Предупреждение №СП/103254/18 Предписание от 17 декабря 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области
ул. 25 Октября, дом 45, г. Воронеж, 394000 |
ПРЕДПИСАНИЕ
г. Москва
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, рассмотрев материалы, связанные с установлением Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в отношении ООО «РВК-Воронеж» на 2015-2018 годы,
УСТАНОВИЛ:
Государственное регулирование тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения осуществляются в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406) и Правилами установления регулируемых тарифов (далее – Правила № 406), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).
Рассмотрев документы и материалы тарифной кампании ООО «РВК-Воронеж» за период с 2015 по 2018 гг. на услуги водоснабжения и водоотведения, в том числе представленные экспертные заключения по установлению тарифов (далее – экспертные заключения), а также иные обосновывающие документы и материалы выявлено следующее.
Тарифы для ООО «РВК-Воронеж» в сфере водоснабжения и водоотведения установлены Управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области (далее – орган регулирования) на долгосрочный период регулирования 2015-2019 годы (приказы Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 21.02.2015 №22/2, 22/3, 22/4).
Инвестиционная программа ООО «РВК-Воронеж» по реконструкции (модернизации) систем водоснабжения и водоотведения на территории городского округа город Воронеж в рамках реализации концессионного соглашения от 23.03.2012 (далее соответственно – инвестиционная программа и концессионное соглашение) утверждена на 2012-2018 годы.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования № 406 предусмотрена корректировка тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования.
Приказами органа регулирования от 14.12.2017 № 53/44, 53/45, 53/46 произведена корректировка на 2018 год ранее установленных тарифов ООО «РВК-Воронеж» в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 18.1 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - показатели надежности, качества, энергетической эффективности) - показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 416-ФЗ к показателям надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения относятся:
1) показатели качества воды;
2) показатели надежности и бесперебойности водоснабжения и водоотведения;
3) показатели очистки сточных вод;
4) показатели эффективности использования ресурсов, в том числе уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды);
5) иные показатели, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Степень исполнения обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, обязательств организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, а также по реализации инвестиционной программы, производственной программы определяется с использованием плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности устанавливаются:
1) утвержденными инвестиционной программой, производственной программой в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных указанными программами;
2) концессионным соглашением в отношении создаваемого и (или) реконструируемого в течение срока действия концессионного соглашения объекта концессионного соглашения.
Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности включаются в состав инвестиционных программ, производственных программ, реализуемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в концессионные соглашения, объектами которых являются такие системы, отдельные объекты таких систем, на каждый год срока действия указанных программ, договоров аренды, концессионных соглашений с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей.
При этом, в случае, если создание централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов такой системы либо реконструкция такой системы или таких объектов предусмотрены концессионным соглашением, плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности и сроки их достижения концессионером должны быть установлены в отношении каждого предусмотренного утвержденными инвестиционной программой, производственной программой объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения таким образом, чтобы обеспечивать достижение установленных концессионным соглашением плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности в установленные им сроки.
В случае, если организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности и качества, тарифы этой организации, устанавливаемые, изменяемые или корректируемые на очередной год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств этой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы.
Плановые значения показателей энергетической эффективности применяются при установлении на очередной период регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 79 Основ ценообразования № 406 показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии) относятся к долгосрочным параметрам регулирования деятельности организации, которые устанавливаются на весь долгосрочный период регулирования и в течение него не пересматриваются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 33 Основ ценообразования.
С учетом совокупности норм законодательства показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии) должны устанавливаться органом регулирования исходя из заключенного концессионного соглашения на долгосрочный период регулирования.
В случае недостижения целевых индикаторов реализации концессионного соглашения, не являющихся долгосрочными параметрами регулирования, необходимая валовая выручка регулируемой организации должна быть уменьшена в рамках корректировки, предусмотренной пунктом 80 Основ ценообразования № 406.
При этом в соответствии с Приказом органа регулирования от 21.05.2015 № 22/2 (в ред. от 14.12.2017 № 53/44) определены следующие долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения на период 2015 - 2019 годов:
уровень потерь воды – 24,63%;
удельный расход электрической энергии – 1,1 кВт*ч/куб. м.
Указанные показатели в соответствии с заключенным регулируемой организацией концессионным соглашением должны составлять:
уровень потерь воды – 15%;
удельный расход электрической энергии- 2015-2017 годы – 1,1 кВт*ч/куб. м., 2018-2019 годы – 1 кВт*ч/куб. м.
Кроме того, инвестиционная программа ООО «РВК-Воронеж» ежегодно корректировалась (скорректированная инвестиционная программа утверждена Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 30.11.2017 № 289).
При этом целевые индикаторы реализации концессионного соглашения (плановые значения показателей надежности и качества и энергетической эффективности) согласно скорректированной инвестиционной программе ООО «РВК-Воронеж» не соответствуют первоначальному концессионному соглашению, а также дополнительному соглашению № 3 к концессионному соглашению, действовавшему на дату утверждения инвестиционной программы (в части целевых показателей концессионного соглашения).
В частности, в сфере холодного водоснабжения плановый показатель уровня потерь воды в 2018 году в соответствии с:
концессионным соглашением – 15%;
дополнительным соглашением № 3 – 22 %;
скорректированной инвестиционной программой - 25%;
приказом УРТ от 21.05.2015 № 22/2 – 24,63% .
Плановый показатель удельного расхода электрической энергии в 2018 году в соответствии с:
концессионным соглашением – 1 кВт*ч/куб. м;
дополнительным соглашением № 3 – 1,7 кВт*ч/куб. м;
скорректированной инвестиционной программой – 1,7 кВт*ч/куб. м;
приказом УРТ от 21.05.2015 № 22/2 – 1,1 кВт*ч/куб. м .
В части целевых показателей концессионного соглашения, не являющихся долгосрочными параметрами регулирования.
В скорректированной инвестиционной программе от 30.11.2017 целевые индикаторы реализации концессионного соглашения (плановые значения показателей надежности и качества и энергетической эффективности) не соответствуют концессионному соглашению (в том числе в редакции дополнительного соглашения № 3). В сфере водоотведения плановый показатель количества неисправностей (засоров) на 1 км сети в соответствии с дополнительным соглашением № 3 в 2018 году составляет 4 ед/км, а согласно скорректированной инвестиционной программе от 30.11.2017 указанный показатель на 2018 год составляет 11,5 ед/км.
Вместе с тем, в экспертных заключениях органа регулирования за 2015-2018 годы в нарушение пунктов 25 и 26 Правил № 406 отсутствует анализ по достижению показателей реализации концессионного соглашения (не являющихся долгосрочными параметрами регулирования) и соответствующей корректировке необходимой валовой выручки регулируемой организации как в сфере холодного водоснабжения, так и в сфере водоотведения в порядке, предусмотренном пунктом 80 Основ ценообразования № 406.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» и «д» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области нарушившим статьи 2 и 39 Федерального закона № 416-ФЗ, пункты 73, 79 и 80 Основ ценообразования № 406, пункты 25 и 26 Правил № 406, при установлении на 2015-2018 годы тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «РВК-Воронеж».
2. Предписать в срок до 20.12.2018 (включительно) Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области устранить нарушения законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, а именно:
2.1. Пересмотреть долгосрочные параметры регулирования ООО «РВК-Воронеж» в сфере холодного водоснабжения, а именно: «уровень потерь воды,%» и «удельный расход электрической энергии, кВт*ч/куб. м» согласно положениям статей 2 и 39 Федерального закона № 416-ФЗ, пункту 79 Основ ценообразования № 406, а также в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а именно установить их на экономически обоснованном уровне, в соответствии с заключенным концессионным соглашением от 23.03.2012, исключив излишне полученные доходы регулируемой организации в соответствии с подпунктом «д» пункта 73 Основ ценообразования № 406.
2.2. Провести анализ достижения плановых целевых показателей реализации концессионного соглашения (не являющихся долгосрочными параметрами регулирования) и провести соответствующую корректировку необходимой валовой выручки регулируемой организации как в сфере холодного водоснабжения, так и в сфере водоотведения за период 2015-2018 годов в порядке, предусмотренном пунктами 73 (подпункт «д») и 80 Основ ценообразования № 406, с учетом мотивировочной части настоящего предписания исходя из плановых целевых показателей, предусмотренных концессионным соглашением от 23.03.2012 (без учета дополнительных соглашений). Исключить при необходимости излишне учтенные органом регулирования расходы и излишне полученные доходы регулируемой организации в предыдущих периодах регулирования.
2.3. Произвести расчет необходимой валовой выручки ООО «РВК-Воронеж» в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019 год с учетом подпунктов 1 и 2 настоящего пункта.
3. Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области в срок до 20.12.2018 (включительно) установить (пересмотреть) и ввести в действие тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для ООО «РВК-Воронеж» в соответствии с пунктами 1 и 2 резолютивной части настоящего предписания.
4. Об исполнении настоящего предписания Управлению по государственному регулированию тарифов Воронежской области в течение 10 дней с момента принятия решения, предусмотренного в пункте 3 резолютивной части настоящего предписания, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:
- протокола заседания коллегиального органа, на котором принимались решения во исполнение настоящего предписания;
- решений органа регулирования, принятие которых предписано пунктом 3 резолютивной части настоящего предписания;
- экспертного (-ых) заключения (-ий) по результатам исполнения настоящего предписания;
|
|
С.А. Пузыревский |
<............>