Решение б/н Постановление по делу по признакам нарушения ОАО «БИНБАНК» от 28 января 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о наложении штрафа по делу РЦ.08.12.61/2
об административном правонарушении
18 декабря 2012 г.                                                                                 г. Москва


Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № РЦ.08.12.61/2, возбужденного в отношении ОАО «Бинбанк» (адрес юр.: ул. Гродненская, д. 5 А, г. Москва; адрес факт.: Известковый пер., д. 3, стр. 1, г. Москва, 109004, ИНН 7731025412, ОГРН 1027700159442), в присутствии предствавителя ОАО «Бинбанк» – <...> (доверенность № 25/Н-12-1099 от 26.11.2012), <.... (доверенность № 25/Н-12-1100 от 26.11.2012),
УСТАНОВИЛ:
ФАС России с 15 августа 2012 г. по 23 августа 2012 г. провёл проверку рекламы финансовых услуг ОАО «БИНБАНК» на предмет соответствия законодательству Российской Федерации о рекламе.
Реклама вклада ОАО «БИНБАНК» под заголовком «ВКЛАД МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА» распространялась в июле по август 2012 г. в регионах присутствия банка в офисах банка на тыльной, обращённой к потребителям стороне мониторов сотрудников, в витринах отделений Банка, на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3х6) и видеомониторе на крыше центрального офиса банка в г. Москве.
В рекламе вклада «МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА» сообщалось:
 «ВКЛАД МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА. Только до 30 сентября 11% в год* БИНБАНК 8 800 555 55 75 www.binbank.ru».
 
Рекламная кампания вкладов ОАО «БИНБАНК» под заголовком «РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ» распространялась в регионах присутствия банка в период с апреля по июнь 2012 года. Реклама вклада «РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ» размещалась в офисах банка на тыльной, обращённой к потребителям стороне мониторов сотрудников, в витринах отделений Банка, на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3х6) и виде, а также посредством стикеров в метрополитене г. Москвы и Санкт-Петербурга.
В рекламе вклада «РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ» сообщалось:
«ПРАКТИЧНЫМ СВЕТЯТ ДЕНЬГИ. Вклад «РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ» До 12%* в год Увеличение ставки уже со второго взноса!* www.binbank.ru БИНБАНК».
 
Рекламная кампания вкладов ОАО «БИНБАНК» под заголовком «ДОХОДНЫЙ +» распространялась в регионах присутствия банка с января по июнь 2012 года. Реклама вклада «ДОХОДНЫЙ +» размещалась в офисах банка на тыльной, обращённой к потребителям стороне мониторов сотрудников, в витринах отделений Банка.
В рекламе вклада «ДОХОДНЫЙ +» сообщалось:
«СМЕШИВАЙТЕ ПО ВКУСУ И НАСЛАЖДАЙТЕСЬ ДОХОДОМ! Вклад «ДОХОДНЫЙ +». Ежемесячные выплаты процентов. Пополнение, частичное и полное снятие на выгодных условиях. 10,5%* в год www.binbank.ru БИНБАНК».
 
Реклама дебетовой карты со вкладом «ТП Универсальный» распространялась в офисах Банка в регионах присутствия Банка в январе-августе 2012 г. посредством листовок формата «А4».
В рекламе дебетовой карты приводится изображение карты и сообщается:
«Доходная карта – просто вклад! Возможность снимать и вносить средства на карту в любой момент. 6 % годовых!*».
Таким образом, в рекламе вкладов «МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА», «РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ», «ДОХОДНЫЙ +» и дебетовой карты со вкладом «ТП Универсальный» указана процентная ставка по вкладу - одно из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
 
В нижней части рекламы вкладов «МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА», «РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ», «ДОХОДНЫЙ +» и дебетовой карты со вкладом «ТП Универсальный» мелким нечитаемым шрифтом приведены иные условия вкладов, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
На видеомониторе, расположенном на крыше центрального офиса банка (адрес: Известковый пер., д. 3, стр. 1, г. Москва), иные условия вклада «Максимальная высота», влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, сообщались мелким шрифтом в течение двух секунд, что лишает потребителей возможности их прочтения.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг не допускается умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
К условиям, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, относятся сумма вклада, срок вклада, процентная ставка по вкладу, а также иные условия, если их включение в договор банковского вклада может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору.
Таким образом, в рекламе вкладов «МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА», «РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ» и «ДОХОДНЫЙ +», дебетовой карты с вкладом «ТП Универсальный» указана процентная ставка по вкладу, которая является одним из условий, влияющих или определяющих сумму вклада, и в рекламе должны быть указаны все остальные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовых услуг Банка, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения в рекламе вкладов «МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА», «РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ» и «ДОХОДНЫЙ +», дебетовой карты с вкладом «ТП Универсальный» не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовым услугам, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий.
Указание в рекламе вкладов лишь отдельного условия (процентной ставки, переплаты) само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме дохода, который получат лица, воспользовавшиеся услугой.

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (относительно статьи 28 Федерального закона «О рекламе») рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.
Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).
При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Следовательно, реклама вкладов «МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА», РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ», «ДОХОДНЫЙ +» и дебетовой карты с вкладом «ТП Универсальный», распространяющейся с января по август 2012 г. в регионах присутствия банка в офисах банка на тыльной, обращённой к потребителям стороне мониторов сотрудников, в витринах отделений Банка, на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3х6) и видеомониторе, а также посредством стикеров в метрополитене г. Москвы и Санкт-Петербурга, нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», и в силу части 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является ненадлежащей.

В рекламе вклада «Растущий процент» под заголовком «Практичным светят деньги» указана процентная ставка по вкладу до 12% в год.
Вместе с тем по условиям вклада ставка 12,00% в год предусмотрена не на всю сумму вклада, а только на сумму дополнительных взносов во вклад и действует для условий вклада: срок - 548 дней и сумма - свыше 1 500 000 рублей. При этом по вкладу с данными условиями процентная ставка составляет 9% годовых.
Информация о том, что ставка 12% в год действует на сумму дополнительных взносов во вклад, а не на всю сумму вклада является существенной для потребителей, отсутствие которой вводит потребителей в заблуждение относительно действительной величины процентной ставки и иных условий вклада.
Таким образом, реклама вклада «Растущий процент» нарушает требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», и в силу части 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является ненадлежащей.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьёй 5 и статьёй 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «Бинбанк» (адрес юр.: ул. Гродненская, д. 5 А, г. Москва; адрес факт.: Известковый пер., д. 3, стр. 1, г. Москва, 109004, ИНН 7731025412, ОГРН 1027700159442).
 
ОАО «Бинбанк» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.
Таким образом, установлена вина ОАО «Бинбанк» в нарушении части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения в январе-августе 2012 г. в регионах присутствия банка в офисах банка на тыльной, обращённой к потребителям стороне мониторов сотрудников, в витринах отделений Банка, на отдельно стоящих рекламных конструкциях (щиты 3х6) и видеомониторе, а также посредством стикеров в метрополитене г. Москвы и Санкт-Петербурга рекламы вкладов «МАКСИМАЛЬНАЯ ВЫСОТА», РАСТУЩИЙ ПРОЦЕНТ», «ДОХОДНЫЙ +» и дебетовой карты с вкладом «ТП Универсальный».

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Руководствуясь частью 4 статьи 3, пунктом 2 частью 2 и частью3 статьи 28, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:
1. Применить к ОАО «Бинбанк» меры административной ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу в размере ста десяти тысяч рублей.
2. Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:
 
Получатель: УФК МФ РФ по г. Москве (для ФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва
ИНН 7703516539
КПП 770301001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 116 26000 01 0000 140
ОКАТО 45286575000
Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОАО «Бинбанк» (ОАО) просьба представить в Федеральное антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны