Решение б/н Решение по делу в отношении ООО «ФарПост» и ООО «Прага-ДВ» от 9 июля 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDF21 августа 2012 г.
г. Владивосток
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
Абросимов Д.Е. - заместитель руководителя Приморского УФАС России;
члены Комиссии:
Кромской С.В. - начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
Рязанова А.А. - специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев 15 августа 2012 года дело № 34/07-2012, возбужденное по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») при распространении на сайте http://vladivostok.farpost.ru рекламы алкогольной продукции ООО «Прага-ДВ»,
в присутствии представителя лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе
в присутствии представителя заинтересованного лица от ООО «ФарПост» (рекламораспространитель)
УСТАНОВИЛА:
25.07.2012 в ходе мониторинга рекламы, распространяемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», установлено, что на сайте http://vladivostok.farpost.ru/13891974 размещена реклама под заголовком - «Бар «Чешская Пивница». Попробуйте новые блюда и новое чешское пиво (Владивосток)», следующего содержания:
«Бар «Чешская Пивница» приглашает попробовать новинки нашего меню:
- Чешское разливное пиво «Карловец» темное и светлое,
- Чешские национальные напитки: мандариновица, апельсиновица, яблоковица и др….».
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции, к которой в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» относиться и пиво, не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Установлено, что владельцем сайта http://vladivostok.farpost.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является ООО «ФарПост»
Предпринимательскую деятельность бара «Чешская Пивница» осуществляет ООО «Прага-ДВ»
Определением Приморского УФАС России от 30.07.2012 в отношении ООО «Прага-ДВ», рекламодателя указанной рекламы бара «Чешская Пивница», было возбуждено дело № 34/07-2012 по признакам нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
ООО «ФарПост» было привлечено к участию в рассмотрении указанного дела в качестве заинтересованного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспростра-нителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
08.08.2012 в Приморское УФАС России поступили письменные пояснения директора ООО «Прага-ДВ» , в которых сообщалось, что 16.01.2012 обществом был заключен договор подряда на проведение рекламной кампании с гражданином Б. По мнению директора ООО «Прага-ДВ», в соответствии с вышеуказанным договором за всю рекламу, все рекламные ролики, рекламные объявления отвечает исполнитель - гражданин Б. ООО «Прага-ДВ» также представило письменные объяснения гражданина Б., в которых он поясняет, что на момент размещения вышеуказанной рекламы в мае 2012 года реклама алкогольной продукции, включая пиво, рекламным законодательством в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не запрещалась. Гражданин Б. также сообщил, что внесение изменений в статью 21 Федерального закона «О рекламе» он, как исполнитель по договору с ООО «Прага-ДВ» не отследил, но после ознакомления с определением Приморского УФАС России о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе нарушения устранил.
Факт устранения нарушения законодательства о рекламе нашел свое подтверждение в ходе заседания Комиссии 15.08.2012 при просмотре содержания страницы http://vladivostok.farpost.ru/13891974 .
14.08.2012 в Приморское УФАС России поступила информация от ООО «ФарПост», в которой сообщалось, что ООО «ФарПост» не заключало с ООО «Прага-ДВ» договор об оказания рекламно - информационных услуг по публикации рекламных объявлений на интернет – ресурсе «farpost.ru». Рассматриваемая реклама на ресурсе «farpost.ru» была размещена физическим лицом. ООО «ФарПост» выразил мнение, что в спорном объявлении содержалась реклама не алкогольной подукции, а реклама бара - «Чешская Пивница», что, по мнению ООО «ФарПост», рекламным законодательством не запрещено.
15.08.2012 года в ходе рассмотрения дела № 34/07-2012, представитель ООО «Прага-ДВ» сообщила, что Общество вину в нарушении требования пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» не признает, поскольку считает, что в данном случае объектом рекламирования является бар «Чешская Пивница», а не реализуемые в нем пиво и алкогольные напитки. Кроме того, по еемнению , указание в объявлении на название пива «Карловец» является обязанностью организации, ведущей деятельность ресторанов и баров, указывать в меню названия предлагаемых продуктов.
Представитель заинтересованного лица - ООО «ФарПост», поддержал письменные пояснения о том, что между ООО «ФарПост» и ООО «Прага-ДВ» договор на публикацию рассматриваемого объявления не заключался, на ресурсе «farpost.ru» оно было размещено физическим лицом, а также о том, что, по мнению ООО «ФарПост», рассматриваемое объявление направлено на рекламу бара «Чешская Пивница», а не на реализуемые в нем алкогольные напитки.
Исследовав материалы дела и выслушав объяснения представителей ООО «Прага-ДВ», и ООО «ФарПост» , Комиссия отмечает следующее.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции, не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рекламе, размещенной на интернет – ресурсе «farpost.ru» на сайте по адресу http://vladivostok.farpost.ru/13891974 использован текст: «Бар «Чешская Пивница» приглашает попробовать новинки нашего меню: Чешское разливное пиво «Карловец» темное и светлое, Чешские национальные напитки: мандариновица, апельсиновица, яблоковица и др….». В соответствии с информацией, размещенной на сайте ООО «Прага-ДВ» http://www.pivnicedv.ru указанные напитки являются алкогольными напитками, содержание алкоголя в них составляет: в мандариновице - 45%, апельсиновице – 45%, яблоковице – 50%. В соответствии с информацией, размещенной на сайте http://www.karlovec.ru официального дистрибьютора на территории РФ ООО «Аль-трейд» содержание алкоголя в светлом лагере пива «Карловец» составляет 4,8%, а в темном лагере – 4,7%. Таким образом, из текста рекламы однозначно следует, что посетителей бара приглашают попробовать алкогольные напитки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования – это товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности, либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является не только бар «Чешская Пивница», но и прямо названные и реализуемые в указанном баре алкогольные напитки: пиво «Карловец», мандариновица, апельсиновица, яблоковица.
Кроме того Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на их изготовителей или продавцов. Таким образом, установленный статьей 21 Федерального закона «О рекламе» запрет на рекламу алкоголя в Интернете, распространяется также в полной мере и на рекламу продавца алкогольных напитков – бара «Чешская пивница».
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в заседании, Комиссия пришла к заключению, что рассматриваемая реклама бара «Чешская Пивница» и реализуемых в нем алкогольных напитков размещена на интернет – ресурсе «farpost.ru» по адресу http://vladivostok.farpost.ru/13891974 с нарушением пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещавшуюся 25.07.2012 на интернет-ресурсе «farpost.ru» по адресу: http://vladivostok.farpost.ru/13891974 под заголовком - «Бар «Чешская Пивница». Попробуйте новые блюда и новое чешское пиво (Владивосток)», следующего содержания: «Бар «Чешская Пивница» приглашает попробовать новинки нашего меню:
-Чешское разливное пиво «Карловец» темное и светлое,
-Чешские национальные напитки: мандариновица, апельсиновица, яблоковица и др….»,
поскольку она была размещена с нарушением требований пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».
2. Принимая во внимание информацию о том, что размещение рекламы алкогольной продукции на интернет-ресурсе «farpost.ru» по адресу: http://vladivostok.farpost.ru/13891974 прекращено в добровольном порядке до даты рассмотрения настоящего дела, предписание об устранении нарушения рекламного законодательства рекламораспространителю - ООО «ФарПост» и рекламодателю - ООО «Прага-ДВ», не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Приморского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 августа 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.