Решение б/н Решение и предписания по делу по нарушению ОАО «Центральная ... от 25 ноября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/107-09

Резолютивная часть решения объявлена 14.11.2011 г. Москва
Решение изготовлено в полном объеме 25.11.2011

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии - Голомолзина А.Н., заместителя руководителя ФАС России; членов Комиссии: Шипунова В.А., заместителя начальника Аналитического управления, Голополосова Д.В., начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи, Яковенко Н.Ю., заместителя начальника отдела-главного государственного инспектора отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи;
рассмотрев дело № 1 10/107-09 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – дело № 1 10/107-09), возбужденное по признакам нарушения ОАО «РЖД» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2), ОАО «Центральная ППК» (115054, г. Москва, Павелецкая пл., д.1А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), путем изъятия товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него; экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами ущемления интересов пассажиров, в связи с совершением ОАО «РЖД» действий по замещению электропоезда, перевозка в котором имеет социальное значение, скорым электропоездом повышенной комфортности на Курском направлении Московской железной дороги,

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление гражданина Камалтдинова И.Э. о действиях ОАО «Центральная ППК» по замещению пригородных поездов на пригородные поезда повышенной комфортности (экспрессы «Спутник») на Курском направлении Московской железной дороги.
При рассмотрении заявления ФАС России установлено.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», пригородные пассажирские компании создаются в форме открытых акционерных обществ с участием региональных или муниципальных органов власти.
ОАО «Центральная ППК» создано ОАО «РЖД» совместно с Правительством Москвы и Правительством Московской области и осуществляет деятельность по организации перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в том числе на участке Серпухов — Москва Курского направления Московской железной дороги, используя подвижной состав ОАО «РЖД», на основании договора аренды подвижного состава от 27.06.2008 № Д-690 Приг/НЮ.
ОАО «Центральная ППК» является субъектом естественной монополии; приказом ФСТ России от 14.12.2009 № 446-т «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ОАО «Центральная ППК» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок на территории г. Москва, Московская область».
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО «Центральная ППК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок, в том числе на территории г. Москвы и Московской области.
ОАО «РЖД» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации ОАО «РЖД» является собственником инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и генеральным перевозчиком железнодорожным транспортом общего пользования.
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования».
Учитывая положение части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Кроме того, ОАО «РЖД» согласно приказу ФАС России от 14.06.2005 № 121 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Доля этого хозяйствующего субъекта на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования превышает 65 процентов.
Согласно информации, представленной ОАО «Центральная ППК», ОАО «РЖД» и ОАО «Центральная ППК» на основании части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, составляют одну группу лиц.
ОАО «Центральная ППК» письмом от 06.07.2007 № 298/07 направлено предложение в адрес Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (далее — Московская железная дорога) о назначении ускоренного электропоезда сообщением Москва — Серпухов.
На основании указанного предложения Московской железной дорогой разработан график движения поезда и в соответствии с телеграммой Московской железной дороги от 21.09.2007 № Н/1713 за подписью заместителя начальника Московской железной дороги В.А. Зуйкова с 01.10.2007 назначены ускоренные электропоезда отправлением со ст. Серпухов в 6.45 и 10.45, и отправлением со ст. Москва — пассажирская Курская в 9.00 и 18.55. При этом произведена корректировка графика движения поездов, исходя из возможностей пропускной способности участка.
В результате назначения ускоренного электропоезда отправлением со ст. Серпухов в 6.45 и 10.45, и отправлением со ст. Москва — пассажирская Курская в 9.00 и 18.55 были отменены следующие пригородные поезда:
поезд № 6373 - Перерва — Столбовая
поезд № 6372 - Столбовая — Москва-техн. Кур.
поезд № 5409 - Москва-техн. Кур. - Перерва
поезд № 6341 - Чехов — Серпухов (отменен с воскресенья по четверг)
поезд № 6300 - Чехов — Серпухов (отменен с понедельника по пятницу),
а также грузовой поезд № 2852/2851 - Тула — Орехово.
На основании телеграммы Московской железной дороги от 06.05.2008 Н/373 с 12.05.2008 за подписью начальника Московской железной дороги А.В. Подниколенко изменена нумерация пригородных поездов №№ 6881, 6882, 6883, 6884 на №№ 7287, 7288, 7289, 7290 и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 28.01.2008 № 20/2 увеличена стоимость проезда.
Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения заявления гражданина Камалтдинова И.Э. ФАС России приказом от 22.06.2009 № 391 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 1 10/107-09 в отношении ОАО «РЖД» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании части 3 статьи 42 Закона о защите конкуренции ОАО «Центральная ППК» привлечено в качестве ответчика по делу № 1 10/107-09 (Определение о привлечении лица в качестве ответчика по делу № 1 10/107-09 от 16.07.2009 исх. № АГ/23254).
На основании части 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции Федеральное агентство железнодорожного транспорта привлечено к рассмотрению дела № 1 10/107-09 в качестве эксперта (Определение о привлечении эксперта к рассмотрению дела № 1 10/107-09 от 01.02.2010 № АГ/2326).
Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, и установила следующее.
1. ОАО «РЖД» представило в ФАС России следующие пояснения по делу № 1 10/107-09.
«Организация управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования осуществляется в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ) на основании сводного графика движения поездов. Управление перевозочным процессом в пределах инфраструктуры осуществляется владельцем этой инфраструктуры или действующим по его поручению лицом. Перевозчики вправе вносить на рассмотрение владельцев инфраструктур предложения о совершенствовании графиков движения поездов.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав) перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
На направлении Москва - Серпухов перевозчиком пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом с 01.05.2007 является ОАО «Центральная ППК».
Согласно статье 18 Федерального закона №17-ФЗ, в соответствии с обращением генерального директора ОАО «Центральная ППК» И.А. Иванова от 06.07.2007 № 298/07 и на основании телеграммы Московской железной дороги от 21.09.2007 № Н/1713 за подписью заместителя начальника Московской железной дороги В.А. Зуйкова с 01.10.2007 на участке Москва - Серпухов назначены ускоренные пригородные электропоезда: №№ 6882, 6881, 6884, 6883.
На основании мониторинга пассажиропотока и предложений пассажиров принято решение Московской железной дороги внести частичное изменение в телеграмму Московской железной дороги от 21.09.2007 Н/1713 о назначении дополнительных остановок поезду № 6882 на платформах Весенняя, Кутузовская, Силикатная с прибытием в 7.45 на платформу Силикатная (телеграмма Московской железной дороги от 09.10.2007 Н/949 за подписью заместителя начальника Московской железной дороги В.А. Зуйкова).
Стоимость проезда и подвижной состав, используемый для перевозки пассажиров в поездах №№ 6882, 6881, 6884, 6883, остались прежними (серии ЭД-4М, ЭД-2Т в 10 вагонном исполнении, количество мест для сидения - 1088).
На основании маркетинговых исследований пассажиропотока, данных анкетирования пассажиров, а также с учетом опыта эксплуатации скорых пригородных поездов повышенной комфортности на других направлениях Московской железной дороги пригородные поезда №№ 6881, 6882, 6883, 6884 переведены в категорию скорых пригородных поездов, в связи с чем, перевозку пассажиров начал осуществлять комфортабельный состав серии ЭМ-2И № 15 (количество мест для сидения - 671), оборудованный вагонами второго класса, системой кондиционирования воздуха.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.07.2007 № 99 «О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования» по расстоянию следования и условиям проезда поезда подразделяются на дальние и пригородные, а по скорости движения - на скоростные, скорые и пассажирские. При этом пригородные поезда следуют на расстоянии не более 200 км, а скорые поезда - это поезда, маршрутная скорость движения которых находится в пределах от 50 до 91 км/час.
В соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 07.06.2007 № 2485р «О нумерации поездов» скорым пригородным поездам присваиваются номера в пределах от 7001 до 7398.
Таким образом, на основании телеграммы Московской железной дороги от 06.05.2008 Н/373 с 12.05.2008 за подписью начальника Московской железной дороги А.В. Подниколенко изменена нумерация пригородных поездов №№ 6881, 6882, 6883, 6884 на №№ 7287, 7288, 7289, 7290 соответственно и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 28.01.2008 № 20/2 увеличена стоимость проезда.
По платформе Силикатная на Москву следуют поезда отправлением в 7.38 № 6310 Серпухов - Москва, в 7.46 № 7288 экспресс Серпухов - Москва, в 7.52 № 6410 Подольск - Нахабино. То есть, в указанное время при следовании с платформы Силикатная на Москву у пассажира имеется реальная альтернатива выбора категории поезда: в 7.46 отправиться экспрессом № 7288 или в 7.52 обычным пригородным поездом № 6410. Назначение ускоренного поезда предоставило потребителям услуг железнодорожного транспорта выбор, альтернативу обычным пригородным поездам».
2. ОАО «Центральная ППК» представило в ФАС России следующие пояснения по делу № 1 10/107-09.
«В целях удовлетворения потребностей пассажиров и улучшения качества обслуживания пассажиров в поездах пригородного сообщения, а также в соответствии с требованиями пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 17-ФЗ и статьей 52 Устава ОАО «Центральная ППК» направлено в ОАО «РЖД» письмо от 06.07.2007 № 298/07, согласно которому ОАО «Центральная ППК» (перевозчик) просило ОАО «РЖД» (владельца инфраструктуры) дополнительно назначить (а не заменить обычный электропоезд) по рабочим дням ускоренные электропоезда на участке Москва — Серпухов.
Письмо от 06.07.2007 № 298/07 направлено ОАО «Центральная ППК» в адрес Московской железной дороги на основании маркетингового исследования, проведенного 20 июня 2007 года, а также в виду высокой (большой) населенности электропоездов в утренние часы «пик» с 7.00 до 9.00, в том числе на Курском направлении Московской железной дороги. В тоже время, ОАО «Центральная ППК» периодически проводятся маркетинговые исследования среди пассажиров в целях улучшения качества обслуживания в поездах пригородного сообщения.
В соответствии с телеграммой Московской железной дороги от 21.09.2007 № Н/1713 с 1 октября 2007 г. обычный электропоезд № 6882 назначен ускоренным отправлением со ст. Серпухов в 6.45, то есть тем же самым обычным электропоездом, но с сокращенным количеством станций (количество станций с 32 сократилось до 16). Стоимость проезда при этом осталась неизменной, сократилось только время нахождения в пути.
Согласно телеграмме Московской железной дороги от 06.05.2008 № Н/373 ОАО «РЖД» с 12 мая 2008 г. ускоренный электропоезд № 6882 переведен в скорый электропоезд № 7288 (количество станций с 16 сократилось до 10).
ОАО «Центральная ППК» не инициировало перевод ускоренного электропоезда № 6882 в скорый электропоезд № 7288 и не обладает информацией об инициаторе перевода, а также не обладает информацией по обоснованию указанного перевода».
3. Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, Комиссией сделаны следующие выводы:
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона №17-ФЗ организация движения поездов осуществляется на основании сводного графика движения поездов.
Сводный график движения поездов утверждается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, на основании предложенных владельцами инфраструктур графиков движения поездов в пределах инфраструктур.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, перевозчики, пассажиры, грузоотправители (отправители) и грузополучатели (получатели) вправе вносить на рассмотрение владельцев инфраструктур предложения о совершенствовании графиков движения поездов. Владелец инфраструктуры обязан в течение тридцати дней с момента получения предложения о совершенствовании графиков движения поездов рассмотреть его и направить заявителю ответ о принятом решении. Заявитель вправе обжаловать решение владельца инфраструктуры в федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 52 Устава для перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа доступ к инфраструктуре предоставляется перевозчикам на основании графика движения пассажирских поездов. Сроки ввода в действие графика движения пассажирских поездов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Владельцы инфраструктур разрабатывают график движения пассажирских поездов, на основании подаваемых не позднее чем за семь месяцев до ввода графика движения в действие обращений перевозчиков о включении пассажирских поездов в такой график. Разработка указанного графика завершается не позднее чем за четыре месяца до ввода их в действие. При разработке графика движения пассажирские поезда имеют приоритет перед грузовыми поездами.
По обращениям перевозчиков владельцы инфраструктур могут разработать индивидуальные графики движения пассажирских поездов в соответствии с правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры.
До 01.10.2007 через станцию Силикатная в 7.45 следовал поезд № 6372.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 17-ФЗ и статьей 52 Устава ОАО «Центральная ППК» было направлено в ОАО «РЖД» письмо от 06.07.2007 № 298/07, согласно которому ОАО «Центральная ППК» (перевозчик) просило ОАО «РЖД» (владельца инфраструктуры) назначить по рабочим дням дополнительный ускоренный электропоезд на участке Москва — Серпухов Курского направления Московской железной дороги.
Письмо от 06.07.2007 № 298/07 направлено ОАО «Центральная ППК» в адрес Московской железной дороги на основании маркетингового исследования, проведенного 20 июня 2007 года, а также в виду высокой (большой) населенности электропоездов в утренние часы «пик» с 7.00 до 9.00, в том числе на Курском направлении Московской железной дороги.
Московской железной дорогой разработан график движения поезда и в соответствии с телеграммой Московской железной дорогой от 21.09.2007 № Н/1713 за подписью заместителя начальника Московской железной дороги В.А. Зуйкова с 1 октября 2007 года назначены ускоренные электропоезда отправлением со ст. Серпухов в 6.45 и 10.45, и отправлением со ст. Москва — пассажирская Курская в 9.00 и 18.55.
В результате назначения ускоренного электропоезда отправлением со ст. Серпухов в 6.45 и 10.45, и отправлением со ст. Москва — пассажирская Курская в 9.00 и 18.55 был отменен ряд пригородных поездов. При этом назначением ускоренного электропоезда № 6882 (осуществлявшего перевозку пассажиров на участке Серпухов — Москва пассажирская Курская с 01.10.2007 до 06.05.2008) был замещен электропоезд № 6372 (осуществлявший перевозку пассажиров на участке Столбовая — Москва до 01.10.2007).
Таким образом, в связи с началом применения телеграммы Московской железной дорогой от 21.09.2007 № Н/1713 с 1 октября 2007 г. обычный электропоезд № 6882 назначен ускоренным отправлением со ст. Серпухов в 6.45, то есть тем же самым обычным электропоездом (серии ЭД-4М, ЭД-2Т в 10 вагонном исполнении, количество мест для сидения - 1088), но с сокращенным количеством остановок на станциях/остановочных пунктах (количество остановок на станциях/остановочных пунктах с 32 сократилось до 16). Стоимость проезда при этом осталась неизменной, сократилось время нахождения в пути за счет сокращения количества остановок на станциях/остановочных пунктах.
ОАО «РЖД» с 12 мая 2008 г. ускоренный электропоезд № 6882 (осуществлявший перевозку пассажиров на участке Серпухов — Москва пассажирская Курская с 01.10.2007 до 06.05.2008) перевело в категорию скорого электропоезда, присвоен № 7288 (количество остановок на станциях/остановочных пунктах с 16 сократилось до 10) (согласно телеграмме Московской железной дороги от 06.05.2008 № Н/373 за подписью начальника Московской железной дороги А.В. Подниколенко). Перевозку пассажиров начал осуществлять электропоезд повышенной комфортности серии ЭМ-2И № 15 (количество мест для сидения — 671). Стоимость проезда при этом увеличена в 2 раза, поскольку согласно пункту 6 Прейскуранта «Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Московской области», утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2008 г. № 1136/50 «О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения» (на момент рассмотрения данного дела действует постановление Правительства Московской области от 18.12.2009 № 1120/54 «О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области» (вместе с «Прейскурантом «Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области»), стоимость разового билета на проезд в скорых пригородных электропоездах устанавливается с учетом предельного коэффициента равному 2,0 к стоимости проезда в пассажирских пригородных электропоездах.
Электропоезд повышенной комфортности № 7288 осуществляет перевозку пассажиров на участке Серпухов — Каланчевская по настоящее время.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.07.2007 № 99 «О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования» по расстоянию следования и условиям проезда поезда подразделяются на дальние и пригородные, а по скорости движения - на скоростные, скорые и пассажирские. При этом пригородные поезда следуют на расстоянии не более 200 км, а скорые поезда - это поезда, маршрутная скорость движения которых находится в пределах от 50 до 91 км/час, пассажирские поезда - это поезда, маршрутная скорость движения которых не превышает 50 км/час.
Вместе с тем, величина маршрутной скорости определяется делением общей протяженности маршрута следования поезда (в километрах) на общее время нахождения в пути следования (в часах) с учетом времени всех остановок на железнодорожных станциях для посадки и высадки пассажиров.
Таким образом, действия Московской железной дороги в части увеличения протяженности маршрута следования электропоезда № 6372, сокращения количества остановочных пунктов по маршруту движения с 32 до 16 и далее до 10 (сокращении времени нахождении в пути следования с учетом времени всех остановок на железнодорожных станциях для посадки и высадки пассажиров), а также введение электропоезда повышенной комфортности взамен ранее существующих электропоездов, перевозка в которых имеет социальное значение, при замещении электропоезда № 6372 и далее ускоренного электропоезда № 6882 электропоездом повышенной комфортности № 7288 привела к увеличению оплаты проезда в 2 раза, при этом количество курсирующих электропоездов не изменилось.
Письмом от 20.07.2010 № 306/НЗЛ ОАО «РЖД» сообщило следующее: в настоящее время во временной интервал с 07.00 до 9.00 на участке Серпухов-Москва Курского направления Московской железной дороги курсируют 16 пригородных электропоездов и 4 поезда дальнего следования (ранее до 2010 года 17 пригородных поездов и 3 дальнего следования).
Вместе с тем, согласно пункту 34 приказа Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта по исполнению государственной функции по установлению сроков ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте» от 27 декабря 2006 г. № 174 приоритетом при выделении нитки графика движения пассажирских поездов является:
постоянное использование нитки графика заявителем в течение последних пяти лет с момента поступления обращения;
обеспечение заявителем формирования, обслуживания и отправки по данной нитке полносоставного пассажирского поезда;
в случае заинтересованности нескольких заявителей на вновь открываемую нитку графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте преимущество отдается пассажирскому поезду, имеющему социальное значение.
Следует отметить, что согласно распоряжению МПС России от 09 марта 2004 г. № 80р «О распространении действия Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» установлено, что ОАО «РЖД» принимает решения по вопросам, непосредственно связанным с осуществлением ОАО «РЖД» (в качестве перевозчика) перевозочного процесса, определением состояния, порядка обслуживания и ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», железнодорожного подвижного состава и их оборудования, а также иным вопросам, урегулированным пунктом а пункта 13.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС РФ 26 мая 2000 г. №ЦРБ-756 самостоятельно, а именно назначением и отменой поездов пассажирских дальнего, местного и пригородного сообщений, почтово-багажных и грузопассажирских, следующих в пределах двух и более железных дорог, - заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации, а в пределах одной железной дороги - начальником железной дороги.
Начальник отделения железной дороги, а при отсутствии в составе железной дороги отделений железной дороги - заместитель начальника железной дороги вправе назначать и отменять дополнительные пригородные поезда, обращающиеся в пределах отделения железной дороги. Отмена пригородных поездов постоянного обращения, курсирующих в пределах отделения железной дороги или железной дороги, производится с разрешения начальника железной дороги.
Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией движения поездов, то есть для ОАО «РЖД». Нарушение графика движения не допускается.
Пунктом 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установлено, что при нарушении антимонопольного законодательства одним из членов группы лиц предписание может быть дано и иным членам группы в случае, если они способны обеспечить устранение нарушения.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «РЖД», занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (являясь собственником инфраструктуры), на товарном рынке оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на территории г. Москвы и Московской области нарушило:
часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем издания и фактической реализации ОАО «РЖД», в лице Московской железной дороги, телеграмм от 21.09.2007 № Н/1713, от 06.05.2008 № Н/373, в результате которой произошло сокращение предложения перевозки пассажиров пригородными поездами в утренние часы «пик» в связи с замещением социально значимых электропоездов (электропоезда № 6372 и далее ускоренного электропоезда № 6882, тариф на проезд, в которых установлен исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации и на момент рассмотрения данного дела согласно постановлению Правительства Московской области от 18.12.2009 № 1120/54 «О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области» составляет – 1 зона - 16,5 руб.) в 10 вагонном исполнении, количество мест для сидения – 1088, скорым пригородным поездом № 7288 (стоимость проезда в котором установлена с применением к тарифу-1зона-16,5 руб. предельного повышающего коэффициента – 2), имеющим количество мест для сидения - 671, без учета мнения пассажиров, сокращения числа пригородных пассажирских поездов в утренний часы «пик» с 17 поездов до 16, результатом чего является (или может являться) ущемление интересов пассажиров, следующих в пригородном сообщении на Курском направлении в утренние часы «пик».
Вместе с тем, действия ОАО «Центральная ППК», осуществляющего деятельность по организации перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в том числе на участке Серпухов — Москва Курского направления Московской железной дороги, используя подвижной состав ОАО «РЖД», согласно договору аренды подвижного состава от 27.06.2008 № Д-690 Приг/НЮ, инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования, согласно договору об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок пассажиров и багажа от 30.12.2005 №Д-2063Приг/НЮ, в части направления в ОАО «РЖД» письма от 06.07.2007 № 298/07 о назначении по рабочим дням дополнительного ускоренного электропоезда на участке Москва — Серпухов Курского направления Московской железной дороги, основанном на маркетинговом исследовании, а также в виду высокой (большой) населенности электропоездов в утренние часы «пик» с 7.00 до 9.00, в том числе на Курском направлении Московской железной дороги, были направлены на удовлетворение потребностей пассажиров и улучшения качества обслуживания пассажиров в поездах пригородного сообщения, а также основывались на результате исследования мнения пассажиров.
Учитывая изложенное, в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО «Центральная ППК» факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не подтверждается.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия

Р Е Ш И Л А :

1. В связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.05.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях ОАО «Центральная ППК» на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 1 10/107-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Центральная ППК» прекратить.
2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем издания и фактической реализации ОАО «РЖД», в лице Московской железной дороги, телеграмм от 21.09.2007 № Н/1713, от 06.05.2008 № Н/373, в результате которого произошло сокращение предложения перевозки пассажиров пригородными поездами в утренние часы «пик» в связи с замещением социально значимых электропоездов (электропоезда № 6372 и далее ускоренного электропоезда № 6882, тариф на проезд, в которых установлен исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации и на момент рассмотрения данного дела согласно постановлению Правительства Московской области от 18.12.2009 № 1120/54 «О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области» составляет – 1зона - 16,5 руб.) в 10 вагонном исполнении, количество мест для сидения – 1088, скорым пригородным поездом № 7288 (стоимость проезда в котором установлена с применением к тарифу-1зона-16,5 руб. предельного повышающего коэффициента – 2), имеющим количество мест для сидения - 671, без учета мнения пассажиров, сокращения числа пригородных пассажирки поездов в утренние часы «пик» с 17 поездов до 16, результатом чего является (или может являться) ущемление интересов пассажиров, следующих в пригородном сообщении на участке Серпухов – Москва Курского направления Московской железной дороги в утренние часы «пик».
3. Выдать предписание ОАО «РЖД» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий:
3.1. ОАО «РЖД» при рассмотрении обращений перевозчиков о предложениях по назначению/замещению/отмене пассажирских поездов пригородного сообщения, имеющих социальное значение, и пассажирских пригородных поездов повышенной комфортности, исходить из необходимости приоритета поездов, имеющих социальное значение, обеспечивающих доступность населения к услугам естественной монополии – железнодорожной перевозке.
3.2. ОАО «РЖД» представить в ФАС России график движения пригородных пассажирских поездов на 2012 год во временной интервал с 07.00 до 9.00 на участке Серпухов-Москва Курского направления Московской железной дороги.
4. Выдать предписание ОАО «Центральная ППК», как участнику группы лиц ОАО «РЖД», о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем совершения следующих действий:
4.1. Направлять обращения перевозчику по вопросам назначения/замещения/отмены пассажирских поездов пригородного сообщения, имеющих социальное значение, и пассажирских пригородных поездов повышенной комфортности, с учетом мнения потребителей и, исходя из необходимости приоритета поездов, имеющих социальное значение, обеспечивающих доступность населения к услугам естественной монополии – железнодорожной перевозке.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/107-09

25.11.2011 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Голомолзина А.Н. заместителя Руководителя ФАС России

Членов Комиссии:

Шипунова В.А. заместителя начальника Аналитического управления,
Голополосова Д.В. начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи,
Яковенко Н.Ю.


заместителя начальника отдела-главного государственного инспектора отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 25.11.2011 по делу № 1 10/107-09 о нарушении открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (адрес местонахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «РЖД» в срок не позднее двух месяцев с момента получения настоящего Предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в издании и фактическом применении ОАО «РЖД», в лице Московской железной дороги, телеграмм от 21.09.2007 № Н/1713, от 06.05.2008 № Н/373, в результате которого произошло сокращение предложения перевозки пассажиров пригородными поездами в утренние часы «пик» в связи с замещением социально значимых электропоездов (электропоезда № 6372 и далее ускоренного электропоезда № 6882, тариф на проезд, в которых установлен исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации и на момент рассмотрения данного дела согласно постановлению Правительства Московской области от 18.12.2009 № 1120/54 «О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области» составляет – 1зона - 16,5 руб.) в 10 вагонном исполнении, количество мест для сидения – 1088, скорым пригородным поездом № 7288 (стоимость проезда в котором установлена с применением к тарифу-1зона-16,5 руб. предельного повышающего коэффициента – 2), имеющим количество мест для сидения - 671, без учета мнения пассажиров, сокращения числа пригородных пассажирских поездов в утренние часы «пик» с 17 поездов до 16, результатом чего является (или может являться) ущемление интересов пассажиров, следующих в пригородном сообщении на участке Серпухов - Москва Курского направления Московской железной дороги в утренние часы «пик», путем совершения следующих действий:
1. ОАО «РЖД» при рассмотрении обращений перевозчиков о предложениях по назначению/замещению/отмене пассажирских поездов пригородного сообщения, имеющих социальное значение, и пассажирских пригородных поездов повышенной комфортности, исходить из необходимости приоритета поездов, имеющих социальное значение, обеспечивающих доступность населения к услугам естественной монополии – железнодорожной перевозке.
2. ОАО «РЖД» представить в ФАС России график движения пригородных пассажирских поездов на 2012 год во временной интервал с 07.00 до 9.00 на участке Серпухов-Москва Курского направления Московской железной дороги.


О выполнении настоящего Предписания сообщить в ФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/107-09

25.11.2011 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Голомолзина А.Н. заместителя Руководителя ФАС России

Членов Комиссии:

Шипунова В.А. заместителя начальника Аналитического управления,
Голополосова Д.В. начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи,
Яковенко Н.Ю.


заместителя начальника отдела-главного государственного инспектора отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 25.11.2011 по делу № 1 10/107-09 о нарушении открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (адрес местонахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Учитывая положение пункта 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, ОАО «Центральная ППК», как участнику группы лиц ОАО «РЖД», в срок не позднее двух месяцев с момента получения настоящего Предписания совершить действия, направленные на недопущение нарушения прав и законных интересов пассажиров:
Направлять обращения перевозчику по вопросам назначения/замещения/отмены пассажирских поездов пригородного сообщения, имеющих социальное значение, и пассажирских пригородных поездов повышенной комфортности, с учетом мнения потребителей и, исходя из необходимости приоритета поездов, имеющих социальное значение, обеспечивающих доступность населения к услугам естественной монополии – железнодорожной перевозке.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в ФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны