Апелляционная жалоба б/н Решение по жалобе ООО "Техномакс" на решение Управления Феде... от 28 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «19» июля 2016

Полный текст решения изготовлен «22» июля 2016


 

К оллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Коллегия) в составе: председателя Коллегии: <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Техномакс» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17.03.2016 по делу № 137, в присутствии посредством видео-конференц-связи:

представителей Заявителя —<...>

представителей Ответчика — <...>

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, размещено 06.07.2016 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Техномакс» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17.03.2016 по делу № 137 на наличие нарушения единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Решением Иркутского УФАС России ООО «Техномакс» было признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) в части заключения и участия ООО «Техномакс», а также  ООО «Форвард» и ООО «Техномакс-ИТ» в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах при участии в электронном аукционе на поставку персональных компьютеров и оргтехники для подразделений полиции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области.

В ходе рассмотрения жалобы Коллегией установлено следующее. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области, согласно которому в ходе проведения электронного аукциона на поставку персональных компьютеров и оргтехники для подразделений полиции Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Иркутской области (реестровый номер <...> ) участники - ООО «Техномакс-ИТ» и ООО «Форвард» организовали значительное, снижение цены контракта по отношению к начальной (максимальной) цене контракта (с 2 000 000 руб. до 900 000 руб. и 800 000 руб. соответственно) за короткий промежуток времени, с 05:55:01 до 05:55:17. За 21 секунду до завершения аукциона (в 06:14:56), ООО «ТДК-Торг» сделало предложение о цене контракта в размере 1 990 000 руб. Далее, за 3 секунды до завершения аукциона (в 06:15:14) ООО «Техномакс» сделало предложение о цене контракта в размере 1 950 000 руб.

По итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, заявки ООО «Форвард», ООО «Техномакс-ИТ», ООО «ТДК-Торг» были признаны несоответствующими.

На основании вышеуказанных обстоятельств Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области полагает, что указанные действия участников торгов наносят значительный экономический ущерб бюджету Иркутской области, подрывают доверие общественности к процессу проведения закупок.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Иркутским УФАС установлено, 29.05.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация на проведения электронного аукциона на поставку персональных компьютеров и оргтехники для подразделений полиции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (реестровый номер <...> ) (далее -аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта 2 000 000 руб.

На участие в указанном аукционе было подано 6 заявок, все заявки были признаны соответствующими и допущены к участию в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения аукциона, на участие в указанном аукционе были поданы ценовые предложения от 4 участников, в следующем прядке:

2 - ООО «Форвард»

800000

15.06.2015 05:55:17.247 (по московскому времени)

понижение

3 - ООО «Техномакс-ИТ»

900000

15.06.2015 05:55:15.270 (по московскому времени)

понижение

1 - ООО «Техномакс»

1950000

15.06.2015 06:15:14.510 (по московскому времени)

понижение

4 - ООО «ТДК- Торг»

1990000

15.06.2015 06:14:56.887 (по московскому времени)

понижение

Согласно протоколу подведения итогов от 15.06.2015, вторые части заявок поданные участниками № 2 - ООО «Форвард», № 3 - ООО «Техномакс-ИТ» и № 4 - ООО «ТДК-Торг» признаны несоответствующими по следующим основаниям: ООО «Форвард» и ООО «Техномакс-ИТ» - «в соответствии с пунктом 21 части П. «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям, а также должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом - 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участи такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3,4,5,7,9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

Вторая часть заявки участника № 2 и № 3 на участие в электронном аукционе не содержит декларацию о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям и не содержит декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3, 4, 5, 7, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ.»

Заявка на участие в электронном аукционе, поданная участником ООО «ТДК-Торг» не соответствует требованиям действующего законодательства и требованиям документации об электронном аукционе.

Таким образом, победителем данного электронного аукциона признано ООО «Техномакс».

07.07.2015 между Заказчиком - Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области и ООО «Техномакс» заключен контракт.

Согласно сведениям официального сайта www.zakupki.gov.ru на данный момент контракт исполнен.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Иркутским УФАС России установлено, что ценовые предложения на участие в электронном аукционе подавались со следующих ip-адресов:

80.255.150.201 - ООО «ТДК-Торг»;

178.169.87.12 - ООО «Техномакс»;

84.22.152.167 - ООО «Форвард»;

178.169.87.12 - ООО «Техномакс-ИТ».

Согласно письму (исх. № 00683/15-ИДВ-ИРК от 03.08.2015)
ПАО «ВымпелКом»,
ip-адрес 80.255.150. присвоен абоненту - ООО «ТДК-Торг», расположенному по адресу: г. Красноярск, ул. Взлетная, 57, 2.

В соответствии с письмом ООО «ИграСервис» (исх. № 1899 от 07.09.2015), ip-адрес 84.22.152.167 присвоен абоненту - ООО «Техномакс», расположенному по адресу: г. Красноярск, ул. Новосибирская, 42. С указанного ip-адреса (84.22.152.167) осуществлялось подача ценового предложения от участника с порядковым номером 2 - ООО «Форвард».

Согласно сведениям из единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Техномакс» и ООО «Техномакс-ИТ» являются самостоятельными юридическими лицами. Директором и учредителем ООО «Техномакс» является Пономарев Д.Г. Директором ООО «Техномакс-ИТ» является Ощепков Н.А., учредителем Филиппова И.А.

Между тем, указанные общества зарегистрированы по одному юридическому адресу: 660018, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Новосибирская, 42, а также ценовые предложения данных юридических лиц подавались с одного ip-адреса - 178.169.87.12.

При рассмотрении жалобы Коллегией, представитель ООО «Техномакс» заявил , что после возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Техномакс» провело внутреннюю проверку по результатам которой у ООО «Техномакс» сложилось твердое убеждение о сговоре (наличии соглашения) ООО «Форвард» и ООО «Техномакс-ИТ», которое выразилось в действиях по уменьшению цены поставки до уровня ниже рентабельности.

Мотивом данных действий послужил давний конфликт работников общества ООО «Техномакс» в результате которого данными работникам было создано ООО «Техномакс - ИТ» незаконно использующих фирменное наименование, сходное до степени смешения с ООО «Техномакс», являющимся зарегистрированным товарным знаком ООО «Техномакс» с апреля 2011 года.

ООО «Техномакс» при подачи заявки на участие в аукционе была определена цена ниже которой поставка является нерентабельной и которая составила 1 950 ООО рублей. В ходе проведения аукциона (согласно пояснений сотрудника ООО «Техномакс» - Пономарева Д.Г.) первая предложенная цена участника № 3 сразу вызвала обоснованные сомнения в фактическом желании поставить товар, а дальнейшие действия участников
№ 3 и № 2 только утвердили уверенность в их недобросовестном поведении и провоцировании ООО «Техномакс» на подачу ценового предложения ниже возможного уровня рентабельности. Таким образом, абсолютно закономерным действием со стороны ООО «Техномакс» было отказаться от дальнейшего участия в аукционе и воспользоваться возможность предложить цену в соответствии со статьей 68 Федерального закона 44-ФЗ.

В настоящее время ООО «Техномакс-ИТ» зарегистрировано в одностороннем порядке без согласия ООО «Техномакс» по тому же адрес.

В адрес ООО «Техномакс-ИТ» направлены досудебные претензии с просьбой изменить наименовании организации, чтобы исключить смешение между ООО «Техномакс» и ООО «Техномакс-ИТ».

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц ООО «Техномакс» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.11.2010, а ООО «Техномакс-ИТ» 24.10.2014 Юридический адрес ООО «Техномакс» и ООО «Техномакс-ИТ» совпадает - 660018, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Новосибирская, 42.

Письма ООО «Техномакс» направленные в адрес ООО «Техномакс-ИТ», в том числе и досудебная претензия датированы 2015 годом с апреля по июнь. Ранее ООО «Техномакс» претензионных писем в адрес ООО «Техномакс-ИТ» не направляло.

Согласно досудебной претензии направленной ООО «Техномакс» в адрес ООО «Техномакс-ИТ», в случае если ООО «Техномакс-ИТ» не сменит фирменное наименование, то ООО «Техномакс» обратиться в суд за разрешение указанного спора.

Доказательств наличия судебного разбирательства между ООО «Техномакс» и ООО «Техномакс-ИТ» в адрес УФАС России по Иркутской области не представлено.

Коллегия считает доводы ООО «Техномакс» несостоятельными ввиду следующего:

В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами- конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Таким образом, Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно разъяснениям Президиума ФАС России № 3 «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств так и совокупности косвенных доказательств.

 На практике к таким косвенным доказательствам обычно относятся:

- отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности – получению прибыли;

- заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;

- использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;

- фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;

- оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;

- формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;

- наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.

Коллегией установлено, что выводы Иркутского УФАС основываются на следующей совокупности доказательств:

1. ООО «Техномакс» в ходе торгов осуществляло подачу ценовых предложений с ip-адреса 178.169.87.12, идентичного iр-адресу, с которого ООО «Техномакс-ИТ» участвовало в торгах. При этом ip-адрес с которого поступало ценовое предложение от участника ООО «Форвард», также принадлежит ООО «Техномакс». Таким образом, Иркутское УФАС России приходит к выводу, о наличии прямой связи между тремя участниками аукциона - ООО «Техномакс», ООО «Техномакс-ИТ», ООО «Форвард».

2. ООО «Техномакс-ИТ» и ООО «Форвард» намерено занижали начальную (максимальную) цену контракта с целью исключения подачи ценовых предложений от других участников аукциона не состоявших в сговоре.

3. ООО «Форвард» ранее принимал участие в закупках и не единожды становился победителем (электронный аукцион № 0119200000114003601 от 30.06.2014, электронный аукцион № 0134300079214001041 от 20.06.2014). Данный факт свидетельствует о знании, ООО «Форвард», действующего законодательства о контрактной системе. Из чего следует, что указанный участник знаком и с порядком подготовки и подачи заявок на участие в закупках. В связи с чем, ООО «Форвард» намеренно подготовил заявку с нарушениями действующего законодательства и положениями документации с целью признания второй части заявки несоответствующей.

4. ООО «Техномакс» и ООО «Техномакс-ИТ» являются самостоятельными юридическими лицами. Между тем, указанные общества зарегистрированы по одному юридическому адресу: 660018, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Новосибирская

5. В соответствии с выпиской движения денежных средства, представленной ОАО «Сбербанк России» в отношении ООО «Форвард», ООО «Форвард» произвел оплату за компьютерное оборудование на счет СЧ048067 поставленное ООО «Техномакс». Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии связи между ООО «Техномакс» и ООО «Форвард».

Комиссия Тамбовского УФАС России от 23.12.2014 № А4-21/14 в решении пришла к выводу: участники аукциона реализовывали единую стратегию поведения, что подтверждается тем, что общества подали заявки на участие в аукционе и были признаны участниками аукциона, однако при рассмотрении второй части заявки были признаны несоответствующими заявки некоторых участников, заявки подавались с одинаковых ip-адресов. Законность и обоснованность решения, было подтверждено Арбитражным судом Тамбовской области (А64-718/2015). Суд пришел к выводу о том что поведение участников аукциона не могло быть случайным совпадением обстоятельств, а является следствием договоренности, которая реализована с целью введения добросовестного участника аукциона в заблуждение и выведения его из конкурентной борьбы и получения контракта по максимально возможной цене.

Комиссия Краснодарского УФАС России от 24.06.2014 № 356/13 в решении установила, что фактический и юридический адрес участников аукциона совпадает, ценовые предложения участников аукциона, формально независимых хозяйствующих субъектов подаются с одинаковых ip-адресов. Законность и обоснованность решения была подтверждена Арбитражным судом Краснодарского Края (А32-10775/2015), а также 15 арбитражным апелляционным судом. Суд указал, что «установление принадлежности используемого ip-адреса конкретному субъекту правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, ввиду того, что сам по себе факт направления ценовых предложений формально независимых хозяйствующих субъектов с одного ip-адреса свидетельствует о заключении обществами недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения».

  1. Комиссия Московского областного УФАС России от 30.04.2015 № 05/АА/598 установила, что подача заявок на участие в аукционе подавалось с одинаковых ip-адресов. Законность и обоснованность решения была подтверждена Арбитражным судом города Москвы (А40-101519/15), а также 9 арбитражным апелляционным судом. В решении по делу суд указал «антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу об использовании заявителями единой инфраструктуры, что возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой цели и исключительно в результате достигнутых договоренностей».

    2. К аналогичным выводам пришли комиссии Ростовского УФАС России в решении от 02.02.2015 № 90/05 (А53-6176/2015), Пермского УФАС России в решении от 23.06.2015 № 091-15-А (А50-22188/2015), Московского УФАС России в решении от 30.07.2014 № 1-11-1721/77-13 (А40-179811/2014), Саратовского УФАС России в решении от 07.12.2013 № 5-136/тр (А57-4980/2014). Во всех случаях суд подтвердил, что использование участниками торгов единой инфраструктуры, возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой цели и исключительно в результате достигнутых договоренностей, поскольку коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Кроме того, решение Хакасского УФАС России от 11.05.2016 № 61-А-15 вынесено в отношении ООО «Техномакс» по аналогичным обстоятельствам.

3. Учитывая совокупность доказательств Иркутское УФАС России пришло к выводу о наличии антиконкурентного соглашения между ООО «Форвард», ООО «Техномакс», ООО «Техномакс-ИТ» запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Указанная позиция подтверждаться существующей правоприменительной практикой:

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 № 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются.

Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.

Приводимый в жалобе ООО «Техномакс» довод о предоставлении сервера ООО «Форвард» по договору аренды, который использовался последним при участии в аукционе, напротив лишь подтверждает наличие взаимодействия и консолидации между указанными хозяйствующими субъектами. С точки зрения нормальной конкуренции не является логичным данное поведение ООО «Техномакс», направленное на обеспечение технической возможности для выхода на торги своему конкуренту.

Нарушение антимонопольного законодательства ООО «Форвард», ООО «Техномакс» и ООО «Техномакс-ИТ» подтверждается совокупностью доказательств, содержащихся в решении. По мнению Коллегии квалификация действиям ответчиков по данному делу дана верная. Жалоба не содержит доводов или аргументов, свидетельствующих о нарушении единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Таким образом, апелляционная Коллегия приходит к выводу, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17.03.2016 по делу № 137 принято с учетом требований Закона о защите конкуренции, соответствует практике его применения, не нарушает единообразие применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Коллегия,

 

РЕШИЛА:

 

Оставить жалобу ООО «Техномакс» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17.03.2016 по делу № 137 без удовлетворения.

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение о рассмотрении жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного ор гана. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны