Решение б/н Решение по делу ООО «ТК «ЕвразХолдинг», ОАО «НТМК», ОАО «НПК... от 24 ноября 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/59-10

«24» ноября 2010 г. г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 15 ноября 2010 г.

В полном объеме решение изготовлено 24 ноября 2010 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 10/59-10 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: Кашеварова А.Б. – заместителя руководителя ФАС России, членов комиссии: Овчинникова М.А. – начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса, Сушкевича А.Г. – начальника Аналитического управления, Вовкивской Л.В. – консультанта отдела судебной работы Правового управления, Дьяченко С.В. – заместителя начальника отдела металлургии Управления контроля промышленности и оборонного комплекса,
рассмотрев дело № 1 10/59-10, возбужденное по признакам нарушения группой лиц в составе общества с ограниченной ответственностью «Торговая компания «ЕвразХолдинг» (место нахождения: ул. Долгоруковская, д. 15, стр. 4-5, г. Москва, 127006) (далее – ООО «ТК «ЕвразХолдинг») и открытого акционерного общества «Нижнетагильский металлургический комбинат» (место нахождения: ул. Металлургов, д. 1, г. Нижний Тагил, Свердловская область, 622025) (далее – ОАО «НТМК) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

I. Основанием для возбуждения дела № 1 10/59-10 в отношении группы лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» послужили результаты проверки материалов обращения ОАО «НПК «Уралвагонзавод» от 17.02.2010 в Правительство Российской Федерации по поводу необоснованного роста цен на металлургическую продукцию в начале 2010 года.
В ходе анализа ситуации, сложившейся на рынке металлургической продукции в Российской Федерации в 2009 - 2010 гг., выявлено, что группа лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» устанавливает для потребителей, расположенных в Российской Федерации, различные цены на горячекатаные вагоностроительные профили для хребтовой балки вагонов из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД.
На основании вышеизложенных фактов ФАС России 21 мая 2010 г. приказом № 260 возбуждено дело № 1 10/59-10 по признакам нарушения группой лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела № 1 10/59-10 на заседании Комиссии, состоявшемся 11.10.2010, в действиях группы лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высоких цен на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД.

II. В соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) проведен анализ состояния конкуренции на рынке горячекатаного зетового профиля для хребтовой балки вагонов Н-310. По результатам данного анализа установлено, что группа лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» занимает доминирующее положение на рынке зетового профиля из стали марки 09Г2С и на рынке зетового профиля из стали марки 12Г2ФД.
Временным интервалом исследования рынка зетового профиля установлен период с января 2009 г. по июнь 2010 г.
Зетовый профиль относится к специальным профилям – горячекатаным фасонным профилям, предназначенным для вагоностроения, и изготавливается в соответствии с требованиями ГОСТа 5267.0-90 «Профили горячекатаные для вагоностроения» (далее – ГОСТ 5267.0-90). Указанная продукция используется при изготовлении хребтовых балок рам полувагонов, платформ для цистерн, вагонов-хопперов, иных железнодорожных вагонов.
Потребителями зетового профиля являются производители железнодорожных грузовых вагонов.
Основными факторами, определяющими выбор потребителя при покупке зетового профиля, являются наличие данного вида металлопродукции в конструкторской документации железнодорожных грузовых вагонов и соответствие зетового профиля требованиям качества, установленным в ГОСТах.
В результате анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация рассматриваемого товара, установлено, что зетовый профиль изготавливается из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД.
В рамках выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми по отношению к зетовым профилям из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, ФАС России проведён опрос приобретателей зетовых профилей на предмет выявления фактической замены потребителем или готовности заменить в производственных целях один товар другим, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Опрос приобретателей установил отсутствие альтернативных профилей как по отношению к зетовому профилю из стали марки 09Г2С, так и по отношению к зетовому профилю из стали марки 12Г2ФД.
На основе сведений, представленных покупателями зетовых профилей, экспертных заключений ФГУП «НИИчермет им. И.П. Бардина», ОАО «НИИ вагоностроения», ОАО «Черметинформация», результатов «теста гипотетического монополиста» установлено, что зетовые профили, изготовленные из различных марок стали, следует рассматривать как обособленные товарные рынки, продуктовыми границами которых являются:
 зетовый профиль из стали марки 09Г2С;
 зетовый профиль из стали марки 12Г2ФД.
На основании анализа сведений, предоставленных потребителями и импортёрами зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12 Г2ФД, выявлены условия обращения данных товаров, которые ограничивают экономические, технические или иные возможности приобретения товаров покупателями. Такими условиями являются требования к транспортировке и региональные особенности спроса на рассматриваемые товары.
Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью обеспечения безопасности железнодорожного движения к профилям, предназначенным для вагоностроения, предъявляются повышенные требования к их качеству.
В этой связи, часть зетовых профилей из стали марки 09Г2С, ввезённых на территорию Российской Федерации в 2009 году из Украины производства ОАО «МК «Азовсталь» была отбракована покупателями, поскольку данный товар не соответствовал требованиям российских ГОСТов. В результате чего в 2010 году коммерческий представитель ОАО «МК «Азовсталь» в Российской Федерации - ООО «Метинвест Евразия» полностью отказался от дальнейших поставок зетовых профилей из стали марки 09Г2С российским потребителям.
В соответствии с пунктом 4.5 Порядка ФАС России проведён опрос приобретателей зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД на предмет выявления возможностей таких потребителей закупать данные товары за пределами предварительно определённых географических границ, то есть за пределами территории Российской Федерации.
«Тест гипотетического монополиста», проведённый в соответствии с пунктом 4.6 Порядка показал, что гипотетическое увеличение цен как на зетовый профиль из стали марки 09Г2С так и на зетовый профиль из стали марки 12Г2ФД в пределах территории Российской Федерации не ведёт к тому, что приобретатели указанных товаров будут приобретать рассматриваемые товары у продавцов, расположенных на других территориях. При этом потребители указывали либо на отсутствие информации об иных производителях рассматриваемых товаров за пределами Российской Федерации, либо на несоответствие зетовых профилей украинского производства требованиям российских ГОСТов.
Таким образом, результаты установления фактических районов продаж зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД и «теста гипотетического монополиста» позволяют определить в качестве географических границ рассматриваемых товарных рынков территорию Российской Федерации.
Единственным предприятием-производителем зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД на территории Российской Федерации является ОАО «НТМК».
Реализация зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД производства ОАО «НТМК» на территории Российской Федерации и на экспорт в рассматриваемый период осуществлялась ООО «ТК «ЕвразХолдинг» по договорам комиссии.
Объём рынка зетового профиля из стали марки 09Г2С в период с января 2009 г. по июнь 2010 г. на территории Российской Федерации составил (…)* тонн. Группой лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» на рынок зетового профиля из стали марки 09Г2С в рассматриваемом периоде было поставлено (…)* тонн указанного профиля. Таким образом, доля группы лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» на рассматриваемом товарном рынке составила (…)%*.
Объём рынка зетового профиля из стали марки 12Г2ФД в период с января 2009 г. по июнь 2010 г. на территории Российской Федерации составил (…)* тонн. Группой лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» на рынок зетового профиля из стали марки 12Г2ФД в рассматриваемом периоде было поставлено (…)* тонны указанного профиля. Таким образом, доля группы лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» на рассматриваемом товарном рынке составила (…)%*.
Таким образом, доля группы лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» на рынке зетового профиля из стали марки 09Г2С и на рынке зетового профиля из стали марки 12Г2ФД составляет более 50%.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов.
Учитывая результаты проведённого в соответствии с Порядком анализа состояния конкуренции на рынке зетовых профилей и руководствуясь положениям пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, Комиссия установила, что группа лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» занимает доминирующее положение на рынке зетового профиля из стали марки 09Г2С и на рынке зетового профиля из стали марки 12Г2ФД.

III. При оценке действий группы лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» в части выявления фактов экономически, технологически и иным образом необоснованного установления различных цен на один и тот же товар Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле (ООО «ТК «ЕвразХолдинг», ОАО «НТМК» и ОАО «НПК «Уралвагонзавод»), и установила следующее.

1. Между ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» заключён договор комиссии от 20.03.2010 № ДГТК4Т000005 (160К-273/07) (далее – Договор), в соответствии с которым ООО «ТК «ЕвразХолдинг» за вознаграждение заключает от своего имени, но за счёт ОАО «НТМК» договоры реализации (продажи) на внутреннем рынке металлопродукции (транспортный сортамент) третьим лицам (покупателям).
В результате анализа приложений к Договору установлено, что зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД относятся к транспортному сортаменту металлопродукции.
Согласно п. 1.2. Договора наименование, ассортимент, количество и качество товара, цена, условия и сроки поставки, способ доставки товара указываются сторонами в приложениях к Договору.
В соответствии с п. 5.1 данного Договора ОАО «НТМК» уплачивает ООО «ТК «ЕвразХолдинг» вознаграждение за месяц в размере (…)%* от стоимости (без учета НДС) отгруженного в течение указанного периода поставки покупателям товара, исходя из цены товара, согласованной в соответствующем приложении к Договору на указанный период поставки.
Согласно информации, предоставленной ОАО «НТМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг», цены на металлопродукцию транспортного сортамента, в том числе и на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, определяет ОАО «НТМК» ежемесячно для целей реализации ООО «ТК «ЕвразХолдинг» в прейскурантах «Прейскурант отпускных цен на транспортный металлопрокат ОАО «НТМК» (далее – прейскурант), а также устанавливает цены по каждой отдельной поставке в приложениях к Договору. Прейскуранты публикуются ежемесячно на официальном сайте ООО «ТК «ЕвразХолдинг» – www.tdeam.ru.
В представленных ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» копиях прейскурантов, действовавших в рассматриваемый период, отсутствуют такие реквизиты как печать и подпись должностных лиц вышеуказанных организаций. Согласно объяснениям представителей ОАО «НТМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг», полученным на заседании Комиссии 11.10.2010, иные документы, устанавливающие порядок ценообразования и утверждающие цены на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД в данных хозяйствующих субъектах отсутствуют.
В период с января 2009 года по июнь 2010 года приложения к Договору, в соответствии с которыми устанавливались цены для покупателей по каждой отдельной поставке, подписывал директор по сбыту ОАО «НТМК» Смирнов В.Ю. по доверенностям от 01.02.2008 №17-НТМК/IV-1, от 01.02.2009 №17-НТМК/IV-1, от 01.02.2010 №17-НТМК/IV-1.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что цены на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД устанавливает ОАО «НТМК».
В связи с этим в действиях ООО «ТК «ЕвразХолдинг» отсутствуют признаки нарушения пунктов 1 и 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. В результате анализа приложений к Договору и договоров поставки, заключенных ООО «ТК «ЕвразХолдинг» с потребителями зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, Комиссия выявила существенное различие в отпускных ценах 1 тонны зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, устанавливаемые ОАО «НТМК» в период с января 2009 г. по июнь 2010 г. Разница цен на один и тот же товар, приобретаемый разными покупателями составляла от (…)% и до (…)%*.
В течение периода времени с января 2009 г. по июнь 2010 г. цены на рассматриваемые профили, установленные в прейскурантах ОАО «НТМК», оставались неизменными и составляли 30050 руб. за 1 тонну зетового профиля из стали марки 09Г2С и 31850 руб. за 1 тонну зетового профиля из стали марки 12Г2ФД.
Цены, утверждённые в прейскурантах ОАО «НТМК», это стоимость 1 тонны зетовых профилей, длина которых не превышает 12,5 метров и может отклоняться не более чем на 10% от длины, указанной в заказе.
В Приложениях к договорам поставки, заключенным ООО «ТК «ЕвразХолдинг» с покупателями зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, категория «мерная длина» или «м/д» предусматривает возможность отклонения от длины профиля, указанной в заказе, до 10%.
Прейскурантами предусмотрены наценки к цене рассматриваемых товаров в размере 10% в следующих случаях:
 при заказе вагоностроительных профилей, длина которых не имеет отклонений от длины, указанной в заказе - 100% мерной длины (далее – наценка за 100% мерную длину);
 при заказе вагоностроительных профилей длиной свыше 12,5 метров (далее – наценка за длину профиля свыше 12,5 метров), поскольку отгрузка профилей свыше 12,5 производится только 100% мерной длины.
Комиссией установлено, что отдельным покупателям зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД продавались по ценам, которые были ниже цен, установленных в прейскурантах. К таким покупателям относятся следующие хозяйствующие субъекты: ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «ТД «Алтайвагонснаб», ООО «УК «РКТМ», ООО «ТД «Новокузнецкий вагоностроительный завод», ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения». Иные покупатели приобретали зетовые профили по ценам, установленным в прейскурантах с учётом действующих наценок.
Согласно письменным объяснениям, представленным ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» письмом от 05.08.2010 №04-03/43 (вх. ФАС России от 06.08.2010 №36869), различие между уровнями цен для потребителей объясняется наличием двух групп покупателей зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД – стратегических и прочих потребителей.
Стратегическая группа потребителей характеризуется наибольшим объемом закупок как зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, так и в целом металлопродукции для вагоностроения, системностью заказов и долгосрочными партнерскими отношениями. К стратегическим потребителям ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» (далее – Стратегические потребители) относятся следующие хозяйствующие субъекты:
 ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (закупки зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД осуществляются непосредственно обществом и ЗАО «УБТ-Уралвагонзавод»);
 ОАО «Алтайвагон» (закупки зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД осуществляются ООО «Алтайвагонснаб» и ООО «ТД «Алтайвагонснаб»);
 ОАО «Рузхиммаш» (закупки зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД осуществляются ООО «УК «РКТМ»);
 ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (закупки зетового профиля из стали марки 09Г2С осуществляются ООО «ТД «Новокузнецкий вагоностроительный завод»);
 ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» (Украина) (закупки зетового профиля из стали марки 09Г2С осуществляются непосредственно обществом).
Иные покупатели относятся к группе прочих потребителей (далее – Прочие покупатели), для которых цена на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД устанавливается в соответствии с прейскурантом.
Комиссией установлено, что для одного хозяйствующего субъекта – ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения», не входящего в группу Стратегических потребителей, цена устанавливалась ниже прейскурантов, и при этом данный хозяйствующий субъект не отличался от иных Прочих покупателей систематичностью поставок и большими объёмами закупок.
В ходе анализа объёмов закупок зетовых профилей отдельными покупателями, сроков действия заключенных договоров поставки и систематичностью осуществления ими закупок, Комиссия выявила следующее.
1) В период с января 2009 г. по июнь 2010 г. наибольший объём закупок зетовых профилей осуществили ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Алтайвагонснаб» и ООО «УК «РКТМ».
2) Большинство покупателей имеют долгосрочные договоры с ООО «ТК «ЕвразХолдинг» на поставку металлопродукции транспортного сортамента, в том числе и зетовых профилей. В рассматриваемом периоде ООО «ТК ЕвразХолдинг» заключил договоры поставки с ОАО «Саранский ВРЗ», ООО «ТД «Новокузнецкий ВСЗ», ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ООО «ТД «Алтайвагонснаб» сроком действия на год с возможностью последующей пролонгации.
3) Наиболее систематические закупки зетовых профилей с января 2009 г. по июнь 2010 г. осуществляли ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ООО «Алтайвагонснаб», ООО «СК «ГОСТ» и ЗАО «РусТрансКомплект». Остальные покупатели приобретали зетовые профили в рассматриваемом периоде времени нерегулярно.
Таким образом, ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» в лице ООО «ТД «Новокузнецкий ВСЗ» не обладает систематичностью поставок и большими объёмами закупок зетовых профилей. Однако ОАО «НТМК» относит данного хозяйствующего субъекта к группе Стратегических потребителей и устанавливает для него цены за 1 тонну зетовых профилей ниже на (…)%* чем цены, установленные в прейскурантах.
И наоборот, такие покупатели как ЗАО «РусТрансКомплект» и ООО «СК «ГОСТ» отличаются от иных покупателей долгосрочными отношениями с ООО «ТК «ЕвразХолдинг», систематичностью и большими объёмами закупок, однако данные хозяйствующие субъекты не относятся к Стратегическим потребителям и приобретают зетовые профили по ценам, установленным в прейскурантах.
В прейскурантах ОАО «НТМК» и договорах поставок, заключенных ООО «ТК «ЕвразХолдинг» с покупателями зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, отсутствует информация о стратегических потребителях и критериях, в соответствии с которыми иные покупатели могут быть включены в данную группу потребителей, а также о преимуществах вхождения в группу Стратегических потребителей.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что разделение покупателей на группы Стратегических и Прочих является условным и ОАО «НТМК» необоснованно устанавливало различные цены для таких покупателей.
В этой связи Комиссия при рассмотрении дела и установлении различия в ценах на один и тот же товар для разных покупателей сочла необоснованной позицию ОАО «НТМК» о разделении потребителей на группы Стратегических и Прочих. Однако Комиссия при сравнении цен учитывала отдельно по каждому покупателю систематичность и объёмы, осуществляемых им закупок зетовых профилей в рассматриваемый период времени.

3. В результате анализа договоров поставок ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и приложений к ним Комиссией установлено, что такие факторы как объем поставки зетовых профилей, 100% мерность и длина профиля свыше 12,5 метров в различной степени оказывали влияние на формирование цены товара для различных потребителей зетовых профилей. Данные обстоятельства подтверждают следующие факты.
1) ОАО «НТМК» устанавливает разные цены на один и тот же товар вне зависимости от объёмов закупок отдельных покупателей за рассматриваемый период времени.
В частности, ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения» в период с января 2009 г. по июнь 2010 г. осуществил разовую закупку 130 тонн зетовых профилей из стали марки 09Г2С длиной 12,7 м. мерной длины по цене (…)* рублей, то есть по цене ниже на (…)%*, чем установлено в прейскуранте. При этом в рассматриваемый период времени суммарный объём закупок зетового профиля 09Г2С длиной 13,6 м. ЗАО «РусТрансКомплект» составил 2077 тонн, в то время как цены для данного хозяйствующего субъекта устанавливались в соответствии с прейскурантами ОАО «НТМК» и в зависимости от мерности заказанных профилей составляли 30050 руб., либо 33055 руб.
Закупки зетовых профилей из стали марки 12Г2ФД ООО «УК «РКТМ» (2710 тонн) в рассматриваемом периоде являются сопоставимыми по объёму с закупками ООО «СК «ГОСТ» данного товара (2939 тонн). Однако, ООО «СК «ГОСТ» приобретал зетовые профили из стали марки 12Г2ФД по ценам, установленным в прейскурантах, ООО «УК «РКТМ» - по ценам ниже, чем в прейскурантах. Разница стоимости 1 тонны зетовых профилей из стали марки 12Г2ФД, по которым приобретали данные покупатели, составляла от (…)% до (…)%*.
Кроме того, в сентябре 2009 года ООО «ГаммаРесурс» приобрело 395 тонн зетовых профилей из стали марки 12Г2ФД длиной 12,7 м. 100% мерной длины по цене прейскуранта – 35035 руб. за 1 тонну (приложение от 23.09.2009 №ПКТК5Т070659 к договору поставки от 04.12.2007 №ДГТК5Т000345), ООО «УК «РКТМ» приобрело 130 тонн профилей аналогичной марки, длины и мерности по цене – (…)* руб. за 1 тонну (приложение от 29.09.2009 №ПКТК5Т071091 к договору поставки от 05.06.2008 №ДГТК5Т000431). Разница цен составила (…)%*.
2) Основные условия большинства договоров поставок, заключённых ООО «ТК «ЕвразХолдинг» с покупателями зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, не отличаются друг от друга и являются идентичными.
В частности основные условия являются идентичными в договорах поставки, заключённых ООО «ТК «ЕвразХолдинг» с ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения» (договор от 02.03.2007 № ДГТК5Т000091), ЗАО «РусТрансКомплект» (договор от 02.03.2007 №ДГТК5Т000083), ООО «УК «РКТМ» (договор от 05.06.2008 № ДГТК5Т000431), ООО «СК «ГОСТ» (договор от 01.08.2008 №ДГТК5Т000452) и ООО «ГаммаРесурс» (договор от 04.12.2007 №ДГТК5Т000345).
Для всех покупателей зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД предусмотрена 100% предварительная оплата рассматриваемой продукции за исключением ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ООО «ТД «Алтайвагонснаб», для которых предусмотрена 30-дневная отсрочка оплаты за поставленную продукцию.
3) ОАО «НТМК» избирательно применялись наценки к стоимости 1 тонны зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД за 100% мерную длину и длину профиля свыше 12,5 метров.
В частности, ООО «ТК «ЕвразХолдинг» поставило ЗАО «РусТрансКомплект» (приложение от 26.02.2010 №ПКТК5Т082522 к договору поставки от 02.03.2007 г. № ДГТК5Т000083) и ЗАО «ТД «Титран» (приложение от 01.04.2010 №ПКТК5Т086081 к договору поставки от 12.02.2008№ ДГТК5Т000380 г.) зетовые профили из стали марки 12Г2ФД длиной 13,6 метров мерной длины по цене 30050 рублей за 1 тонну. В соответствии с прейскурантами, действовавшими в рассматриваемый период, цена 1 тонны зетового профиля из стали марки 12Г2ФД длиной 13,6 м. мерной длины составляла 33055 руб. с учётом 10% наценки за длину профиля свыше 12,5 метров. Данный факт подтверждает отсутствие наценки для указанных потребителей за длину профиля свыше 12,5 метров.
Вне зависимости от длины зетового профиля и мерности, цена 1 тонны зетовых профилей из стали марки 09Г2С для ООО «ТД «Алтайвагонснаб» в период с января по февраль 2010 г. была неизменной.
В январе 2010 г. ООО «ТД «Алтайвагонснаб» (приложение от 29.01.2010 №ПКТК5Т080468 к договору поставки от 16.11.2009 № ДГТК5Т000635 г.) приобрело зетовые профили из стали марки 09Г2С длиной 12,7 м. 100% мерной длины и длиной 10,8 м. мерной длины по одной и той же цене, равной (…)*руб. за 1 тонну профиля. В феврале 2010 г. ООО «ТД «Алтайвагонснаб» (приложение от 26.02.2010 №ПКТК5Т082513 к договору поставки от 16.11.2009 г. № ДГТК5Т000635) приобрело зетовые профили из стали марки 09Г2С длиной 12,7 м. мерной длины и длиной 10,8 м. мерной длины по цене, равной (…)*руб.
4) По данным, предоставленным ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК», себестоимость производства зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД одинакова для всех потребителей вне зависимости от длины и мерности профилей, реализуемых таким потребителям.

4. В соответствии с информацией, представленной ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК», различие отпускных цен на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД внутри группы покупателей, относящихся к стратегическим партнерам, обусловлено такими факторами как:
– повышенные требования к мерности продукции (за 100% мерный прокат предусмотрена наценка в 10% от стоимости продукции);
– региональная скидка (подразумевает под собой уменьшение цены продукции на стоимость транспортных расходов для наиболее удаленных от ОАО «НТМК» потребителей);
– сроки оплаты поставляемой продукции.
Ранее Комиссией установлено, что наценка за 100% мерность и длину профиля свыше 12,5 метров применялась избирательно для различных потребителей. Кроме того, отсрочка оплаты предусмотрена только в договорах ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и ООО «ТД Алтайвагонснаб», что учитывалось Комиссией при сопоставлении цен, установленных ОАО «НТМК» на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД.
В соответствии с Договором комиссии и договорами поставки, заключёнными ООО «ТК «ЕвразХолдинг» с покупателями, цены зетовых профилей, устанавливаемые в прейскурантах и приложениях к договорам поставки не включают в себя НДС и транспортные расходы. В этой связи, ОАО «НТМК» не несёт расходы, связанные с транспортировкой зетовых профилей от производителя к покупателям, поэтому предоставление региональной скидки является экономически, технологически и иным образом необоснованным.
Кроме того, Комиссией выявлены факты, подтверждающие не применение региональной скидки в отдельных случаях.
Так, например, в апреле 2010 г. ОАО «НТМК» установило для ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (приложение от 28.04.2010 №ПКТК5Т088077 к договору поставки от 05.05.2009 г. № ДГТК5Т000582) цену за 1 тонну зетового профиля из стали марки 09Г2С 100% мерной длины ниже на (…)%* чем для наиболее удалённого покупателя – ООО «ТД «Алтайвагонснаб» (приложение от 28.04.2010 №ПКТК5Т088070 к договору поставки от 16.11.2009 г. № ДГТК5Т000635) за 1 тонну аналогичного профиля. При этом расстояние от ОАО «НТМК» (г. Нижний Тагил) до адреса поставки ООО «ТД «Алтайвагонснаб» (г. Алтайск, 1845 км) длиннее на 1835 километров, чем до места доставки ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил, 10 км).
Комиссия считает, что доводы ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» о наличии экономического, технического или иного обоснования установления различных цен на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 2Г2ФД являются необоснованными и не подтверждаются фактическими обстоятельствами.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «НТМК» экономически, технологически или иным образом необоснованно устанавливало различные цены на зетовый профиль из стали марки 09Г2С и зетовый профиль из стали марки 12Г2ФД в период с января 2009 г. по июнь 2010 г.

IV. При оценке действий группы лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» в части выявления фактов установления, поддержания монопольно высокой цены товара Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле (ООО «ТК «ЕвразХолдинг», ОАО «НТМК» и ОАО «НПК «Уралвагонзавод»), и установила следующее.

1. Себестоимость зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД в период с января 2009 г. по июнь 2010 г. была подвержена существенным колебаниям. При этом цены, установленные в прейскурантах, в течение всего рассматриваемого периода времени оставались неизменными.
Сумма необходимых для производства и реализации одной тонны зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД расходов в рассматриваемый период была равна сумме производственной себестоимости одной тонны зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД (данные ОАО «НТМК») и вознаграждения ООО «ТК «ЕвразХолдинг» в размере (…)%* от стоимости продукции, реализованный за соответствующий период.
С мая по сентябрь 2009 года снижение расходов, необходимых для производства и реализации одной тонны зетового профиля из стали марки 12Г2ФД составило (…)% (с …. руб. до …. руб.)*. При этом в рассматриваемом периоде ООО «Алтайвагонснаб» приобретал данный профиль по наименьшей в сравнении с иными потребителями цене, которая оставалась неизменной и была равна (…)* руб. за 1 тонну.
Таким образом, ОАО «НТМК» в период с мая по сентябрь 2009 года поддерживало и не снижало ранее установленную как в прейскурантах, так и для ООО «Алтайвагонснаб» цену на зетовый профиль из стали марки 12Г2ФД, несмотря на существенное (…)* снижение расходов, необходимых для производства и реализации данного товара. При этом рентабельность 1 тонны зетового профиля из стали марки 12Г2ФД, поставляемого в адрес ООО «Алтайвагонснаб», выросла с (…)% до (…)%*, поставляемого в адрес покупателей по цене прейскуранта – с (...)% до (…)%*.
Под рентабельностью 1 тонны зетовых профилей Комиссией понимается следующая величина: ( (Цена - Себестоимость) / Себестоимость) * 100% , где
Цена – это стоимость 1 одной тонны зетовых профилей;
Себестоимость – это сумма расходов, необходимых для производства и реализации 1 тонны зетовых профилей.
В период с декабря 2009 г. по март 2010 г. снижение расходов, необходимых для производства и реализации одной тонны зетового профиля из стали марки 09Г2С, составило (…)% (с … до … руб.)*, одной тонны зетового профиля из стали марки 12Г2ФД – (…)% (с … до … руб.)*. При этом в рассматриваемый период времени для ООО «ТД «Алтайвагонснаб», приобретающего товар по наименьшей в сравнении с иными потребителями цене, рост цены 1 тонны зетового профиля из стали марки 09Г2С составил (…)% (с … до … руб.)*, зетового профиля из стали марки 12Г2ФД – (…)% (с … до … руб.)*.
Таким образом, ОАО «НТМК» в период с декабря 2009 г. по март 2010 г. повышало ранее установленные цены одной тонны зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, несмотря на снижение расходов, необходимых для производства и реализации данных товаров, в результате чего рентабельность 1 тонны зетового профиля из стали марки 09Г2С, поставляемого в адрес ООО «ТД «Алтайвагонснаб», выросла с (…)% до (…)%*, зетового профиля из стали марки 12Г2ФД – с (…)% до (…)%*. Изменение цены одной тонны рассматриваемых профилей не соответствует изменению расходов, необходимых для их производства и реализации.
В период с января 2009 г. по июнь 2010 г. состав продавцов зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД остался неизменным. Условия обращения зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД на соответствующем товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, в рассматриваемый период остались неизменными.
Поскольку состав продавцов и покупателей зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД остался неизменным и условия обращения данных профилей на соответствующем товарном рынке являются стабильными, существует возможность изменения цены данных товаров в сторону уменьшения.
Сопоставимого товарного рынка рынку зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД не выявлено ввиду следующих обстоятельств:
– Комиссией рассматривалась цена на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, установленная на внутреннем рынке, т.е. в пределах регулирования антимонопольного законодательства Российской Федерации.
– на российском рынке единственными производителями-продавцами зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД выступает группа лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК», чье положение на рассматриваемом товарном рынке признано доминирующим;
– зетовый профиль из стали марки 12Г2ФД в рассматриваемый период реализовывался только на территории Российской Федерации.
– объем экспорта зетового профиля из стали марки 09Г2С в рассматриваемый период являлся незначительным.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что сопоставимый товарный рынок по количеству реализуемых за рассматриваемый период зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, составу продавцов зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД и условиям доступа на рынок на территории Российской Федерации отсутствует.
Комиссией также не установлено наличие сопоставимого товарного рынка за пределами территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции Комиссия пришла к выводу о том, что ОАО «НТМК» в период с мая по сентябрь 2009 г. устанавливало монопольно высокую цену на зетовые профили из стали марки 12Г2ФД.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, ОАО «НТМК» в период с декабря 2009 г. по март 2010 г. устанавливало монопольно высокие цены на зетовые профили из стали марки 12Г2ФД и зетовые профили из стали марки 09Г2С.

2. Комиссией установлено, что ОАО «НТМК» в период с января 2009 г. по июнь 2010 г. экономически, технологически и иным образом необоснованно устанавливало различные цены на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД. При этом минимальная цена, устанавливаемая ОАО «НТМК» для отдельных потребителей (ООО «ТД «Алтайвагоснаб», ОАО «НПК «Уралвагонзавод») товара в течение рассматриваемого периода, всегда превышала сумму расходов, необходимых для производства и реализации товара, а рентабельность 1 тонны товара колебалась в пределах от (…)% до (…)%*. Цены на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, превышающие минимальные цены, устанавливались в соответствии с прейскурантами с учетом действующих наценок.
Комиссия пришла к выводу о том, что в рассматриваемый период цены, устанавливаемые выше минимальной цены в соответствии с прейскурантами, превышали сумму необходимых для производства и реализации зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД расходов и размера прибыли, которая сформировалась при реализации данных товаров по минимальной цене. При этом рентабельность 1 тонны зетовых профилей в адрес потребителей, приобретающих товар по ценам, установленным в прейскурантах, колебалась в рассматриваемый период от (…)% до (…)%*, что существенно выше уровня средневзвешенной рентабельности всей продукции ОАО «НТМК» за 2009 год (…%)*. Под рентабельностью всей продукции ОАО «НТМК» понимается отношение прибыли от продаж всей продукции (строка 050 Отчёта о прибылях и убытках ОАО «НТМК» за январь-декабрь 2009 г.) к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (строка 020 Отчёта о прибылях и убытках ОАО «НТМК» за январь-декабрь 2009 г.) с учетом коммерческих и управленческих расходов (строки 030 и 040 Отчёта о прибылях и убытках ОАО «НТМК» за январь-декабрь 2009 г.).
В соответствии с информацией, представленной ОАО «НТМК» совместно с ООО «ТК «ЕвразХолдинг» письмом от 05.08.2010 №04-03/43 (вх. ФАС России от 06.08.2010 №36869), а также представленными пояснениями на заседании Комиссии, состоявшемся 15.11.2010, ОАО «НТМК» не отрицает установление цен на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД на уровне, существенно превышающем уровень расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации одной тонны указанного товара. Установление цены на указанном уровне ОАО «НТМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» обосновывали стремлением сохранить финансовую устойчивость компании посредством компенсации производства низкорентабельной, но востребованной продукции, а также компенсации убытка, возникающего при продаже рельсов ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» (далее – ОАО «НКМК»), входящим в одну группу лиц с ОАО «НТМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг».
Данная позиция ОАО «НТМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг» Комиссией признана необоснованной, поскольку потребители зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД при их покупке не должны оплачивать убытки иных хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц с ОАО «НТМК» и ООО «ТК «ЕвразХолдинг», а также прибыль ОАО «НТМК» от реализации иных видов товаров, продукции, работ, услуг, вместо их покупателей.
ОАО «НТМК» не предоставило иных обоснований установления цен на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД на уровне, существенно превышающем уровень расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации одной тонны продукции.
Таким образом, цены одной тонны зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, установленные ОАО «НТМК» в период с января 2009 г. по июнь 2010 г. в соответствии с прейскурантами, являются монопольно высокими ценами.

V. Комиссией установлено, что в результате нарушения пункта 6 статьи 10 Закона о защите конкуренции ОАО «НТМК» причинен ущерб хозяйствующим субъектам, закупающим зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД по ценам выше минимально установленных цен для отдельных покупателей аналогичных профилей, в объеме равном разнице между минимально установленной ценой на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД и ценой, превышающей минимально установленную цену, помноженной на объем указанной продукции, реализованной по цене, превышающей минимально установленную цену.
Размер ущерба на рынке зетового профиля из стали марки 09Г2С в рассматриваемый период составил 31 504 575 рублей, на рынке зетового профиля 12Г2ФД – 43 730 935 рублей.
Суммарный размер ущерба на рынках зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД в рассматриваемый период, подсчитанный на основе имеющихся у Комиссии данных, составил 75 235 510 рублей.

VI. В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела Комиссия пришла к следующим выводам.
Группа лиц в составе ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» занимает доминирующее положение на рынке зетового профиля из стали марки 09Г2С и на рынке зетового профиля из стали марки 12Г2ФД.
ОАО «НТМК» экономически, технологически или иным образом необоснованно устанавливало различные цены на зетовый профиль из стали марки 09Г2С и зетовый профиль из стали марки 12Г2ФД в период с января 2009 г. по июнь 2010 г.
Доводы ООО «ТК «ЕвразХолдинг» и ОАО «НТМК» о наличии экономического, технического или иного обоснования установления различных цен на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 2Г2ФД являются необоснованными и не подтверждаются фактическим обстоятельствами.
ОАО «НТМК» в период с января 2009 г. по июнь 2010 г. устанавливало монопольно высокие цены на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12 Г2ФД путём:
1) поддержания и не снижения ранее установленных цен на зетовый профиль из стали марки 12Г2ФД несмотря на существенное (…%)* снижение расходов, необходимых для производства и реализации данного товара;
2) повышения ранее установленных цен одной тонны зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД для ООО «ТД «Алтайвагонснаб» несмотря на снижение расходов, необходимых для производства и реализации данных товаров;
3) установления цен одной тонны зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, превышающих сумму необходимых для производства и реализации зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД расходов и размера прибыли, которая сформировалась при реализации данных товаров по минимальной цене в соответствующем периоде (месяце).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, запрещаются действия (бездействие), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольной высоко цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), а также экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен на один и тот же товар (пункт 6 части 1 статьи 10 Закона защите о конкуренции).
Учитывая изложенное, рассматриваемые действия ОАО «НТМК» подпадают под запрет, установленный в пунктах 1 и 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием в действиях ООО «ТК «ЕвразХолдинг» нарушений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела № 1 10/59-10 в отношении ООО «ТК «ЕвразХолдинг» по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить.
2. Признать ОАО «НТМК» нарушившим пункты 1, 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, а также в части экономически, технологически и иным образом необоснованным установлением различных цен на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД.
3. Выдать ОАО «НТМК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий:
3.1. Устанавливать цены на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД, при которых рентабельность 1 тонны зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД не превышает более чем на 15% средневзвешенную рентабельность всей продукции ОАО «НТМК», рассчитанную за последние три календарных года на основе отчётов о прибылях и убытках.
Под рентабельностью 1 тонны зетовых профилей понимается следующая величина: ( (Цена - Себестоимость) / Себестоимость) * 100%, где
Цена – это стоимость 1 одной тонны зетовых профилей;
Себестоимость – это сумма расходов, необходимых для производства и реализации 1 тонны зетовых профилей.
Под рентабельностью всей продукции ОАО «НТМК» понимается отношение прибыли от продаж всей продукции к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг (далее – себестоимость продаж) с учетом коммерческих и управленческих расходов, рассчитываемое по формуле: (Прибыль (убыток) от продаж / (Себестоимость + Коммерческие расходы + Управленческие расходы))* 100%
3.2. В течение трёх месяцев с момента получения настоящего Предписания разработать и представить на согласование в ФАС России проект Прейскуранта отпускных цен на реализацию ОАО «НТМК» зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД (далее – Прейскурант), предусматривающий наличие базовых цен с указанием размера и условий применения скидок и/или надбавок к цене в зависимости от основных условий договора поставки, таких как: объём поставки, условия оплаты товара (предоплата или отсрочка платежа), внесение изменений в конструкцию продукции по инициативе покупателя и иных экономически и/или технологически обоснованных факторов, влияющих на формирование отпускной цены на зетовые профили из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД.
3.3. Осуществлять реализацию зетовых профилей из стали марок 09Г2С и 12Г2ФД в соответствии с Прейскурантом, а также обеспечить предоставление потребителям данной продукции информации, содержащейся в Прейскуранте.

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров

Члены Комиссии:
М.А. Овчинников
А.Г. Сушкевич
Л.В. Вовкивская
С.В. Дьяченко

 

* Данная информация является коммерческой тайной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны