Аналитический отчет б/н "Защита интересов бюджета в сфере ГОЗ". Статья Игоря Башлако... от 12 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

После упразднения 1 января 2015 года Федеральной службы по оборонному заказу контроль за соблюдением законодательства в данной сфере передан Федеральной антимонопольной службе. Основное внимание в статье уделено вопросам, касающимся административно-правовых мер, осуществляемых ФАС России по защите ресурсов бюджета в сфере государственного оборонного заказа.

Контрольные полномочия ФАС в сфере гособоронзаказа

В соответствии с пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275‑ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о государственном оборонном заказе) ФАС России осуществляет функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа. Обязанность ФАС России контролировать соблюдение коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления законодательства о государственном оборонном заказе также предусмотрена пунктом 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе1 (далее — Положение).

На основании Положения ФАС России контролирует в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ):

• порядок ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, формирование и применение государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении и выполнении оборонного заказа;

• соблюдение государственными заказчиками требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в данной сфере, в том числе использование бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на выполнение гособоронзаказа, и выполнение финансовых обязательств по заключенным государственным контрактам (договорам);

• соблюдение головными исполнителями и исполнителями оборонного заказа требований, установленных законодательством РФ в сфере ГОЗ.

В процессе осуществления контроля ФАС России имеет право выдавать предписания (пункт 5.3.2.3 Положения), обязательные для исполнения госзаказчиками, федеральными органами исполнительной власти, головными исполнителями и исполнителями гособоронзаказа в случаях, предусмотренных законодательством о государственном оборонном заказе.

На основании пункта 5.3.6 Положения ФАС России проводит проверку соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе госзаказчиками, федеральными органами исполнительной власти, головными исполнителями и исполнителями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.

Кроме того, антимонопольная служба имеет право обращаться в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Стоит отметить, что ФАС России свои полномочия по контролю бюджетных ассигнований в сфере ГОЗ может осуществлять не только в рамках законодательства о государственном оборонном заказе, но и в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен, тарифов.

Взыскание средств

Контролируя сферу государственного оборонного заказа, ФАС России имеет право взыскивать в бюджет средства, выделенные на выполнение гособоронзаказа, но истраченные на иные цели. Данные полномочия вытекают из нормы пункта 2 части 1 статьи 15.2 Закона о государственном оборонном заказе.

В соответствии с данной нормой контролирующие органы выдают государственному заказчику, головному исполнителю, исполнителю обязательные для исполнения предписания о перечислении в бюджет дохода, полученного в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

Правовые основания взыскания в федеральный бюджет средств, израсходованных на цели, не связанные с ГОЗ, включены в нормы части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе. В частности, данная норма закона запрещает действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые влекут за собой необоснованное завышение цены на продукцию по гособоронзаказу, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта. К таким действиям (бездействию) головного исполнителя и исполнителя можно отнести:

• включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

• установление экономически, технологически и (или) иным образом необоснованной цены на продукцию, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

• использование полученных по госконтракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Необходимо отметить, что взыскиваемые контролирующим органом денежные средства возвращаются в бюджет РФ, а в последующем направляются соответствующему государственному заказчику. Согласно пункту 4 статьи 6.2 Закона о государственном оборонном заказе госзаказчик имеет право на увеличение объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета на сумму дохода, полученного вследствие нарушения законодательства в сфере ГОЗ, взысканного в федеральный бюджет.

Речь идет о возмещении ущерба, причиненного РФ в результате нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа и средствах, перечисленных в федеральный бюджет головным исполнителем, исполнителем на основании предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 2 части 1 статьи 15.2 Закона о гособоронзаказе.

Таким образом, взыскание денежных средств в федеральный бюджет в случае их неправомерного использования на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа, по предписанию контролирующего органа можно рассматривать как одну из форм защиты ресурсов бюджета в сфере ГОЗ. Необходимо отметить, что взыскание денежных средств в бюджет по предписанию антимонопольного органа, к сожалению, не является бюджетной мерой принуждения в понимании статьи 306.2 БК РФ. Придание ей такого статуса позволило бы производить взыскание средств в сфере ГОЗ в бесспорном порядке. От этого бюджет только выиграл бы.

Механизмы защиты

Защита интересов бюджета в сфере ГОЗ осуществляется ФАС России при исполнении полномочий по контролю за размещением государственного оборонного заказа, который размещается в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о гособоронзаказе.

Контроль за размещением заказов осуществляется в соответствии со статьями 69, 72 БК РФ. Статья 72 БК РФ содержит бланкетную норму, согласно которой заказы размещаются в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе с учетом положений БК РФ.

Целями Федерального закона № 44‑ФЗ являются повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности госзакупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в данной сфере в части, касающейся:

• планирования закупок товаров, работ, услуг;

• определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

• заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги;

• особенностей исполнения контрактов;

• мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

• аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

• контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Эффективное использование средств бюджетов при размещении заказов обеспечивает соблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ. Следует отметить, что в соответствии с нормами части 2 статьи 306.1 БК РФ действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Данная норма является бланкетной, отсылающей в том числе к законодательству об административных правонарушениях и уголовному законодательству. В данной норме статьи отсутствует отсылка к законодательству о контрактной системе. При этом необходимо отметить, что в соответствии со статьями 23.51, 23.66, 23.82 КоАП РФ антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере контрактной системы, оборонного заказа, государственного регулирования цен, законодательство о которых основано на нормах БК РФ и обеспечивает защиту средств бюджета в административном порядке.

К нормам КоАП РФ, обеспечивающим защиту средств бюджета, можно отнести:

• статью 7.29.1 «Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа»;

• статью 14.6 «Нарушение порядка ценообразования»;

• статью 14.55 «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа»;

• статью 14.55.1 «Ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу»;

• статью 14.55.2 «Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу»;

• статью 15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств».

Вспомогательные меры

Необходимо отметить, что повысить эффективность системы, обеспечивающей исполнение ГОЗ через сохранение бюджетных средств, могли бы вспомогательные контрольные системы, позволяющие рассматривать в административном порядке вопросы, связанные с нарушением порядка ценообразования в ГОЗ. Основывается данное утверждение на том, что если нарушения порядка ценообразования можно устранить в короткий срок до момента перечисления платежа головному исполнителю, исполнителю, то не возникнет необходимости взыскивать в бюджет денежные средства, перечисленные с нарушением норм закона о гособоронзаказе.

 

1Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331

 

Игорь Васильевич БАШЛАКОВ-НИКОЛАЕВ, начальник Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат экономических наук

Связанные организации

Связанные организации не указаны