Решение б/н Решение и предписание в отношении Федерального агентства по ... от 31 марта 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/115-08

"12" марта 2009 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
члены Комиссии:
Нижегородцев Т.В. - начальник Управления контроля социальной сферы и торговли;
Лаврова Н.Ю. - заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли;
Ковалин А.В. - заместитель начальника отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Мусиев Р.А. - главный специалист отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Локотилова А.В. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Курандина В.В. - консультант отдела судебной работы Правового управления
в присутствии представителей:
Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) Линской Ю.В. (доверенность от 11.02.2009 № АФ-62/02); Федерального агентства по образованию (далее - Рособразование) Талонова А.В. (доверенность от 25.02.2009 № 13-376);
Федерального государственного учреждения "Центр международной образовательной деятельности ("Интеробразование")" (далее - ФГУ "Интеробразование") Быкова А.А. (приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 07.06.1999 № 57-03), Корзинина К.Л. (доверенность от 26.02.2009 № 131/01-01);
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), Бондаренко Д.В. (доверенность № б/н от 05.03.2009),
рассмотрев дело N 1 15/115-08 по признакам нарушения Министерством образования и науки Российской Федерации (125993, Москва, ГСП-3, ул. Тверская
д. 11) и Федеральным агентством по образованию (115998, Москва, М-93, ГСП-8, ул. Люсиновская, д.51) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
УСТАНОВИЛА:
ФАС России на основании приказов от 14.10.2008 № 397, от 30.10.2008 № 430, от 30.10.2008 № 431, от 13.11.2008 № 447 в период с 16.10.2008 по 05.12.2008 проведены контрольные мероприятия по проверке соблюдения требований антимонопольного законодательства Рособрнадзором, ФГУ "Интеробразование" и Некоммерческим партнерством содействия развитию образования "Магистр".
По результатам проверки было установлено следующее.
Рособразованием в 2005 году утвержден Устав Федерального государственного учреждения "Центр международной образовательной деятельности ("Интеробразование")" (далее - Устав). В Устав Рособразованием включены положения (подпункт 2.2.3 пункта 2.2 и подпункт 2.3.10 пункта 2.3), согласно которым за ФГУ "Интеробразование" закреплены отдельные функции (полномочия) Рособрнадзора, предусмотренные подпунктом 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300 (далее - Положение о Рособрнадзоре).
Минобрнауки России в соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 280 (далее - Положение о Минобрнауки России), осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Рособрнадзора и Рособразования.
По итогам контрольных мероприятий ФАС России приказом от 31.12.2008 № 593 возбудил в отношении Минобрнауки России и Рособразования дело № 1 15/115-08 по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, и лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, и установила следующее:
В соответствии с пунктом 14 статьи 28 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования, в частности, относится определение порядка подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, подтверждение таких документов за счет средств заявителя, определение порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности таких документов за счет заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" (далее - Закон о высшем образовании) подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан.
Российская Федерация присоединилась к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 года, далее - Гаагская конвенция). Гаагская конвенция вступила в силу в Российской Федерации 31.05.1992.
Документы (в том числе об образовании) с проставленным на них апостилем действительны на территории стран - участниц Гаагской конвенции без дополнительной легализации. Для того чтобы российские документы об образовании могли быть использованы на территории государств, не участвующих в Гаагской конвенции, их необходимо легализовать в Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Гаагской конвенции Правительство Российской Федерации постановлением от 21 июля 1998 № 810 наделило Рособрнадзор полномочием по проставлению апостиля на подлинниках российских документов об образовании.
Рособранадзор согласно подпункту 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Рособрнадзоре осуществляет подтверждение за счет средств заявителя документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях и проставление апостиля на таких документах, а также признание и установление в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях, а также выдачу соответствующих свидетельств.
Согласно письму Рособрнадзора от 13.11.2008 № 05-51-888/эав обладатели российских документов об образовании или их представители подают в ФГУ "Интеробразование" комплект документов, необходимый для подтверждения российских документов об образовании, ученых степенях и званиях. ФГУ "Интеробразование" в соответствии с пунктом 2 Приказа Минобразования от 31.01.2003 № 324 "Об упорядочении проставления апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых званиях" (далее - Приказ Минобразования № 324) осуществляет техническую экспертизу представленных документов, включающую проверку подлинности оригиналов документов, правильности их заполнения, правомерности выдачи российских документов об образовании учебным заведением.
В настоящее время деятельность по признанию и установлению в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях, а также выдача соответствующих свидетельств по результатам такой деятельности осуществляется в соответствии с Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 11 апреля 1997 года, далее - Лиссабонская конвенция). Лиссабонская Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 04.05.2000 № 65-ФЗ "О ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе".
В соответствии со статьей 1 Лиссабонской конвенции под признанием иностранных документов об образовании понимается официальное подтверждение полномочным органом значимости иностранной образовательной квалификации в целях доступа ее обладателя к образовательной и/или профессиональной деятельности. Согласно пункту 2 статьи 23 Закона о высшем образовании под признанием документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях понимается согласие соответствующих органов государственной власти Российской Федерации на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации.
Приказом Минобразования № 324 функции по техническому обеспечению комплекса мер по процедуре подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании возложены на ГУ "Интеробразование" (приказом Федерального агентства по образованию от 28.04.2005 № 333 ГУ "Интеробразование" переименовано в ФГУ "Интеробразование").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2005 № 64-р утвержден перечень федеральных государственных учреждений, подведомственных Рособразованию. Согласно указанному перечню Государтственное учреждение "Центр международной образовательной деятельности" (в настоящее время - ФГУ "Интеробразование") находится в ведении Рособразования.
Согласно письму Рособрнадзора от 13.11.2008 № 05-51-888/эав обладатели иностранных документов об образовании или их представители подают в ФГУ "Интеробразование" пакет документов для проведения процедуры признания иностранных документов об образовании. ФГУ "Интеробразование" в соответствии с пунктом 2 Приказа Минобразования № 324 осуществляет техническую экспертизу представленных документов, включающую проверку их комплектности, правильности оформления и подлинности.
В соответствии с пунктом 4.1 Устава ФГУ "Интеробразование" имеет право осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с действующим законодательством. ФГУ "Интеробразование" имеет Разрешение Рособразования № 0739145600 (Генеральное разрешение № 073004) от 30.03.2005 на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства. Из представленных ФГУ "Интеробразование" документов финансовой отчетности за период с 01.01.2007 по 01.10.2008 (балансы главного распорядителя, получателя средств бюджета; отчеты о финансовых результатах деятельности) следует, что ФГУ "Интеробразование" в период с 01.01.2007 по 01.10.2008 осуществляло приносящую доход деятельность.
В понимании пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" ФГУ "Интеробразование" является хозяйствующим субъектом.
Согласно подпункту 2.2.3 пункта 2.2 Устава одной из основных целей деятельности ФГУ "Интеробразование" является подтверждение признания и эквивалентности документов об образовании, проведение экспертизы ранее выданных документов об образовании.
В соответствии с подпунктом 2.3.10 пункта 2.3 Устава одной из задач деятельности ФГУ "Интеробразование" является осуществление нострификации документов об образовании (подтверждение признания и эквивалентности), в том числе перевод документов с русского языка на иностранные языки и с иностранных языков на русский язык; проставление апостиля на документах об образовании.
Таким образом, в Устав Рособразованием включены положения подпункта 2.2.3 пункта 2.2 и подпункта 2.3.10 пункта 2.3, согласно которым за ФГУ "Интеробразование" закреплены отдельные функции (полномочия) Рособрнадзора, предусмотренные подпунктом 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Рособрнадзоре.
Устав утвержден Рособразованием в 2005 году. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" вступил в силу 26.10.2006. Вместе с тем, по состоянию на 12.03.2009 редакция Устава, утвержденная в 2005 году является действующей.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Таким образом, учитывая изложенное, в вышеуказанных действиях Рособразования содержится нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Минобрнауки России в соответствии с пунктом 2 Положения о Минобрнауки России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Рособрнадзора и Рособразования.
Минобрнауки России не осуществило контроль деятельности Рособразования в части недопущения осуществления им действий, выразившихся в закреплении в Уставе положений подпункта 2.2.3 пункта 2.2 и подпункта 2.3.10 пункта 2.3.


Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела № 1 15-115/08 факт нарушения Минобрнауки России части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не подтвердился.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
1. Признать Федеральное агентство по образованию нарушившим часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 "О защите конкуренции" путем включения в Устав Федерального государственного учреждения "Центр международной образовательной деятельности ("Интеробразование")" положений подпункта 2.2.3 пункта 2.2 и подпункта 2.3.10 пункта 2.3, согласно которым за ФГУ "Интеробразование" закрепляются функции (полномочия) Рособрнадзора, предусмотренные подпунктом 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300.
2. Выдать Федеральному агентству по образованию предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. В связи с отсутствием нарушения Министерством образования и науки Российской Федерации части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела № 1 15/115-08 в отношении Министерства образования и науки Российской Федерации прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


Председатель Комиссии Кашеваров А.Б.

члены Комиссии: Нижегородцев Т.В.

Лаврова Н.Ю.

Ковалин А.В

Мусиев Р.А

Локотилова А.В.

Курандина В.В.

ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛУ № 1 15/115-08

"12" марта 2009 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы;
члены Комиссии:
Нижегородцев Т.В. - начальник Управления контроля социальной сферы и торговли;
Лаврова Н.Ю. - заместитель начальника Управления контроля социальной сферы и торговли;
Ковалин А.В. - заместитель начальника отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Мусиев Р.А. - главный специалист-эксперт отдела образования, культуры, науки, спорта и туризма Управления контроля социальной сферы и торговли;
Локотилова А.В. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Курандина В.В. - консультант отдела судебной работы Правового управления;
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от "12" марта 2009 г. по делу № 1 15/115-08 о нарушении Федеральным агентством по образованию (ул. Люсиновская, д. 51, Москва, М-93, ГПС-8, 117997) части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",



ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Федеральному агентству по образованию в срок до 30.04.2009 прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включении в Устав Федерального государственного учреждения "Центр международной образовательной деятельности ("Интеробразование")" (далее - Устав) положений подпункта 2.2.3 пункта 2.2 и подпункта 2.3.10 пункта 2.3, согласно которым за ФГУ "Интеробразование" закрепляются функции (полномочия) Рособрнадзора, предусмотренные подпунктом 5.3.4 пункта 5.3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 300, путем исключения указанных положений из Устава.
2. Согласно пункту 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов юридических лиц приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию (далее - регистрирующий орган), о таких изменениях.
В этой связи, Федеральному агентству по образованию в течение 7 рабочих дней со дня выполнения пункта 1 настоящего предписания в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", представить в соответствующий регистрирующий орган документы в целях осуществления государственной регистрации изменений, внесенных в Устав в соответствии с пунктом 1 настоящего предписания.
О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 05.06.2009 , представив в ФАС России доказательства, подтверждающие его исполнение.


Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


Председатель Комиссии Кашеваров А.Б.


Члены Комиссии: Нижегородцев Т.В.

Лаврова Н.Ю.

Ковалин А.В.

Мусиев Р.А..

Локотилова А.В.
Курандина В.В




Связанные организации

Связанные организации не указаны