Аналитический отчет б/н О реформе государственного и муниципального заказа от 13 июня 2006 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Михаил Евраев, начальник Управления ФАС России по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ

Система государственного и муниципального заказа является составной частью экономики Российской Федерации. Консолидированные закупки федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2006 году составят более 2 трлн. рублей.
Это означает, что от того, каким образом в стране организована система государственного и муниципального заказа, зависит не только эффективность расходования средств из бюджетов всех уровней, что само по себе крайне важно, но и уровень коррупции в стране, и состояние конкурентной среды. Полагаю, что последнее по своему экономическому эффекту даже важнее эффекта бюджетного.
Действовавшее до 1 января 2006 года законодательство в сфере государственного и муниципального заказа не позволяло создавать условия для развития добросовестной конкуренции в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, предоставляя практически не ограниченные возможности для злоупотреблений путем размещения заказов у "аффилированных" хозяйствующих субъектов.
Вступивший в силу с 1 января 2006 года новый Федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" принципиально изменил систему заказа. Уверен, что сделан большой шаг вперед по нормализации ситуации в данной сфере.
В первую очередь, закон направлен на устранение наиболее распространенных злоупотреблений, которые можно условно разделить на 3 группы:
Информационное обеспечение
Суть проблемы
Низкая степень информированностиучастников рынка, отсутствие единого информационного ресурса.
Что сделано в новом законе
Установлена обязательность размещения информации на официальных сайтах, все сайты сведены в федеральный портал, отсутствие приоритета бумажного носителя над электронным. Таким образом, в стране создано единое информационное пространство.
Квалификационный отбор
Суть проблемы
Отсечение "не своих" компаний посредством выставления к участникам требований, как правило, ничего не гарантирующих заказчику, но зато зачастую описывающих "свою" компанию.
Что сделано в новом законе
Установлен закрытый перечень требований к участникам размещения заказа.Предусмотрена возможность выставления заказчиком требования реальной экономической гарантии обеспечения обязательств (банковская гарантия, страхование ответственности, залог денежных средств).
Определение победителя
Суть проблемы
Практически произвольное определение победителя
Что сделано в новом законе
Введены аукционы. При проведении конкурса изначально должны быть установлены критерии определения победителя из закрытого перечня, указанного в законе, и значение каждого из критериев.

Из других, наиболее значимых новшеств закона можно отметить:
- введение реестра недобросовестных поставщиков, установление требований к реестру заключенных контрактов;
- закрытый перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика;
- кардинальное изменение процедуры запроса котировок, в т.ч. обязательное размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет;
- заложены основы для размещения заказа на биржах и посредством электронных торгов;
- установлена ранее не применяемая процедура запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- введен механизм защиты прав участников размещения заказа;
- установлена обязательность проведения аудиозаписи для заказчика, возможность проведения аудио и видеозаписи для участников размещения заказа.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) принимала непосредственное участие в разработке данного закона совместно с Министерством экономического развития и торговли, а так же комитетом ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. ФАС России оценивает закон достаточно высоко и считает его прорывом в реформировании экономики нашей страны. Этот закон именно разработан, а не переведен с законов других стран, как это часто бывает. Разработан с учетом российской специфики.
Полагаем, что мы смогли продвинуться в некоторых вопросах намного дальше наших коллег из развитых стран. И во многих случаях теперь не мы будем ориентироваться на них, а они на нас.
При этом, конечно, в законе есть недостатки. И многое нам не нравится самим. Но, во-первых, закон - это всегда определенный компромисс, а во-вторых, невозможно сразу сделать "Мерседес", если до этого делали только "Запорожцы".
По сути, система государственного и муниципального заказа только начала формироваться. Принципы, подходы в законе заложены правильные, а конкретику необходимо будет совершенствовать.
Очень часто приходится слышать об одном из тех многочисленных мифов, которые, к сожалению, присутствуют в сфере государственных и муниципальных заказов. Это миф о том, что при аукционе заказчик покупает "дешевый и плохой товар". Так вот это совсем не так. Заказчик покупает такой товар, который он сам обозначил в документации торгов. Если заказчик поленился или не смог установить необходимые ему качественные и функциональные требования к товару, работе, услуге, то жаловаться он должен не на закон, а только на себя, т.е. на тех своих сотрудников, которые не смогли это сделать. Ситуация эта распространенная и связана с тем, что по ранее действующему законодательству в сфере размещения государственного и муниципального заказа у заказчика была такая свобода действий в выборе поставщика, при которой просто не было необходимости утруждать себя детализированным формированием таких требований. Теперь ситуация изменилась и заказчикам, если они хотят получать качественные товары, работы, услуги, придется этому уделять большое внимание.
Если же заказчик не может сформировать требования к тому, что он хочет приобрести, то, по нашему мнению, ему просто не надо идти на торги, поскольку он к этому еще не готов.
Другое дело, что не всегда можно руководствоваться ценой как единственным критерием определения победителя. Именно поэтому далеко не все товары, работы, услуги выставляются на аукцион. Аукцион - наиболее оптимальная форма с точки зрения достижения добросовестной конкуренции, экономического эффекта и минимизации злоупотреблений, но эта форма не может быть использована тогда, когда требуется субъективный подход заказчика к определению победителя (например, НИОКР или особо сложные, уникальные объекты).
Поэтому прежде чем критиковать закон, многим заказчикам необходимо обратить внимание на то, все ли возможности, заложенные в законе, они использовали для того, чтобы получить качественный товар, работу, услугу. А возможности такие в законе есть (гарантия обеспечения обязательств, требования в конкурсной или аукционной документации, поэтапная приемка и оплата заказа и т.д.). Требуется специально отметить, что при разработке закона мы исходили из необходимости соблюдения баланса интересов заказчиков и поставщиков - и те, и другие должны быть защищены.
Если же говорить об экономическом эффекте закона, то по нашим оценкам, он может составить до 5 млрд.долларов ежегодно прямой экономии бюджетных средств, не считая экономического эффекта от развития конкуренции.
В качестве примера можно привести следующие данные, полученные нами от Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР):
"В Италии выполнение европейского норматива о проведении публичных торгов по закупке вагонов для скоростных поездов привело к снижению цены на 30%.
По оценкам Бразилии, эта страна экономит 20% после введения процедуры публичных закупок через Интернет посредством обратного аукциона.
В Финляндии проведение торгов на приобретение услуг общественного транспорта снизило удельные затраты на 27%.
В Гетеборге (Швеция) после введения конкурентных торгов в области общественного транспорта государственные субсидии упали на 30%.
Колумбийское министерство обороны сообщает об экономии при приобретении товаров военного назначения в размере 47% за счет повышения прозрачности при осуществлении процедур проведения закупок".
При этом, оценивая возможную экономию в России необходимо учитывать, что в Индексе восприятия коррупции (ИВК) Российская Федерация занимает 128 место из 159, а Колумбия - 56 место!
Также необходимо отметить, что в соответствии с аналитическим докладом аудиторско-консалтинговой компании ФБК доля честных открытых конкурсов в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1%.
Именно потому, что с борьбой с коррупцией у нас в стране дела обстоят печально и родился такой жесткий процедурный закон. Если бы у нас все было бы хорошо, так и закона такого бы не потребовалось в принципе.
И конечно, мы должны понимать, что говорить об экономическом эффекте можно будет только тогда, когда нормы закона начнут работать полноценно. На сегодняшний день, в первую очередь, в силу организационных причин, этого нет. Поэтому одна из приоритетных задач ФАС России в настоящее время - сделать закон работающим, в том числе путем налаживания полноценного контроля за его исполнением на всей территории Российской Федерации.
При этом под налаживанием полноценного контроля мы понимаем как своевременное рассмотрение жалоб участников размещения заказа, так и проведение плановых и внеплановых проверок при поступлении информации о нарушениях. Необходимо обратить внимание, что ФАС России в данном случае может осуществлять контрольные мероприятия как на основе Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так и на основе антимонопольного законодательства.
В то же время мы понимаем, что для реализации закона основной упор надо делать на разъяснение его положений и обучение как заказчиков, так и предпринимателей. Именно поэтому ФАС России направил письма всем полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах с предложением рассмотреть вопрос о проведении совместных семинаров, посвященных закону о размещении заказов, с участием государственных и муниципальных заказчиков. Ряд подобных семинаров в регионах (Владимир, Вологда, Тюмень и т.д.) ФАС России уже провел.
Также направлены письма и в адрес глав муниципальных образований, глав субъектов Российской Федерации, а также руководителей федеральных ведомств с предложением провести внутреннюю проверку процедур размещения заказа на предмет соответствия новому закону и устранению выявленных нарушений.
Надо отметить, что в настоящее время меняется штатное расписание Федеральной антимонопольной службы, отрабатываются процедуры рассмотрения жалоб, идет подготовка к проведению плановых проверок. Кроме того, мы устанавливаем тесное взаимодействие по контролю за соблюдением закона с Федеральной службой по оборонному заказу, МВД России, Прокуратурой.
Полагаем, что реализация всех перечисленных мер позволит реализовать полноценное применение Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на всей территории страны и добиться предполагаемого экономического эффекта.
Смотрите также:
Постановление Правительства РФ о передаче ФАС России полномочий по контролю за госзакупками
Михаил Евраев

Связанные организации

Связанные организации не указаны