Решение б/н Решение и предписание ФАС России в отношении РАО ЕЭС и его д... от 22 августа 2005 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 105/163-04
о нарушении антимонопольного законодательства


24 января 2005 года
г.Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в составе:
председателя Комиссии - заместителя Руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзина А.Н.,
главного специалиста отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Шубина С.А.,
главного специалиста отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Парамонова И.Т.,
начальника отдела административного производства Правового управления Ельчиновой Е.А.,
в присутствии:
от ЗАО "МЭК-В": Шилова С.Я., Кухта Ю.И.,
от ОАО "Карельский окатыш": Алимпиева Ю.Н., Дмитриева А.Н.,
от ЗАО "ЦДР ФОРЭМ": Захарова М.А.,
от ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС": Поляковой И.Е.,
от ФСТ России: Студзинского К.А.,
от НП "АТС": Бусалаевой Л.В.,
рассмотрев дело № 105/163-04 о нарушении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) и ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",

УСТАНОВИЛА:

1. В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ОАО "Карельский окатыш" о неправомерности действий РАО "ЕЭС России", ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ОАО "ФСК ЕЭС" и заявление ЗАО "МЭК-В" о неправомерности действий РАО "ЕЭС России", выражающихся в нарушении статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон) в части создания препятствий доступу на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ФОРЭМ).
При рассмотрении материалов заявлений Федеральной антимонопольной службой было установлено, что в действиях РАО "ЕЭС России" и ОАО "ФСК ЕЭС" признаков нарушения антимонопольного законодательства не содержится. Кроме того, в заявлениях ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" был неправильно определен круг лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Из представленных материалов следует, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".
В связи с изложенным и в соответствии с пунктом 1.1. Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом МАП России от 25.07.96 № 91, Федеральной антимонопольной службой было возбуждено дело № 105/163-04 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".

2. В заявлениях ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" указывается, что постановлением ФЭК России от 26.02.2003 № 13-э/4 с 1 марта 2003 года ОАО "Карельский окатыш" и постановлением ФЭК России от 24.04.2002 № 23/14 с 1 июня 2002 года ЗАО "МЭК-В" включены в Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В целях дальнейшего урегулирования взаимоотношений с другими субъектами ФОРЭМ ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" были направлены предложения в адрес ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" о заключении договора на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечении системной надежности) ЕЭС России и в адрес ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" о заключении договора поставки и оказания услуг в регулируемом секторе (с учетом отклонений).
ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" с ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" были заключены договоры поставки и оказания услуг в регулируемом секторе (с учетом отклонений), содержащие отлагательное условие, в соответствии с которым договоры вступают в силу после заключения договоров с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России.
ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" письмами от 06.01.2004 № АК-101-35 и от 18.03.2004 № АК-101-1050 для заключения договора на оказываемые им услуги требует от ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" соответственно предоставления копии заключенного договора с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации и развитию ЕЭС России.
По мнению заявителей, своими действиями ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" создают препятствия выходу ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" на ФОРЭМ.

3. ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" представило в Комиссию ФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) ходатайство о прекращении производства по делу № 105/163-04 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" (вх. № 7-81 от 24.01.2005), поскольку ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" находится в стадии ликвидации, а его функции как оператора оптового рынка в регулируемом секторе и секторе отклонений с 1 января 2005 года переданы ЗАО "ЦФР". Соответственно договоры на поставку электроэнергии, заключенные ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" с ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В", прекратили свое действие 31 декабря 2004 года.
Комиссия приняла решение об удовлетворении представленного ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" ходатайства.

4. ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" письмами от 06.01.2004 № АК-101-35 и от 18.03.2004 № АК-101-1050 для заключения договора на оказываемые им услуги требует от ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" соответственно предварительного заключения договоров с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации и развитию ЕЭС России.
Кроме того, из представленных ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" в Комиссию возражений на заявление ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" (исх. № 119-009-6/1-27 от 20.12.2004) следует, что отсутствие заключенных договоров с РАО "ЕЭС России" является не единственной причиной по которой ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" отказывает ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" в заключении договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике между субъектами электроэнергетики и системным оператором является обязательным для обеих сторон. В связи с чем ответственность за подготовку договора лежит в равной степени, как на системном операторе, так и на его контрагенте. Вместе с тем, ОАО "Карельский окатыш" не представило полный пакет документов, запрашиваемых для рассмотрения вопроса о заключении указанного договора.
Так, в представленном ОАО "Карельский окатыш" пакете документов отсутствует Акт по разделению полезного отпуска электрической энергии собственным потребителям ОАО "Карелэнерго" и электропотребления (полезного отпуска) ОАО "Карельский окатыш" по отчету за 2003 год. Указанный документ необходим для расчета стоимости оказываемых ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
Из-за отсутствия данной информации ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" не может рассчитать стоимость своих услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в отношении ОАО "Карельский окатыш", что является существенным условием для заключения договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России.
По заявлению ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" требования ЗАО "МЭК-В" о понуждении ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" к заключению договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России являются не законными, поскольку, после включения постановлением ФЭК России от 24.02.2002 № 23/14 ЗАО "МЭК-В" в перечень организаций - субъектов ФОРЭМ, данный перечень не был утвержден Правительством Российской Федерации.
В подтверждение обоснованности своей позиции ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" представило комиссии копию решения Арбитражного суда г.Москвы от 17.09.2004, которым ЗАО "МЭК-В" отказано в удовлетворении исковых требований. Данное решение оставлено без изменения Постановлением 9-го Арбитражного Апелляционного суда от 23.11.2004.

5. Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, Комиссия установила следующие обстоятельства:
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике между субъектами электроэнергетики и системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора.
В соответствии с пунктом 14 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", наличие у заявителя заключенного договора на оказание услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России не отнесено к обязательным условиям, необходимым для получения статуса субъекта оптового рынка.
Статьей 12 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период…" определено, что порядок и условия взимания платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России определяются Правительством Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 14.04.95 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлены полномочия федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов по определению перечня услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, установлению размера абонентной платы за оказание услуги и определению порядка их оплаты.
Во исполнение указанных норм федеральных законов Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 декабря 2003 года № 792 "О перечне услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России", в соответствии с которым Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации поручается разработать с участием Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации и утвердить порядок и условия оплаты услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России. До настоящего времени какого-либо ведомственного нормативного правового акта о порядке и условиях оплаты услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России Федеральной службой по тарифам принято не было.
Таким образом, вышеуказанными нормативно-правовыми актами заключение договора с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России не предусмотрено в качестве обязательного условия для выхода на оптовый рынок электрической энергии.
Из изложенного следует, что требование со стороны ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" о необходимости предоставления копий договоров с РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России для заключения соответствующих договоров является необоснованным.
Пунктом 11 Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, установлен исчерпывающий перечень сведений, направляемый системному оператору заявителем и необходимый для заключения договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
Данным перечнем не предусмотрена необходимость предоставления системному оператору акта по разделению полезного отпуска электрической энергии собственным потребителям АО-энерго и электропотребления (полезного отпуска) заявителя.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что системный оператор оказывает услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в том числе, субъектам оптового рынка.
ЗАО "МЭК-В" является субъектом оптового рынка. НП "АТС" обществу выдано свидетельство о внесении в Реестр субъектов оптового рынка электроэнергии, регистрационный номер <...> .000162 от 20.11.2003.
Кроме того, ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" были представлены в Комиссию копии договоров, заключенных ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" с ЗАО "ИНТЕР РАО ЕЭС", ЗАО "МАРЭМ+" и ООО "Магнитогорская энергетическая компания". Перечисленные лица были включены ФЭК России в перечень организаций - субъектов ФОРЭМ без последующего утверждения Правительством Российской Федерации, что не помешало ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" заключить с указанными лицами договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляется в условиях естественной монополии. В связи с изложенным, ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" занимает доминирующее положение на рынке услуг по оперативно-диспетчерскому управлению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки на недисриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Согласно статье 5 Закона запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействия), как создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам, а также создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия).
Таким образом, своими действиями ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" нарушает статью 5 Закона, ограничивая конкуренцию на ФОРЭМ путем создания препятствий доступу на данный рынок ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" и создания дискриминационных условий доступа на ФОРЭМ, которые ставят ЗАО "МЭК-В" в неравное положение по сравнению с другими субъектами электроэнергетики.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 12, пунктом 1 статьи 27 Закона и пунктом 2.12. Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, утвержденных приказом МАП России от 25.07.96 № 91, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Производство по делу № 105/163-04 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" прекратить.

2. Признать ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" нарушившим пункт 1 статьи 5 Закона.

3. Выдать предписание ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании ЗАО "МЭК-В" препятствий доступу на ФОРЭМ, а также в создании условий доступа на ФОРЭМ, которые ставят ЗАО "МЭК-В" в неравное положение по сравнению с другими субъектами электроэнергетики, заключившими договоры оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России с ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".

4. Выдать предписание ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в создании ОАО "Карельский окатыш" препятствий доступу на ФОРЭМ.



Председатель Комиссии,
заместитель Руководителя ФАС России

А.Н. Голомолзин


Члены Комиссии:

С.А. Шубин


И.Т. Парамонов


Е.А. Ельчинова



ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства



24 января 2005 года
г.Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, в составе:
председателя Комиссии - заместителя Руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзина А.Н.,
главного специалиста отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Шубина С.А.,
главного специалиста отдела электроэнергетики Управления по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе Парамонова И.Т.,
начальника отдела административного производства Правового управления Ельчиновой Е.А.,
на основании своего решения от 25 января 2005 года по делу № 105/163-04 о нарушении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) и ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",


ПРЕДПИСЫВАЕТ:


ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (109074, г.Москва, Китайгородский пр-д, д.7) в срок до 24 марта 2005 года прекратить нарушение статьи 5 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в создании препятствий доступу на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) ОАО "Карельский окатыш" и ЗАО "МЭК-В" и создании дискриминационных условий доступа на ФОРЭМ, которые ставят ЗАО "МЭК-В" в неравное положение по сравнению с другими субъектами электроэнергетики, заключившими договоры оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России с ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", для чего:

1. Заключить в установленном порядке с ОАО "Карельский окатыш" договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России.

2. Заключить в установленном порядке с ЗАО "МЭК-В" договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России.

3. Письменно сообщить в Федеральную антимонопольную службу об исполнении предписания в срок до 29 марта 2005 года с представлением доказательств исполнения.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок настоящего Предписания в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные и юридические лица несут административную ответственность.



Председатель Комиссии,
заместитель Руководителя ФАС России

А.Н. Голомолзин


Члены Комиссии

С.А. Шубин


И.Т. Парамонов


Е.А. Ельчинова

Связанные организации

Связанные организации не указаны