Аналитический отчет б/н Отчет Экспертного совета ФАС России по вопросам связи от 22 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

12 декабря 2011 года состоялось заседание Экспертного совета ФАС России по вопросам связи.


Члены Экспертного совета обсудили вопросы:
1. заменяемости услуг фиксированной и сотовой связи на рынке телефонной связи в российской Федерации, а также меры, необходимые для формирования единого рынка услуг телефонной связи;
2. влияния мер, принимаемых в рамках реализации административной реформы и совершенствования контрольно-надзорных функций, а также оптимизации оказания государственных услуг в сфере связи;
3. о необходимых мерах по реализации принципа «сетевой нейтральности» в Российской Федерации.


Заслушан доклад А.Н. Голомолзина «О конкуренции услуг фиксированной телефонной и подвижной радиотелефонной связи для целей передачи голосовой информации». А.Н. Голомолзин сообщил, что по результатам анализа, проведенного ФАС России, установлена устойчивая возможность замены услуг фиксированной телефонной связи, в отношении которых применяется государственное регулирование и контроль, услугами подвижной радиотелефонной связи в междугородном, внутризоновом сегментах во всех субъектах Российской Федерации. В местном сегменте возможность замены услуг фиксированной телефонной связи, в отношении которых применяется государственное регулирование и контроль, услугами подвижной радиотелефонной связи, существует в большинстве субъектов Российской Федерации.
А.Н. Голомолзин привел данные анализа о средневзвешенных ценах на услуги телефонной связи: международная связь: 12,34 руб/мин - фиксированная и 7,23 руб/мин - сотовая; междугородная: 3,78 руб/мин – фиксированная и 3,00 руб/мин – сотовая; внутризоновая связь: 2,74 руб/мин – фиксированная и 0,70 руб/мин – сотовая; местная связь: 0,94 руб/мин – фиксированная (с учетом постоянной составляющей ежемесячной платы при средней разговариваемости 285 мин/мес) и 0,70 руб/мин – сотовая.
А.Н. Голомолзин уточнил, что даже при несопоставимости набора услуг в безлимитных тарифных планах сотовых и фиксированных операторов (безлимитный тарифный план фиксированного оператора включает только соединения внутри муниципального образования, сотового оператора – включает внутризоновые, междугородные соединения, СМС и доступ к Интернет, часто – с ограничением трафика), сравнение этих тарифных планов свидетельствует о возможной замене услуг: 435 руб/мес. - фиксированная связь и 391 руб/мес. – сотовая в Московской области; 490 руб/мес. - фиксированная связь и 399 руб/мес. – сотовая в Магаданской области; 375 руб/мес. - фиксированная связь и 300 руб/мес. – сотовая (с ограничением по трафику 300 мин/мес в Нижегородской области.
Важное значение имеет при этом состояние конкуренции на рынке сотовой связи.
Также необходимо учитывать социальный аспект – обеспечения услугами телефонной связи пользователей в труднодоступных, малонаселенных местностях.
Экспертному совету предложено рассмотреть предложения, направленные на дальнейшее развитие конкуренции, а также снятие существующих в настоящее время экономически не обоснованных ограничений для развития отрасли:
- изменить концепцию института универсальных услуг связи, введя персонифицированный доступ к услугам голосовой телефонной связи и услугам доступа к сети Интернет, основываясь на принципе технологической нейтральности, что позволит существенно улучшить ситуацию с распространением услуг связи в Российской Федерации и оптимизировать затраты фонда универсальных услуг;
- отказаться от института существенных операторов, основываясь на том, что необходимое государственное регулирование должно возлагаться на хозяйствующих субъектов, обладающих значительной рыночной властью;
- обеспечить недискриминационный порядок функционирования сетей фиксированной и сотовой телефонной связи, в том числе порядок построения сетей связи и пропуска трафика при оказании услуг связи;
- внести изменения в законодательство о естественных монополиях, учитывающие современное состояние рынка услуг связи: изменить определение субъекта естественной монополии, изменить методологию принятия решения о введении, изменении, прекращении регулирования, в том числе тарифного: должен проводиться анализ рынка в порядке, установленном антимонопольным законодательством, учитывающий наличие межвидовой конкуренции.
Члены Экспертного совета согласились с выводами анализа ФАС России и пришли к выводу, что в сложившихся условиях необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования рынка услуг связи с целью недопущения сдерживания экономически обоснованного перехода рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка с введением технологической нейтральности регулирования.
В ходе обсуждения выполнения Плана реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере связи (далее – План) члены Экспертного совета признали, что все мероприятия, предусмотренные Планом, направлены на решение важных отраслевых проблем, создание условий для развития сетей связи, стимулирование использования новых технологий и конверсию радиочастотного спектра и в этой связи представляются актуальными.
Рабочая группа № 1 при Правительственной комиссии по административной реформе, возглавляемая И.Ю. Артемьевым, по поручению Аппарата Правительства Российской Федерации проводит анализ всех принятых планов мероприятий, направленных на совершенствование контрольно-надзорных функций и оптимизацию предоставления государственных услуг в различных сферах экономики с привлечением представителей экспертного и бизнес - сообщества с целью оценки влияния принимаемых решений на снижение административных барьеров для бизнеса.
В связи с изложенным и понимая важность мероприятий, проводимых для снижения административных барьеров, Экспертный совет решил вопросы реализации административной реформы и совершенствования контрольно-надзорных функций, а также оптимизации оказания государственных услуг в сфере связи, считать приоритетным направлением работы Экспертного совета.
Членам Экспертного совета предложено направлять для рассмотрения на Экспертном совете сообщения о существенных административных барьерах, а также предложения по дальнейшему совершенствованию контрольно-надзорных функций в сфере связи.
О результатах деятельности рабочей группы при Экспертном совете по вопросам сетевой нейтральности Экспертному совету представлена итоговая Справка. Отмечено, что в Российской Федерации законодательно установлены требования, обеспечивающие реализацию принципов сетевой нейтральности в части раскрытия информации об условиях получения услуг связи пользователями. Также, антимонопольным законодательством установлены нормы, необходимые для пресечения ограничения сетевой нейтральности.
Вмести с этим, не установлены требования для раскрытия информации о способах управления трафиком, необходимой для потребителей услуг и распространителей законного контента.
Экспертный совет решил продолжить работу, обсудить соответствующие рекомендации на одном из заседаний по применению способов приоритезации трафика.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны