Решение б/н Решение по делу в отношении Ростехнадзора (№ 1 15/150-07) от 27 мая 2008 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 1 15/150-07

 

27 мая 2008 г. г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя ФАС России – Цыганова А.Г., членов Комиссии: начальника отдела правовой экспертизы Правового управления - Ходыкиной Т.А., заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления - Локотиловой А.В.,
заместителя начальника отдела правовой экспертизы Правового управления – Дроздова Б.Б., заместителя начальника отдела судебной работы Правового управления – Пихтина К.А.,

в присутствии:

представителей ООО НТЦ «Строймашавтоматизация» Сушинского В.А. (генеральный директор, решении № 1 от 25.04.2006), Иржака Ю.М. (доверенность от 26.04.2007 № НТЦ-540);
представителей ООО НПП «Резонанс» Коровина В.А. (генеральный директор, решение единственного учредителя (участника) от 03.05.2006), Коровина К.В. (доверенность от 03.07.2007 б/н),

рассмотрев дело № 1 15/150-07 по признакам нарушения Ростехнадзором (105066, г. Москва, Б-66, ул. А. Лукьянова, д. 4, корп. 8)
части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило обращение генерального директора ООО Научно – производственного предприятия «Резонанс» Коровина В.А. (далее –заявитель).
Из обращения заявителя следует, что в соответствии с приложением 1 к Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ-10-382-00, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 31.12.1999
№ 98 (далее – Правила ПБ-10-382-00), Научно – технический центр «Строймашавтоматизация» (далее – НТЦ «Строймашавтоматизация») является головной организацией по краностроению по номенклатуре приборы и устройства безопасности.
НТЦ «Строймашавтоматизация» согласно Правилам ПБ-10-382-00 уполномочена проводить экспертизу проектов кранов, участвовать в приемочных испытаниях кранов, что, по мнению заявителя, означает наделение Госгортехнадзором России данной организации функциями и правами органа власти, в результате чего данная организация «имеет безграничные полномочия в области вышеперечисленных прав» и может «препятствовать и негативно влиять на деятельность предприятий и развитие конкуренции».
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон по делу, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 15 Указа Президента Российской Федерации
от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) преобразован в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Положение о Ростехнадзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в сфере промышленной безопасности.
Ростехнадзор как специально уполномоченный орган в сфере промышленной безопасности осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Ростехнадзоре).
В целях осуществления указанных функций, Ростехнадзор реализует ряд полномочий, в частности, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах (подпункт 5.3.1.5 пункта 5.3 Положения о Ростехнадзоре).
Согласно пункту 3 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
В соответствии с подпунктами 6.1, 6.2, 6.5 пункта 6 Положения о Ростехнадзоре с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Ростехнадзор имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к его компетенции, проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов.
Таким образом, непосредственное проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований в соответствии с положением о Ростехнадзоре к функциям Ростехнадзора не относится.
Для целей проведения экспертиз, исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности Ростехнадзор согласно подпункту 6.5 пункта 6 Положения о Ростехнадзоре вправе привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов, обладающих специальными познаниями в определенной области, которые и проводят необходимые исследования, испытания, анализы и оценки, а также научные исследования, в том числе, на возмездной основе, в частности, получать заключения головной организации о результате технической экспертизы проекта, согласно подпункту «д» пункта 2.1.3 Правил ПБ-10-382-00, привлекать к участию в проведении приемочных (или квалификационных) испытаний кранов представителей головных организаций, согласно пункту 3.1.10 Правил ПБ-10-382-00, привлекать к участию в приемочных испытаниях кранов, проведении экспертизы кранов, обследовании кранов, в том числе с истекшим сроком службы, предусмотренных пунктом 8.8 Приложения 2 указанных Правил.
Кроме того, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат экспертизе промышленной безопасности (часть 5 статьи 7, часть 1 статьи 13 Закона о промышленной безопасности).
Согласно частям 2, 4 статьи 13 Закона о промышленной безопасности экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. Затем заключение экспертизы промышленной безопасности представляется в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган, где рассматривается и утверждается в установленном порядке.
По информации, представленной в ФАС России Ростехнадзором, экспертизу промышленной безопасности технических устройств выполняют более 550 специализированных организаций, имеющих лицензию Ростехнадзора на проведение экспертизы промышленной безопасности (письмо Ростехнадзора от 28.04.2006 № МК-47/393).
Также Комиссией установлено, что головные организации по краностроению проводят научно – исследовательские работы по безопасно эксплуатации грузоподъемных кранов, проводят экспертизу проектов по вновь разработанным и модернизированным кранам, участвуют в приемочных испытаниях кранов.
При осуществлении надзорной и контрольной деятельности Ростехнадзор также взаимодействует с иными научно-исследовательскими, экспертными и проектными организациями, специализированными спасательными подразделениями, что предусмотрено Положением о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора России, утвержденным приказом Госгортехнадзора от 26.04.2000 № 50 (письмо Ростехнадзора от 09.08.2007
№ 09-08/1571).
Согласно информации, представленной по запросу ФАС России
от 18.12.2007 № ЦА/248881, кроме НТЦ «Строймашатоматизация», возможность проведения приемочных (квалификационных) испытаний приборов безопасности, в том числе, проведения проверки приборов ОГМ 240 производства ООО НПП «Резонанс», также имеют ООО «Инжтехцентр» (письмо от 07.02.2008 № 2), ОАО «Российская экспертная компания по объектам промышленной безопасности (РосЭк) (письмо от 09.01.2008 № 03), ООО Инженерно-консультационный центр «Мысль» Новочеркасского государственного технического университета (письмо от 15.01.2008 № 33-013-08).
Исходя из этого, утверждения заявителя о том, что НТЦ «Строймашатоматизация» является единственной организацией, уполномоченной давать заключение о результате технической экспертизы проектов кранов, участвовать в приемочных (квалификационных) испытаниях кранов, проведении экспертизы, обследовании кранов, в том числе с истекшим сроком службы, не подтверждаются.
Таким образом, Комиссией установлено, что помимо головных организаций Ростехнадзора, давать заключение о результате технической экспертизы проектов кранов, участвовать в приемочных (квалификационных) испытаниях кранов, проведении экспертизы, обследовании кранов, в том числе с истекшим сроком службы, их узлов, механизмов, приборов безопасности, могут также и иные организации, и хозяйствующий субъект, заинтересованный в проведении подобных испытаний разработанных им технических устройств, имеет возможность обратиться в любую из имеющихся организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Поскольку непосредственное проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований не относится к функциям федерального органа исполнительной власти, в данном случае к функциям Ростехнадзора, Комиссия пришла к выводу, что проведение головными организациями Ростехнадзора исследований, испытаний, анализов и оценок, в частности, выдача заключений о результатах технической экспертизы проектов кранов, участие в приемочных (квалификационных) испытаниях кранов, проведении экспертизы, обследовании кранов, в том числе с истекшим сроком службы, их узлов, механизмов, приборов безопасности, не является наделением указанных организаций функциями и правами органов государственного контроля и надзора.
Таким образом, нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Ростехнадзора не усматривается.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 1 15/150-07 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях Ростехнадзора.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии А.Г. Цыганов

 

члены Комиссии: Т.А. Ходыкина
А.В. Локотилова

Б.Б. Дроздов

К.А. Пихтин

Связанные организации

Связанные организации не указаны