Решение б/н Решение Хакасского УФАС по делу в отношении Хакасской ветери... от 24 августа 2006 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


РЕШЕНИЕ
по делу № 20-А-06

17 июля 2006 г. г. Абакан

резолютивная часть объявлена 12.07.2006 г.
мотивированное решение изготовлено 17.07.2006 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства
при участии лиц;
" директора ГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" Глушкова Василия Валентиновича (удостоверение № 527 от 02 августа 2002 г.),
рассмотрев дело № 20-А-06 , возбужденное в отношении ГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" по признакам нарушения п.1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - О конкуренции….),

УСТАНОВИЛА:
По поручению Федеральной антимонопольной службы России (письмо № ИА/5299 от 11.04.2006 г.) была проведена проверка ГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" (далее Учреждение) по применению Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы (утверждена Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 12.04.1997 г. № 13-7-2/871) на предмет наличия (отсутствия) фактов взимания с хозяйствующих субъектов платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов.
Представитель Учреждения факта нарушения антимонопольного законодательства не признал, и по существу дела пояснил следующее:
При взимании платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов Учреждение руководствуется Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 г. № 898 и Перечнем платных услуг, утвержденным Министерством сельского хозяйства РФ от 20 января 1992 № 2-27-145.
Согласно данных Правил - оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и т.д.) относятся к платным ветеринарным услугам. Так же, установление и взимание платы за оформление ветеринарных сопроводительных документов является обоснованным и осуществляется в соответствии с Перечнем платных и бесплатных услуг.
Кроме того, приобретение ветеринарных сопроводительных документов для хозяйствующих субъектов осуществляется за счет собственных средств Учреждения.
С января 2006 г. на основании Приказа Управления Государственной ветеринарной инспекции РХ от 25.01.2006 г. № 03 ветеринарные сопроводительные документы ГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" не выдает.
Заслушав пояснения представителя Учреждения, участвующего в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, комиссия Хакасского УФАС России пришла к следующим выводам:
При проведении контрольного мероприятия по проверке Учреждения было выяснено, что Учреждение, руководствуясь Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 г. № 898 (далее Правила), Перечнем платных услуг, утвержденным Министерством сельского хозяйства от 20 января 1992 г. № 2-27-145 и Приказом № 11-П от 14.03.2005 г. "О реализации ветеринарных справок формы № 4" взимает плату за выдачу ветеринарных сопроводительных документов, в частности, за ветеринарные свидетельства формы № 2 и №4. Данный факт подтверждают следующие документы: приказ № 11-П "О реализации ветеринарных справок №4 от 14.03.2005 г., акт № 260 от 04 ноября 2005 г., акт № 263 от 10 ноября 2005 г., отчеты за ноябрь и декабрь 2005 г., счет-фактура № 299 от 21.12.2005 г., счет-фактура № 292 от 05.12.2005 г., счет-фактура № 298 от 20.12.2005 г., счет-фактура № 297 от 14.12.2005 г., счет-фактура № 296 от 14.12.2005 г.
Согласно Устава Учреждения, утвержденного постановлением Правительства РХ от 25.11.2005 г. № 400, Учреждение входит в систему Государственной ветеринарной службы РХ и является подведомственным учреждением Управления государственной ветеринарной инспекции РХ, при этом не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
Учреждения ветеринарной службы осуществляют свою деятельность во исполнение целей и задач, установленных Законом, а полученные внебюджетные средства могут использовать только на цели, предусмотренные Законом.
Деятельность Учреждения направлена на выполнение задач, закрепленных в пункте 1 статьи 5 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 "О ветеринарии": защита населения от болезней, общих для человека и животных; обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении сырья и продуктов животного и растительного происхождения.
Оформление документов на подконтрольные Госветнадзору грузы осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы, утвержденной Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 12.04.1997 г. № 13-7-2/871 (далее Инструкция). Указанная Инструкция разработана во исполнение Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" (далее Закон о ветеринарии) и Положения о государственном ветеринарном надзоре в РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 706 (далее - Положение о Госветнадзоре).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Госветнадзоре - государственный ветеринарной надзор представляет собой систему контроля за соблюдением, в том числе, ветеринарных правил при производстве, переработке, хранения и реализации продуктов животноводства, ввозе в Российскую Федерацию, транзите по ее территории и вывозе подконтрольных ветеринарной службе грузов, а так же за нормированием ветеринарно-санитарных показателей, характеристик и вредных факторов кормов, кормовых добавок и продуктов животноводства, обеспечивающих безопасность их здоровья человека и животных, т.е. оформление, выдача ветеринарных сопроводительных документов является контрольной функцией.
Согласно пункту 2 Инструкции, подконтрольные Госветнадзору грузы подлежат заготовке, транспортировке, переработке, хранению и реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода, и выдаваемых по формам согласно Приложениям № 1-9.
При этом, в соответствии с пунктом 5 Инструкции - продукция, в частности, без ветеринарных сопроводительных документов не подлежит приему для переработки и реализации. Такая продукция принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных документов, подтверждающих ее ветеринарно-санитарную безопасность.
Таким образом, пунктами 2 и 5 Инструкции установлена обязанность выдачи ветеринарных сопроводительных документов при осуществлении государственного контроля. Однако, взимание платы за данные действия Инструкцией не предусматривается.
По мнению Учреждения, выдача ветеринарных сопроводительных документов относится к платным услугам, поскольку в соответствии с пунктом 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг, оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.) относятся к платным ветеринарным услугам.
Кроме того, Учреждение считает, что установление и взимание платы за оформление ветеринарных сопроводительных документов является обоснованным и осуществляется в соответствии с Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденный Минсельхозом от 20.01.92 № 2-27-145.
Комиссия считает доводы Учреждения неосновательными, исходя из следующего:
Правила регулируют отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 1 Правил). При этом, согласно пункту 3 Правил действие данных Правил не распространяется на проведение мероприятий при осуществлении Госветнадзора.
Таким образом, применение Правил при осуществлении Госветнадзора, в частности, при выдаче ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные Госветнадзору грузы хозяйствующим субъектам, осуществляющим хранение и реализацию товаров для домашних (непродуктивных) животных является неправомерным.
Что касается Перечня платных ветеринарных услуг:
Данным перечнем (пункт 2) установлен перечень платных ветеринарных услуг, оказываемых продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности, а также ветеринарных услуг при проведении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области ветеринарии организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий.
Таким образом, по мнению Комиссии, действие пункта 2 Перечня не распространяется на деятельность органов Госветнадзора в части осуществления ими контрольно-надзорных мероприятий, а именно в части выдачи ветеринарных сопроводительных документов.
Согласно п.2 статьи 1 ГК РФ, граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Такое ограничение установлено в Законе о ветеринарии в виде обязательности проведения мероприятий по государственному ветеринарному контролю (надзору).
Установление платы за выдачу документов при осуществлении Госветнадзора в соответствии с Приказом № 11-П от 14.03.2005 г. "О реализации ветеринарных справок формы № 4", подписанным директором Учреждения Глушковым В.В., необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовке, переработки, транспортировки, хранении и реализации продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, поскольку необоснованно возлагает обязанность по заключению возмездного договора, а отсутствие сопроводительных документов делает невозможным осуществление хозяйственной деятельности субъектов товарного рынка.
Так же Комиссия считает, что вышеуказанные доводы Учреждения неосновательны принимая во внимание антимонопольную и судебную практику Санкт-Петербурга, в частности:
Управление Федеральной антимонопольной службы России решением и предписанием от 10.11.2005 г. признало Управление ветеринарии Санкт-Петербурга нарушившим п.1 ст. 7 Закона РСФСР "О конкуренции.." путем совершения действий в части установления платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов в рамках осуществления Госветнадзора.
Решением Арбитражного суда от 23 марта 2006 г. по делу № 40-84488/05-72-302 в удовлетворении требований Управления ветеринарии Санкт-Петербурга о признании незаконными решения ФАС России от 10.11.05 по делу № 1 07/522-05 и Предписания от 10.11.2005 г. отказано.
Судом апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы решение Арбитражного суда первой инстанции по делу № А40-84488/05-72-302 от 23.03.2006 г. оставлено без изменений, а апелляционная жалоба Управления ветеринарии Санкт-Петербурга от 19.04.2006 г. - без удовлетворения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что 01.06.2004 г. РГУ "Хакасская ветеринарная лаборатория" заключило договора о ветеринарно-санитарной оценке сырья и готовой продукции с ООО ТД "Сибирская Губерния" и ОАО ПФ "Сибирская Губерния". Согласно данных договоров, при организации и проведении ветеринарно-санитарных экспертиз и проведением государственного ветеринарного контроля за соблюдением предпринимателями требований ветеринарных правил при производстве, переработке, хранении и реализации продукции птицеводства на всех производственных участках в целях профилактики распространения инфекционных заболеваний общих для человека и животных, передающихся через забитую птицу, продукты убоя и производственные отходы РГУ "Хакасская ветеринарная лаборатория" выдавала ветеринарные сопроводительные документы.
В соответствии с Приказом Управления Государственной ветеринарной инспекции РХ от 25.01.2006 г. № 03 все функции государственного надзора за производством, хранением, реализацией продукции с обязательным лабораторным исследованием ООО ТД "Сибирская Губерния" и ОАО ПФ "Сибирская Губерния" переданы ГУ РХ "Алтайская ветеринарная станция".
Однако, исследовав материалы дела комиссия не нашла подтверждения расторжения договоров о ветеринарно-санитарной оценке сырья и готовой продукции заключенных РГУ РХ "Хакасская ветеринарная лаборатория" с ООО ТД "Сибирская Губерния" и ОАО ПФ "Сибирская Губерния".
Согласно п.2 ст. 6 вышеуказанных договоров о ветеринарно-санитарной оценке сырья и готовой продукции -"договор считается продленным на тот же срок, если ни одна из сторон в срок не позднее чем за месяц до его окончания не уведомило другую сторону о расторжении действия договора и продолжает выполнять его условия".
Отсутствие подтверждения расторжения вышеуказанных договоров позволяет сделать вывод, что договора от 01.06.2004 г. о ветеринарно-санитарной оценке сырья и готовой продукции, заключенные РГУ "Хакасская ветеринарная лаборатория" с ООО ТД "Сибирская Губерния" и ОАО ПФ "Сибирская Губерния" пролонгированы до 1 июня 2007 г., и в настоящее время действительны.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" - Федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правам указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь пунктом 1 ст. 27 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.25, п. 2.26 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, комиссия Хакасского УФАС России

РЕШИЛА:
1. Признать Государственное учреждение Республики Хакасия "Хакасская ветеринарная лаборатория" нарушившим пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" путем совершения действий в части взимания платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов в рамках осуществления Госветнадзора, в частности за ветеринарные свидетельства формы № 2 и ветеринарные справки формы № 4, которое необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовки, хранении и реализации продуктов и сырья животного происхождения, и имеют (могут иметь) своим результатом ограничение конкуренции и ущемление интересов указанных хозяйствующих субъектов.
2. Выдать Государственному учреждению Республики Хакасия "Хакасская ветеринарная лаборатория" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.



Связанные организации

Связанные организации не указаны