.
В результате исследования, проведенного специалистами ФГУ ФИПС, в отношении товарных знаков по свидетельствам №№ 216279, 247786, 250501, 253283 установлено, что представленное обозначение со словесным элементом «Здоровье КРАСОТА Для женщин и мужчин» может быть признано:
- сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 216279 в силу фонетического и семантического сходства словесных элементов «Здоровье КРАСОТА» / «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ»;
- не сходным до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам №№ 247786, 250501, 253283 в силу фонетического, семантического и графического несходства, а также не сходного композиционного расположения словесных элементов: «Здоровье КРАСОТА Для женщин и мужчин» / «Красота. Ru»; «Здоровье КРАСОТА Для женщин и мужчин» / «Энциклопедия красивой и здоровой жизни»; «Здоровье КРАСОТА Для женщин и мужчин» / «Женщинам и Мужчинам: пол разный – цель одна!».
Заявитель не предоставлял Ответчику право на использование товарного знака «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» по свидетельству № 216279 (дата приоритета – 08.06.2000, дата регистрации – 04.07.2002).
При этом, как следует из осмотра образцов журналов, имеющихся в материалах дела, Заявитель использует принадлежащий ему товарный знак «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» по свидетельству № 216279, размещая словесное обозначение на обложке выпускаемого им журнала. Словесное обозначение «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» выполнено заглавными буквами одинаковым шрифтом в две строки с элементом & (амперсанд), размещенным рядом с верхней частью последней буквы слова «КРАСОТА».
В то время как Ответчик размещает название на обложке выпускаемого им журнала «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» следующим образом. Слово «Здоровье» выполнено стилизованным шрифтом с заглавной буквы, под ним находится слово «КРАСОТА» и словосочетание «Для женщин и мужчин», при этом данное словосочетание выполнено с заглавной буквы мелким шрифтом и наложено на буквы «О» и «Т» слова «КРАСОТА» таким образом, что в середине букв «О» и «Т» образуются разрывы. Буквы «А» в слове «КРАСОТА» выполнены в оригинальной графике. Таким образом, исполнение названия журнала в печатном издании не совпадает с названием журнала «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» в свидетельстве о регистрации средства массовой информации от 30.08.2011 ПИ №ФС77-46430.

По доводам, заявленным Ответчиком в опровержение позиции Заявителя, следует пояснить следующее.
В соответствии с договором между учредителем и редакцией/издателем СМИ от 15.02.2011 Заявителю предоставлен статус редакции и издателя в отношении журнала «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ», то есть Заявителю предоставлено право производить и выпускать продукцию средств массовой информации, зарегистрированных учредителем, а также осуществлять материально-техническое обеспечение производства издания. Кроме того, Заявитель является правообладателем товарного знака «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» по свидетельству № 216279 (дата приоритета – 08.06.2000, дата регистрации – 04.07.2002).
Таким образом, действиями Ответчика нарушаются права именно Заявителя как издателя и редакции средства массовой информации. В связи с этим довод Ответчика об отсутствии правомочий у Заявителя на предъявление к нему требований является безосновательным.
В качестве подтверждения своей правовой позиции Ответчиком представлено заключение патентного поверенного <..> о наличии/отсутствии признаков нарушения прав на товарный знак № 216279 при введении ООО Издательский дом «СвитГрупп» в гражданский оборот товара – печатное издание – журнал, на обложке которого размещено название «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН», выполненное стилизованным шрифтом в оригинальном композиционном построении.
В результате проведенного исследования патентный поверенный пришел к следующим выводам:
1. отсутствует незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствам индивидуализации средства индивидуализации продукции другого юридического лица;
2. отсутствует получение каких-либо преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;
3. отсутствует противоречие законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
4. отсутствует причинение или возможность причинения убытков другим хозяйствующим субъектам – конкурентам;
5. отсутствует нанесение вреда деловой репутации другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.
Из изложенного следует, что патентный поверенный провел анализ действий Ответчика на предмет наличия либо отсутствия в них признаков недобросовестной конкуренции в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», а также признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции».
Однако частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2008 № 316-ФЗ «О патентных поверенных» предусмотрено, что патентными поверенными признаются граждане, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус патентного поверенного и осуществляющие деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, распоряжением такими правами.
Кроме того, статьей 4 указанного Федерального закона, регламентирующей права и обязанности патентного поверенного, также не предусмотрены какие-либо права и полномочия патентных поверенных в сфере антимонопольного регулирования.
Таким образом, исследуя вопросы, связанные с наличием либо отсутствием признаков нарушения прав на товарный знак № 216279, патентный поверенный разрешил вопросы, входящие в компетенцию суда и антимонопольного органа.
Кроме того, в подтверждение своей позиции Ответчиком представлены письма рекламодателей ООО «Ив Роше Восток», ООО «Аквафор Лайн», ОАО «Компания «Арнест», ЗАО «Кузменков и Партнеры», ООО «Лима», ООО «Голдер-Электроникс», ООО «БЕЛЛА Восток», ООО «Комильфо», ООО «Актон-Классик», ООО «Сила Моря», ООО «Экко Плюс», в которых сообщается о том, что указанные хозяйствующие субъекты рассматривают журналы «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» и «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» в качестве равнозначных, самостоятельных и независимых друг от друга изданий, а их наименования (средства индивидуализации) не сходны друг с другом.
Комиссия ФАС России полагает, что данные письма не могут служить доказательством при установлении наличия либо отсутствия признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 «Закона о защите конкуренции», поскольку не доказывают и не опровергают каких-либо значимых обстоятельств по делу.
Журналы «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» и «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН», безусловно, являются равнозначными, самостоятельными и независимыми друг от друга средствами массовой информации, поскольку зарегистрированы разными учредителями в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в качестве самостоятельных средств массовой информации.
Наименования средств массовой информации – журналов «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» и «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» являются не сходными. Однако в рамках рассмотрения дела № 1 14/21-12 о нарушении антимонопольного законодательства подлежит установлению факт использования Ответчиком при введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации журнала «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» комбинированного обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» по свидетельству № 216279, правообладателем которого является Заявитель. Давать же заключения по данному вопросу вышеперечисленные хозяйствующие субъекты не правомочны.
Что касается справки, подготовленной специалистами ФГУ ФИПС в качестве приложения к письму Роспатента от 19.01.2012 № 02/31-12452/41, следует отметить следующее.
Справка не является экспертным заключением, однако содержит заключение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по вопросам, входящим в его компетенцию. Кроме того, вопреки мнению Ответчика, специалистами ФГУ ФИПС оценивалось не название средства массовой информации, указанное в свидетельстве о регистрации средства массовой информации, а комбинированное обозначение, используемое Ответчиком при оформлении обложки выпускаемого им журнала «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН».

В соответствии со статьей 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1484 Гражданского Кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная в форме продажи, обмена или иного введения в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции работ и услуг.
Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции», присутствуют в действиях Ответчика:
1) направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентом выразилась в том, что Ответчик использовал репутацию Заявителя и выпускаемой им продукции, приобретшей широкую различительную способность у потребителей, задолго до введения в оборот аналогичной продукции Ответчиком, и, тем самым, снизил издержки на продвижение своей продукции;
2) противоречие действующему законодательству, а именно пункту 1 части 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пункту 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации;
3) способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что Заявитель, вследствие введения Ответчиком в гражданский оборот на территории Российской Федерации журнала «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН», лишается возможности эффективно реализовывать свой товар, а также привлекать рекламодателей, так как данные действия Ответчика не позволяют Заявителю получить то, на что он был вправе рассчитывать при обычных условиях введения в гражданский оборот продукции с использованием принадлежащего Заявителю товарного знака и продвижением данного товарного знака, что в свою очередь, не может не сказаться на прибыли Заявителя.
В частности, Заявителем представлены письма постоянных бизнес-партнеров – рекламодателей журнала «КРАСОТА & ЗДОРОВЬЕ» ООО «Тэлос Бьюти Клаб», ООО Фирма «М-Стиль» ЛТД. И ООО Агентство рекламных технологий «Коруна», предупреждавших Заявителя, о появлении на рекламном рынке журнала, использующего сходные с журналом Заявителя название и стиль оформления.
Учитывая изложенное, действия Ответчика, выразившиеся во введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации журнала «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» с использованием комбинированного обозначения, являющегося сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 216279, правообладателем которого является Заявитель, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, могут причинить убытки Заявителю.
В ходе рассмотрения дела № 1 14/21-12 о нарушении антимонопольного законодательства Заявителем были представлены документы, свидетельствующие о прекращении деятельности Ответчика в связи с преобразованием, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц. Согласно представленным выпискам в настоящее время ООО Издательский дом «СвитГрупп» преобразовано в ЗАО Издательский дом «СвитГрупп» (изменения в ЕГРЮЛ внесены 09.04.2012).
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пунктом 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

1. Признать действия ЗАО Издательский дом «СвитГрупп» на товарном рынке печатных изданий Российской Федерации, выразившиеся во введении в гражданский оборот журнала «ЗДОРОВЬЕ. КРАСОТА. ДЛЯ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН» с использованием комбинированного обозначения, являющегося сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 216279, правообладателем которого является ООО Издательство «Деловой мир», нарушившими пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ЗАО Издательский дом «СвитГрупп» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


 

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны