Решение б/н Решение и предписние в отношении ОАО "Алкон" и ЗАО "Д Дистри... от 22 октября 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 1 14/116-09
о нарушении антимонопольного законодательства

"10" августа 2009 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
А.Б. Кашеваров - заместитель руководителя ФАС России,
Члены Комиссии:
Е.И. Гриднев - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Е.Б. Цветкова - заместитель начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
И.С. Покатович - главный специалист-эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело №1 14/116-09 о нарушении ОАО "Алкон" и ЗАО "Д Дистрибьюшен" пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО "Русский Стандарт Водка" (далее - Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "Алкон" (далее - Общество) и ЗАО "Д Дистрибьюшен", из которого следует, что Общество по лицензии ЗАО "Д Дистрибьюшен" осуществляет производство и реализацию на территории Российской Федерации водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА.", размещая на бутылках указанной водки этикетку, на которой на красном фоне шрифтом золотистого цвета нанесено словесное обозначение "Столовое вино", а ниже крупным шрифтом белого цвета нанесено словесное обозначение "№1 ВОДКА", а также колпачок, на котором крупным шрифтом красного цвета на белом фоне нанесено словесное обозначение "№ 1".
Такое раздельное расположение словесных обозначений "СТОЛОВОЕ ВИНО" и "№1 ВОДКА", различное шрифтовое отображение указанных словесных обозначений, а также расположение словесного обозначения "№1" на колпачке бутылки указанной водки, препятствуют восприятию обозначений "№ 1" и "№ 1 ВОДКА" как элементов названия водки "Столовое вино № 1".
Каких-либо сносок, указывающих на критерий, по которому водка "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." является № 1 среди аналогичных товаров, на этикете, бутылке и колпачке указанной водки не размещено, из чего можно сделать вывод о том, что указанный продукт является лидером (первым, лучшим) по отношению к другим аналогичным товарам. Однако водка "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." таковым не является.
Таким образом, по мнению Заявителя, действия Общества и ЗАО "Д Дистрибьюшен" по размещению на этикетках бутылок водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." словесных обозначений "Столовое вино" и "№ 1 ВОДКА" путем их раздельного расположения и различного шрифтового отображения, а также словесного обозначения "№ 1" на колпачке указанной водки являются актом недобросовестной конкуренции в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Общество, не согласившись с доводами Заявителя, представило пояснения, из которых следует, что между Обществом и ЗАО "Д Дистрибьюшен" был заключен лицензионный договор № РД0035031 от 14.04.2008, предоставляющий Обществу исключительное право использования товарного знака "Смирновъ" по свидетельству № 163000, зарегистрированного для товаров, в том числе 33 класса МКТУ - алкогольные напитки, за исключением пива, а также рецептур водок, в том числе рецептуры водки "Столовое вино № 1" № РЦ 10-23385-02, утвержденной Департаментом пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, при производстве и реализации Обществом водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА.".
Общество также указало, что, осуществляя производство и реализацию указанной водки, использует товарный знак № 163000 в виде цветовой гаммы, полностью соответствующей свидетельству о регистрации указанного товарного знака, а также только те комплектующие и материалы, оригинал - макеты и образцы продукции, которые предварительно утверждены ЗАО "Д Дистрибьюшен" на основании заключенного между Обществом и ЗАО "Д Дистрибьюшен" договора производства и поставки продукции, и не имело право самостоятельно вносить какие-либо изменения в отношении оформления этикеток и колпачков водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА.".
Общество также представило приказ № 524 от 01.07.2009, подписанный исполняющим обязанности генерального директора Общества Сурковым С.М., о прекращении производства водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." с 01.07.2009 в связи с возбуждением ФАС России дела №1 14/116-09 о нарушении Обществом антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, Общество просит ФАС России отказать в удовлетворении требований Заявителя, и прекратить производство по делу №1 14/116-09 о нарушении антимонопольного законодательства.

ЗАО "Д Дистрибьюшен" также не согласилось с доводами Заявителя и представило пояснения, в которых указало, что Общество по заказу ЗАО "Д Дистрибьюшен" осуществляет производство ассортимента водок под единым наименованием "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО" в соответствии с одноименными рецептурами, права на которые были получены ЗАО "Д Дистрибьюшен" в рамках договорных отношений с ООО "Торговый домъ по возрождению традиций Поставщика Двора Его Императорского Величества П.А. Смирнова". ЗАО "Д Дистрибьюшен" считает, что наименования рецептур водок, в частности рецептуры "Смирновъ. Столовое вино №1" являются официальными наименованиями соответствующих рецептур и по этой причине используются в отношении соответствующих водок.
По мнению ЗАО "Д Дистрибьюшен" этикетка водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." не может признаваться указывающей на лидерство (первенство) данного товара по отношению к другим аналогичным товарам, а словосочетание "Столовое Вино №1" указывает лишь на вид водки "Смирновъ", равно как и содержит отсылку на одноименную рецептуру, по которой данная водка произведена.
ЗАО "Д Дистрибьюшен" также указало, что в связи с возбуждением дела 1 14/116-09 о нарушении антимонопольного законодательства по собственной инициативе приняло решение о приостановлении производства водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." до завершения рассмотрения указанного дела и направило 27.05.2009 в адрес Общества соответствующее письмо. В ответ, Общество уведомило ЗАО "Д Дистрибьюшен" письмом № 1136 от 15.06.2009 о приостановлении производства указанной водки и приложило инвентаризационную опись, подтверждающую указанные действия.
Также ЗАО "Д Дистрибьюшен" заявило готовность изменить расположение и цвет текста на этикетке водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА.", в случае если размещение Обществом на бутылках водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." словесных обозначений "Столовое вино" и "№ 1 ВОДКА" путем их раздельного расположения и различного шрифтового отображения будет признано Комиссией ФАС России по делу № 1 14/116-09 о нарушении антимонопольного законодательства актом недобросовестной конкуренции. В подтверждение ЗАО "Д Дистрибьюшен" представило приложение № 189 от 18.06.2009 к договору № М-146/07 от 18.09.2007 на проведение студийных работ по разработке этикетки продукции "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА.", заключенного с ООО "Таргет", а также изображения предлагаемых изменений дизайна этикеток указанной водки.

Комиссия ФАС России, рассмотрев все приложенные к материалам дела № 1 14/116-09 о нарушении антимонопольного законодательства доказательства и выслушав представителей Заявителя, Общества, установила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителя.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная в некорректном сравнении хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
В действиях Общества и ЗАО "Д Дистрибьюшен" по размещению на бутылках водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." этикетки, на которой на красном фоне шрифтом золотистого цвета нанесено словесное обозначение "Столовое вино", а ниже крупным шрифтом белого цвета нанесено словесное обозначение "№ 1 ВОДКА", а также колпачка, на котором крупным шрифтом красного цвета на белом фоне нанесено словесное обозначение "№ 1" без указания критериев, по которым водка "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." является № 1 среди аналогичных товаров, присутствуют признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, не допускающего недобросовестную конкуренцию, связанную с некорректным сравнением хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
Из материалов дела № 1 14/116-09 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что Заявитель, Общество и ЗАО "Д Дистрибьюшен" осуществляют хозяйственную деятельность на рынке алкогольной продукции Российской Федерации, вводя в гражданский оборот на территории Российской Федерации водку, относящуюся к одному ценовому сегменту.
Таким образом, Заявитель, Общество и ЗАО "Д Дистрибьюшен" являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.
Общество на основании заключенного с ЗАО "Д Дистрибьюшен" договора № 59/I-08 "Д" от 06.10.2008 осуществляет производство и поставку алкогольной продукции, в частности водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." с использованием принадлежащих ЗАО "Д Дистрибьюшен" комбинированного товарного знака "Смирновъ" по свидетельству № 163000 от 10.10.1997, зарегистрированного для товаров, в том числе 33 класса МКТУ - алкогольные напитки, за исключением пива, дизайна колпачков, бутылок, коробов и этикеток, а также рецептуры водки "Столовое вино №1" №РЦ 10-23385-05 от 30.12.2002, утвержденной Департаментом пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, и технологической инструкции № ТИ 10-33324-05 от 18.03.2005 по производству водки "Столовое вино №1", утвержденной Федеральным агентством по сельскому хозяйству Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Указанное использование осуществляется Обществом на основании лицензионного договора от 21.03.2008, заключенного между ЗАО "Д Дистрибьюшен" и Обществом. Факт введения в гражданский оборот Обществом водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." на территории Российской Федерации подтверждается, в том числе счетами-фактурами № 339 от 06.02.2008, № 3727 от 08.09.2008, № 958 от 07.04.2009, № 1795 от 15.06.2009.
Факт введения в гражданский оборот ЗАО "Д Дистрибьюшен" водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." подтверждается, в том числе договором поставки №ВМ-226 от 28.11.2008, заключенным между ЗАО "Д Дистрибьюшен" и ЗАО "Смарт Велью Ритейл" и спецификацией к указанному договору, а также соглашением № 292/09 от 15.02.2009, заключенным между ЗАО "Д Дистрибьюшен" и ООО "Темп Первый" и приложением № 1 к указанному соглашению.
На бутылках водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА.", производимой Обществом и реализуемой Обществом и ЗАО "Д Дистрибьюшен", размещена этикетка, на которой на красном фоне шрифтом золотистого цвета нанесено словесное обозначение "Столовое вино", а ниже крупным шрифтом белого цвета нанесено словесное обозначение "№ 1 ВОДКА", а также колпачок, на котором крупным шрифтом красного цвета на белом фоне нанесено словесное обозначение "№ 1".
Указанное раздельное расположение словесных обозначений "СТОЛОВОЕ ВИНО" и "№1 ВОДКА", различное шрифтовое отображение указанных словесных обозначений, а также расположение словесного обозначения "№1" на колпачке бутылки указанной водки, препятствуют восприятию обозначения "№ 1 ВОДКА" и "№ 1" как элементов названия водки - "Столовое вино № 1".
ФАС России также установлено, что комплектующие материалы для производства водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА.", в частности, колпачки и этикетки, поставлялись Обществу, в том числе ЗАО "Д Дистрибьюшен", что подтверждается товарной накладной № 42 от 31.07.2007. При этом, в соответствии с представленным Обществом и ЗАО "Д Дистрибьюшен" договором № 59/I-08 "Д" от 06.10.2008, Общество не вправе вносить изменения в утвержденные комплектующие и материалы в том числе для производства водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА.". Таким образом, Общество при производстве и реализации водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." использовало только те комплектующие материалы, в частности колпачки и этикетки, дизайн которых был разработан по заказу ЗАО "Д Дистрибьюшен", что подтверждается, в том числе договором №076-06/пп от 24.03.2006 на изготовление и поставку полиграфической продукции, заключенным между ЗАО "Д Дистрибьюшен" и ООО "ЗНАК", а также утвержден ЗАО "Д Дистрибьюшен", что подтверждается листами утверждения образца этикетки и колпачка бутылки указанной водки, подписанными представителем ЗАО"Д Дистрибьюшен" по доверенности от 28.09.2007 Масловым Антоном Николаевичем.
Следовательно, размещая подобным образом словесное обозначение "№ 1" на колпачке бутылки водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." и словесное обозначение "№ 1 ВОДКА" на этикетке указанной водки, Общество и ЗАО "Д Дистрибьюшен" утверждают, что указанная водка занимает первое место по всем возможным показателям для оценки данного вида товаров среди аналогичного товара, присутствующего на рынке Российской Федерации.
Согласно результатам аудита розничной торговли по рынку водки, проведенного ЗАО "Бизнес Аналитика - Интегрированные маркетинговые исследования", водка "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." не занимала лидирующих мест по объемам продаж в натуральном выражении за период с 2005 по 2008 года.
По данным Российской Академии Сельскохозяйственных наук (письмо № ОТЛВП-3/162 от 13.11.2008) водка "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." в период с 2006 по 2008 годы не занимала призовых мест, как на отечественных, так и на международных конкурсах, проводимых для алкогольной продукции на территории Российской Федерации (в частности на конкурсах "Индустрия напитков", "Золотая Осень на ВДНХ" и "Продэкспо").
На бутылках водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." не содержится разъяснений относительно тех критериев (критерия), по которым (которому) предполагается заявленное первенство указанной водки.
Таким образом, утверждения "№ 1" и "№ 1 ВОДКА" воспринимаются как указание на первенство водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." по всем возможным показателям, которые важны для потребителя, и определяют его выбор при приобретении водки, а также на то, что водка "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." является лучшей водкой по отношению в аналогичной продукции, вводимой в гражданский оборот другими производителями. Как следствие из указанного, действия Общества и ЗАО "Д Дистрибьюшен" представляют собой некорректное сравнение водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." с водкой, вводимой в гражданский оборот на территории Российской Федерации хозяйствующими субъектами-конкурентами, тем самым Общество и ЗАО "Д Дистрибьюшен" получают преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности путем нарушения требований добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам, в том числе и Заявителю.
Довод Общества о том, что дело № 1 14/116-09 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Общества должно быть производством прекращено, поскольку в действиях Общества отсутствовал умысел на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, является необоснованным, поскольку именно Общество осуществляло производство и первичное введение в гражданский оборот на территории Российской Федерации водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА.", размещая словесное обозначение "№ 1" на колпачке бутылки водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." и словесное обозначение "№ 1 ВОДКА" на этикетке указанной водки.
Однако Комиссией ФАС России по рассмотрению дела №1 14/116-09 установлено, что после возбуждения указанного дела Обществом был издан приказ № 524 от 01.07.2009, подписанный исполняющим обязанности генерального директора Общества Сурковым С.М., о прекращении производства водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." с 01.07.2009.
Довод ЗАО "Д Дистрибьюшен" о том, что размещение Обществом на этикетках водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." информации указывает на наименование водки "Смирновъ", а также на принадлежащую ЗАО "Д Дистрибьюшен" рецептуру водки "Столовое вино № 1" также является необоснованным ввиду раздельного расположения словесных обозначений "СТОЛОВОЕ ВИНО", "№1 ВОДКА", различного шрифтового отображения указанных словесных обозначений, препятствующих восприятию обозначения "№ 1 ВОДКА" как элемента названия водки "Столовое вино № 1".
Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь статьей 4, пунктом 3 статьи 14, частями 1 и 2 статьи 41, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А :

1. Признать действия ОАО "Алкон" на рынке алкогольной продукции Российской Федерации, связанные с размещением на этикетке водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." словесного обозначения "№1 ВОДКА", а также словесного обозначения "№ 1" на колпачке бутылки указанной водки, препятствующих восприятию указанных обозначений как элементов названия водки "Столовое вино № 1", а также с введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации указанной водки, нарушившими пункт 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", не допускающий недобросовестную конкуренцию, связанную с некорректным сравнением хозяйствующим субъектом, производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
2. Признать действия ЗАО "Д Дистрибьюшен" на рынке алкогольной продукции Российской Федерации, связанные с размещением на этикетке водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." словесного обозначения "№1 ВОДКА", а также словесного обозначения "№ 1" на колпачке бутылки указанной водки, препятствующих восприятию указанных обозначений как элементов названия водки "Столовое вино № 1", а также с введением в гражданский оборот на территории Российской Федерации указанной водки, нарушившими пункт 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", не допускающий недобросовестную конкуренцию, связанную с некорректным сравнением хозяйствующим субъектом, производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.
3. Дело № 1 14/116-09 о нарушении пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ОАО "Алкон" производством прекратить, в связи с добровольным устранением ОАО "Алкон" нарушения антимонопольного законодательства.
4. Выдать ЗАО "Д Дистрибьюшен" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.



Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров


Члены Комиссии Е.И. Гриднев


Е.Б. Цветкова


И.С. Покатович


П Р Е Д П И С А Н И Е
по делу № 1 14/116-09
о нарушении антимонопольного законодательства

"10" августа 2009 года г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
А.Б. Кашеваров - заместитель руководителя ФАС России,
Члены Комиссии:
Е.И. Гриднев - начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Е.Б. Цветкова - заместитель начальника отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
И.С. Покатович - главный специалист-эксперт отдела защиты от недобросовестной конкуренции Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании решения по делу № 1 14/116 - 09 о нарушении ОАО "Алкон" и ЗАО "Д Дистрибьюшен" пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

1.ЗАО "Д Дистрибьюшен" в срок до 01.10.2009 прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, а именно не допускать размещение на этикетке и колпачке водки "Смирновъ. СТОЛОВОЕ ВИНО. №1. ВОДКА." обозначения "№1", создающего впечатление, что указанная водка является водкой №1.
2.ЗАО "Д Дистрибьюшен" письменно сообщить об исполнении настоящего предписания в ФАС России в срок до 08.10.2009 с представлением соответствующих доказательств.


Примечания:
- предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения;
- за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписания коммерческие организации и их руководители несут ответственность, предусмотренную, соответственно, частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- согласно части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции запрет на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяется на действия (бездействие) группы лиц.

Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров


Члены Комиссии Е.И. Гриднев


Е.Б. Цветкова


И.С. Покатович

 

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны