Решение №АК/29199 Постановление по делу о нарушении законодательства Российско... от 23 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

06.09.2012 № АК/29199

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу № 1 14.33/19-12 об административном правонарушении

Я, заместитель руководителя ФАС России Кашеваров А.Б., рассмотрев в присутствии представителя ОАО «Казанский жировой комбинат» <...> (доверенность от 20.08.2012), протокол и материалы дела № 1 14.33/19-12 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «Казанский жировой комбинат» (ИНН/ОГРН/КПП 1624004583/1021607352480/162401001, адрес: 422610, Республика Татарстан, Лаишевский р-н, с. Усады, ул. Ласковая, д. 1),

У С Т А Н О В И Л:

ЗАО «Эссен продакшн АГ» осуществляет деятельность на товарном рынке майонеза Российской Федерации и вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации майонез «МАХЕЕВЪ» в оригинальных упаковках «ведро» и «дой-пак».
Упаковка «ведро» представляет собой пластмассовое ведро белого цвета с желтой крышкой с нанесенной на него этикеткой, включающей словесный элемент «МАХЕЕВЪ», выполненный оригинальным шрифтом красного цвета, близким к каллиграфическому, с витой буквой «М» и уменьшением размера букв посередине надписи, а также обозначение «Провансаль» и натуралистические изображения овощей и трав в нижней и боковой частях этикетки.
ОАО «Казанский жировой комбинат» осуществляет деятельность на товарном рынке майонеза Российской Федерации, в частности вводит в гражданский оборот на территории Российской Федерации майонез под наименованием «Mr. Ricco». С марта 2010 г. ОАО «Казанский жировой комбинат» также вводит в гражданский оборот майонез с наименованием «Майонез» в оригинальных упаковках «ведро» и «дой-пак».
Упаковка «ведро» представляет собой пластмассовое ведро белого цвета с желтой крышкой с нанесенной на него этикеткой, включающей словесный элемент «Майонез», выполненный оригинальным шрифтом красного цвета с буквой «М», выполненной с вензелями, и уменьшением размера букв к концу надписи, а также обозначение «Провансаль М» и натуралистические изображения овощей и трав в нижней и боковой частях этикетки. На крышку нанесена этикетка круглой формы, обрамленная красной полосой с размещением внутри нее на желтом фоне обозначения «Майонез» и рецепта приготовления салата.
Таким образом, ЗАО «Эссен продакшн АГ» и ОАО «Казанский жировой комбинат» являются хозяйствующими субъектами – конкурентами на товарном рынке майонеза Российской Федерации.
ЗАО «Эссен продакшн АГ» представлено заключение социологической экспертизы, производство которой было поручено Арбитражным судом Самарской области Институту социологии Российской академии наук в рамках рассмотрения дела № А55-10442/2010.
Судом перед экспертным учреждением был поставлен следующий вопрос: «Имеет ли место введение потребителей в заблуждение относительно товарного знака № 192060 «МАХЕЕВЪ» на упаковках, производимых ЗАО «Эссен продакшн АГ», и изображения «Майонез» на упаковках, производимых ОАО «Казанский жировой комбинат», а также введение в заблуждение потребителей относительно производителей указанных продуктов?».
Проведенное исследование показало, что упаковку «ведро» майонеза «МАХЕЕВЪ» и упаковку «ведро» майонеза с наименованием «Майонез» сочли схожими 67% опрошенных, 12% полагают, что они не похожи, 21% затруднились ответить. 46% опрошенных посчитали, что данные продукты изготовлены одним производителем, 19% - что разными, 35% затруднились ответить на данный вопрос. 57% респондентов согласились с тем, что могли бы перепутать указанные продукты при покупке, 23% считают, что не совершили бы подобной ошибки, 20% затруднились ответить.
По результатам проведенного исследования эксперт пришел к выводу о наличии введения потребителей в заблуждение относительно товарного знака № 192060 «МАХЕЕВЪ» на упаковках продукции, производимых ЗАО «Эссен продакшн АГ», и изображения обозначения «Майонез» на упаковках продукции, производимой ОАО «Казанский жировой комбинат». Также имеет место введение в заблуждение потребителей относительно производителей указанных продуктов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная во введении в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Решением Комиссии ФАС России от 09.06.2012 по делу № 1 14/10-12 о нарушении антимонопольного законодательства действия ОАО «Казанский жировой комбинат» на товарном рынке майонеза Российской Федерации, связанные с введением в гражданский оборот майонеза провансаль с наименованием «Майонез» в упаковке «ведро» с этикеткой, вводящей в заблуждение в отношении производителя товара, признаны актом недобросовестной конкуренции, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ОАО «Казанский жировой комбинат» имелась возможность не использовать при введении в гражданский оборот на территории Российской Федерации майонеза провансаль с наименованием «Майонез» в упаковке «ведро» этикетку, вводящую в заблуждение в отношении производителя товара. Однако ОАО «Казанский жировой комбинат» такие действия не предприняло. Таким образом, вина ОАО «Казанский жировой комбинат» в совершенном административном правонарушении установлена.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ОАО «Казанский жировой комбинат» за совершенное административное правонарушение, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ добровольное устранение ОАО «Казанский жировой комбинат» нарушения антимонопольного законодательства является обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Согласно представленному в материалы дела приказу генерального директора ОАО «Казанский жировой комбинат» от 30.04.2010 № 11 «О снятии с производства майонеза «Майонез» в старом дизайне» производство майонеза с наименованием «Майонез» в упаковке «ведро» в старом дизайне было снято с производства с мая 2010 года, Дизайн обозначения «Майонез» на упаковке «ведро» был изменен: в букву «з» было вставлено изображение головы фантазийного утенка.
Данное обстоятельство может быть расценено как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
ОАО «Казанский жировой комбинат» представило ходатайство о признании совершенного им административного правонарушения малозначительным в связи с тем, что административное наказание в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к административной ответственности.
Пунктами 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС №10) указываются обязательные критерии, которые должны учитываться при определении должностным лицом или судом возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ:
- требование основывать вывод на конкретных обстоятельствах совершения административного правонарушения;
- отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям с учетом того, что личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения;
- недопустимость установления малозначительности абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность;
- возможность квалификации правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Установленные антимонопольным органом фактические обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о невозможности квалификации совершенного ОАО «Казанский жировой комбинат» административного правонарушения как малозначительного.
Поскольку в соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства не свидетельствует о его малозначительности и не является основанием для применения статьи 2.9. КоАП РФ, то действия ОАО «Казанский жировой комбинат» по изменению дизайна упаковки «ведро» майонеза с наименованием «Майонез» не могут свидетельствовать о малозначительности совершенного ОАО «Казанский жировой комбинат» административного правонарушения. Данные действия могут быть квалифицированы только как обстоятельства, смягчающие административную ответственность
Таким образом, малозначительность в совершенном ОАО «Казанский жировой комбинат» административном правонарушении не установлена. Основания для освобождения ОАО «Казанский жировой комбинат» от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ, исчисляется согласно примечанию к статье 14.31 КоАП РФ.
Согласно пункту 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Соответственно, размер административного штрафа за административное правонарушение, совершенное ОАО «Казанский жировой комбинат», с учетом одного обстоятельства, смягчающего административную ответственность, должен быть исчислен в размере 250 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 2.9, статьей 4.2, статьей 4.3, частью 1 статьи 14.33, статьей 23.48, статьей 29.7, статьей 29.9 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

1. Применить к ОАО «Казанский жировой комбинат» меры административной ответственности в виде штрафа за недобросовестную конкуренцию в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: Межрегиональное операционное УФК (для ФАС России л/с 04951001610)
ИНН 7703516539 КПП 770301001
КБК 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКАТО 45286575000
Банк получателя: ОПЕРУ-1 Банка России г. Москва
БИК 044501002
Расчетный счет 40101810500000001901

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны