Решение б/н Решение по делу № РЦ.08.10.12 от 18 августа 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.10.12
03 июня 2010 г. г. Москва


Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России,
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Никитина Т.Е. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Галкина О.Н. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев материалы дела № РЦ.08.10.12 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденного по факту распространения рекламы пива «Эдельвейс», «Heineken», вина «Freixenet», а также рекламы производителя алкогольной продукции компании «Парламент» и продавца алкогольной продукции ООО «Лудинг» во время проведения церемонии вручения премии «Серебряная Калоша» (далее — Церемония) 18июня 2009 г. в Центральном Академическом Театре Российской Армии,

в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО «Лудинг» (адрес: ул. Рябиновая, д. 55, г. Москва, 121471, ИНН 7730107662, КПП 772901001) – Шатилова С.Б. (доверенность № б\н от 01.02.2010),
ООО «Парламент Дистрибьюшен» (адрес: ул. Поповка, д. 5, микр. Салтыковка, г. Балашиха, Московская обл., 143956, ИНН 5001063490, КПП 500101001) – Довгалюка А.И. (доверенность № ПД/63 от 07.05.2010),
ООО «Объединённые Пивоварни Хейникен» (адрес: ул. Тельмана д. 24, г. Санкт-Петербург, 193230, ИНН 7802118578, КПП 997350001) – Слив Ю.М. (доверенность № С-572 от 04.05.2010),
ООО «М-Виником» (ул. Обручева, 34/63, г. Москва, 117342, ИНН 7701186733, КПП 772701001) – извещен, не явился,
ООО «Радиостанция «Серебряный дождь» (адрес: Петровско-Разумовская аллея, 12 А, г. Москва, 127083, ИНН 7732082163, КПП 771401001) – Мороховец Я.В. (доверенность № б\н от 12.05.2010),
ООО Медиа агентство «Серебряный дождь» (адрес: Петровско-Разумовская аллея, 12 А, г. Москва, 127083, ИНН 7715551908, КПП 771501001) – Князевой М.А. (доверенность № б\н от 12.05.2010),
ООО «АльянсГрупп» (адрес: ул. 1-я Машиностроения, д. 4, корп. 2, г.Москва, 115088, ИНН 7723635615, КПП 772301001) – не явился,
фотограф рекламной акции «BeerTender Серебряная калоша 2009» (адрес: ул. Академика Анохина, д. 12, корп. 1, кВ. 704, г. Москва, 119602) - Лаур С.Л., не явился,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензией к рекламе алкогольной продукции и пива, распространявшейся 18 июня 2009 г. в Центральном Академическом Театре Российской Армии во время проведения церемонии вручения премии «Серебряная Калоша» (далее — Церемония).
В своём обращении гражданин указал, что запись данной Церемонии размещена на официальном сайте www.silver.ru радиостанции «Серебряный дождь», а также на иных ресурсах в сети Интернет.
В частности, запись Церемонии с указанной рекламой размещена на youtube.com в сети Интернет.
Согласно объяснениям представителя ООО «Радиостанция «Серебряный дождь» запись Церемонии размещалась на официальном сайте «Радиостанции «Серебряный дождь», однако данная запись не содержала сюжета о сборе гостей до начала Церемонии, и соответственно, указанной рекламы. К записи, размещённой на каких-либо ресурсах в сети Интернет, радиостанция «Серебряный дождь» отношения не имеет.
Таким образом, не нашёл своего подтверждения факт размещения рекламы алкогольной продукции и пива на сайте www.silver.ru радиостанции.
Во время сбора гостей ведущей Церемонии была озвучена реклама пива «Эдельвейс», «Heineken», вина «Freixenet», а также производителей алкогольной продукции компаний «Парламент» и ООО «Лудинг» в виде следующего монолога:
«- Надеюсь, вы перед началом церемонии успели выпить пива «Heineken» или «Эдельвейс»?
- Кстати, голубчик, дайте бабушке тоже горло промочить. А кроме пива…кроме пива есть что-нибудь?
(раздаются характерные звуки, которые сопровождают открытие пробки от бутылки, звон бокалов и процесс разлития спиртного в бокалы)
- Ммм...Вкусненько...Что это у Вас?
- Ага! «Freixenet». Игристое вино № 1 в мире…
- Те же кто на церемонии не работает, а отдыхает, могут смело мешать «Red bull» с напитками компании «Парламент». Главное не переборщить...
- Спасибо нашему постоянному партнеру компании «Лудинг» за то, что помогли накрыть поляну перед церемонией.»
Согласно пункту 6 части 2 статьи 21 и пункту 6 части 2 статьи 22 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Федеральный закон «О рекламе») реклама алкогольной продукции, а также реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна размещаться в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
Согласно части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
Реклама пива «Эдельвейс», «Heineken», вина «Freixenet», а также реклама производителя алкогольной продукции компании «Парламент» и ее продавца ООО «Лудинг» распространялась в театре без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции и пива.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 2 статьи 21, пункта 6 части 2 статьи 22, части 3 статьи 21, части 3 статьи 22 Федерального закона «О рекламе».
Реклама вина «Freixenet» сопровождается характерными звуками, которые свидетельствуют об открытии бутылки вина и процессе разлития его в бокалы, а слова ведущей свидетельствуют о действиях по непосредственному употреблению вина.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается демонстрация процессов потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
В рекламе вина «Freixenet» во время Церемонии 18 июня 2009 г. в Центральном Академическом Театре Российской Армии допущена демонстрация процесса потребления вина «Freixenet».
Соответственно в данной рекламе содержатся признаки нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Использованное в рекламе высказывание «Игристое вино № 1 в мире» в отношении вина «Freixenet» указывает на превосходство данного вина в сравнении с другими товарами, поскольку «№ 1» подразумевает, что рекламируемый товар является первым из числа других однородных товаров, обладая более высокими достоинствами и преимуществом перед ними. При этом использование сравнительной характеристики «№ 1» в рекламе без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
В рекламе отсутствует критерий, свидетельствующий о преимуществах вина «Freixenet» перед другими однородными товарами.
Учитывая изложенное, приведенные в рекламе сведения о вине «Freixenet», как об игристом вине № 1 в мире, являются некорректным сравнением с товарами других производителей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Таким образом, в рекламе вина «Freixenet», распространявшейся во время Церемонии, содержатся признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
На пригласительных билетах на Церемонию размещалась реклама товарных знаков спонсоров Церемонии, индивидуализирующих пиво «Эдельвейс», пиво «Heineken», водку «Парламент», коньяк «Ной». Данная реклама не сопровождалась предусмотренным частью 3 статьи 21, частью 3 статьи 22 Федерального закона «О рекламе» предупреждением.
Таким образом, в рекламе на пригласительных билетах на Церемонию товарных знаков спонсоров Церемонии, индивидуализирующих пиво «Эдельвейс», пиво «Heineken», водку «Парламент», коньяк «Ной», содержатся признаки нарушения части 3 статьи 21, части 3 статьи 22 Федерального закона «О рекламе».
Согласно представленным ООО «Объединённые Пивоварни Хейникен» материалам непосредственно на площади перед Центральным Академическим Театром Российской Армии 18 июня 2009 г. располагались шатры, где проводилась рекламная промоакция пива «Heineken» с участием персонала и использованием оборудования, посредством которых осуществлялась реклама пива «Heineken». Организатором и исполнителем данной акции являлось ООО «ФРЕШ».
В целях установления действительных обстоятельств размещения рекламы пива «Heineken» при проведении промоакции ФАС России с участием представителя ООО «ФРЕШ» осуществила осмотр места проведения акции на Суворовской площади. По результатам осмотра, отражённым в акте от 02.06.2010, факт распространения рекламы пива «Heineken» ближе 100 метров от театра не нашёл своего подтверждения.
Согласно письменным объяснениям ООО «М-Виником» организация не не является рекламодателем в проведении Церемонии.
ООО «Лудинг» сообщило, что не согласовывало и не заказывало какой-либо рекламы на Церемонии. Размещённый на пригласительных билетах товарный знак коньяка «Ной» был использован организатором Церемонии из числа ранее полученных материалов по предыдущим проектам.
Из письменных объяснений ООО «Парламент Дистрибьюшен» следует, что Общество заказало размещение рекламного материала (логотипа) на пригласительных билетах на Церемонию, а также упоминание наименования компании в течение проведения мероприятия.
Согласно объяснениям ООО «Объединённые Пивоварни Хейникен» общество заказало размещение логотипа своей продукции на пригласительных билетах, однако общество не заказывало, не принимало и не оплачивало услуги по размещению рекламы продукции под товарными знаками «Эдельвейс» и «Хейникен» перед началом Церемонии.
Таким образом, ООО «М-Виником», ООО «Объединённые Пивоварни Хейникен» не являются рекламодателями рекламы алкогольной продукции и пива, распространённой до начала Церемонии. ООО «Лудинг» не является рекламодателем спонсорской рекламы компании, распространённой до начала Церемонии, а также рекламы коньяка «Ной» на пригласительных билетах.
Рекламодателем спонсорской рекламы компании «Парламент», распространённой до начала Церемонии, является ООО «Парламент Дистрибьюшен».
Рекламодателями рекламы пива «Эдельвейс», «Heineken», водки «Парламент», размещённой на пригласительных билетах, являются соответственно ООО «Объединённые Пивоварни Хейникен», ООО «Парламент Дистрибьюшен».
ООО Медиа агентство «Серебряный дождь» заключило договор № 13/ск от 01 февраля 2009 г. с учредителем премии ООО «Радиостанция «Серебряный дождь» по результатам проведённого радиостанцией тендера на право организации и проведении Церемонии.
Согласно пунктам 1.1 и 1.5 указанного договора ООО Медиа агентство «Серебряный дождь» предоставлено право организации и проведения церемонии «Серебряная Калоша», а также право привлечения рекламодателей и размещения рекламных материалов, в том числе на условиях спонсорства.
Таким образом, ООО «Медиа агентство «Серебряный дождь» является лицом осуществившем рекламу и определившим содержание рекламы коньяка «Ной» на пригласительных билетах, а также рекламы о спонсорах Церемонии компании ООО «Лудинг» и компании «Парламент», рекламы пива «Эдельвейс», пива «Heineken» и рекламы вина «Freixenet» на Церемонии.
Следовательно, рекламодателем указанной рекламы является ООО «Медиа агентство «Серебряный дождь».
Кроме того, ООО «Медиа агентство «Серебряный дождь» является рекламораспространителем и рекламопроизводителем рекламы о спонсорах Церемонии компании ООО «Лудинг» и компании «Парламент», рекламы пива «Эдельвейс», пива «Heineken» и рекламы вина «Freixenet», распространённой до начала Церемонии, и рекламораспространителем рекламы пива «Эдельвейс», пива «Heineken», водки «Парламент», коньяка «Ной», размещённой на пригласительных билетах.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, частями 1 и 3 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 21, частями 2-4 статьи 22 Федерального закона «О рекламе».
В силу части 8 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6-7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Довод представителей ООО «Медиа агентство «Серебряный дождь» и ООО «Радиостанция «Серебряный дождь» о том, что информация о спонсорах Церемонии, алкогольной продукции и пива, распространенная во время Церемонии и на пригласительных билетах, не является рекламой, не может быть принят. По мнению представителей данных организаций, данная информация была адресована лицам, специально приглашенным на Церемонию, соответственно в данной информации отсутствует один из признаков рекламы - неопределенный круг лиц.
По мнению представителей ООО «Медиа агентство «Серебряный дождь» и ООО «Радиостанция «Серебряный дождь», информация о спонсорах Церемонии, алкогольной продукции и пива, распространенная во время Церемонии и на пригласительных билетах, не является рекламой, поскольку была адресована лицам, специально приглашенным на Церемонию, соответственно в данной информации отсутствует один из признаков рекламы - неопределенный круг лиц.
Однако данный довод не может быть принят.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По смыслу законодательного определения рекламы реклама должна быть предназначена для неопределенного круга лиц, под которым понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. В этой связи определенность круга самих адресатов рекламы не имеет значения.
Руководствуясь частью 3 статьи 21, частью 3 статьи 22, пунктом 6 части 2 статьи 21 и пунктом 6 части 2 статьи 22, а также пунктом 3 части 5 статьи 5 и пунктом 1 части 2 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу пива «Heineken», которая распространялась во время Церемонии, а также на пригласительных билетах на Церемонию, нарушающей часть 3 статьи 22 и пункт 6 части 2 статьи 22 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама распространялась в театре и не сопровождалась предусмотренным законом предупреждением.
2. Признать ненадлежащей рекламу пива «Эдельвейс», которая распространялась во время Церемонии, а также на пригласительных билетах на Церемонию, нарушающей часть 3 статьи 22 и пункт 6 части 2 статьи 22 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама распространялась в театре и не сопровождалась предусмотренным законом предупреждением.
3. Признать ненадлежащей рекламу вина «Freixenet», которая распространялась во время Церемонии, нарушающей пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 3 части 5 статьи 5, часть 3 статьи 21 и пункт 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама распространялась в театре и не сопровождалась предусмотренным законом предупреждением, в ней содержится некорректное сравнение рекламируемого товара и демонстрация процесса потребления.
4. Признать ненадлежащей распространявшуюся во время Церемонии рекламу производителя алкогольной продукции компании «Парламент» и рекламы водки «Парламент» на пригласительных билетах, нарушающей часть 3 статьи 21, пункт 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», зирующих указанную компанию, поскольку реклама распространялась в театре и не сопровождалась предусмотренным законом предупреждением.
5. Признать ненадлежащей распространявшуюся во время Церемонии рекламу продавца алкогольной продукции ООО «Лудинг» и рекламу коньяка «Ной» на пригласительных билетах, нарушающей часть 3 статьи 21, пункт 6 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку реклама распространялась в театре и не сопровождалась предусмотренным законом предупреждением.
6. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, поскольку церемония вручения премии «Серебряная калоша» завершена.
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Медиа агентство «Серебряный дождь».
Решение изготовлено в полном объеме июня 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров


Члены Комиссии : Н.Н. Карташов

И.И. Василенкова

Т.Е. Никитина

О.Н. Галкина

 

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны