Решение б/н Решение и предписание ФАС России по делу в отношении ОАО "РЖ... от 25 мая 2007 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО "Российские железные дороги"

ул.Новая Басманная, д. 2,
107174, г. Москва,

ОАО "АЗОТ"
пос. Предзаводской
650021, г. Кемерово,


Решение

по делу № 1 10/1 - 07 о нарушении антимонопольного
законодательства

2 февраля 2007 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе Голомолзина А.Н., председателя Комиссии, заместителя руководителя ФАС России, Кудрявцева В.Ю., заместителя начальника Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Евпакова В.В., начальника отдела железнодорожного транспорта Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Бутова А.М., главного специалиста - эксперта отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления, Зотовой О.В., главного специалиста - эксперта отдела железнодорожного транспорта Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Княгинина Д. А., главного специалиста - эксперта отдела железнодорожного транспорта Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Кондрашовой А.В., главного специалиста - эксперта отдела административного производства Правового управления, Жилиной В.В., специалиста - эксперта Кемеровского управления Федеральной антимонопольной службы.
в присутствии:

от ОАО "РЖД" Русакова Д.П., Александровской А.А., Волкова А.Е., Горячевой Е.В.
от ОАО "АЗОТ" Беловой М.Е., Демиденко В.И.

рассмотрев дело № 1 10/1-07 по признакам нарушения ОАО "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

ФАС России возбуждено дело № 1 10/1-07 в связи с принятием дела № 16/А-5-2006, возбужденного Кемеровским УФАС в отношении ОАО "РЖД" по заявлению ОАО "АЗОТ" о нарушении ОАО "РЖД" пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" в части злоупотребления доминирующим положением, выразившемся в необоснованном воспрепятствовании осуществлению хозяйственной деятельности ОАО "АЗОТ", а именно в непринятии к перевозке селитры аммиачной в мягких контейнерах в полувагонах парка ОАО "РЖД" на станции Предкомбинат. В связи с вступлением в силу 26.10.2006 г. Закона о защите конкуренции действия, ОАО "РЖД" квалифицируются по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Анализ представленных документов показал следующее.

ОАО "АЗОТ" производит погрузку минеральных удобрений, а именно селитры аммиачной в мягких контейнерах (МКР-М и МКР-С) в полувагонах по утвержденной ОАО "РЖД" схеме по Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденным заместителем министра путей сообщения Российской Федерации Ю.М. Герасимовым 27.12.1994 № ЦМ-309 (далее - ППОГ).

ОАО "РЖД" создано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 № 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги", является субъектом естественной монополии в сфере грузовых железнодорожных перевозок и использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в ходе первого этапа реформы железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" приняло от Министерства путей сообщения Российской Федерации функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте с правом заниматься хозяйственной деятельностью.

До 10.08.2006 ОАО "АЗОТ" производило погрузку селитры аммиачной (ООН 1942) согласно ППОГ в специализированных мягких контейнерах в полувагонах. С 10.08.2006 станция Предкомбинат прекратила принимать к перевозке селитру аммиачную, ссылаясь на телеграммы № 2151 от 18.05.2006 за подписью ДЦФТО Сарычева, НР 2148 от 19.06.2006 за подписью заместителя руководителя М. Баулина, №СК-8052 от 13.09.2006 за подписью вице-президента ОАО "РЖД" С.В. Козырева, требуя при этом заключение договора перевозки на особых условиях в соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав).

На заседании Комиссии ФАС России ОАО "АЗОТ" по существу вопроса пояснило следующее.

Селитра аммиачная перевозится в специализированных контейнерах. Согласно Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах, зарегистрированных в Минюсте России 19.06.03 № 4768, специализированный контейнер - контейнер, предназначенный для перевозки определенных грузов и, в соответствии с этим, имеющий специальную конструкцию. Согласно ГОСТ 2-85 контейнер типа МКР имеет специализированную конструкцию для перевозки селитры аммиачной. Порядок перевозки селитры аммиачной в специализированных контейнерах предусмотрен пунктом 2.1.18 ППОГ при соблюдении требований пункта 2.2.23 вышеуказанных правил. Перевозка селитры аммиачной осуществляется на основании приложения 2 ППОГ повагонными отправками в специализированных контейнерах, в том числе в полувагонах и на платформах. Применение статьи 8 Устава в данном случае является необоснованным, так как перевозка селитры аммиачной в мягких контейнерах предусмотрена действующим законодательством.

На заседании Комиссии ФАС России ОАО "РЖД" по существу вопроса пояснило следующее.

Перевозка селитры аммиачной осуществляется в соответствии с ППОГ в упакованном виде повагонными отправками в крытых вагонах общего парка железных дорог, специализированных крытых вагонах грузоотправителей (грузополучателей). Селитра аммиачная как опасный груз должна предъявляться к перевозке в упаковке, предусмотренной стандартами и техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-84. Мягкие контейнеры разового использования не соответствуют подпунктам 2.1.20, 2.1.28, 2.1.29, 2.1.30, 2.1.31 ППОГ, регламентирующим перевозку груженых и порожних специализированных контейнеров для опасных грузов. Понятие мягкого контейнера не соответствует Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах в международном сообщении по железным дорогам государств-участников СНГ, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту 10.03.2000, а именно:

специализированный контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения. Перевозка селитры аммиачной регламентируется пунктами 2.2.31, 2.2.32, 2.2.33, 2.2.34 ППОГ и в открытом подвижном составе не разрешена, следовательно, применение статьи 8 Устава является правомерным.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссия ФАС России установила следующее.

Согласно статье 8 Устава в случаях, если свойства груза, багажа, грузобагажа или их состояние, предлагаемое грузоотправителем (отправителем), условия перевозок не предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом или правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, в соответствующих договорах перевозчиков с грузоотправителями (отправителями) могут устанавливаться особые условия перевозок таких грузов, багажа, грузобагажа и ответственность сторон за их перевозку и сохранность.

Согласно ППОГ селитра аммиачная относится к подклассу 5.1 - "окисляющие вещества", приложением 2 ППОГ перевозка данного груза предусмотрена повагонными отправками в специализированных контейнерах, в том числе в полувагонах и на платформах с соблюдением условий по безопасности (пункты 2.2.33. 2.2.34 ППОГ). Согласно пунктам 2 и 4 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 31, специализированный контейнер - контейнер, предназначенный для перевозки определенных грузов и, в соответствии с этим, имеющий специальную конструкцию. В соответствии с пунктом 4 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах специализированные контейнеры по максимальной массе брутто подразделяются на малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Контейнеры МКР-М и МКР-С отвечают требованиям малотоннажных специализированных контейнеров. Главой 9 подпункта 4.9.2 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных Приказом МПС России 27.05.2003 № ЦМ-943, предусмотрено размещение специализированных мягких контейнеров типа МКР-М и МКР-С в полувагонах.

Довод ОАО "РЖД" относительно того, что селитра аммиачная должна перевозиться согласно ГОСТ 26319-84, является несостоятельным, поскольку мягкие специализированные контейнеры типа МКР-М и МКР-С не могут быть отнесены к упаковке на основании пункта 1 вышеуказанного ГОСТ ввиду того, что масса нетто данных контейнеров превышает 400 кг. Перевозка селитры аммиачной осуществляется на основании ГОСТ 2-85, который предусматривает перевозку данного груза в специализированных мягких контейнерах разового использования типа МКР.

Ссылка ОАО "РЖД" на Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в специализированных контейнерах в международном сообщении по железным дорогам государств-участников СНГ, утвержденные Советом по железнодорожному транспорта 10.03.2000, является несостоятельной, ввиду того, что перевозка селитры аммиачной ОАО "АЗОТ" осуществляется во внутреннем сообщении.

Ссылка ОАО "РЖД" на то, что мягкие контейнеры МКР разового использования не относятся к специализированным, поскольку не соответствуют пунктам 2.1.20, 2.1.28, 2.1.29, 2.1.30, 2.1.31 ППОГ, является несостоятельной, поскольку правила, предусмотренные пунктами 2.1.20, 2.1.28 ППОГ, соблюдаются при перевозки селитры аммиачной в контейнерах МКР, а правила, предусмотренные в пунктах 2.1.29, 2.1.30, 2.1.31, применяются в определенных случаях, которые не возникают при перевозке селитры аммиачной в специализированных мягких контейнерах разового использования типа МКР.
Исходя из вышеизложенного действия ОАО "РЖД" - требование перевозить селитру аммиачную на основании договора на особых условиях, предусмотренного статьей 8 Устава - ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО "АЗОТ", что является нарушением пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,


РЕШИЛА:

1.Признать действия ОАО "РЖД", выразившиеся в необоснованном воспрепятствовании осуществлению деятельности ОАО "АЗОТ", а именно: в непринятии к перевозке селитры аммиачной в мягких контейнерах в полувагонах парка ОАО "РЖД" на станции Предкомбинат без заключения договора перевозки на особых условиях, - нарушением пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2.Выдать предписание ОАО "РЖД" об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: обязать принимать к перевозке селитру аммиачную в мягких контейнерах в полувагонах парка ОАО "РЖД" в порядке, предусмотренном статьями 10, 11 Устава железнодорожного транспорта.


Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин


Члены Комиссии: В.Ю. Кудрявцев

В.В. Евпаков

Д.А. Княгинин

О.В. Зотова

А.В. Кондрашова

А.М. Бутов

В.В. Жилина


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


ОАО "Российские железные дороги"

ул.Новая Басманная, д. 2,
107174, г. Москва,

ОАО "АЗОТ"
пос. Предзаводской
650021, г. Кемерово,


ПРЕДПИСАНИЕ № 1 10/1-07

2 февраля 2007 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе Голомолзина А.Н., председателя Комиссии, заместителя руководителя ФАС России, Кудрявцева В.Ю., заместителя начальника Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Евпакова В.В., начальника отдела железнодорожного транспорта Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Бутова А.М., главного специалиста - эксперта отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления, Зотовой О.В., главного специалиста - эксперта отдела железнодорожного транспорта Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Княгинина Д. А., главного специалиста - эксперта отдела железнодорожного транспорта Управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи, Кондрашовой А.В., главного специалиста - эксперта отдела административного производства Правового управления, Жилиной В.В., специалиста - эксперта Кемеровского управления Федеральной антимонопольной службы,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 12.02 2007 г. по делу N 1 10/1-07 о нарушении ОАО "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) пункта 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО "Российские железные дороги" в срок до 28.02.2007 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов ОАО "АЗОТ", а именно в непринятии к перевозке селитры аммиачной в мягких контейнерах в полувагонах на станции Предкомбинат.
ОАО "Российские железные дороги" в срок до 28.02.2007. отменить распоряжения о перевозке селитры аммиачной на особых условиях, принимать к перевозке селитру аммиачную в мягких контейнерах в полувагонах в порядке, предусмотренном статьями 10, 11 Устава железнодорожного транспорта.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в срок до 12.03.2007г.

Председатель Комиссии Голомолзин А.Н.

Члены Комиссии: В.Ю. Кудрявцев

В.В. Евпаков

Д.А. Княгинин

О.В. Зотова

А.В. Кондрашова

А.М. Бутов

В.В. Жилина

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны