Аналитический отчет б/н Справка к совместному заседанию Экспертных советов по защит... от 25 июня 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В связи с размещением на официальном сайте в Интернете Минздравсоцразвития России проекта федерального закона «Об обязательном медицинском страховании» (далее – Проект) ФАС России предлагает обсудить на Экспертном Совете следующее.

Проектом предложен концептуально новый подход к осуществлению обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), а также введено несколько положительных новаций, например, в части установления механизма реализации прав граждан на выбор медицинского учреждения, врача, страховой медицинской организации (далее – СМО).
Вместе с тем, по мнению ФАС России, Проект содержит ряд норм, требующих дополнительной проработки.

1. Лицензирование СМО
Согласно части 1 статьи 8 Проекта страховщиком в системе ОМС является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС). При этом Проектом не предусмотрено лицензирование деятельности страховщика ОМС.
Одновременно в системе ОМС осуществляют деятельность СМО, которые не являются страховщиками в понимании Проекта, не осуществляют страховую деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В тоже время предусмотрено получение СМО лицензии на осуществление страховой деятельности.
Возможное решение проблемы:
• отказ от лицензирования деятельности СМО в системе ОМС;
• установление исчерпывающего перечня требований к СМО (например, требования к наличию в штате определенного количества квалифицированных врачей-экспертов, требования к руководителям и главным бухгалтерам СМО);
• установление порядка контроля за соответствием СМО требований Закона;
• ведение реестра СМО, участвующих в системе ОМС;
• санкции за необоснованный отказ от включения СМО в реестр.

2. Распределение между СМО застрахованных лиц, не выбравших самостоятельно СМО.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Проекта сведения о гражданах, не выбравших СМО, направляются территориальными фондами ОМС в три СМО, имеющие наибольшую численность застрахованных лиц в данном субъекте Российской Федерации. Такой порядок прикрепления застрахованных лиц к СМО может привести к монополизации рынка услуг СМО в системе ОМС.
Возможное решение проблемы:
• отбор СМО для обслуживания «молчунов» производить по итогам открытого конкурса в зависимости от финансовой устойчивости СМО в порядке, утвержденном Правительство Российской Федерации;
• расширить перечень способов информирования граждан о СМО, включенных в систему ОМС;
• предусмотреть возможность выбора СМО при обращении застрахованного в медицинское учреждение или к выбранному врачу.

3. Публичность договора о финансовом обеспечении ОМС
Согласно части 2 статьи 34 Проекта территориальный фонд ОМС заключает с СМО договор о финансовом обеспечении ОМС при соблюдении определенных условий. Реализация указанной нормы не исключает возможность необоснованных отказов территориальных фондов ОМС в заключении с СМО указанных договоров.
Возможное решение проблемы:
предусмотреть обязанность территориального фонда заключать договор о финансовом обеспечении ОМС с СМО при выполнении условий, предусмотренных частью 2 статьи 34 Проекта.

4. Оказание скорой медицинской помощи
Часть 3 статьи 32 Проекта закрепляет перечень видов медицинской помощи, оплачиваемых за счет обязательного медицинского страхования. В соответствии с подпунктом 3, в указанный перечень с 2012 года будет включена скорая медицинская помощь. Согласно части 2 статьи 12 законопроекта застрахованное лицо обязано предъявлять полис ОМС при обращении за медицинской помощью.
Применение на практике указанных норм в совокупности будет означать лишение права на оказание скорой медицинской помощи отдельным категориям граждан, не предъявивших полисы ОМС.
Возможное решение проблемы:
• предусмотреть право на получение скорой медицинской помощи в полном объеме всеми нуждающимися в ней лицами;
• предусмотреть порядок идентификации лиц, не предъявивших полисы ОМС.

5. Оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее – ВМП)
В соответствии с подпунктом 6 статьи 47 Проекта в перечень медицинских услуг, оказываемых за счет ОМС, включается с 1 января 2015 года высокотехнологичная медицинская помощь.
Определение высокотехнологичной медицинской помощи, также как и порядок и основания включения того или иного вида медицинских услуг в перечень в законодательстве Российской Федерации в настоящее время отсутствуют. Таким образом, подпункт 6 в представленной редакции при его применении создаст правовую неопределенность, а также широкое поле для коррупции и злоупотреблений со стороны правоприменителей и не гарантирует равные права всех граждан на получение ВМП.
Возможное решение проблемы:
• ввести понятие ВМП;
• установить порядок ведения перечня видов ВМП, которые будут оплачиваться за счет средств ОМС.

6. Организация экспертизы в системе ОМС
Проектом предусмотрено проведение медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи. Однако механизм осуществления такого контроля и экспертизы определен нечетко.
Возможное решение проблемы:
• закрепить права и обязанности экспертов, а также их ответственность за недобросовестное выполнение возложенных на них обязанностей;
• установить обязанность медицинских организаций, участвующих в системе ОМС, не препятствовать доступу экспертов на территорию медицинского учреждения, представлять экспертам запрашиваемую информацию;
• ввести административную ответственность должностных лиц и медицинских работников за ненадлежащее хранение историй болезни, приведшее к их утрате и за непредставление информации экспертам;
• наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, полномочиями по осуществлению контроля за проведением медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в рамках системы ОМС, и медико-экономического контроля.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны