Решение №1 10/149-11 Решение по делу по признакам нарушения ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНО... от 10 января 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/149-11

г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «20» декабря 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено «10» января 2012 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
 Кашеварова А.Б. - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы;
 Урюкиной Е.В. - заместителя начальника Управления контроля социальной сферы и торговли;
 Тузиковой Л.А. - начальника отдела торговли и непроизводственных услуг Управления контроля социальной сферы и торговли;
 Фролова Д.В. - начальника отдела анализа рынков, реестров и НИКОР Аналитического управления;
 Огневской Д.В. – главного специалиста – эксперта отдела судебной работы Правового управления;
 Багровой В.А. - главного специалиста – эксперта отдела торговли и непроизводственных услуг Управления контроля социальной сферы и торговли,
рассмотрев дело № 1 10/149-11 по признакам нарушения ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» (350000, г. Краснодар, ул. Красная, 180) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Краснодарское УФАС России поступило обращение ИП Шилковой Л.В (вх № 1380 от 01.03.2011), по вопросу соответствия действий группы компаний «Мегаполис» и ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» антимонопольному законодательству.
В соответствии с Приказом от 01.06.2011 № 169 Краснодарским УФАС России было возбуждено дело № 124/2011 по признакам нарушения ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» пункта 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, выразившегося в отказе от изменения предложенных ИП Шилковой Л.В. условий дополнительных соглашений от 31.12.2010 № JTI, № PMI, № ITG к Договору поставки № ЗДП-23/1 от 11.01.2010.
Аналогичное обращение ИП Шилковой Л.В. поступило в ФАС России из Аппарата Правительства Российской Федерации (вх. № 3098-ПР от 01.04.2011).
16.05.2011 года в ФАС России поступило обращение ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» (вх. № 26256 от 17.05.2011) по вопросу рассмотрения, поступившего в Краснодарский УФАС России заявления ИП Шилковой Л.В.
ФАС России, письмом от 09.06.2011 № АК/22170, истребовал к своему рассмотрению дело № 124/2011 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное 01.06.2011 Краснодарским УФАС России в отношении ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» в соответствии с пунктом 1.4.5 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России 01.08.2007 № 244.
Из представленных материалов следует, что между ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» и ИП Шилковой Л.В. 11.01.2010 был заключен договор поставки (табачных изделий) № ЗДП-23/1.
В связи с истечением срока Договора поставки, ИП Шилкова Л.В. в письме от 11.12.2010 (исх. № 6-б) предложила ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» заключить соответствующий договор на 2011 год, приложив к данному письму его проект.
ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» в ответном письме (вх. № б/н от 24.01.2011), предложило продлить срок действующего Договора на аналогичных условиях.
Таким образом, 01.11.2011 было заключено Дополнительное соглашение № 1 к Договору поставки от 11.01.2010 № ЗДП-23/1 о продлении срока действия данного договора до 31.12.2011.
Вместе с данным письмом ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» направил ИП Шилковой Л.В. для ознакомления и подписания дополнительные соглашения от 31.12.2010 № JTI, № PMI, № ITG к Договору поставки № ЗДП-23/1 от 11.01.2010.
В соответствии с пунктом 1 указанных дополнительных соглашений при одновременном соблюдении условий, предусмотренных пунктами 2-6 соглашения, поставщик (ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР») предоставляет покупателю (ИП Шилковой Л.В.) премию в размере определенном соглашением (размер составляет от 0,5% до 1% в зависимости от того, объем какой продукции закуплен) от стоимости объема закупок без учета НДС за отчетный период.
Так основанием для выплаты контрагенту премии является выполнение условий соглашений, в том числе среднемесячного объема закупок по производителям:
- 350 кор./мес. продукции JTI (Japan Tobacco International) (далее – JTI) – премия составляет 1% от стоимости объема закупок продукции;
- 200 кор./мес. продукции PMI (Philip Morris International) (далее – PMI) – премия составляет 0,5% от стоимости объема закупок продукции;
- 80 кор./мес. продукции ITG (Imperial Tobacco Group) (далее – ITG) – премия составляет 1% от стоимости объема закупок продукции.
Согласно подпункту «в» пункта 5 дополнительных соглашений, покупатель закупает у поставщиков товар в количестве определенном поставщиком за соответствующий отчетный период.
В ответ ИП Шилкова Л.В., письмом от 24.01.2011 № 1в, направила протоколы разногласий к дополнительным соглашениям для принятия мер по выдвинутым условиям. В соответствии с данными протоколами ИП Шилкова Л.В. предлагала внести изменения в части уменьшения установленных объемов реализации, достижение которых является основанием для получения соответствующей премии, а именно:
- 150 коробов продукции JTI за отчетный период;
- 100 коробов продукции PMI за отчетный период;
- 15 коробов продукции ITG за отчетный период.
ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» в ответ на письмо ИП Шилковой Л.В. (исх. № 1в от 24.01.2011), сообщило об отказе в заключении с ИП Шилковой Л.В. дополнительных соглашений к договору поставки на предложенных ею условиях.
В качестве обоснования данного отказа ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» указало, что в случае одобрения ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» предложенных условий был бы нарушен установленный группой компании «Мегаполис», в том числе и ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР», единый подход к сотрудничеству с контрагентами, а именно выплата контрагентам премий на определенных условиях (данные условия являются единообразными для всех контрагентов), и другие клиенты ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» были бы поставлены в неконкурентные условия.
Из представленных документов следует, что ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» был заключен агентский договор на реализацию товаров с ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» от 14.06.2007 № 23 (далее – агентский договор), из которого следует, что ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» заключает с третьими лицами договоры поставки в отношении товара ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» в предварительно одобренной ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» в форме и на условиях, предварительно согласованных с ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС», наиболее выгодных для него, и обязуется предоставлять такие договоры для ознакомления ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» по первому его требованию (п. 2.1.1. агентского договора).
В соответствии с пунктом 2.6. агентского договора ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» не вправе заключать от своего имени и за счет ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» иных договоров, помимо тех, заключение которых соответствует выполнению поручения ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС», предварительно одобренных ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС», любым удобным для него способом, а также договоров с другими агентами.
ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара на основании приказа ФАС России № 222 от 29.03.2011, в связи с тем, что данное общество занимает долю на рынке оптовой торговли сигаретами в географических границах Российской Федерации более 50%.
ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» 09.04.2010 было направлено заявление в ФАС России о проверке соответствия Коммерческой политики и типового Договора с соответствующими дополнительными соглашениями антимонопольному законодательству. Письмами ФАС России от 25.06.2010 № ЦА/20088 и от 13.07.2010 № ЦА/22193 указанная Коммерческая политика и типовой Договор с соответствующими дополнительными соглашениями были признаны соответствующими требованиям статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Также по результатам анализа указанного типового Договора и дополнительных соглашений к нему ФАС России установил, что условия данных соглашений не направлены на ограничение конкуренции, поскольку предполагают установление единого подхода ко всем контрагентам в зависимости от предусмотренных Коммерческой политикой ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» единообразных условий.
01.01.2011 данная Коммерческая политика в согласованном виде была размещена на официальном сайте группы компании «Мегаполис» в сети Интернет по адресу http://www.gkm.ru/ru/policy.
Таким образом, условия дополнительных соглашений ИП Шилковой Л.В., предложенные ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР», являются идентичными рассмотренным ФАС России и признанным соответствующими антимонопольному законодательству условиям Коммерческой политики ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС».
Дополнительно ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС», письмом от 07.11.2011 № 264 (вх. № 65136 от 08.11.2011), по запрошенной информации ФАС России предоставила информацию об объемах реализации табачной продукции по Краснодарскому краю ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» и его группой лиц за 2011 год:
- по продукции PMI – 140 491,61 коробов, из них с подписанием Сервисного соглашения – 106 892,74 коробов;
- по продукции JTI – 220 930,60 коробов, из них с подписание Сервисного соглашения – 177 854,53 коробов
- по продукции ITG – 36 959,67 коробов, из них с подписанием Сервисного соглашения 28 957,69 коробов.
Также, из представленных материалов ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» следует, что ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» и его группа лиц заключили договоры поставки:
- по продукции PMI в 2010 году с 11 524 контрагентами, в 2011 (9 месяцев) году с 6 522 контрагентами;
- по продукции JTI в 2010 году с 11 447 контрагентами, в 2011 (9 месяцев) году с 6 451 контрагентами;
- по продукции ITG в 2010 году с 10 976 контрагентами, в 2011 (9 месяцев) году с 5 969 контрагентами.
Одновременно, в данном письме ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» пояснило, что возможный максимальный заказ табачной продукции не ограничен, а минимальный заказ составляет один блок (пять или десять пачек) сигарет.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Из анализа имеющейся в деле информации следует, что ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» занимает долю более 50% на рынке оптовой торговли сигаретами в географических границах Российской Федерации.
В соответствии с агентским договором от 14.06.2007 № 23 ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» является агентом ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» по реализации сигарет. Все договоры, которые заключает ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» в рамках исполнения агентского договора, имеют типовую форму, определенную ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС».
ФАС России была согласована коммерческая политика ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» и типовой договор.
Учитывая изложенное, ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» действовал в соответствии с агентским договором на условиях, определенных коммерческой политикой ЗАО «Торговая Компания «МЕГАПОЛИС» и типовым договором, согласованным ФАС России.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу об отсутствии нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции в действиях ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. В связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «МЕГАПОЛИС КРАСНОДАР» на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела № 1 10/149-11 прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражном суде.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны