Решение б/н Решение и предписание по делу по нарушению ФЗ «О защите конк... от 7 октября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 10/204-10

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2011 г. Москва
Решение изготовлено в полном объеме 07.10.2011



Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии - Голомолзина А.Н., заместителя руководителя ФАС России; членов Комиссии: Рутенберга Д.А., начальника Управления контроля транспорта и связи, Зиновьевой С.А., заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи, Голополосова Д.В., начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи, Яковенко Н.Ю., заместителя начальника отдела-главного государственного инспектора отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи, Аверьяновой Е.А., консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления,
рассмотрев дело № 1 10/204-10, возбужденное в отношении группы лиц в составе: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (Новая Басманная ул., д. 2, г. Москва, 107174; далее – ОАО «РЖД»), открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (ул. Маши Порываевой, д. 34, г. Москва, 107078; далее – ОАО «ФПК»), по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а именно:
- пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; в части сокращения количества пассажирских поездов дальнего следования, не имеющих категории «фирменный»;
- пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции: экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, в части установления различных цен на плацкартные билеты, в зависимости от наличия/отсутствия у пассажирского поезда дальнего следования категории «фирменный»;
- пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, в части увеличения тарифа на проезд в плацкартных вагонах, путем применения коэффициента 1,5 к стоимости проездного документа (билета) при присвоении пассажирскому поезду дальнего следования категории «фирменный»,

УСТАНОВИЛА:

В связи с обращениями граждан, поступавшими в ФАС России, по вопросу уровня цен на проездные документы (билеты) в плацкартные вагоны пассажирских поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный», ФАС России была проанализирована данная ситуация и установлено.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно Положению о Федеральной службе по тарифам, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам», ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. В соответствии с пунктом 5 данного перечня тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») регулируются государством.
Основными перевозчиками пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах в настоящее время являются: ОАО «РЖД», ОАО «ФПК».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» ОАО «РЖД» и АНО «Центр Желдорреформа» учредили ОАО «ФПК». Согласно договору № 2009-01 о создании ОАО «ФПК» от 02.12.2009 ОАО «РЖД» оплатило уставный капитал ОАО «ФПК» имуществом, в том числе вагонами, предназначенными для перевозки пассажиров.
ОАО «ФПК» осуществляет деятельность в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании с 01.04.2010, является субъектом естественной монополии, поскольку приказом ФСТ России от 27.05.2010 № 190-т «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок».
Согласно информации, представленной ОАО «РЖД» письмом от 03.09.2010 № ЦПЭ-11/114, ОАО «РЖД» осуществляет перевозки пассажиров в дальнем следовании только скоростными поездами «Сапсан», поездами № 1/2 «Южно-Сахалинск - Ноглинки» (имеет категорию «фирменный», которая присвоена указанием МПС России от 04.09.2001 № А-1539у), № 601/602 «Южно-Сахалинск — Тымовск», № 121/122 «Корсаков — Томари», № 123/124 «Томари — Корсаков».
ОАО «РЖД» является субъектом естественной монополии, приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности «в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования»).
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Учитывая вышеизложенное, ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК» занимают доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок пассажиров в дальнем следовании.
ОАО «РЖД» и ОАО «ФПК» составляют одну группу лиц согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, поскольку ОАО «РЖД» владеет более 50 % голосующих акций ОАО «ФПК».
Согласно информации, представленной ОАО «ФПК», 98 пассажирских поездов дальнего следования имеют категорию «фирменный», которая им присвоена распоряжениями ОАО «РЖД», ОАО «ФПК». В состав данных поездов включены, в том числе плацкартные вагоны.
Тарифы на проезд пассажиров в фирменных поездах, отвечающих требованиям отраслевого стандарта фирменного поезда, установлены с предельным индексом 1,5 к тарифам прейскуранта № 10-02-16, вводимого с 15.01.94, согласно постановлению Роскомцен от 22.12.1993 № 44 «О тарифах на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом» с 15.01.94
Порядок и процедура аттестации поездов на присвоение категории «фирменный» определены действующим ОСТ 32-24-93 «Стандартизации в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах» (далее – ОСТ 32-24-93).
Согласно ОСТ 32-24-93 категория поезду «фирменный» присваивается МПС России с выдачей аттестата соответствующего образца.
Категорию поезда «фирменный» до создания ОАО «РЖД» присваивала комиссия МПС России (федеральный орган исполнительной власти). В связи с проводимой структурной реформой железнодорожного транспорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 № 384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 МПС России упразднено. ОАО «РЖД» в результате реформирования данная функция не передавалась.
ОАО «РЖД», ОАО «ФПК», присваивая пассажирским поездам дальнего следования категорию «фирменный», сокращают количество поездов, не имеющих категорию «фирменный», и, соответственно, устанавливают различные цены на билеты в плацкартные вагоны пассажирских поездов дальнего следования, в зависимости от наличия/отсутствия у пассажирского поезда дальнего следования категории «фирменный», путем применения коэффициента 1,1-1,5 к стоимости проездного документа (билета) при присвоении пассажирскому поезду дальнего следования категории «фирменный».
Учитывая вышеизложенное, ФАС России возбуждено дело № 1 10/204-10 в отношении группы лиц в составе: ОАО «РЖД», ОАО «ФПК», по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем сокращения количества пассажирских поездов дальнего следования, не имеющих категории «фирменный», установления различных цен на проездные документы (билеты) в плацкартные вагоны пассажирских поездов дальнего следования, в зависимости от наличия/отсутствия у пассажирского поезда дальнего следования категории «фирменный», в части увеличения тарифа на проезд в плацкартных вагонах, путем применения коэффициента 1,1-1,5 к стоимости проездного документа (билета), при присвоении пассажирскому поезду дальнего следования категории «фирменный».
В ходе рассмотрения данного дела в ФАС России поступило заявление Беляева Д.Г. с жалобой на действия ОАО «РЖД», завышающего тарифы на проезд в плацкартных вагонах поездов дальнего следования по маршруту «Екатеринбург-Москва», путем присвоения поездам дальнего следования категории «фирменный».
В ходе рассмотрения данного дела в ФАС России поступило заявление Алексеева Е.В. с жалобой на действия ОАО «РЖД», которое ввело по направлению «Чебоксары-Москва» только один поезд, для которого станция Москва и Чебоксары являются станциями формирования/оборота поезда, и присвоило данному поезду категорию «фирменный».
В соответствии с пунктом 3.36.3 приказа ФАС России от 25.12.2007 № 447 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации» материалы вышеуказанных обращений были приобщены к материалам данного дела.
В рамках рассмотрения данного дела Комиссией установлено следующее:
1. ОАО «РЖД» в материалы дела представило следующую позицию.
«В 2001-2003 гг. в ходе реформирования железнодорожного транспорта хозяйственные функции, в том числе функция по присвоению поездам категории «фирменный», была передана ОАО «РЖД». В соответствии с разделом II Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте одной из главных задач структурной реформы на железнодорожном транспорте является разделение функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. В 2003 году проведена реорганизация системы управления железнодорожной отраслью, в ходе которой МПС России был упразднен, а осуществлявшиеся им функции государственного управления были переданы Минтрансу России, Росжелдору и ФСТ России. В положениях об указанных федеральных органах исполнительной власти отсутствуют нормы, предоставляющие им полномочия по присвоению поездам дальнего следования категории «фирменный». Отсутствие данного полномочия в положениях об этих органах власти объясняется тем, что функция по присвоению поездам категории «фирменный» является сугубо хозяйственной функцией. В соответствии со статьями 2, 4 Федерального закона от 27.02.2003 № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» создано ОАО «РЖД» как единый хозяйствующий субъект на железнодорожном транспорте.
Согласно подпункту 1 пункта 10 Устава ОАО «РЖД», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585, основной задачей ОАО «РЖД» является расширение комплекса и объема осуществляемых обществом работ и оказываемых услуг, повышение их качества.
Организация перевозки пассажиров в фирменном поезде направлена, как раз, на повышение качества услуги по перевозке пассажиров. В соответствии с пунктом 5.2.1. ОСТ 32-24-93 «Стандартизации в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах» в вагоне фирменного поезда съемный инвентарь и постельное белье не должны отличаться по цвету и рисунку, в соответствии с пунктом 5.2.5. комплекты постельного белья упаковываются и заклеиваются в индивидуальные пакеты, в соответствии с пунктом 5.2.6. туалеты обеспечиваются дозаторами с жидким мылом, бумажными полотенцами, т.д.
Таким образом, в ходе реформирования системы управления отраслью было проведено разделение хозяйственных и административных функций. При этом вопросы, связанные с осуществлением функции по присвоению поездам дальнего следования категории «фирменный», были выведены из сферы ведомственного регулирования и их реализацией стало заниматься ОАО «РЖД», как единый хозяйствующий субъект, которому в ходе реформы на первом ее этапе были переданы все хозяйственные функции, в том числе те из них, которые при прежней ведомственной системе организации управления отраслью были возложены на МПС России.
ОАО «РЖД» осуществляло сертификацию фирменных поездов в ГУ «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте».
В настоящее время ОАО «РЖД» не осуществляет перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, имеющих категорию «фирменный», с 01.04.2010 перевозка пассажиров осуществляется ОАО «ФПК», которому и были переданы все поезда дальнего следования, в том числе, имеющие категорию «фирменный».
При осуществлении ОАО «РЖД» перевозок пассажиров в дальнем следовании в 2005-2010 гг. в плацкартных вагонах перевезено 56,9 %, в общих – 10,1 %, в СВ- 2,1 %, в купейных – 30,9 %».
2. ОАО «ФПК» сообщило письмом от 22.09.2011 № ФПКЮприм13/360, что, руководствуясь Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Системой добровольной сертификации объединения производителей железнодорожной техники ROCC.RU.И486.04ЖО00, требованиями по сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте (СТО СДС ОПЖТ ЦЛ 02-2009), Правилами сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте (СТО СДС ЖТ ЦЛ 01-2009), фирменные поезда ОАО «ФПК» проходили сертификацию.
Количество фирменных поездов формирования ОАО «ФПК» - 98, количество нефирменных поездов -342.
3. Согласно информации ОАО «ФПК», по маршруту «Чебоксары-Москва» курсирует один поезд, имеющий категорию «фирменный», № 53/54 «Чебоксары-Москва». Также, в целях удовлетворения пассажиропотока в графике движения с 31.05.2009 введен дополнительный поезд № 595/596 «Чебоксары-Москва», имеющий в составе 6 плацкартных вагонов.
Таким образом, пассажиру предоставлено право воспользоваться услугой по регулируемым государством тарифам (перевозка пассажиров в плацкартных вагонах в поездах, не имеющих категорию «фирменный») либо воспользоваться услугой по регулируемым государством тарифам, с применением повышающего коэффициента в размере 1,1-1,5 согласно постановлению Роскомцен от 22.12.1993 № 44 «О тарифах на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом», в связи с присвоением поезду категории «фирменный».
4. Согласно информации, представленной ОАО «ФПК», по маршруту «Екатеринбург-Москва» курсирует 2 поезда дальнего следования, имеющих категорию «фирменный» № 7 и № 15.
Поезду № 15 «Екатеринбург-Москва» присвоена категория «фирменный» распоряжением ОАО «РЖД» от 19.05.2009 № 1041р «О вводе в обращение фирменных пассажирских поездов дальнего следования класса «Премиум». С 31.05.2009 при оформлении проездных документов в плацкартные вагоны поезда № 15 «Екатеринбург - Москва» применяются повышающие коэффициенты фирменности к тарифам на проезд в размере - 1,5. В состав данного поезда в 2010 – 2011 гг. входило, в том числе 4 плацкартных вагона (208 мест).
Поезду № 7 присвоена категория «фирменный» распоряжением ОАО «ФПК» от 07.04.2011 № 282р «О присвоении категорий «Фирменный» пассажирским поездам № 7 Екатеринбург- Москва и № 8 Москва-Екатеринбург формирования Уральского филиала ОАО «ФПК» (далее – Распоряжение). Согласно пункту 3.1. Распоряжения при оформлении проездных документов в плацкартные вагоны поезда № 7 «Екатеринбург - Москва» применяются сезонные повышающие коэффициенты фирменности к тарифам на проезд, установленным приказом ФСТ России от 27.07.2010 № 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)» (далее – приказ ФСТ России от 27.07.2010 № 156-т/1), в размере: с 29.05.2011до 01.10.2011-1,5, с 01.10.2011 до 01.01.2012-1,1.
В состав данного поезда в 2010 г. входило, в том числе - 9 плацкартных вагонов (468 мест), в 2011 году-8 плацкартных вагонов (416 мест). Количество перевезенных пассажиров в поезде № 7 «Екатеринбург-Москва» за летний период 2010 года (до присвоения поезду категории «Фирменный» 07.04.2011) составило 68,1 тыс. чел., за летний период 2011 года (после присвоения поезду категории «фирменный») составило 67 тыс. человек.
По маршруту «Екатеринбург-Москва» курсируют также 16 поездов, для которых станция «Екатеринбург» не является станцией формирования/оборота поезда. По станции «Екатеринбург» переменный трафарет (Справочно: переменный трафарет-норма мест в вагоне поезда, выделенная для организации заблаговременной продажи проездных документов от промежуточной станции- распоряжение ОАО «РЖД» от 17.12.2007 № 2369р «Об утверждении положения о порядке организации продажи проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования») в 2010-2011 гг. не выделялся.
Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 № 30, продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью терминалов АСУ «Экспресс» и по ручной технологии.
Продажа проездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования в кассах, оборудованных АСУ «Экспресс», осуществляется в следующие сроки:
от 45 суток и до отправления поезда с пунктов формирования или оборота поезда;
от 3 суток и до отправления поезда с промежуточной станции.
Продажа проездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования в кассах по ручной технологии осуществляется в следующие сроки:
от 30 суток и до отправления поезда на проезд туда с пунктов формирования или оборота поезда, а на проезд обратно и от другой станции - от 45 до 5 суток до отправления поезда. При этом сроки окончания продажи проездных документов (билетов) на обратный выезд, на выезд от другой станции на проезд в поездах, курсирующих в пределах одной железной дороги, могут быть сокращены железной дорогой;
от 3 суток и до отправления поезда с промежуточной станции.
Через АСУ «Экспресс» разрешается оформление проездных документов (билетов) на всех станциях от любой станции сети железных дорог.
Таким образом, ОАО «ФПК», присвоив Распоряжением поезду № 7 «Екатеринбург-Москва» категорию «фирменный»:
- сократило количество мест в плацкартных вагонах поездов дальнего следования, предлагаемых к реализации по регулируемым государствам тарифам, установленных приказом ФСТ России от 27.07.2010 № 156-т/1;
- пассажиру не предоставлено право воспользоваться услугой по регулируемым государством тарифам (перевозка пассажиров в плацкартных вагонах в поездах, не имеющих категорию «фирменный»).
Учитывая изложенное, Комиссия сделала следующие выводы:
1). Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643 «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» утвержден перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством. В соответствии с пунктом 5 данного перечня тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении (за исключением перевозок в вагонах категории «СВ» и «купе») регулируются государством.
Согласно постановлению постановление Роскомцен от 22.12.1993 № 44 «О тарифах на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом» с 15.01.94 тарифы на проезд пассажиров в фирменных поездах, отвечающих требованиям отраслевого стандарта фирменного поезда, установлены с предельным индексом 1,5 к тарифам прейскуранта N 10-02-16, вводимого с 15.01.94.
Порядок и процедура аттестации поездов на присвоение категории «фирменный» определены действующим ОСТ 32-24-93 «Стандартизации в обслуживании населения на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в фирменных поездах».
Руководствуясь Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Системой добровольной сертификации объединения производителей железнодорожной техники ROCC.RU.И486.04ЖО00, требованиями по сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте (СТО СДС ОПЖТ ЦЛ 02-2009), Правилами сертификации услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте (СТО СДС ЖТ ЦЛ 01-2009), фирменные поезда ОАО «ФПК», ОАО «РЖД» проходили сертификацию фирменных поездов.
2). Согласно пункту 9 Устава ОАО «РЖД», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» главными целями деятельности ОАО «РЖД» являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли.
На момент рассмотрения данного дела ОАО «РЖД» не осуществляет перевозку пассажиров в поездах дальнего следования, имеющих категорию «фирменный», присвоенную ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» в 2005-2010 гг. в плацкартных вагонах перевезено 56,9 %, в общих – 10,1 %, в СВ- 2,1 %, в купейных – 30,9 %.
В рамках дела установлено, что когда ОАО «РЖД» присваивало пассажирскому поезду категорию «фирменный», то по одному и тому же направлению следовали как поезда, имеющие категорию «фирменный», так и поезда, не имеющие данную категорию.
С 01.04.2010 перевозка пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании осуществляется ОАО «ФПК», которому ОАО «РЖД», при создании в уставный капитал было внесено имущество, в том числе вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров.
ОАО «ФПК» осуществляет перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем следовании в поездах, которым присвоена категория «фирменный» указаниями МПС России, распоряжениями ОАО «РЖД», а также распоряжениями ОАО «ФПК».
На момент рассмотрения дела во внутрироссийском сообщении курсирует 98 пассажирских поездов формирования ОАО «ФПК», имеющих категорию «фирменный».
По направлению «Екатеринбург-Москва» курсирует только 2 поезда, для которых станция «Екатеринбург» является станцией формирования/оборота поезда (поезда № 7, 15).
Поезду № 15 «Екатеринбург-Москва» присвоена категория «фирменный» распоряжением ОАО «РЖД» от 19.05.2009 № 1041р «О вводе в обращение фирменных пассажирских поездов дальнего следования класса «Премиум». С 31.05.2009 при оформлении проездных документов в плацкартные вагоны поезда № 15 «Екатеринбург - Москва» применяются повышающие коэффициенты фирменности к тарифам на проезд в размере - 1,5. В состав данного поезда в 2010 – 2011 гг. входило, в том числе 4 плацкартных вагона (208 мест).
Поезду № 7 присвоена категория «фирменный» распоряжением ОАО «ФПК» от 07.04.2011 № 282р «О присвоении категорий «фирменный» пассажирским поездам № 7 Екатеринбург- Москва и № 8 Москва-Екатеринбург формирования Уральского филиала ОАО «ФПК». Согласно пункту 3.1. данного распоряжения при оформлении проездных документов в плацкартные вагоны поезда № 7 «Екатеринбург - Москва» применяются сезонные повышающие коэффициенты фирменности к тарифам на проезд, установленным приказом ФСТ России от 27.07.2010 № 156-т/1, в размере: с 29.05.2011до 01.10.2011-1,5, с 01.10.2011 до 01.01.2012-1,1. В состав данного поезда в 2010 г. входило, в том числе - 9 плацкартных вагонов (468 мест), в 2011 году-8 плацкартных вагонов (416 мест).
Данные поезда имеют категорию «фирменный», и соответственно, пассажиру не предоставлено право воспользоваться услугой по регулируемым государством тарифам (перевозка пассажиров в плацкартных вагонах в поездах, не имеющих категорию «фирменный»), поскольку по маршруту «Екатеринбург-Москва» курсируют только поезда, имеющие категорию «фирменный».
3). Признаки нарушения антимонопольного законодательства, описанные в заявление гр-на Алексеева Е.В., в ходе рассмотрения данного дела не подтвердились, поскольку по направлению «Чебоксары-Москва» курсируют как поезда, имеющие категорию «фирменный», так и поезда, не имеющие данную категорию, и, соответственно, пассажиру предоставлено право выбора воспользоваться услугой по регулируемым государством тарифам (перевозка пассажиров в плацкартных вагонах в поездах, не имеющих категорию «фирменный»), либо воспользоваться услугой по регулируемым государством тарифам, с применением повышающего фирменного коэффициента в размере 1,1-1,5 согласно постановлению Роскомцен от 22.12.1993 № 44 «О тарифах на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом», в связи с присвоением поезду категории «фирменный».
Таким образом, по итогам заседания Комиссией сделаны выводы:
1. В рассматриваемых действиях не выявлено фактов, подтверждающих нарушение ОАО «РЖД» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции; ОАО «ФПК» пунктов 6,10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. ОАО «ФПК», являясь субъектом естественной монополии на рынке перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в плацкартных вагонах по направлению «Екатеринбург-Москва» и занимая доминирующее положение на данном рынке, нарушило:
- пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; в части сокращения количества мест в плацкартных вагонах пассажирских поездов дальнего следования по маршруту «Екатеринбург-Москва», предлагаемых к реализации по регулируемым государствам тарифам, установленных приказом ФСТ России от 27.07.2010 № 156-т/1, без применения повышающих коэффициентов, в связи с присвоением поезду категории «фирменный».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. В связи с отсутствием нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в рассматриваемых действиях ОАО «РЖД» на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 1 10/204-10 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «РЖД» прекратить. 2. Признать ОАО «ФПК» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Выдать ОАО «ФПК» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения следующих действий:


3.1. Определить внутренний порядок введения (закрытия) ОАО «ФПК» поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный».
3.2. ОАО «ФПК» информировать пассажиров и сопричастных о порядке введения (закрытия) ОАО «ФПК» поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный».
3.3. ОАО «ФПК» проводить анализ состояния конкуренции рынка железнодорожных перевозок пассажиров дальнего следования в отношении маршрутов, на которых планируется введение поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный», и оценку потребности пассажиров во введении данных поездов, обеспечивая, при этом:
-право пассажира на получение услуги по перевозке в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования по регулируемому государством тарифам (без применения повышающих коэффициентов, в связи с присвоением поезду дальнего следования категории «фирменный»);
-заблаговременное оповещение пассажиров о введении поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный».
3.4. ОАО «ФПК» провести оценку состояния конкуренции в отношении маршрутов поездов дальнего следования, по которым курсируют поезда, имеющие категорию «фирменный», с учетом пункта 3.3. резолютивной части данного решения.
3.5. ОАО «ФПК» представить по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в рамках пункта 3.4. резолютивной части данного решения, решение ОАО «ФПК» по перечню поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный».
3.6. ОАО ФПК» обеспечить процедуру заблаговременной продажи проездных документов (билетов) в плацкартные и общие вагоны на поезда дальнего следования со станций, для которых данные станции не являются станциями формирования/оборота поезда, в том числе на поезда дальнего следования, следующие по маршруту «Екатеринбург-Москва», для которых станция «Екатеринбург» не является станцией формирования/оборота поезда, если со станций формирования/оборота пассажирских поездов курсируют только пассажирские поезда, имеющие категорию «фирменный».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхустановлена административная ответственность.


ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1 10/204-10

07.10.2011 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Голомолзина А.Н. заместителя Руководителя ФАС России

Членов Комиссии:
Рутенберга Д.А. начальника Управления контроля транспорта и связи
Зиновьевой С.А. заместителя начальника Управления контроля транспорта и связи,
Голополосова Д.В. начальника отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи,
Яковенко Н.Ю.

 


Аверьяновой Е.А. заместителя начальника отдела-главного государственного инспектора отдела железнодорожного транспорта Управления контроля транспорта и связи,

консультанта отдела правовой экспертизы Правового управления,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 07.10.2011 по делу № 1 10/204-10 о нарушении открытым акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания» (ул. Маши Порываевой, д. 34, г. Москва, 107078; далее – ОАО «ФПК») пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,


ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «ФПК» в срок до 02.04.2012 прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в сокращении количества мест в плацкартных вагонах поездов дальнего следования по маршруту «Екатеринбург-Москва», предлагаемых к реализации по регулируемым государством тарифам, установленных приказом ФСТ России от 27.07.2010 № 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «АК «Железные дороги Якутии» и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)», в связи с курсированием по данному направлению только поездов, имеющих категорию «фирменный», для которых станция «Екатеринбург» является станцией формирования/оборота поезда, путем совершения следующих действий:
1. Определить внутренний порядок введения (закрытия) ОАО «ФПК» пассажирских поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный».
2. ОАО «ФПК» информировать пассажиров и сопричастных о порядке введения (закрытия) ОАО «ФПК» пассажирских поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный».
3. ОАО «ФПК» проводить анализ рынка железнодорожных перевозок пассажиров дальнего следования в отношении маршрутов, на которых планируется введение пассажирских поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный», и оценку потребности пассажиров во введении данных поездов, обеспечивая, при этом:
-право пассажира на получение услуги по перевозке в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования по регулируемому государством тарифам (без применения повышающих коэффициентов, в связи с присвоением поезду дальнего следования категории «фирменный»);
-заблаговременное оповещение пассажиров о введении поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный».
4. ОАО «ФПК» провести оценку состояния конкуренции в отношении маршрутов поездов дальнего следования, по которым курсируют поезда, имеющие категорию «фирменный», с учетом пункта 3 настоящего Предписания.
5. ОАО «ФПК» представить по результатам анализа состояния конкуренции, проведенного в рамках пункта 4 настоящего Предписания, решение ОАО «ФПК» по перечню поездов дальнего следования, имеющих категорию «фирменный».
6. ОАО ФПК» обеспечить процедуру заблаговременной продажи проездных документов (билетов) в плацкартные и общие вагоны на поезда дальнего следования со станций, для которых данные станции не являются станциями формирования/оборота поезда, в том числе на поезда дальнего следования, следующие по маршруту «Екатеринбург-Москва», для которых станция «Екатеринбург» не является станцией формирования/оборота поезда, если со станций формирования/оборота пассажирских поездов курсируют только пассажирские поезда, имеющие категорию «фирменный».

О выполнении настоящего Предписания сообщить в ФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии А.Н. Голомолзин

Члены Комиссии: Д.А. Рутенберг

С.А. Зиновьева

Д.В. Голополосов

Н.Ю. Яковенко

Е.А. Аверьянова


Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны