Решение б/н Решение и предписание по делу ОАО «ТГК-11» от 12 февраля 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик: ОАО «ТГК-11»
АГ/4969 от 26.02.2010
ул.Советская, д.5,
г.Новосибирск, 630007

Лица, располагающие сведениями
о рассматриваемых комиссией
обстоятельствах:

ОАО «СО ЕЭС»

Китайгородский проезд, д. 7, стр. 3,
г.Москва, 109074

НП «Совет рынка»

Краснопресненская наб., д.12,
подъезд 7,
г.Москва, 123610

ОАО «АТС»

Краснопресненская наб., д.12,
подъезд 7,
г.Москва, 123610

Эксперт:

ОАО «Инженерный центр ЕЭС»

Волоколамское шоссе, д.2,
г.Москва, ГСП-3, 125993

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/37-09


12 февраля 2010 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

А.Н. Голомолзин - заместитель руководителя ФАС России, Председатель Комиссии;
В.Г. Королев - начальник Управления контроля электроэнергетики;
Е.В. Цышевская - заместитель начальника управления - начальник отдела мониторинга и контроля на оптовом и розничном рынках электроэнергии Управления контроля электроэнергетики;
О.В. Мильчакова - заместитель начальника управления - начальник отдела электроэнергетики Управления контроля электроэнергетики;
И.И. Романенкова - начальник отдела судебной работы Правового управления;
Д.Ю. Савина - советник Управления контроля электроэнергетики;
Д.А. Васильев - советник отдела анализа и методологии правоприменительной практики Управления контроля электроэнергетики;
О.С. Ласточкина - главный специалист-эксперт отдела правовой экспертизы Правового управления,

в присутствии представителей:

ОАО «ТГК-11» - Птицына С.П. (доверенность от 15.04.2009 № 03-03-266);
- Дядюна В.Н (доверенность от 15.04.2009 № 03-03/267);
НП «Совет рынка» - Васьковской Т.А. (доверенность от 14.01.2010 № СР-07/10-29);
ОАО «СО ЕЭС» - Прохоренко В.В. (доверенность от 05.05.2009 № 01-606);
- Архипова А.И. (доверенность от 19.10.2009 № 01-656);
ОАО «Инженерный центр ЕЭС - Калмыкова М.В (доверенность от 15.12.2010 № 09/306)


рассмотрев дело № 1 10/37-09 по признакам нарушения ОАО «ТГК-11» (место нахождения: 630007, г.Новосибирск, ул.Советская, д.5) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России от НП «Совет рынка» поступила информация (вх. 003345 ДСП от 28.01.2009), содержащая результаты анализа формирования цен на электрическую энергию по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед на оптовом рынке электрической энергии (мощности) за период июнь-август 2008 года в отношении участника ОАО «ТГК-11».
Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.

Рассматриваемым Комиссией периодом является период с 5 июня по 11 октября 2008 года.

21.04.2009 Комиссия приняла решение о привлечении ОАО «АТС», НП «Совет рынка» и ОАО «СО ЕЭС» в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.

ОАО «ТГК-11» является субъектом оптового рынка электроэнергии (мощности), внесено в Реестр субъектов оптового рынка электроэнергии за № 1.1.0098.
ОАО «ТГК-11» осуществляет деятельность по производству электрической энергии в географических границах второй ценовой зоны электрической энергии, а также в границах зон свободного перетока (ЗСП) – ЗСП «Остальная ОЭС Сибири» и ЗСП «Омская энергосистема».
В рамках рассмотрения дела № 1 10/37-09 о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России был проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на оптовом рынке электрической энергии и мощности в целях установления доминирующего положения ОАО «ТГК-11».
По результатам указанного анализа было установлено, что ОАО «ТГК-11» на оптовом рынке электрической энергии и мощности в географических границах ЗСП «Омская энергосистема» в 2008 году занимало долю в размере 100% по показателю установленной мощности генерирующего оборудования, а также долю в размере 100% по показателю объема выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20 процентов, за исключением случаев, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации или при осуществлении контроля за экономической концентрацией установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) не является доминирующим.
Таким образом, ОАО «ТГК-11» занимает доминирующее положение в границах ЗСП «Омская энергосистема».

В соответствии с пунктом 3 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. № 643 (далее – Правила оптового рынка) в течение переходного периода на оптовом рынке торговля электрической энергией и мощностью осуществляется с использованием, в том числе, следующих механизмов: а) торговля электрической энергией и (или) мощностью по регулируемым ценам (тарифам) на основании договоров купли-продажи электрической энергии (мощности), заключаемых на предусмотренных настоящими Правилами условиях (далее - РД); б) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки (далее - РСВ), в) торговля электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора заявок поставщиков и участников с регулируемым потреблением, осуществляемого не позднее чем за час до поставки электрической энергии в целях формирования сбалансированного режима производства и потребления электрической энергии (далее - БР).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего и (или) исключительного положения.
В соответствии с пунктом 15 Правил оптового рынка, на оптовом рынке действует система установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию с учетом дифференцированных по типам электрических станций уровней максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности). Определение размера указанных уровней осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 13 октября 2006 г. № 256 утверждены типы электрических станций, в отношении которых дифференцируются уровни максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности), используемые для установления случаев манипулирования. Типы электрических станций (15 типов), в отношении которых дифференцируются уровни максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности), установлены исходя из вида электростанции (конденсационная электростанция, теплоэлектроцентраль, гидроэлектростанция, атомная электростанция), видов источников первичной энергии, используемых для производства электрической энергии в качестве основного и резервного топлива (газ, мазут, уголь, торф, дизельное топливо, гидроресурсы, ядерное топливо), ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, на территории которой расположена электрическая станция.
В соответствии с пунктом 15 Правил оптового рынка, пунктом 5.3.1.11 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС России осуществляет контроль за действиями субъектов оптового рынка в части установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке.
Приказом ФАС России от 14 ноября 2007 г. № 378 утвержден Порядок установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) (далее – Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка, выявление случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом рынке осуществляется антимонопольным органом в том числе на основании данных мониторинга цен на электрическую энергию, осуществляемого администратором торговой системы оптового рынка.
Согласно пункту 11 Порядка, выявление факта манипулирования осуществляется в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе путем сравнения цен, указанных участниками оптового рынка в ценовых заявках, с их фактическими затратами на производство электрической энергии в соответствующий час, путем сравнения указанных участником объемов с возможными объемами выработки электроэнергии станциями, исходя из технических характеристик генерирующего оборудования, ограничений по теплофикационной нагрузке, топливной обеспеченности, а также с учетом дифференцированных по типам электрических станций уровней максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности), определяемых федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 25 декабря 2007 г. №535-э/2 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке по договорам в рамках предельных (минимального и максимального) объемов продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам)», действовавшим в рассматриваемый период времени, тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую на оптовый рынок электрической энергии (мощности) в отношении субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности) ОАО «ТГК-11» для Омской ТЭЦ-3 установлен в размере 653,59 руб./МВт.ч (без НДС) (далее – тариф на производство электрической энергии Омской ТЭЦ-3).
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 28 декабря 2007 г. №350-э уровни максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности) для установления случаев манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности), вводимые с 1 января 2008 года, для теплоэлектроцентралей, осуществляющих деятельность по производству электрической энергии (мощности) во второй ценовой зоне, используемых в качестве основного топлива газ, составляют 604,57 руб./МВт.ч., мазут – 1144,25 руб./МВт.ч. (далее - уровень максимальных экономически обоснованных расходов Омской ТЭЦ-3).
Из информации, представленной НП «Совет рынка» (письмо № СР-02/09-231 от 27.01.2009), ОАО «АТС» (письма № 01-02/09-9311-о от 19.06.2009; № 01-02/09-16111-о от 14.09.2009) и ОАО «СО ЕЭС» (письмо № Б-I-2-19-4502 от 01.06.2009), а также документов и информации, представленных ОАО «ТГК-11» (письмо № СК-670/11 от 24.03.2009), следует, что, начиная с 5 июня 2008 года, ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 постепенно увеличивало цену в последней ступени ценовой заявки подаваемой на РСВ и БР:

………….

Таким образом, в период с 5 июня по 11 октября 2008 года ОАО «ТГК-11» были поданы ценовые заявки для проведения конкурентного отбора ценовых заявок РСВ и БР в отношении Омской ТЭЦ-3 в цене последней ступени, значительно превышающие тариф на производство электрической энергии (мощности) Омской ТЭЦ-3, а также уровень максимальных экономически обоснованных расходов Омской ТЭЦ-3.
В письме № СР-02/09-231 от 27.01.2009 НП «Совет рынка» указало, что Омская ТЭЦ-3 входит в состав ЗСП «Омская энергосистема». Помимо Омской ТЭЦ-3 в ЗСП «Омская энергосистема» находятся еще две станции ОАО «ТГК-11» (Омская ТЭЦ-4, Омская-ТЭЦ-5). ЗСП «Омская энергосистема» является энергодефицитной зоной, с максимально допустимой величиной перетока в ЗСП-650 Мвт.
Установленная мощность ОАО «ТГК-11» в ЗСП «Омская энергосистема» составляет 1605 МВт (100%), что в условиях наличия сетевых ограничений (насыщение контролируемых сечений) позволяет обладать исключительным положением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» исключительным положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) в зоне свободного перетока, позволяющее хозяйствующему субъекту (группе лиц) оказывать определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию в определенный период состояния оптового рынка, характеризующийся отсутствием возможности замены поставляемого данным хозяйствующим субъектом объема электрической энергии объемом поставок электрической энергии иных хозяйствующих субъектов.

Согласно информации, представленной НП «Совет рынка» (письмо № СР-02/09-231 от 27.01.2009) и ОАО «АТС» (письма № 01-02/ 09-9311-о от 19.06.2009; № 01-02/09-16111-о от 14.09.2009), в период с 5 июня по 11 октября 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 формировало цену РСВ до применения механизма сглаживания цен на электрическую энергию (далее – формировало цену РСВ) 568 часов, что составило 18,35% времени от общего количества торговых часов на РСВ и БР. При этом, в 567 часах указанного времени ценовые заявки ОАО «ТГК-11» превышали тариф на производство электрической энергии (мощности) и уровень максимальных экономически обоснованных расходов Омской ТЭЦ-3.

В период с 5 по 30 июня 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 формировало цену РСВ в ЗСП «Омская энергосистема» 147 часов, что составило 23,33% времени от общего количества торговых часов на РСВ и БР. Во всех 147 часах указанного времени ценовые заявки ОАО «ТГК-11» превышали тариф на производство электрической энергии (мощности), а также уровень максимальных экономически обоснованных расходов.

………….

Необходимо отметить, что ценовые заявки ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 становились ценообразующими преимущественно с 6 по 13 час суток. В случаях, когда в аналогичные часы предыдущих суток ОАО «ТГК-11» не формировало цену РСВ, цена находилась в диапазоне от 537,59 до 602,2 руб./МВт. ч., индикатор балансирующего рынка - в диапазоне от 625,3 -826,1 руб./МВт.
В июне 2008 года средневзвешенная цена РСВ в Омской области составила 581,89 руб./МВт. ч, в Алтайском крае – 573,05 руб./МВт. ч, в Новосибирской области – 550,46 руб./МВт. ч, в Томской области – 552,69 руб./МВт. ч.

В период с 1 по 31 июля 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 формировало цену РСВ в ЗСП «Омская энергосистема» 79 часов, что составило 10,62% времени от общего количества торговых часов на РСВ и БР. Во всех 79 часах указанного времени ценовые заявки ОАО «ТГК-11» превышали тариф на производство электрической энергии (мощности), а также уровень максимальных экономически обоснованных расходов

………….

В июле 2008 года средневзвешенная цена РСВ в Омской области составила 646,2 руб./МВт. ч, в Алтайском крае – 620,74 руб./МВт. ч, в Новосибирской области – 592,28 руб./МВт. ч, в Томской области – 623,72 руб./МВт. ч.

В период с 1 по 31 августа 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 формировало цену РСВ в ЗСП «Омская энергосистема» 89 часов, что составило 11,97% времени от общего количества торговых часов на РСВ и БР. Во всех 89 часах указанного времени ценовые заявки ОАО «ТГК-11» превышали тариф на производство электрической энергии (мощности), а также уровень максимальных экономически обоснованных расходов

………….

В августе 2008 года средневзвешенная цена РСВ в Омской области составила 675,5 руб./МВт. ч, в Алтайском крае – 666,64 руб./МВт. ч, в Новосибирской области – 653,19 руб./МВт. ч, в Томской области – 651,04 руб./МВт. ч.

В период с 1 по 30 сентября 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 формировало цену РСВ в ЗСП «Омская энергосистема» 187 часов, что составило 26% времени от общего количества торговых часов на РСВ и БР. В 136 часах указанного времени ценовые заявки ОАО «ТГК-11» превышали тариф на производство электрической энергии (мощности), а также уровень максимальных экономически обоснованных расходов.

………….

Необходимо отметить, что ценовые заявки ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 становились ценообразующими преимущественно с 6 по 16 час суток. В случаях, когда в аналогичные часы предыдущих суток ОАО «ТГК-11» не формировало цену РСВ, цена находилась в диапазоне от 416,14 до 720,03 руб./МВт. ч., индикатор балансирующего рынка - в диапазоне от 526,13 до 807,30 руб./МВт.
В сентябре 2008 года средневзвешенная цена РСВ в Омской области составила 585,13 руб./МВт. ч, в Алтайском крае – 577,15 руб./МВт. ч, в Новосибирской области – 550,96 руб./МВт. ч, в Томской области – 572,45 руб./МВт. ч.

В период с 1 по 11 октября 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 формировало цену РСВ в ЗСП «Омская энергосистема» 66 часов, что составило 26% времени от общего количества торговых часов на РСВ и БР. Во всех 66 часах указанного времени ценовые заявки ОАО «ТГК-11» превышали тариф на производство электрической энергии (мощности), а также уровень максимальных экономически обоснованных расходов

………….

В октябре 2008 года средневзвешенная цена РСВ в Омской области составила 664,12 руб./МВт. ч, в Алтайском крае – 660,94 руб./МВт. ч, в Новосибирской области – 646,23 руб./МВт. ч, в Томской области – 626,49 руб./МВт. ч.
………….

В случае, когда Омская ТЭЦ-3 становилась ценообразующей, цена для ряда потребителей Омской области формировалась на уровне ценовой заявки Омской ТЭЦ-3, в остальных случаях на уровне средневзвешенной цены Омской области.
Согласно информации, представленной НП «Совет рынка», средневзвешенная цена РСВ в Омской области в июне 2008 года составила 581,89 руб./МВт.ч, в июле 2008 года – 646,2 руб./МВт.ч, в августе 2008 года – 675,9 руб./МВт.ч, в сентябре 2008 года – 585,13 руб./МВт.ч, в октябре 2008 года – 664,12 руб./МВт.ч. Таким образом, ценовые заявки, подаваемые ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 в период с 5 июня по 11 октября 2008 года в цене последней ступени в 1,6-6,7 раза превышали средневзвешенную цену РСВ в Омской области и в 1,2-6,3 раза индикатор балансирующего рынка.

Основным видом топлива энергоблоков Омской ТЭЦ-3 является газ, резервным – мазут.
Согласно информации, представленной ОАО «ТГК-11 (письмо № СК-670/11 от 24.03.2009), поставка газа в июне-октябре 2008 года осуществлялась в соответствии с договором поставки газа № 36-4-0001 от 22.08.2007, заключенным между ЗАО «Омская региональная компания по реализации газа» и ОАО «Омская электрогенерирующая компания». В связи с принятием внеочередным общим собранием акционеров ОАО «Омская электрогенерирующая компания» решения (протокол №2 от 29.08.2007) о реорганизации в форме присоединения к ОАО «Территориальная генерирующая компания №11» и утверждении договора о присоединении и передаточного акта, с даты государственной регистрации прекращения деятельности ОАО «Омская электрогенерирующая компания» полным правопреемником его имущества, прав и обязанностей в соответствии с п. 2 ст.58 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.5 ст.17 Федерального закона «Об акционерных обществах» является ОАО «Территориальная генерирующая компания №11».
Согласно счетам-фактурам, стоимость одной тыс. м³ природного газа в июне 2008 года составила 1654,29 руб. (без НДС), в июле 2008 года – 1711,34 руб.(без НДС). Стоимость одной тыс. м³ сухого отбензиненного газа в июне 2008 года составила 1698,88 руб. (без НДС), в августе 2008 года составила 1756,35 руб. (без НДС), в сентябре 2008 года составила 1733,40 руб. (без НДС)

Согласно информации, представленной ОАО «ТГК-11» (письмо № СК-670/11 от 24.03.2009), поставка мазута в июне-октябре 2008 года осуществлялась в соответствии с договором поставки нефтепродуктов № 1401/РП-2007 от 6 ноября 2007 года, заключенным между ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» и ОАО «ТГК-11». Согласно дополнительному соглашению №1 к договору поставки нефтепродуктов № 1401/РП-2007 от 6 ноября 2007 года фирменное наименование ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт» изменено на ОАО «Газпромнефть-Омск».
Согласно счетам-фактурам, стоимость одной тонны мазута в июне 2008 года составила 7118,64 руб. (без НДС), в июле 2008 года – 7881,36 руб. (без НДС), в августе 2008 года – 8559,32 руб. (без НДС), в сентябре 2008 года - 7881,36 руб. (без НДС), в октябре 2008 года - 7881,36 руб. (без НДС).

Согласно информации, представленной ОАО «ТГК-11» (письмо № СК-670/11 от 24.03.2009), а также документам и информации, представленным Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области (письмо № 04-1780 от 18.05.2009) с 8-00 9 июня до 22-30 14 июня 2008 года в связи с проведением ООО «Газпром Трансгаз Томск» планового предупредительного ремонта была полностью прекращена подача газа на Омскую ТЭЦ-3. В результате чего, на станции ОАО «ТГК-11» Омская ТЭЦ-3 в период с 9 июня по 14 июня 2008 года использовалось резервное топливо – мазут. Таким образом, в период с 5 июня по 11 октября 2008 года на станции Омская ТЭЦ-3 в качестве основного топлива использовался газ, за исключением периода с 9 по 14 июня 2008 года, когда вследствие полного прекращения подачи газа использовалось резервное топливо-мазут.
В пояснительной записке по стратегии формирования ценовых заявок, представленной ОАО «ТГК-11» письмом № СК-670/11 от 24.03.2009, ОАО «ТГК-11» указало, что для проведения конкурентного отбора ценовых заявок на рынке на сутки вперед (РСВ) ОАО «ТГК-11» формировала стратегию участия Омской ТЭЦ-3 в РСВ исходя из следующих принципов:
А) Средневзвешенная цена продажи в РСВ должна быть не ниже оперативной топливной составляющей производства электроэнергии по конденсационному циклу станций исходя из плановой стоимости топлива с учетом штрафных санкций за перебор газа.
Б) В случае превышения фактического собственного максимума потребления мощности станции над величиной, учтенной в сводном прогнозном балансе на 2007 год или увеличении норматива установленного экспертной комиссией при ОАО «АТС» и ОАО «СО ЕЭС», затраты на покупку мощности с ОРЭ на собственные нужды электростанции учитываются в цене заявки.
В) Рассчитанная предельная величина ценовой заявки сравнивается со средневзвешенной фактической ценой продажи на РСВ и БР и, в случае необходимости, корректируется для хеджирования риска формирования средневзвешенной цены продажи ниже фактической себестоимости производства электрической энергии по конденсационному циклу.
ОАО «ТГК-11» также сообщило, что режим работы Омских ТЭЦ и уровень их загрузки в период с июня по август 2008 года определял Системный оператор из условий обеспечения системной надежности и величины ограничений пропускной способности линий электропередач в Омской энергосистеме на время ремонта сетевого оборудования ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «МРСК Сибири» на территории области. Максимальные нагрузки генерирующего оборудования Омских ТЭЦ, задаваемые Системным оператором, из условий системной надежности приводили к увеличению минимальных нагрузок и, как следствие, к дополнительной выработке электрической энергии по конденсационному циклу.
Письмом № Б-I-2-19-4502 от 01.06.2009 ОАО «СО ЕЭС» сообщило, что формирование графиков генерации Омской ТЭЦ-3 осуществлялось ОАО «СО ЕЭС» в соответствии с регламентами оптового рынка по результатам конкурентного отбора ценовых заявок в балансирующем рынке на основании ценовых заявок, поданных ОАО «ТГК-11» в ОАО «СО ЕЭС» в соответствии с заданным составом оборудования. В период с 1 мая по 31 августа 2008 года Системным оператором на Омскую ТЭЦ-3 было отдано 509 команд. В основном задавался режим работы, определенный по результатам расчетов ПБР. В 4 случаях диспетчером ОАО «СО ЕЭС» были даны команды на изменение графика генерации вследствие наличия сетевых ограничений и в 7 случаях было согласовано изменение нагрузки по запросу станции.
Согласно информации, представленной НП «Совет рынка», величина отпускных объемов электрической энергии (отпуск с шин) ОАО «ТГК-11» (Омская ТЭЦ-3), утвержденных ФСТ России в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, для Омской ТЭЦ-3 на июнь 2008 года утверждена в размере 58800 МВтч, в июле 2008 года-61800 МВтч, в августе 2008 года-61800 МВтч, в сентябре 2008 года-60670 МВтч, в октябре 2008 года-93700 МВтч. Фактическая величина отпускных объемов электрической энергии Омской ТЭЦ-3 в июне 2008 года составила 49662,17 МВтч, в июле 2008 года-52277,29 МВтч, в августе 2008 года-48946,41 МВтч, в сентябре 2008 года-66471,44 МВтч, в октябре 2008 года-113570,61 МВтч. Таким образом, в период с июня по август 2008 года фактическая величина отпускных объемов электрической энергии Омской ТЭЦ-3 была ниже величины отпускных объемов электрической энергии, утвержденной ФСТ России в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации. Исключение составил период с сентября по октябрь 2008 года, когда фактическая величина отпускных объемов электрической энергии Омской ТЭЦ-3 превысила величины отпускных объемов электрической энергии, утвержденных ФСТ России в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 25672,05 МВтч. Необходимо отметить, что в целом по 2008 году фактическая величина отпускных объемов электрической энергии Омской ТЭЦ-3 была ниже величины отпускных объемов электрической энергии, утвержденной ФСТ России в Сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 60728,15 МВтч.
Согласно информации, представленной ОАО «ТГК-11» письмом № СК-2043/06 от 15.09.2009, объем выработки электрической энергии Омской ТЭЦ-3 в июне 2008 года составила 61,032 млн.кВтч, в июле 2008 года – 64,937 млн.кВтч, в августе 2008 года – 61,176 млн.кВтч, в сентябре 2008 года – 81,134 млн.кВтч, в октябре 2008 года – 134,255 млн.кВтч. По отношению к объему выработки электрической энергии в соответствующие месяцы 2007 года объем выработки электрической энергии в июне 2008 года меньше на 10,8%, в июле 2008 года больше на 5%, в августе 2008 года меньше на 19,3%, в сентябре 2008 года меньше на 1,3%, в октябре 2008 года больше на 21,9%. Необходимо отметить, что в целом по 2008 году объем выработки электрической энергии Омской ТЭЦ-3 по отношению к 2007 году увеличился на 4%.

В пояснительной записке (письмо № СК-670/11 от 24.03.2009) ОАО «ТГК-11» также сообщило, что в июне 2008 года удельный расход топлива на производство электрической энергии по конденсационному циклу составил 734,61 г/кВтч, в июле 2008 года – 763,70 г./кВтч, в августе 2008 года – 808,34 г/кВтч.
Письмом № ИЦ-460 от 02.07.2009 ОАО «Инженерный центр ЕЭС» в соответствии с запросом информации ФАС России № АК/19191 от 19.06.2009 представило информацию по средневзвешенным величинам удельных расходов топлива на отпущенную электрическую энергию и тепло в помесячной разбивке за 2008 год. Данная информация характеризует полные фактические затраты станций на выработку электрической и тепловой энергии и сформирована на основании макетов 15 506, предоставляемых субъектами оптового рынка электрической энергии (мощности) в органы статистики. Из представленной информации следует, что фактический удельный расход топлива Омской ТЭЦ-3 на электроэнергию в июне 2008 года всего по станции составил 567,3 г./кВтч, на тепло-161,8 кг/Гкал; в июле 2008 года фактический удельный расход топлива Омской ТЭЦ-3 на электроэнергию составил 592,7 г./кВтч, на тепло-158,6 кг/Гкал; ; в августе 2008 года фактический удельный расход топлива Омской ТЭЦ-3 на электроэнергию составил 509,9 г./кВтч, на тепло-158,0 кг/Гкал; в сентябре 2008 года фактический удельный расход топлива Омской ТЭЦ-3 на электроэнергию составил 448,6 г./кВтч, на тепло-154,0 кг/Гкал; ; в октябре 2008 года фактический удельный расход топлива Омской ТЭЦ-3 на электроэнергию составил 415,7 г./кВтч, на тепло-138,3 кг/Гкал.
Письмом № 1565/11 от 06.07.2009 ОАО «ТГК-11» представило в ФАС России результаты расчета удельных расходов топлива на отпуск электроэнергии (при раздельном производстве) Омской ТЭЦ-3, выполненные ОАО «СибОРГРЭС» по запросу ОАО «ТГК-11». Согласно данному письму, ОАО «СибОРГРЭС» по просьбе ОАО «ТГК-11» выполнил согласно РД 34.08.559-96 «Методические указания по анализу изменения удельных расходов топлива на электростанциях и в энергообъединениях» расчеты по определению удельных расходов топлива, значения которых не предусмотрены формой отчета электростанции «15506». Расчет выполнен на основании представленных Омской ТЭЦ-3 в органы статистики форм отчета «15506» за июнь, июль и август 2008 года. Согласно произведенным ОАО «СибОРГРЭС» расчетам фактический удельный расход условного топлива на отпуск электроэнергии Омской ТЭЦ-3 в июне 2008 года по I очереди группы оборудования 90 кгс/см² составил 802,2 г./кВтч, по II очереди группы оборудования 130 кгс/см² составил 522,3 г./кВтч, в июле 2008 года по I очереди группы оборудования 90 кгс/см² - 787,2 г./кВтч, по II очереди группы оборудования 130 кгс/см² - 548,5 г./кВтч, в августе 2008 года по I очереди группы оборудования 90 кгс/см² - 752,5 г./кВтч, по II очереди группы оборудования 130 кгс/см² - 463,8 г./кВтч. Удельный расход топлива при раздельном производстве с учетом коэффициента увеличения расхода топлива при раздельном производстве в июне 2008 года по I очереди группы оборудования 90 кгс/см² составил 928,9 г./кВтч, по II очереди группы оборудования 130 кгс/см² составил 555,2 г./кВтч, в июле 2008 года по I очереди группы оборудования 90 кгс/см² - 900,6 г./кВтч, по II очереди группы оборудования 130 кгс/см² - 596,2 г./кВтч, в августе 2008 года по I очереди группы оборудования 90 кгс/см² - 934,6 г./кВтч, по II очереди группы оборудования 130 кгс/см² - 496,7 г./кВтч.
22.10.2009 Комиссия приняла решение о приостановлении рассмотрения дела № 1 10/37-09 с целью проведения экспертизы, а также о привлечении ОАО «Инженерный центр ЕЭС» к рассмотрению дела № 1 10/37-09 в качестве эксперта.
В соответствии с определением о привлечении ОАО «Инженерный центр ЕЭС» к рассмотрению дела № 1 10/37-09 в качестве эксперта (письмо №АГ/37247 от 22.10.2009), ОАО «Инженерный центр ЕЭС» надлежало произвести расчет значений удельных расходов топлива на отпущенные электроэнергию и тепло, исходя из указанных ОАО «ТГК-11» показателей работы оборудования Омской ТЭЦ-3 за период с июня по август 2008 года; а также на основании полученных расчетов дать оценку обоснованности указанных ОАО «ТГК-11» значений удельных расходов топлива Омской ТЭЦ-3 в период с июня по август 2008 года.
Расчет значений удельных расходов топлива на отпущенные электроэнергию и тепло выполнялся ОАО «Инженерный центр ЕЭС» на основании представленной ОАО «ТГК-11» информации (письма ОАО «ТГК-11» № ВП-2298/06 от 14.10.2009, № ВП-2441/06 от 30.10.2009).
Письмом № ИЦ-860 от 26.11.2009 ОАО «Инженерный центр ЕЭС» представило в ФАС России результаты выполненной экспертизы в отношении ОАО «ТГК-11». В заключении данной экспертизы указано, что анализ обоснованности представленных ОАО «ТГК-11» значений удельных расходов условного топлива Омской ТЭЦ-3 в период с июня по август 2008 года показал, что указанные ОАО «ТГК-11 удельные расходы условного топлива на отпущенную электроэнергию являются завышенными в среднем на 26-40% от рассчитанных ОАО «Инженерный центр ЕЭС» на основании информации о фактических показателях работы Омской ТЭЦ-3, представленной ОАО «ТГК-11».
………….

Подача ОАО «ТГК-11» указанных ценовых заявок в период с 5 июня по 11 октября 2008 года привела к значительному изменению цены на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также к ущемлению интересов субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность в географических границах второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности).
Комиссия приходит к выводу, что ценовые заявки ОАО «ТГК-11», поданные администратору торговой системы для проведения конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, а также для проведения конкурентного отбора заявок для балансирования системы в отношении Омской ТЭЦ-3 в период с 5 июня по 11 октября 2008 года являются экономически и технологически необоснованными.
Согласно оценочному расчету, проведенному НП «Совет рынка», результат последствий ценовой стратегии ОАО «ТГК-11» за период с 08 мая по 18 ноября 2008 года на РСВ составил
………….

Помимо Омской ТЭЦ-3 в ЗСП «Омская энергосистема» находятся еще две станции ОАО «ТГК-11»: Омская ТЭЦ-4 и Омская-ТЭЦ-5.
Из информации, представленной НП «Совет рынка» (письмо № СР-02/10-1453 от 16.02.2010), следует, что, начиная с 6 июня 2008 года, ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-4 постепенно увеличивало цену в последней ступени ценовой заявки подаваемой на РСВ и БР:

………….

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 25 декабря 2007 г. № 535-э/2 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке по договорам в рамках предельных (минимального и максимального) объемов продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам)», тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую на оптовый рынок электрической энергии (мощности) в отношении субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности) ОАО «ТГК-11» для Омской ТЭЦ-4 установлен в размере 478,63 руб./МВт.ч (без НДС) (далее – тариф на производство электрической энергии Омской ТЭЦ-4).
В соответствие с приказом Федеральной службы по тарифам от 28 декабря 2007 г. № 350-э уровни максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности) для установления случаев манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности), вводимые с 1 января 2008 года, для теплоэлектроцентралей осуществляющих деятельность по производству электрической энергии (мощности) во второй ценовой зоне, используемые в качестве основного топлива газ составляют 604,57 руб./МВт.ч. (далее - уровень максимальных экономически обоснованных расходов Омской ТЭЦ-4).
Письмом № СК-2043/06 от 15.09.2009 ОАО «ТГК-11» представило расчет предельных затрат на выработку 1 МВтч электрической энергии. Из представленной информации следует, что в период с 5 июня по 11 октября 2008 года на станции Омская ТЭЦ-4 в качестве основного топлива использовался газ. Предельные затраты на выработку 1 МВтч электрической энергии Омской ТЭЦ-4 (с учетом прибыли и рентабельности 10%) в июне 2008 года составили 951,1 руб./МВтч, в июле 2008 года – 949,2 руб./МВтч, в августе 2008 года – 926,9 руб./МВтч, в сентябре 2008 года – 916,6 руб./МВтч, в октябре 2008 года – 958,1 руб./МВтч.
Согласно информации, представленной НП «Совет рынка» (письмо № СР-02/10-1453 от 16.02.2010), в период с 5 июня по 11 октября 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-4 формировало цену РСВ 438 часов, что составило 14,15% времени от общего количества торговых часов на РСВ и БР. При этом, в 425 часах указанного времени ценовые заявки ОАО «ТГК-11» превышали тариф на производство электрической энергии (мощности) Омской ТЭЦ-4, а в 416 часах - уровень максимальных экономически обоснованных расходов Омской ТЭЦ-4.
Из информации, представленной НП «Совет рынка» (письмо № СР-02/10-1453 от 16.02.2010), следует, что, начиная с 12 июня 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-5 постепенно увеличивал цену в последней ступени ценовой заявки подаваемой на РСВ и БР:

………….

В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 25 декабря 2007 г. № 535-э/2 «О тарифах на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке по договорам в рамках предельных (минимального и максимального) объемов продажи электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам)», тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую на оптовый рынок электрической энергии (мощности) в отношении субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности) ОАО «ТГК-11» для Омской ТЭЦ-5 установлен в размере 337,36 руб./МВт.ч (без НДС) (далее – тариф на производство электрической энергии Омской ТЭЦ-5).
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 28 декабря 2007 г. № 350-э уровни максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности) для установления случаев манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности), вводимые с 1 января 2008 года, для теплоэлектроцентралей осуществляющих деятельность по производству электрической энергии (мощности) во второй ценовой зоне, используемые в качестве основного топлива уголь составляют 971,19 руб./МВт.ч. (далее - уровень максимальных экономически обоснованных расходов Омской ТЭЦ-5).
В период с 5 июня по 11 октября 2008 года на станции Омская ТЭЦ-5 в качестве основного топлива использовался уголь. Предельные затраты на выработку 1 МВтч электрической энергии Омской ТЭЦ-5 (с учетом прибыли и рентабельности 10%) в июне 2008 года составили 726,6 руб./МВтч, в июле 2008 года – 740,4 руб./МВтч, в августе 2008 года – 733,3 руб./МВтч, с 1 по 18 сентября 2008 года – 732 руб./МВтч, с 19 по 30 сентября 2008 года – 577,9 руб./МВтч , в октябре 2008 года – 587,9 руб./МВтч.
Согласно информации, представленной НП «Совет рынка» (письмо № СР-02/10-1453 от 16.02.2010), в период с 5 июня по 11 октября 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-5 формировало цену РСВ 954 часа, что составило 31,3% времени от общего количества торговых часов на РСВ и БР. При этом, в 954 часах указанного времени ценовые заявки ОАО «ТГК-11» превышали тариф на производство электрической энергии (мощности) Омской ТЭЦ-5, а в 618 часах – представленные ОАО «ТГК-11» предельные затраты Омской ТЭЦ-5 на выработку 1 МВтч электрической энергии.

Из информации, представленной НП «Совет рынка» (письмо № СР-02/10-1453 от 16.02.2010), следует, что, в период с 5 июня по 11 октября 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3, Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 на объем технологического минимума подавало ценопринимающие заявки, за исключением периода с 31 июля по 8 сентября 2008 года. В период с 31 июля по 8 сентября 2008 года ОАО «ТГК-11» при подаче ценовых заявок на технологический минимум в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3, Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 исключило ценопринимающую ступень и стало подавать ценовые заявки.
Так, в период с 5 июня по 30 июля 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 на объем технологического минимума (80-94 МВт) подавало ценопринимающие заявки; на объем технологического максимума (100-160МВт) ценовые заявки в диапазоне от 1071до 3910 руб./МВтч. Начиная с 31 июля и до 8 сентября 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3 на объем технологического минимума (80-105 МВт) стало подавать ценовые заявки
………….

В период с 5 июня по 4 августа 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-4 на объем технологического минимума (60-160 МВт) подавало ценопринимающие заявки; на объем технологического максимума (67-193 МВт) ценовые заявки
………….

В период с 5 июня по 4 августа 2008 года ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-5 на объем технологического минимума (130-295 МВт) подавало ценопринимающие заявки; на объем технологического максимума (179-396 МВт) ценовые заявки
………….

Таким образом, в период с 31 июля по 9 сентября 2008 года ОАО «ТГК-11» увеличило цену в ценовых заявках, подаваемых в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3, Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 для проведения конкурентного отбора ценовых заявок на РСВ и БР, и исключило из ценовых заявок ценопринимающую ступень, чем существенно увеличило объемы ценового предложения в ЗСП «Омская энергосистема». Данная ценовая стратегия ОАО «ТГК-11» привела к увеличению цены продажи электрической энергии в отдельные часы вышеуказанного времени до 50%. Кроме того, данная ценовая стратегия привела к увеличению цены РСВ в Омской области. В часы, когда ценовая заявка ОАО «ТГК-11» становилась ценообразующей в РСВ, цена РСВ складывалась на уровне высокого тарифа на производство электрической энергии (мощности) Омской ТЭЦ-3, либо на уровне завышенных в рассматриваемый период времени ценовых заявок, поданных ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3. В часы, когда ценовая заявка ОАО «ТГК-11» не проходила конкурентный отбор ценовых заявок в РСВ, цена РСВ складывалась на уровне более низких тарифов на производство электрической энергии (мощности) Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5, либо на уровне увеличенных в рассматриваемый период времени ценовых заявок, поданных ОАО «ТГК-11» в отношении ГТП Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5.
Письмом № СР-02/10-1453 от 16.02.2010 НП «Совет рынка» представило оценочный расчет дополнительного финансового результата ОАО «ТГК-11» от применения стратегии подачи ценовых заявок без ценопринимающих ступеней:

………….

В пояснительной записке по стратегии формирования ценовых заявок (письмо № СК-2913/06 от 18.12.2009) ОАО «ТГК-11» сообщило, что в целом за период с мая по август 2008 года поставка электрической энергии являлась убыточной. Убыток от реализации электрической энергии по всем станциям ОАО «ТГК-11» составил 107,2 млн.рублей, в том числе по Омской ТЭЦ-3 46,1 млн.рублей. Общий объем выручки составил 1 101 млн. рублей при затратах 1 208 млн. рублей.
Согласно информации о рентабельности производства электрической энергии Омской ТЭЦ-3 за 2008 год, представленной ОАО «ТГК-11» письмом № СК-2043/06 от 15.09.2009,
в июне 2008 года объем выручки составил 38,4 млн. рублей, в том числе в РД - 33,5 млн.рублей, в БР -2,2 млн. рублей, в РСВ – 2,7 млн.рублей, переменные издержки – 60,6 млн.рублей, прибыль – (-22,2)млн.рублей;
в июле 2008 года объем выручки составил 41,7 млн. рублей, в том числе в РД – 27,3 млн.рублей, в БР -3,6 млн. рублей, в РСВ – 10,8 млн.рублей, переменные издержки – 54,7 млн.рублей, прибыль – (-13,0)млн.рублей;
в августе 2008 года объем выручки составил 63,0 млн. рублей, в том числе в РД – 30,7 млн.рублей, в БР - 30,9 млн. рублей, в РСВ – 1,4 млн.рублей, переменные издержки – 77,8 млн.рублей, прибыль – (-14,7)млн.рублей;
в сентябре 2008 года объем выручки составил 58,0 млн. рублей, в том числе в РД – 29,8 млн.рублей, в БР – 14,8 млн. рублей, в РСВ – 13,3 млн.рублей, переменные издержки – 55,4 млн.рублей, прибыль – 2,6 млн.рублей;
в октябре 2008 года объем выручки составил 82,2 млн. рублей, в том числе в РД – 42,0 млн.рублей, в БР – 10,8 млн. рублей, в РСВ – 29,4 млн.рублей, переменные издержки – 78,8 млн.рублей, прибыль – 3,4 млн.рублей.
Таким образом, в период с июня по октябрь 2008 года объем выручки составил 283,3 млн. рублей, в том числе в РД – 163,3 млн.рублей, в БР – 62,3 млн. рублей, в РСВ – 57,6 млн.рублей, переменные издержки – 327,3 млн.рублей, прибыль – (-43,9) млн.рублей.
В целом в 2008 году объем выручки по Омской ТЭЦ-3 составил 820,5 млн. рублей, в том числе в РД – 609,1 млн.рублей, в БР – 82,4 млн. рублей, в РСВ – 129,0 млн.рублей, переменные издержки – 769,3 млн.рублей, прибыль – 51,2 млн.рублей.

Согласно информации о рентабельности производства электрической энергии Омской ТЭЦ-4 за 2008 год, представленной ОАО «ТГК-11» письмом № СК-2043/06 от 15.09.2009,
в июне 2008 года объем выручки составил 38,6 млн. рублей, в том числе в РД – 20,5 млн.рублей, в БР -1,7 млн. рублей, в РСВ – 16,4 млн.рублей, переменные издержки – 45,9 млн.рублей, прибыль – (-7,3)млн.рублей;
в июле 2008 года объем выручки составил 94,5 млн. рублей, в том числе в РД – 20,9 млн.рублей, в БР -5,0 млн. рублей, в РСВ – 68,6 млн.рублей, переменные издержки – 102,7 млн.рублей, прибыль – (-8,1)млн.рублей;
в августе 2008 года объем выручки составил 103,6 млн. рублей, в том числе в РД – 13,6 млн.рублей, в БР – 18,4 млн. рублей, в РСВ – 71,6 млн.рублей, переменные издержки – 98,4 млн.рублей, прибыль – 5,2 млн.рублей;
в сентябре 2008 года объем выручки составил 103,4 млн. рублей, в том числе в РД – 30,1 млн.рублей, в БР – 15,4 млн. рублей, в РСВ – 57,9 млн.рублей, переменные издержки – 107,4 млн.рублей, прибыль – (-4,0) млн.рублей;
в октябре 2008 года объем выручки составил 108,2 млн. рублей, в том числе в РД – 41,8 млн.рублей, в БР – 16,9 млн. рублей, в РСВ – 49,5 млн.рублей, переменные издержки – 98,0 млн.рублей, прибыль – 10,2 млн.рублей.
Таким образом, в период с июня по октябрь 2008 года объем выручки составил 448,3 млн. рублей, в том числе в РД – 126,9 млн.рублей, в БР – 57,4 млн. рублей, в РСВ – 264,0 млн.рублей, переменные издержки – 452,4 млн.рублей, прибыль – (-4,0) млн.рублей.
В целом в 2008 году объем выручки по Омской ТЭЦ-4 составил 978,3 млн. рублей, в том числе в РД – 456,3 млн.рублей, в БР – 80,4 млн. рублей, в РСВ – 441,6 млн.рублей, переменные издержки – 982,1 млн.рублей, прибыль – (-3,9) млн.рублей.

Согласно информации о рентабельности производства электрической энергии Омской ТЭЦ-5 за 2008 год, представленной ОАО «ТГК-11» письмом № СК-2043/06 от 15.09.2009,
в июне 2008 года объем выручки составил 90,6 млн. рублей, в том числе в РД – 23,1 млн.рублей, в БР -9,5 млн. рублей, в РСВ – 58,1 млн.рублей, переменные издержки – 93,5 млн.рублей, прибыль – (-2,9)млн.рублей;
в июле 2008 года объем выручки составил 110,0 млн. рублей, в том числе в РД – 25,3 млн.рублей, в БР -4,1 млн. рублей, в РСВ – 80,6 млн.рублей, переменные издержки – 118,7 млн.рублей, прибыль – (-8,7)млн.рублей;
в августе 2008 года объем выручки составил 108,8млн. рублей, в том числе в РД – 35,3 млн.рублей, в БР – 8,3 млн. рублей, в РСВ – 65,1 млн.рублей, переменные издержки – 112,2 млн.рублей, прибыль – (-3,4) млн.рублей;
в сентябре 2008 года объем выручки составил 126,3 млн. рублей, в том числе в РД – 40,2 млн.рублей, в БР – 12,5 млн. рублей, в РСВ – 73,7 млн.рублей, переменные издержки – 123,7 млн.рублей, прибыль – 2,6 млн.рублей;
в октябре 2008 года объем выручки составил 146,7 млн. рублей, в том числе в РД – 67,8 млн.рублей, в БР – 8,0 млн. рублей, в РСВ – 70,9 млн.рублей, переменные издержки – 136,8 млн.рублей, прибыль – 9,9 млн.рублей.
Таким образом, в период с июня по октябрь 2008 года объем выручки составил 582,4 млн. рублей, в том числе в РД – 191,7 млн.рублей, в БР – 42,4 млн. рублей, в РСВ – 348,4 млн.рублей, переменные издержки – 584,9 млн.рублей, прибыль – (-2,5) млн.рублей.
В целом в 2008 году объем выручки по Омской ТЭЦ-5 составил 1 481,7 млн. рублей, в том числе в РД – 746,4 млн.рублей, в БР – 74,0 млн. рублей, в РСВ – 661,4 млн.рублей, переменные издержки – 1 234,4 млн.рублей, прибыль – 77,5 млн.рублей.
Согласно отчету о прибылях и убытках за 2008 год, представленного ОАО «ТГК-11» письмом № СК-2043/06 от 15.09.2009 валовая прибыль ОАО «ТГК-11» в 2008 году составила 479 037 000 рублей.


Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к следующему выводу:
Исходя из пункта 1 Порядка манипулирование ценами на электрическую энергию осуществляется участниками оптового рынка электрической энергии (мощности) путем совершения экономически и (или) технологически необоснованных действий, в том числе с использованием своего исключительного (в том числе временного) положения на оптовом рынке (отдельных ценовых зонах оптового рынка), которые приводят к значительному изменению цен (цены) на электрическую энергию, в том числе путем подачи завышенных (заниженных) заявок на продажу (покупку) электрической энергии.
Ценовые заявки, поданные ОАО «ТГК-11» администратору торговой системы для проведения конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед, а также для проведения конкурентного отбора заявок для балансирования системы в отношении Омской ТЭЦ-3 в период с 5 июня по 11 октября 2008 года (далее – ценовые заявки), являются экономически и технологически необоснованными, поскольку значительно превышают экономически обоснованный тариф на производство электрической энергии и уровень максимальных экономически обоснованных расходов, утвержденные ФСТ России, а также цену РСВ и индикатор БР, сложившиеся в аналогичные часы предыдущих суток и недели (месяца), когда ценовые заявки ОАО «ТГК-11» не становились ценообразующими. Согласно проведенной ОАО «Инженерный центр ЕЭС» экспертизе, удельные расходы условного топлива на отпущенную электроэнергию являются завышенными в среднем на 26-40%.Таким образом, ценовые заявки являются завышенными.
Подача ОАО «ТГК-11» указанных ценовых заявок в период с 5 июня по 11 октября 2008 года привела к значительному изменению цены на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также к ущемлению интересов субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности), осуществляющих деятельность в географических границах второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности).
Кроме того, в период с 31 июля по 9 сентября 2008 года ОАО «ТГК-11» увеличило цену в ценовых заявках, подаваемых в отношении ГТП Омской ТЭЦ-3, Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 для проведения конкурентного отбора ценовых заявок на РСВ и БР, и исключило из ценовых заявок ценопринимающую ступень, чем существенно увеличило объемы ценового предложения в ЗСП «Омская энергосистема». Данная ценовая стратегия ОАО «ТГК-11» привела к увеличению цены продажи электрической энергии в отдельные часы вышеуказанного времени до 50%.
Вместе с тем ценовая стратегия ОАО «ТГК-11» по подаче ценовых заявок для проведения конкурентного отбора в РСВ и БР в отношении Омской ТЭЦ-3, Омской ТЭЦ-4 и Омской ТЭЦ-5 в период с 5 июня по 11 октября 2008 года привела к убытку в размере 2,5 млн. рублей.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия усматривает в действиях ОАО «ТГК-11» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) в период с 5 июня по 11 октября 2008 года.
ОАО «ТГК-11» факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на заседании Комиссии не признало.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:


1. Признать ОАО «ТГК-11» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем совершения действий, выразившихся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) путем подачи экономически и технологически необоснованно завышенных ценовых заявок на продажу электрической энергии в период с 5 июня по 11 октября 2008 года, имеющих своим результатом значительное изменение цены на электрическую энергию.

2. Выдать ОАО «ТГК-11» предписание.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять решение антимонопольного органа.

 

Председатель Комиссии: А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии: В.Г. Королев

Е.В. Цышевская

О.В. Мильчакова

И.И. Романенкова

Д.Ю. Савина

Д.А. Васильев

О.С. Ласточкина
Ответчик: ОАО «ТГК-11»
АГ/4970 от 26.02.2010
ул.Советская, д.5,
г.Новосибирск, 630007

Лица, располагающие сведениями
о рассматриваемых комиссией
обстоятельствах:

ОАО «СО ЕЭС»

Китайгородский проезд, д. 7, стр. 3,
г.Москва, 109074

НП «Совет рынка»

Краснопресненская наб., д.12,
подъезд 7,
г.Москва, 123610

ОАО «АТС»

Краснопресненская наб., д.12,
подъезд 7,
г.Москва, 123610

Эксперт:

ОАО «Инженерный центр ЕЭС»

Волоколамское шоссе, д.2,
г.Москва, ГСП-3, 125993


ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/37-09


12 февраля 2010 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
А.Н. Голомолзин - заместитель руководителя ФАС России, Председатель Комиссии;
В.Г. Королев - начальник Управления контроля электроэнергетики;
Е.В. Цышевская - заместитель начальника управления - начальник отдела мониторинга и контроля на оптовом и розничном рынках электроэнергии Управления контроля электроэнергетики;
О.В. Мильчакова - заместитель начальника управления - начальник отдела электроэнергетики Управления контроля электроэнергетики;
И.И. Романенкова - начальник отдела судебной работы Правового управления;
Д.Ю. Савина - советник Управления контроля электроэнергетики;
Д.А. Васильев - советник отдела анализа и методологии правоприменительной практики Управления контроля электроэнергетики;
О.С. Ласточкина - главный специалист-эксперт отдела правовой экспертизы Правового управления,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 12.02.2010 по делу № 1 10/37-09 о нарушении ОАО «ТГК-11» (место нахождения: 630007, г.Новосибирск, ул.Советская, д.5) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ОАО «ТГК-11» в отношении каждого генерирующего объекта (станции), находящегося на территории ЗСП «Омская энергосистема», а именно в отношении станций Омская ТЭЦ-3, Омская ТЭЦ-4 и Омская ТЭЦ-5, при формировании ценовых заявок для участия в процедуре конкурентного отбора в рынке на сутки вперед и балансирующем рынке оптового рынка электрической энергии (мощности) не допускать действий, которые приводят (могут привести) к значительному повышению цен на оптовом рынке электрической энергии и мощности, в том числе:
- использовать стратегию минимизации стоимости топлива на выработку единицы электрической энергии, при выборе структуры потребляемого топлива на каждый час суток осуществлять потребление наиболее дешевого вида технологически используемого топлива;
- не формировать ценовую заявку исходя исключительно из затрат на выработку соответствующего объема электрической энергии и мощности с использованием наиболее дорогого вида топлива, учитывать при формировании ценовых заявок средневзвешенную цену топлива, используемого для выработки электрической энергии и мощности на соответствующем генерирующем оборудовании.
2. Ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в ФАС России в отношении станций Омская ТЭЦ-3, Омская ТЭЦ-4 и Омская ТЭЦ-5 следующую информацию:
- информацию об удельных расходах топлива на отпущенную электрическую энергию и тепло (помесячно) по каждой станции;
- информацию о максимальной ценовой заявке за каждые сутки, поданной в отношении каждой станции на рынке на сутки вперед оптового рынка электрической энергии (мощности);
- информацию о максимальной ценовой заявке за квартал, поданной в отношении каждой станции при выборе состава включенного генерирующего оборудования;
- информацию о максимальных ценах по каждому виду использованного топлива (помесячно) для каждой станции.
3. Срок действия настоящего предписания 2 года.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Председатель Комиссии: А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии: В.Г. Королев

Е.В. Цышевская

О.В. Мильчакова

И.И. Романенкова

Д.Ю. Савина

Д.А. Васильев

О.С. Ласточкина
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны