Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-03/15А о нарушении антимонопольного ... от 22 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-03/15А

 о нарушении антимонопольного законодательства

 

 

г. Якутск                                            резолютивная часть оглашена «10» марта 2015 г.

                                                            изготовлено в полном объеме «23» марта 2015 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению дела № 02-03/15А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

О.А. Ярыгина – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного контроля  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председатель Комиссии;

А.Б. Ринчинова – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии;

С.П. Дьячковская – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.

При участии:

ПК «Якутское потребительское общество» - <...> , по доверенности № б/н от 04.03.2015 г.;

ГБУ РС (Я) «Республиканская больница № 2 – Центр экстренной медицинской помощи» - <...> , по доверенности № б/н от 10.03.2015 г.;

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок – <...> , по доверенности № б/н от 14.01.2015 г.;

ООО «Мед – Фуд» - <...> , по доверенности № 39 от 26.01.2015 г.

Рассмотрев дело № 02-03/15А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении ГБУ РС (Я) «Республиканская больница № 2 – Центр экстренной медицинской помощи» по признакам нарушения части 1 статьи 17 и пункта 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции):

у с т а н о в и л а:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 14 января 2015 г. поступила жалоба ПК «Якутское потребительское общество» (далее по тексту – ПК «ЯПК») на действия ГБУ РС (Я) «Республиканская больница № 2 – Центр экстренной медицинской помощи» по установлению требований к организации лечебного питания при проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации лечебного питания на 2015 год для нужд ГБУ РС (Я) «Республиканская больница № 2 – Центр экстренной медицинской помощи» (далее по тексту – ГБУ «РБ № 2 – ЦЭМП»).

Заявитель в жалобе указывает, что в конкурсную документацию внесены условия, которые напрямую к организации лечебного питания отношения не имеют, а именно транспортировка готового питания должна производится в термоконтейнерах в индивидуальных ланч – боксах. ПК «ЯПК» считает, что включение в конкурсную документацию требований о наличии ланч – боксов и обязательного использования контейнеров для транспортировки питания являются не законными. Конкурсная документация фактически составлена таким образом, что победителем может стать только ООО «Мед – ФУД», в наличии у которого имеется дополнительное оборудование в виде ланч – боксов, производителем которых является он же.

В ходе рассмотрения дела заявитель пояснил, что единственным производителем ланч – боксов на территории Российской Федерации является Московский завод пластмассовых изделий (ЗАО «Уникальные технологии по производству пресс – форм»), которые оказались производить для ПК «ЯПК» ланч – боксы.

Также, заявитель полагает, что имеются признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», т.к. между ГБУ «РБ № 2 – ЦЭМП» и ООО «Мед – Фуд» заключен договор аренды пищеблока сроком до ноября 2015 г.

ГБУ «РБ № 2 – ЦЭМП» считает доводы заявителя не состоятельными по следующим основаниям. Техническое задание сформировано в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно – профилактических учреждениях Российской Федерации» и соблюдением требований к качеству услуг в соответствии с СанПин 2.1.3.2630, а также согласно ст. 33 Правилам описания объекта закупки № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В описании закупки к ланч – боксам: 4 секции под все виды блюд, материал поликарбонат, плотная прозрачность, герметичная крышка исключающее перетекание жидкостей внутри секций, цветовая и геометрическая маркировка согласно диет, являются конкретными потребностями заказчика, в связи с тем, что пациенты поступают в ГБУ «РБ № 2 – ЦЭМП» с различными диагнозами экстренного характера и при транспортировке готовой пищи необходимо использование посуды с высокой термостойкостью для упаковки и переноски холодных и горячих блюд.

 Договор аренды между ГБУ «РБ № 2 – ЦЭМП» и ООО «Мед – Фуд» заключен на основании Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) № Р-112 от 18.01.2012 г.

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок в пояснении по делу указал, что установление требований к поставляемому товару, выполнении работ, оказании услуг – прерогатива заказчика, законодатель устанавливает, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, отвечающих его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций с учетом специфики его деятельности.

В соответствии с «Временными методическими рекомендациями по размещению, устройству и оборудованию Центров высоких медицинских технологий, Временные методические рекомендации. ВМР 2.1.3.2365-08», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 29.05.2008 г., Центр высоких медицинских технологий – лечебно – профилактическое учреждение (медицинская организация) или комплекс структурных подразделений учреждения (организации), обеспечивающие оказание специализированной, высокотехнологичной лечебно – диагностической помощи на уровне современных достижений мировой медицинской науки и практики.

ГБУ «РБ № 2 – ЦЭМП» является Центром высоких медицинских технологий.

Пунктом 9.2 Временных методических рекомендаций предусмотрено, что при применении технологии системы «Таблет – питания» в платных отделениях не предусматриваются столовые, буфетная система из одного помещения, которое оборудуется раковиной для мытья рук, моечной ванной для дезинфекции посуды (в случае проведения противоэпидемических мероприятий), бытовым холодильником, СВЧ – печью, электрическим чайником.

При этом в указанном пункте Временных методических рекомендаций дано понятие системы таблет – питания – это современная индивидуально – порционная система питания больных, при которой на раздаточный линии пищеблока для каждого пациента комплектуется индивидуальный поднос, снабженный крышкой, с набором порционных блюд. Доставка питания в отделения осуществляется в специальных термоконтейнерах – тележках. Использованная посуда помещается в отдельные отсеки этих же тележек и доставляется на пищеблок.

Ланч – бокс по своим функциональным, техническим и качественным характеристикам является индивидуальным подносом, снабженным крышкой и секциями для порционного разделения блюд.

Действия заказчика, установившего в документации требования о наличии ланч – боксов, не противоречат положениям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, из положений которой следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, являющихся значимыми для заказчика и, следовательно, являются необходимыми.

На основании изложенного Госкомзакупок РС (Я) просит признать жалобу необоснованной.

10 марта 2015 г. в ходе рассмотрения дела представитель Госкомзакупок РС (Я) заявил, что у ООО «Мед – Фуд» высокие цены на питание и приложил информацию с сайта, в которой указано, что в Забайкальском крае у «Мед – Фуд» нет конкуренции, поэтому и цены высокие.

ООО «Мед – Фуд» не согласен с доводами заявителя и представил письма компаний производителей ланч – боксов, подтверждающие, что производством ланч – боксов занимается не только Московский завод пластмассовых изделий.

Комиссия по рассмотрению дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся доказательства и материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Техническая и функциональная связь означает единое назначение товара и услуг, необходимость в совместимости одного товара с другим и использование лотов в едином технологическом процессе.

Открытый конкурс на оказание услуги по организации лечебного питания на 2015 год для нужд ГБУ «РБ № 2 – ЦЭМП» проводился в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О контрактной системе).

В части 1 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе» указано, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:

- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе»);

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе»).

Часть 2 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе» устанавливает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации № 330 от 05.08.2003 г. «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно – профилактических учреждениях Российской Федерации» указано, что транспортировка готовой пищи осуществляется следующим образом:

а) при отсутствии централизованной кольцевой доставки пищевых продуктов для их перевозки выделяют специальный транспорт (крытый), который не реже одного раза в год подвергается паспортизации в учреждениях Госсанэпиднадзора. Категорически запрещается использование этого транспорта для других целей (перевозка белья, оборудования, больных и т.п.).

б) для транспортировки готовой пищи в буфетные отделения больницы используют термосы, тележки-термосы, мармитные тележки или плотно закрывающуюся посуду.

Пункт 14.15. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  № 58 от 18.05.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» определяет, что для транспортирования готовой пищи в буфетные отделения ЛПО используют термосы или плотно закрывающуюся посуду.

В пункте 9.2. Временных методических рекомендаций по размещению, устройству и оборудованию центров высоких медицинских технологий. Временные методические рекомендации ВМР 2.1.3.2365-08, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29.05.2008 г., указано, что при применении технологии системы "Таблет-питания*" в палатных отделениях не предусматриваются столовые, буфетная состоит из одного помещения, которое оборудуется раковиной для мытья рук, моечной ванной для дезинфекции посуды (в случае проведения противоэпидемических мероприятий), бытовым холодильником, СВЧ-печью, электрическими чайниками.

Система таблет-питания - это современная индивидуально-порционная система питания больных, при которой на раздаточной линии пищеблока для каждого пациента комплектуется индивидуальный поднос, снабженный крышкой, с набором порционных блюд. Доставка питания в отделения осуществляется в специальных термо-контейнерах - тележках. Использованная посуда помещается в отдельные отсеки этих же тележек и доставляется на пищеблок.

В Техническом задании части 2. Описание объекта закупки документации об открытом конкурсе, утвержденное Председателем Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по размещению государственных заказов <...>, установлены требования к ланч – боксам: 4 секции под все виды блюд, материал поликарбонат, плотная прозрачность, герметичная крышка исключающая перетекание жидкостей внутри секций, цветовая и геометрическая маркировка согласно диет (зонд, 1,4,5,7,9,10, берем, дети).

Ланч – бокс по своим функциональным, техническим и качественным характеристикам является индивидуальным подносом, снабженным крышкой и секциями для порционного разделения блюд.

Ланч – бокс и лечебное питание (еда) имеют единое назначение – организация лечебного питания пациентов. Для того, чтобы накормить пациента надо это лечебное питание (еду) раздать, т.е. имеется необходимость в совместимости лечебного питания и ланч – бокса. Также, лечебное питание и ланч – бокс используются в едином технологическом процессе – организация питания пациентов.

В Конкурсной документации об открытом конкурсе не установлено требований о наличии собственного производства ланч – боксов, следовательно, участник закупки мог приобрести их у любого хозяйствующего субъекта, занимающегося производством данного товара и которые соответствуют требованиям к ланч – боксам, указанные в Техническом задании.  

Таким образом, при установлении требований к раздаче готовых блюд в термоконтейнерах с индивидуальными ланч – боксами по всем отделениям и ожоговое отделение ГУБ «РБ № 2 – ЦЭМП» признаков ограничения конкуренции не установлено.

Доводы представителя Госкомзакупок РС (Я) о высоких ценах на организацию питания у ООО «Мед – Фуд» подлежат отклонению по следующим основаниям.

В пункте 5.2 Указа Президента Республики Саха (Якутия) № 2425 от 27.12.2013 г. «Об уполномоченном органе на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия) указано, в том числе, что Заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки к документации о закупке и обосновывает и утверждает начальную (максимальную) цену контракта.

Начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается Заказчиком в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О контрактной системе».

Участник торгов, при подаче заявки на участие в закупке, не может превысить начальную (максимальную) цену контракта. Следовательно, у ООО «Мед – Фуд» не могут быть высокие цены на предоставляемые услуги, т.к. начальную (максимальную) цену контракта установил Заказчик.

Доводы заявителя о нарушении пункта 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.

Нежилое помещение общей площадью 577,60 кв.м. по адресу: г. Якутск, ул. П Алексеева, № 83 «А» помещение пищеблока было передано ООО «Мед – Фуд» 17.06.2008 г. по договору аренды зданий, сооружений и нежилых помещений, являющихся собственностью Республики Саха (Якутия) от 17.06.2008 г. № 08-073.

До 01 июля 2013 г. действовала редакция части 4 статьи 53 Федерального закона «О защите конкуренции» согласно, которой до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

На основании вышеизложенного 05 июля 2010 г. между Министерством имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и ООО «Мед – Фуд» было подписано дополнительное соглашение № 1 к договору аренды зданий, сооружений и нежилых помещений, являющихся собственностью Республики Саха (Якутия), согласно которому аренда помещения пищеблока было продлено до 30 июня 2015 г.

 Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению дела, приходит к выводу, что в действиях ГБУ «Республиканская больница № 2 – Центр экстренной медицинской помощи» при установлении требований к организации лечебного питания признаков ограничения конкуренции не установлено.

На основании вышеизложенного руководствуясь положениями части 1 статьи 23, статьи 41, статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),

 

р е ш и л а:

  1. Прекратить рассмотрение дела № 02-03/15А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденное в отношении ГБУ РС (Я) «Республиканская больница № 2 – Центр экстренной медицинской помощи» в связи с отсутствием состава нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.

 

Председатель Комиссии

 

 

О.А. Ярыгина

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

А.Б. Ринчинова

 

 

 

 

 

 

 

С.П. Дьячковская

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны