Аналитический отчет б/н Реформа госзаказа. Пути, возможности, дискуссии от 25 января 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. В законопроекте Минэкономразвития «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» (далее – законопроект о ФКС) при всей декларативности подходов о комплексности и системности (много красивых и правильных слов) нет ничего нового, делающего его комплексным и системным. Про планирование и приемку всего 2 слова – все остальное на 80% – это испорченный Закон № 94-ФЗ.
2. При этом законопроект Минэкономразвития о ФКС разрушает всю законодательную базу госзакупок (более 30 актов Правительства РФ будут отменены, в т.ч. регламентация по порталу, реестру контрактов, оценка заявок на конкурсах, реестр недобросовестных поставщиков и т.д.).
3. Также законопроект о ФКС разрушает конкурентную среду и по существу представляет собой возврат к откровенно коррупционным практикам, существовавшим до вступления в силу Закона № 94-ФЗ (любые требования к участникам в случаях, которые должны быть определены подзаконным актом; возможность купить товар у единственного поставщика, если заказчик считает, что у него есть срочная необходимость разместить заказ на такой товар или товар есть только у конкретного участника; введение практики «запроса предложений» на основе фактически произвольной оценки предложений участников, и т.д.).
4. Есть план создания ФКС, одобренный Председателем Правительства Российской Федерации (включающий в себя 21 пункт, в т.ч. разработку многих подзаконных актов), который год обсуждался и согласовывался, и по которому практически ничего не сделано за целый год! Зато вместо этого появился законопроект о ФКС Минэкономразвития с таким же названием, но с другим содержанием.
Фактически, одобренный план ФКС – это комплексный документ, который выстраивал ФКС как совокупность БК + Закона № 94-ФЗ+ГК.
5. Риски заключаются не столько в том, что будет другая система, а в первую очередь в том, что это путь не вперед, а назад, к 90-м годам и к устаревшей зарубежной практике. Справочно: в ФКС США отсутствует единый портал, а жалобы предпринимателей рассматриваются с приостановкой торгов до 100 дней. И нам очередной раз, по сути, предлагают вернуться назад, перевести на русский язык текст и «плестись в хвосте» у других экономик.
6. Разница в идеологии между Минэкономразвития РФ и ФАС РФ: Минэкономразвития РФ считает, что важен результат, и в зависимости от этого надо заказчика наказывать или хвалить. Последствия этого:
• поскольку четких правил нет и непонятно, как оценивать полученный конечный результат и средства его достижения, это неизбежно приведет к произволу по отношению к заказчику со стороны контролирующих и правоохранительных органов;
• ФАС России считает, что будет потеряна конкурентная среда, поскольку кроме результата важен еще и процесс. Иначе, какая разница, «дают взятки или нет, берут откаты или нет, выкинули всех с торгов, и только свои участвуют или нет – контракт ведь исполнен, а как отбирался поставщик - не имеет никакого значения».
7. Процедура торгов обеспечивает конкуренцию. Не будет конкуренции в госзаказе - не будет и качества, а будут контракты по завышенным ценам с постоянно снижающимся качеством у «своих» компаний.
Процедура не всегда может привести к результату, поэтому необходимо дополнить процедуры детальным обоснованием начальных цен, централизованным реестром финансового обеспечения, процедурой административного расторжения контрактов и анализом результатов.
8. ФАС России с учетом правоприменительной практики подготовили законопроект по совершенствованию законодательства, решающий существующие проблемы госзаказа, на который получено более 50 положительных отзывов субъектов Российской Федерации с отдельными замечаниями и всего шесть отрицательных. Ознакомиться с данным законопроектом можно на сайте ФАС России (www.fas.gov.ru)
9. Во многом причиной негативного отношения к Закону № 94-ФЗ стало то, что он наступил на финансовые интересы большого количества людей – и многих заказчиков (особенно крупных), и многих «близких» к госзаказу компаний. Данный закон позволил во многих случаях выигрывать государственные и муниципальные заказы без взяток и связей. Да, не всегда и не везде, но начало путем введения электронных аукционов и общероссийского портала было положено и получило широкое распространение.
Кроме того, благодаря общероссийскому порталу многие журналисты теперь начинают свой день с того, что заходят на него, смотрят размещенные заказы и пишут скандальные статьи, после чего многие торги отменяются, а органы власти начинают по-другому относится к своей работе в данной сфере. Это и называется общественным контролем и гражданским обществом.
Также нельзя не сказать о введенном Законом № 94-ФЗ принципе «твердой цены» контракта, который позволил прекратить безудержный рост стоимости заключенных контрактов (экономия не поддается исчислению), а также о возможности предпринимателям защитить свои права всего за 5 рабочих дней, чего даже близко нет в других отраслях экономики нашей страны.
Да и сэкономленные без учета 2011 года 1 трлн. 132 млрд. рублей – это сумма говорит сама за себя. При этом если бы не конкурентные процедуры, то вне зависимости от корректности установления начальной цены, конечная цена контракта практически всегда была бы равна начальной, и сэкономленные средства в любом случае из бюджета бы ушли. А так на данные деньги были закуплены современное медицинское оборудование, лекарственные средства, построены новые больницы, школы и дороги.
10. Любой закон, наступающий на финансовые интересы и устанавливающий императивными нормами конкурентную среду - всегда вызывает большое недовольство и раздражение тех или иных групп. А если закон в такой сфере, как госзаказ, всем нравится – это означает, что данный закон никакого отношения к конкурентной среде не имеет. Это бесполезный закон – «для галочки» - «мол, вроде все урегулировано», а на самом деле все заранее знают, кому заказ достанется и понятно, почему и каким образом это произойдет.
11. Если мы что-то называем торгами – то это должны быть настоящие торги, а не «потемкинские деревни», создающие видимость приличий, без реальной конкуренции.
12. В критике Закона № 94-ФЗ смешалось все – и объективная критика его недостатков, и непрофессионализм, и откровенный лоббизм людей, которым он «мешает жить». Раньше можно было снять трубку телефона и договориться о госзаказе, а теперь им приходится ходить на электронный аукцион, который энтузиазма у них не вызывает.
13. Есть задачи, которые поставил Президент и Правительство по борьбе с коррупцией. Вместо этого в рамках борьбы с коррупцией в представленной редакции законопроекта Минэкономразвития нам фактически предлагаются нормы, которые приведут к ровно обратному результату – к развитию коррупции. И при этом много красивых слов о «комплексности», «системности» и «ответственности», которые, к сожалению, сами по себе не приводят к решению задач, поставленных руководством страны.
14. После введения в действие Закона № 94-ФЗ качество закупаемой продукции существенно выросло, поскольку многие вообще впервые задумались о том, что они покупают и зачем. Кроме того, чтобы получить качественный результат всем пришлось делать детальный маркетинг и разбираться в технических характеристиках продукции.
15. В действующем Законе № 94-ФЗ много недостатков (и, в первую очередь, в заказах с творческой составляющей, размещаемых на конкурсах, - НИОКР, проектирование, экспертиза, организация выставок, консалтинг, юридические услуги, и т.д.), и действительно требуется значительное совершенствование законодательства, но это работающий механизм, а законопроект Минэкономразвития работать просто не будет. Кроме того, в законопроекте практически никак не учтена отраслевая специфика.
16. Закон №94-ФЗ часто воспринимают как закон о решении всех проблем Российской Федерации, но это не так – это только закон о госзаказе, существующий в окружении других законов.
Просто этот закон вскрыл все проблемы, которые есть в нашем законодательстве и показал их обществу. И общество решило, что если так много в данной сфере проблем, по-видимому, в этом виноват сам закон. Это то же самое, что винить зеркало, в которое смотришься.
56% несостоявшихся электронных аукционов и 65% несостоявшихся конкурсов - это не столько «затачивание» документации под конкретного поставщика и сговор, сколько, и это главная причина – состояние конкурентной среды в нашей стране. И так стало не сейчас, а было и раньше – причем раньше было намного хуже.
В сфере естественных монополий, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ обращение со средствами несопоставимо с госзаказом более вольное, но никто об этом не говорит, поскольку никто этого не видит, так как увидеть это сейчас, в отличие от госзаказа, просто негде.
 

Из журнала "Госзакупки.ру. Официальная информация. Письма. Комментарии. Административная практика". № 11, 2011 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны