Решение б/н Решение по ходатайству ООО «Аэропорт Норильск» (ЗАО «Нордави... от 27 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения ходатайства

В соответствии со  статьями 28, 33  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба рассмотрела  ходатайство ООО «Аэропорт «Норильск» (место нахождения: 663308, Красноярский край, г. Норильск, аэропорт Норильск», строение 1-Аэровокзал (здание грузовых операций); основной вид деятельности – аэропортовая деятельность) о приобретении акций, составляющих 47,8% уставного капитала ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» (163053, г. Архангельск, аэропорт Архангельск; основной вид деятельности – организация, обеспечение и осуществление регулярных и нерегулярных внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, выполнение авиационных работ) и сообщает о том, что приняла решение об отказе в удовлетворении данного ходатайства по следующим основаниям:

ООО «Аэропорт «Норильск», аэропорт федерального значения, является одним из крупных, расположенных на территории Красноярского края, объектов инфраструктуры воздушного транспорта. По итогам 2011 года пассажиропоток аэропорта составил свыше 400 тыс. пассажиров.

Маршрутная сеть перевозок в регулярном сообщении, осуществляемых из аэропорта Норильск, включает 20 направлений. В 2012 году перевозки осуществляются авиакомпаниями ОАО «Авиакомпания «Таймыр» (NordStar Airlines), ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Глобус», ГП КК «КрасАвиа», с ноября 2012 года – ОАО «Авиакомпания «Трансаэро».  При этом ОАО «Авиакомпания «Таймыр» образует одну группу лиц с ООО «Аэропорт Норильск» и входят в группу лиц ОАО «ГМК Норильский никель».

ООО «Аэропорт «Норильск» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

ФАС России по данным Центра расписания и тарифов ЗАО «Транспортная клиринговая палата» проведен анализ экономической концентрации рынка авиаперевозок. Анализ показал следующее: 

В 2012 году более 70% перевозок, осуществляемых из аэропорта Норильск, выполняет ОАО «Авиакомпания «Таймыр», образующая одну группу лиц с ООО «Аэропорт Норильск». При этом в 2011 году на долю ОАО «Авиакомпания «Таймыр» приходилось менее 50% регулярных перевозок из аэропорта Норильск.

В 2012 году на долю  ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» приходится порядка 7 % совокупного объема перевозок, осуществляемых из аэропорта Норильск. В 2011 году эта доля составляла 15%. 

В 2012 году в общем объеме перевозок, осуществляемых из аэропорта Норильск, уменьшилась доля перевозок, выполняемых иными авиакомпаниями.

Увеличение пассажиропотока ОАО «Авиакомпания «Таймыр» осуществляется на таких значимых направлениях, связывающих районы Крайнего Севера с европейской частью страны, как Норильск – Москва, Норильск – Красноярск, Норильск – Уфа,  Норильск – Краснодар, Норильск – Санкт-Петербург, Норильск – Ростов-на-Дону, Норильск – Новосибирск.

По ряду направлений ОАО «Авиакомпания «Таймыр» является единственным перевозчиком (Анапа, Сочи, Ростов-на-Дону). Положение указанного перевозчика на линиях Норильск – Москва (более 50%), Краснодар (свыше 90%), Красноярск (около 90%) является доминирующим. 

Таким образом, анализ данных по объему перевозок, осуществляемых из аэропорта Норильск, показывает, что доля ОАО «Авиакомпания «Таймыр», образующей одну группу лиц с ООО «Аэропорт Норильск», увеличивается за счет уменьшения объемов перевозок других компаний, в том числе, ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии».

ОАО «Авиакомпания «Таймыр» и ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В настоящее время акции в уставном капитале ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» распределены следующим образом: ОАО «Кольская теплоснабжающая компания» - 47,8%, Андарта Интернэшнал Лтд. (Andarta International Ltd.) – 25% (входит в группу лиц ОАО «ГМК Норильский никель»), NORILSK NICKEL LOGISTICS BV – 24% (входит в группу лиц ОАО «ГМК Норильский никель»).

По мнению ФАС России, приобретение  ООО «Аэропорт Норильск» акций, составляющих 47,8% уставного капитала ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», наиболее крупного пакета голосующих акций перевозчика, может привести к усилению доминирующего положения ОАО «Авиакомпания «Таймыр» на рынке воздушных перевозок, осуществляемых из аэропорта Норильск и ограничению конкуренции на рынках перевозок, в том числе на направлениях, эксплуатируемых одновременно ОАО «Авиакомпания «Таймыр» и ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», а аффилированность доминирующей на товарном рынке авиакомпании с аэропортом имеет своим следствием высокие риски дискриминационного поведения как аэропорта, так и авиакомпании.

Совмещение аэропортовой и авиаперевозочной деятельности может привести к созданию преимущественных условий для отдельных авиакомпаний,  аффилированных с аэропортом, и, как следствие, ограничению конкуренции на рынках авиаперевозок, маршруты которых проходят через аэропорт, аффилированный с авиакомпанией. 

Подобное совмещение противоречит задачам, определенным Основами политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 1 апреля 2012 года, и Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008  № 1734-р.

 Указанными документами предусматривается завершение разделения авиапредприятий на независимые хозяйствующие субъекты – авиационные компании и аэропорты, выделение в составе рынков авиатранспортных перевозочных и аэропортовых услуг предприятий, имеющих различные характеристики и стратегии развития конкуренции.

ФАС России принимает во внимание также и то обстоятельство, что в результате рассматриваемой одновременно с указанной  сделкой иной сделки - по приобретению компанией Андарта Интернэшнал Лтд. (Andarta International Ltd.)  61,25% основных производственных средств ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии», приобретаются воздушные суда указанного перевозчика. При этом приобретателем воздушных судов является лицо, входящее в одну группу лиц с ОАО «ГМК «Норильский никель», и следовательно, образующее одну группу лиц с ООО «Аэропорт Норильск» и ЗАО «Авиакомпания «Таймыр». Учитывая то обстоятельство, что Андарта Интернэшнал Лтд. не осуществляет деятельность по авиаперевозкам, ФАС России полагает, что приобретение воздушных судов осуществляется в интересах третьих лиц.  Возможная передача этих судов ОАО «Авиакомпания «Таймыр» может привести к усилению доминирующего положения этой авиакомпании на рынке авиаперевозок.

          По совокупности представленных сведений ФАС России считает, что сделки по приобретению  ООО  «Аэропорт Норильск» 47,8% акций ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» и по приобретению компанией  Андарта  Интернэшнал Лтд. 61,25% основных производственных средств ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» являются взаимосвязанными и осуществляемыми хозяйствующими субъектами, принадлежащими к одной группе лиц, а именно группе лиц «ОАО ГМК Норильский никель».

Учитывая отрицательное, по мнению антимонопольного органа, влияние сделки по приобретению ООО «Аэропорт Норильск» акций, составляющих 47,8% уставного капитала ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» на состояние конкуренции на рынках авиаперевозок, осуществляемых из аэропорта Норильск, ФАС России, руководствуясь пунктом 5 части 2 статьи 33 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства по указанной сделке.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны