Апелляционная жалоба б/н Решение по жалобе СПАО «Ингосстрах» на решение Курского УФАС... от 11 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «23» ноября 2017

Полный текст решения изготовлен «30» ноября 2017


 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Коллегия ФАС России) в составе: <...>,

рассмотрев на заседании Коллегии ФАС России жалобу СПАО «Ингосстрах» на решение Курского УФАС России от 02.08.2017 по делу № 03-05/08-2016 (далее — Решение, дело № 03-05/08-2016), в присутствии <...>,

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено 16.11.2017 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 03-05/08-2016 послужило поступившее в Курское УФАС России 09.12.2015 заявление АО «СОГАЗ» о наличии признаков нарушения статьи 148 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в действиях СПАО «Ингосстрах» при участии в проведенном ОБУ «МФЦ» (ОГРН: 1084632004874) запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (извещение № 03442000252150000090) (далее — Запрос котировок).

В частности, согласно заявлению АО «СОГАЗ» указанные действия СПАО «Ингосстрах» выразились в представлении при участии в Запросе котировок ценового предложения со снижением начальной максимальной цены контракта, не соответствующим нормам действующего законодательства, что, по мнению АО «СОГАЗ», было направлено на получение преимуществ при участии в запросе котировок и причинение убытков другим хозяйствующим субъектам — конкурентам в виде упущенной выгоды.

По результатам рассмотрения данного заявления АО «СОГАЗ» Курское УФАС России установило наличие в действиях СПАО «Ингосстрах» признаков недобросовестной конкуренции, запрещенной статьей 148 Закона о защите конкуренции.

В этой связи Курским УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 391 Закона о защите конкуренции, 25.02.2016 было выдано СПАО «Ингосстрах» предупреждение № 03-05/02-2016 об устранении в срок до 11.03.2016 причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства (далее – Предупреждение).

В соответствии с частью 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

При этом, согласно части 5 статьи 391 Закона о защите конкуренции по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Как указано в Решении, Предупреждение в установленный им срок СПАО «Ингосстрах» исполнено не было, ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения страховщик в адрес Курского УФАС России не направлял, в связи с чем в отношении СПАО «Ингосстрах» возбуждено дело № 03-05/08-2016.

Не согласившись с Предупреждением, СПАО «Ингосстрах» 23.03.2016 обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным и отмене Предупреждения. На этом основании рассмотрение дела № 03-05/08-2016 было приостановлено до вступления в силу решения Арбитражного суда Курской области по делу № А35-2481/2016.

Решением Арбитражного суда Курской области от 14.09.2016 по делу № А35-2481/2016 в удовлетворении указанных требований страховщику было отказано; постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу № А35-2481/2016 решение Арбитражного суда Курской области остановлено без изменения; постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.06.2017 по делу № А35-2481/2016 указанные решение Арбитражного суда Курской области и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда также оставлены без изменения.

В этой связи 15.06.2017 рассмотрение дела № 03-05/08-2016 Курским УФАС России было возобновлено и по его результатам действия СПАО «Ингосстрах» при участии в Запросе котировок признаны Курским УФАС России актом недобросовестной конкуренции, запрещенной статьей 148 Закона о защите конкуренции.

Изучив жалобу СПАО «Ингосстрах» на Решение, доводы Курского УФАС России, материалы дела № 03-05/08-2016, Коллегия ФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно статье 148 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 141 - 147 указанного закона.

Под недобросовестной конкуренцией в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции при этом понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из изложенного следует, что для признания действий того или иного лица недобросовестной конкуренцией, в том числе запрещенной статьей 14.8 Закона о защите конкуренции, необходимо установить соответствие таких действий одновременно нескольким условиям:

  • действия совершены хозяйствующим субъектом (группой лиц);

  • действия направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

  • действия противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

  • действия причиняют или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо наносят или могут нанести вред их деловой репутации.

Хозяйствующим субъектом в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Исходя из содержания пункта 6 указанной статьи Закона о защите конкуренции, финансовая организация, включая страховую организацию, является хозяйствующим субъектом.

В ходе рассмотрения дела № 03-05/08-2016 Курским УФАС России установлено, что 24.11.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 03442000252150000090 о проведении ОБУ «МФЦ» закупки в форме запроса котировок на оказание услуг ОСАГО.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Согласно части 8 статьи 22 указанного Федерального закона, в случае если цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами в соответствии с законодательством Российской Федерации заказчиком применяется тарифный метод. В этом случае цена контракта определяется по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Правовые, экономические и организационные основы ОСАГО регулируются Законом Российской Федерации от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), согласно статье 1 и иными положениям которого ОСАГО осуществляется исключительно страховыми организациями в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Исходя из норм пункта 1 статьи 8 Закон об ОСАГО, страховые тарифы по ОСАГО подлежат регулированию и такое регулирование осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с данным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам ОСАГО рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе, в зависимости от наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО (далее - КБМ), а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страхового возмещения, осуществленного страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении ОСАГО каждого из этих водителей.

 

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов по ОСАГО (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО установлены Указанием Банка России от 19.09.2014 № 3384-У (далее – Указание Банка России). Значения КБМ и порядок их применения определены пунктом 2 Приложения 2 Указания Банка России.

Пунктом 6 статьи 9 Закона об ОСАГО предусмотрено, что страховщики, осуществляющие ОСАГО, не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 данного Закона.

Как следует из Решения и материалов дела № 03-05/08-2016, начальная (максимальная) цена контракта определена ОБУ «МФЦ» путем использования тарифного метода в соответствии с Законом об ОСАГО и Указанием Банка России и составила 38 014,52 рублей; обоснование начальной (максимальной) цены контракта представлено в приложении № 3 к извещению о проведении Запроса котировок.

В частности, в приложении № 3 к извещению о проведении Запроса котировок содержалось описание транспортных средств, в отношении которых предполагалось заключение договоров ОСАГО, базовая ставка страхового тарифа, а также величины коэффициентов страховых тарифов, в соответствии с которыми ОБУ «МФЦ» произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта.

К участию в Запросе котировок согласно Решению и материалам дела № 03-05/08-2016 были допущены 3 страховые организации, имеющие лицензию на осуществление ОСАГО: САО «ВСК», предложившее цену контракта в сумме 38 014,52 рублей; АО «СОГАЗ», предложившее цену контракта в аналогичной сумме - 38 014,52 рублей; и СПАО «Ингосстрах», предложившее цену контракта в сумме 37 347,59 рублей. Победителем Запроса котировок признано СПАО «Ингосстрах», предложившее наименьшую цену контракта.

По итогам проведенного в рамках рассмотрения дела № 03-05/08-2016 анализа Курским УФАС России установлено, что при расчете цены контракта при участии в Запросе котировок СПАО «Ингосстрах» в отношении одного из транспортных средств применило значение КБМ, заниженное по сравнению с значением, подлежащим применению в отношении данного транспортного средства в соответствии с пунктом 2 Приложения 2 к Указанию Банка России.

Описанные действия СПАО «Ингосстрах» привели к занижению суммы страховой премии, предложенной СПАО «Ингосстрах» в рамках участия в Запросе котировок в качестве цены контракта, на 666 рублей 93 копейки и определению СПАО «Ингосстрах» в качестве победителя Запроса котировок.

При этом, как установлено Решением, в связи с совершением СПАО «Ингосстрах» таких действий иным хозяйствующим субъектам — конкурентам СПАО «Ингосстрах», также участвовавшим в Запросе котировок (САО «ВСК», АО «СОГАЗ»), могли быть причинены убытки в виде упущенной выгоды.

Таким образом, в рамках рассмотрения дела № 03-05/08-2016 Курским УФАС России установлены все обстоятельства, подлежащие установлению при применении статьи 148 Закона о защите конкуренции, а именно установлено, что действия СПАО «Ингосстрах» по занижению размера страховой премии при расчете предложения цены контракта при участии в Запросе котировок были направлены на получение преимуществ при осуществлении страховой деятельности, противоречат Закону об ОСАГО и Указанию Банка России и могли причинить убытки его конкурентам в виде упущенной выгоды.

Выводы о наличии в действиях страховых организаций по занижению размера страховой премии по договорам ОСАГО в нарушение законодательства об ОСАГО при участии в конкурентных процедурах отбора, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе содержатся в решении Татарстанского УФАС России от 19.05.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № ИП-08/9055; решении Ульяновского УФАС России от 26.05.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 12012/06-2015; решениях Астраханского УФАС России от 05.08.2015 и от 11.08.2015 по делам о нарушении антимонопольного законодательства соответственно № 49-К-05-15 и № 27-К-05-15; решении Карачаево-Черкесского УФАС России от 26.12.2016 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 99.

Таким образом, Коллегия ФАС России пришла к выводу, что решение Курского УФАС России от 02.08.2017 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-05/08-2016 не нарушает единообразие применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Коллегия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

оставить жалобу СПАО «Ингосстрах» на решение Курского УФАС России от 02.08.2017 по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-05/08-2016 без удовлетворения.

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение о рассмотрении жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны