Решение б/н Решение по делу № 10 в отношении ОАО «Новая телефонная компа... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владивосток

25 июня 2009 года                                                                                                                    Дело № 10

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Трякин В.В. – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Москальцов А.Ю. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля, Лазаревский Д.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в заседании 10.06.2009 дело № 10 от 21.04.2009,

возбужденное по результатам проведения Приморским УФАС России планового контрольного мероприятия

в отношении ОАО «Новая телефонная компания» (далее – ОАО «НТК») и

ОАО «Московская страховая компания» (далее – ОАО «МСК»),

по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию,

при участии

от ОАО «НТК»: заместитель Директора по маркетингу и развитию по вопросам взаимодействия с партнерами И.Г. Герасимов, начальник юридического отдела А.А. Сердюк; ведущий юрисконсульт М.Л. Червяков;

от ОАО «МСК»: директор Владивостокского филиала ОАО «МСК» Н.Ф. Кочергин; представитель К.Н. Шугай

 
У С Т А Н О В И Л А:
 

По результатам планового контрольного мероприятия по проверке соблюдения требования ст.ст. 11, 18 Федерального закона «О защите конкуренции» ОАО «Новая телефонная компания», проведенного инспекцией Приморского УФАС России (Акт № 3 от 13.03.2009), было установлено, что в действиях проверяемого хозяйствующего субъекта по заключению и исполнению Генерального договора № <……> от 30.03.2006 обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с ОАО «Московская страховая компания», по которому ОАО «НТК» заключает договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договоры ОСАГО) с указанной страховой организацией без проведения торгов, могут усматриваться признаки нарушений частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами, которое приводит к ограничениям на товарном рынке.

На основании результатов проверки в отношении ОАО «НТК» и ОАО «МСК» Приморским УФАС России по собственной инициативе было возбуждено дело № 10 о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия, рассмотрев Договор от 30.03.2006 пришла к выводу, что он не может быть признан договором обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поскольку не соответствуют содержанию, форме и порядку заключения договоров ОСАГО, предусмотренными Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40-ФЗ от 25.04.2002 (далее – Федеральный закон «Об ОСАГО») и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263 (далее – Правила ОСАГО). В пояснениях, представленных ОАО «МСК» (от 08.06.2009 № 1693), также указывается, что Договор от 30.03.2006 не является договором ОСАГО.

В силу пункта 1.2 Договора Страхователь (ОАО «НТК») обязан по каждой партии транспортных средств, гражданская ответственность в отношении которых должна быть застрахована, направлять заявление о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства  

Согласно пункту 1.1.1. Договора Страховщик (ОАО «МСК») в отношении каждой партии транспортных средств, перечисленных в заявлениях, обязан на основании Правил обязательного страхования гражданской ответственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 № 263, заключать договоры страхования и оформлять страховые полисы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и специальные знаки государственного образца на каждое транспортное средство, по которому рассчитана страховая премия.

Таким образом, Договор от 30.03.2009 закрепляет порядок взаимодействия при заключении договоров ОСАГО и по своему содержанию является соглашением о сотрудничестве между ОАО «НТК» и ОАО «МСК» при заключении договоров ОСАГО.

Кроме того, согласно условиям Договора от 30.03.2006 ОАО «НТК» предоставляет ОАО «Московская страховая компания» заявления о заключении договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств, на основании которых ОАО «Московская страховая компания» заключает договоры ОСАГО.

ОАО «НТК» Приказом МАП России № 10/11-Р от 07.03.2001 внесено в реестр субъектов естественных монополий в сфере оказания услуг связи.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» субъект естественной монополии осуществляет отбор финансовых организаций путем проведения конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания финансовых услуг, в том числе страхование ответственности.

В силу пункта 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая организация – это хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе страховая организация.

С учетом данных нормы ОАО «НТК» обязано осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения конкурса для оказания услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» срок действия договора обязательного страхования составляет один год.

С учетом приведенных норм ОАО «НТК» обязано проводить ежегодный отбор финансовых организаций на заключение договоров ОСАГО.

Вместе с тем, Договор от 30.03.2006 не содержит условий о сроке, и согласно пункту 2 Договора, последний может быть расторгнут только по соглашению сторон. Таким образом, данный Договор является фактически бессрочным.

В связи с исполнением Договора от 30.03.2006 ОАО «НТК» с 2006 по 2008 года заключало договоры ОСАГО только с ОАО «МСК» без проведения отбора страховой организации.

Представитель ОАО «НТК» в ходе рассмотрения дела пояснил, что ежегодное заключение договоров ОСАГО с ОАО «МСК» является последствием исполнения Генерального Договора от 30.03.2006.

В рамках рассмотрения дела № 10 о нарушении антимонопольного законодательства Управление запросило страховые компании на предмет наличия заинтересованности у других страховых компаний в заключении договоров ОСАГО с ОАО «НТК» в 2007-2008 гг. и в настоящем и/или будущем.

Ряд страховых компаний, а именно ОАО «Военно-страховая компания» (от 05.06.2009 № 902), ООО Страховая компания «Дальакфес» (от 04.06.2009 № 109-02/03),  ОАО «АльфаСтрахование» (от 05.06.2009 № 735), ОАСО «Защита-Находка» (от 06.06.2009 № 124-и) имеют заинтересованность в настоящее время и хотели бы в дальнейшем заключить договоры ОСАГО с ОАО «НТК».

Кроме того, ООО «Росгосстрах Дальний Восток» (от 09.06.2009 № 03/193) пояснило, что в 2008 году ООО «Росгосстрах Дальний Восток» проводило переговоры с представителями  ОАО «НТК» по вопросам комплексного страхования рисков. В ходе переговоров  ООО «Росгосстрах Дальний Восток» делалось предложение ОАО «НТК», в том числе и по страхованию ОСАГО, однако со стороны ОАО «НТК» был получен отказ. Также ООО «Росгосстрах Дальний Восток» имело заинтересованность в заключении договоров ОСАГО с ОАО «НТК» в 2007-2008 годах, и такая заинтересованность имеется в настоящее время и в будущем.

Таким образом, страховые организации, оказывающие услуги на рынке страхования ОСАГО на территории Приморского края, были заинтересованы заключать договоры с  ОАО «НТК» в 2007-2008 годах, а также имеют такую заинтересованность в настоящее время и в будущем.

С учетом изложенного исполнение Договора от 30.03.2006 может привести к ограничению, устранению конкуренцию на рынке услуг ОСАГО, так как ограничивает доступ другим страховым компаниям на рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В ходе рассмотрения дела ОАО «НТК» представило пояснения, согласно которым последнее полагает, что на Договор от 30.03.2006 не распространяется действие Федерального закона «О защите конкуренции», так как договор был заключен до вступления Федерального закона «О защите конкуренции» в законную силу.

 В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.

Согласно Разъяснению ФАС России по основным вопросам применения части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» (от 21.02.2007 № ИА/2188) при наличии у субъекта, указанного в статье 18 Федерального закона «О защите конкуренции», договоров на оказание финансовых услуг, заключенных ранее, в том числе продленных, такие договоры признаются действующими до определенного в них момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Согласно статье 442 ГК РФ условия заключенного договора сохраняют силу и после принятия закона, устанавливающего обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Между тем, согласно разъяснению ФАС России, статья 442 ГК РФ в данном случае распространяется только на договоры об оказании финансовой услуги, то есть непосредственно на договоры ОСАГО, заключенные до вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции».

Вместе с этим, поскольку действия ОАО «НТК» и ОАО «МСК» по ежегодному заключению договоров ОСАГО являются следствием исполнения Договора от 30.03.2006, то в этом случае положения статьи 442 ГК РФ могли быть применимы к правоотношениям, возникшим при исполнении Договора в части заключения договоров ОСАГО до вступления в силу Федерального закона «О защите конкуренции».

Также в ходе заседания Комиссии представители ОАО «НТК» пояснили, что в соответствии с действующим законодательством ОАО «НТК» может заключить договоры ОСАГО с любым страховщиком.

В соответствии с пунктом 14 Правил ОСАГО владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование, а страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему.  

Вместе с тем, статьей 18 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрены обязательные требования в проведении субъектами естественных монополий отбора финансовых организаций для заключения договоров ОСАГО.

Приморское УФАС России полагает, что ОАО «НТК» вправе заключать договоры ОСАГО с любой страховой организацией, но ОАО «НТК» необходимо провести отбор страховой организации для заключения договоров ОСАГО.

 ОАО «НТК» в пояснениях (от 08.05.2006) и в ходе рассмотрения дела указало, что в период действия Договора от 30.03.2006 ОАО «НТК» заключало договоры ОСАГО с ООО «Росгосстрах Дальний Восток».  

Однако данное утверждение ОАО «НТК» противоречит материалам дела № 10 о нарушении антимонопольного законодательства. Согласно представленным документам, ОАО «НТК» до 20.03.2006 заключало договоры ОСАГО с ООО «Росгосстрах Дальний Восток». После заключения договора с ОАО «МСК» 30.03.2006  ОАО «НТК» не было заключено ни одного договора ОСАГО с другим страховщиком, все транспортные средства с 30.03.2006 по настоящее время были застрахованы в ОАО «МСК».

Также ОАО «НТК» пояснило, что сумма страховой премии по договорам ОСАГО за 2007-2008 года не превышает размера, установленного Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон «О размещении заказов»), при превышении которого возникает обязанность проведения конкурса.

Однако, Федеральный закон «О размещении заказов» регулирует отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, обеспечиваемых за счет средств бюджетов различных уровней.

ОАО «НТК не является государственным или муниципальным заказчиком в понятии, определяемом Федеральным законом «О размещении заказов».

Порядок отбора финансовых организаций определен статьей 18 Федерального закона «О защите конкуренции». Указанная норма определяет, что субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса в соответствии с положениями Федерального закона «О размещении заказов», который определяет только порядок организации и проведения конкурса.  

Таким образом, субъекты естественных монополий в силу статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» должны осуществлять отбор финансовых организаций вне зависимости от размера привлекаемых финансовых средств для оказания финансовой организацией услуг, поскольку данной нормой такой размер не установлен.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к: экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами (пункт 4); созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (пункт 8).

Частью 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, действия ОАО «НТК» и ОАО «МСК» по исполнению генерального договора обязательного страхования автогражданской ответственности владельца транспортных средств № <……>  от 30.03.2006 путем ежегодного заключения договоров ОСАГО с ОАО «МСК» без проведения отбора финансовой организации в порядке статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции», при наличии других страховых компаний, заинтересованных в заключении договоров ОСАГО с ОАО «НТК», могут привести к ограничению конкуренции на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

С учетом вышеизложенного Комиссия установила в вышеназванных действиях ОАО «НТК» и ОАО «МСК» нарушение частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», в части исполнения генерального договора обязательного страхования автогражданской ответственности владельца транспортных средств от 30.03.2006 № <……>, заключенного между сторонами, путем ежегодного заключения договоров ОСАГО с одной страховой организацией, без проведения отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса, что может привести к созданию препятствий на рынок страховых услуг и ограничению конкуренции на рынке страховых услуг (услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 
Р Е Ш И Л А:
 

1. Признать факт нарушения ОАО «Новая телефонная компания» и ОАО «Московская страховая компания» частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в действиях по исполнению генерального договора обязательного страхования автогражданской ответственности владельца транспортных средств от 30.03.2006 № <……>, заключенного между сторонами, путем ежегодного заключения договоров ОСАГО с одной страховой организацией, без проведения отбора финансовой организации путем проведения открытого конкурса, что может привести к созданию препятствий на рынок страховых услуг и  ограничению конкуренции на рынке страховых (услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).           

2. Выдать ОАО «НТК» и ОАО «МСК» обязательные для исполнения предписания.

 
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны