Решение б/н Решение и предписание по делу ООО «Торал» (№ 1 14/ 3-10) от 10 сентября 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

№ АК/8399 от 25.03.2010

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 14/ 3-10
о нарушении антимонопольного законодательства

11 марта 2010 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 14/3-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Гриднев Е.И. - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Покатович И.С. - главный специалист – эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Гаврилов Д.А. - главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело № 1 14/3-10 о нарушении ООО «Торал» (адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Качалова, д. 11; ОГРН/ИНН/КПП 1057812028295/7811325309/784601001) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу России поступило заявление ООО «Русь – Алко» о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Торал», выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с введением в заблуждение в отношении производителя водки «NORD STANDARD», «NORD STANDARD KEDR», «NORD STANDARD KLUKVA» (далее – водка «NORD STANDARD»).
ООО «Русь – Алко» осуществляет деятельность на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации.
С декабря 2008 года ООО «Русь – Алко» вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации водку «FINKA» с использованием этикетки, представляющей собой прямоугольную этикетку белого цвета с закругленными углами с присутствующими на ней словесными элементами и элементами изобразительными: в верхней части этикетки на белом фоне синими заглавными буквами расположено словесное обозначение «F I N K A», где точка над буквой I выполнена в виде солнца красного цвета; ниже под чертой серебристого цвета расположено словесное обозначение «V O D K A», выполненное красным цветом; нижняя часть этикетки содержит изображение трех бегущих оленей на фоне неба, исполненных серебристым цветом; над оленями в небе присутствует красное солнце с изображенной на его фоне девушки (далее - этикетка).
ООО «Русь-Алко» также отмечает, что водка «FINKA» завоевала ряд наград в 2009 году.
В середине 2009 года ООО «Русь-Алко» стало известно о том, что на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации реализуется водка «NORD STANDARD», производителем которой является ООО «Торал».
По мнению ООО «Русь-Алко», ООО «Торал» скопировало этикетку водки «FINKA», в частности скопировало композиционное построение, в том числе его отдельные словесные и изобразительные элементы, использовало сходное цветовое решение и цвета отдельных словесных и изобразительных элементов, скопированы характерные оригинальные изобразительные элементы, в частности стилизованное изображение солнца.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителя.
При таких обстоятельствах ООО «Русь-Алко» считает, что в действиях ООО «Торал», связанных с введением в заблуждение относительно производителя водки «NORD STANDARD», содержатся признаки недобросовестной конкуренции.

ООО «Торал», не согласившись с доводами ООО «Русь-Алко», представило письменные объяснения, из которых следует, что ООО «Торал» полностью соблюдает требования законодательных и иных нормативных правовых актов при обороте алкогольной продукции, верно указывает информацию об изготовителе товара на контр-этикетке водки «NORD STANDARD» и, таким образом, не вводит потребителей в заблуждение относительно ее производителя.
Кроме того, ООО «Торал» полагает, что комбинированное изображение на этикетку водки «FINKA» не зарегистрировано в качестве товарного знака, а значит, не имеет правовой охраны на территории Российской Федерации и не подлежит защите в антимонопольном органе.
На основании изложенного, ООО «Торал» просит прекратить производство по делу № 1 14/3-10 о нарушении антимонопольного законодательства, в виду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия ФАС России, рассмотрев все приложенные к материалам дела № 1 14/3-10 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства и выслушав представителей ООО «Русь-Алко» и ООО «Торал», установила следующие обстоятельства.
С декабря 2008 года ООО «Русь-Алко» вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации водку «FINKA» с использованием этикетки, представляющей собой прямоугольную этикетку белого цвета с закругленными углами с присутствующими на ней словесными элементами и элементами изобразительными: в верхней части этикетки на белом фоне синими заглавными буквами расположено словесное обозначение «F I N K A», где точка над буквой I выполнена в виде солнца красного цвета; ниже под чертой серебристого цвета расположено словесное обозначение «V O D K A», выполненное красным цветом; нижняя часть этикетки содержит изображение трех бегущих оленей на фоне неба, исполненных серебристым цветом; над оленями в небе присутствует красное солнце с изображенной на его фоне девушки (далее - этикетка).
Реализация водки «FINKA» с использованием указанной этикетки подтверждается товарной накладной от 13.12.2008 №1136 с приложениями на поставку алкогольной продукции в ассортименте, который включает в себя водку «FINKA», подписанной ООО «Русь-Алко» и ООО «МД-ЛИДЕР», товарной накладной от 09.01.2009 №5 с приложениями на поставку алкогольной продукции в ассортименте, который включает в себя водку «FINKA», подписанной ООО «Русь-Алко» и ООО «Ашан», а также рекламными материалами, опубликованными в журнале «Спиртные напитки» № 3(290) за март 2009 года.
Водка «FINKA» в феврале 2009 года была награждена золотой медалью «ПРОДЭКСПО» как «ЛУЧШИЙ ПРОДУКТ 2009», почетным дипломом Оргкомитета дегустационного конкурса о награждении звездой «ПРОДЭКСПО» за превосходное качество водки «FINKA» и золотой медалью Международного дегустационного конкурса «Лучшая водка года» 2009 года (9-13 февраля 2009 года).
ООО «Торал» с августа - сентября 2009 года вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации водку «NORD STANDARD» о чем, свидетельствуют письменные объяснения ООО «Торал», а также товарный и кассовый чеки на приобретение водки «NORD STANDARD», выданные ООО «РИО» от 15.09.2009.
Таким образом, ООО «Русь – Алко» и ООО «Торал» осуществляют деятельность на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации, следовательно, являются хозяйствующими субъектами – конкурентами.
Комиссия ФАС России по рассмотрению дела № 1 14/3-09 о нарушении антимонопольного законодательства не принимает довод ООО «Торал» о том, что отсутствие регистрации этикетки водки «FINKA» в качестве комбинированного товарного знака, исключает возможность для ООО «Русь – Алко» предъявлять претензии к иным производителям алкогольной продукции, которые, по мнению ООО «Русь – Алко», копируют этикетку водки «FINKA» и, следовательно, что данный спор не может рассматриваться ФАС России, по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона «О защите конкуренции» закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Пункт 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» определяет недобросовестную конкуренцию как любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителя.
В соответствии со статьей 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.
Для принятия решения о наличии либо отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Торал» ФАС России на основании государственного контракта на проведение научно-исследовательских работ от 16 июня 2009 года № 12 поручил ОАО «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (далее – ОАО «ВЦИОМ») провести социологический опрос на предмет возможного введения в заблуждение потребителей относительно производителя водок «NORD STANDARD» и «FINKA».
Из отчета по результатам социологического исследования, проведенного ОАО «ВЦИОМ», представляется следующее:
- 46% респондентов считают, что демонстрируемые бутылки водок «NORD STANDARD» и «FINKA» в той или иной степени похожи между собой;
- наиболее схожими чертами двух бутылок водки являются: «Дизайн этикетки» - 64%, «форма, дизайн бутылки» - 58%, «шрифт надписи» - 29%;
- при демонстрации респондентам всей продуктовой линейки водки «NORD STANDARD» («NORD STANDARD KEDR», «NORD STANDARD KLUKVA» и «NORD STANDARD»), а также водки «FINKA», более половины респондентов (57%) воспринимают данную продукцию, как линейку товаров одного производителя.
Обстоятельства дела № 1 14/3-10 о нарушении антимонопольного законодательства подтверждают наличие в действиях ООО «Торал» всех признаков недобросовестной конкуренции, указанных в пункте 2 части 1 статьи 14 Закона «О защите конкуренции»:
1) направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над ООО «Русь – Алко» выразилась в привлечении новых покупателей к продукции ООО «Торал» без затрат на ее продвижение (реклама, выставки и т.д.).
2) противоречие действующему законодательству, а именно пункту 1 части 3 статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, запрещающему все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении, предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
3) способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что в результате введения в гражданский оборот ООО «Торал» на территории Российской Федерации водки «NORD STANDARD» с копированием этикетки водки «FINKA», ООО «Русь – Алко» лишается возможности эффективно реализовывать свой товар, что в свою очередь не может не сказаться на его прибыли, а также повлечь перераспределение спроса на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации.
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 10-bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности, пунктом 2 части 1 статьи 14, частью 1 статьи 39 и статьей 49 Закона «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать действия ООО «Торал» на товарном рынке алкогольной продукции Российской Федерации, связанные введением в гражданский оборот водок «NORD STANDARD», «NORD STANDARD KEDR» и «NORD STANDARD KLUKVA» с этикеткой, вводящей в заблуждение в отношении производителя товара, актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2. Выдать ООО «Торал» предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.06 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии: Н.Н. Карташов

Е.И. Гриднев

И.С. Покатович

Д.А. Гаврилов

АК/8400 от 25.03.2010

П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 1 14/3-10 о нарушении антимонопольного законодательства

11 марта 2009 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 14/3-10 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б.- заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н.- начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Гриднев Е.И.- начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Покатович И.С. - главный специалист – эксперт отдела контроля защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Гаврилов Д.А.- главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании решения по делу № 1 14/3-10 о нарушении ООО «Торал» (адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Профессора Качалова, д. 11; ОГРН/ИНН/КПП 1057812028295/7811325309/784601001) пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»),

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1. ООО «Торал» в срок до 11 мая 2010 года прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: изменить дизайн этикеток водок «NORD STANDARD», «NORD STANDARD KEDR», «NORD STANDARD KLUKVA» таким образом, чтобы этикетки указанных водок не вводили в заблуждение в отношении производителя товара.
2. ООО «Торал» письменно сообщить об исполнении предписания в ФАС России в срок до 21 мая 2010 года с представлением соответствующих доказательств.

 

Примечания:
- предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения;
- за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписания коммерческие организации и их руководители несут ответственность, предусмотренную, соответственно, пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- в силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установленные настоящим предписанием запреты на действия хозяйствующего субъекта распространяются на действия группы лиц.

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии Н.Н. Карташов

Е.И. Гриднев

И.С. Покатович

Д.А. Гаврилов

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны