Апелляционная жалоба №09/52386/16 Решение по жалобе ООО "Городская Управляющая Компания" на ре... от 1 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «26» июля 2016

Полный текст решения изготовлен «01» августа 2016


 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Коллегия) в составе:<...>,

рассмотрев жалобу ООО «Городская Управляющая Компания» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13.04.2016 по делу № АА 06-06/2015-499, в присутствии посредством видео-конференц-связи:

представителей Ответчика — <...>;

представителя Заинтересованного лица — <...>;

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, размещено 19.07.2016 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО «Городская Управляющая Компания» (далее — «Городская УК», Заявитель) на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее — решение Удмуртского УФАС России) от 13.04.2016 по делу № АА 06-06/2015-499 на наличие нарушения единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Решением Удмуртского УФАС России Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике прекратила рассмотрение дела № АА 06-06/2015-499, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ижевск», в связи с отсутствием в его действиях нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

По мнению ООО «Городская УК» данное решение является незаконным и подлежащим отмене.

Коллегия рассмотрела жалобу на предмет соблюдения единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и установила следующее.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике поступило заявление ООО «Городская УК» (от 15.10.2015 вх. № 8298) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», выразившиеся в необоснованном отключении газа и превышении срока отключения системы газоснабжения, необходимого для подогрева воды, используемой для подачи отопления и ГВС собственникам помещений многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 247.

01.04.2013 между ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» и ООО «Единая Управляющая Компания» был заключен договор поставки газа № 56-4-1870/13.

ООО «Единая Управляющая Компания» письмом от 17.08.2015 № 519 уведомило ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» об отсутствии у общества лицензии на управление МКД.

В ответ на указанное письмо ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» направило письмо от 08.09.2015 № 2755 с уведомлением о расторжении договора поставки газа № 56-4-1870/13 с 15.09.2015, в связи с отсутствием у ООО «Единая Управляющая Компания» лицензии на управление МКД.

Также было установлено, что телеграммами от 08.09.2016 и 14.09.2016 ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» направило в адрес ООО «Единая Управляющая Компания» уведомления о введении ограничения поставки газа в отношении рассматриваемого многоквартирного дома.

Кроме того, 14.09.2015 ООО «Газпром мжрегионгаз Ижевск» уведомило Правительство Удмуртской Республики о прекращении поставки газа с 15.09.2015 года в отношении МКД № 247 по ул. Коммунаров, в связи с отсутствием у ООО «Единая Управляющая Компания» лицензии на управление МКД, и расторжением договора поставки газа.

Письмом от 15.09.2015 ООО «Городская УК» сообщает ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» о недопустимости прекращения поставки газа в МКД № 247 по ул. Коммунаров.

16.09.2015 ООО «Городская УК» сообщает ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» о вступлении в силу договора управления МКД № 247 по ул. Коммунаров, в связи с чем, просит незамедлительно начать поставку природного газа в указанный МКД.

В соответствии с актом ОАО «Газпром газораспределение Ижевск» от 16.09.2015 № б/н в присутствии представителя предприятия ООО «Газпром межрегиогаз Ижевск» произведено отключение (ограничение) подачи газа в котельную ООО «Единая Управляющая Компания», в связи с расторжением договора. Запорные устройства были опломбированы.

17.09.2015 ООО «Городская УК» направило в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» письмо с просьбой заключить договор на поставку газа в МКД № 247 по ул. Коммунаров.

30.09.2015 ООО «Городская УК» обратилось в ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» с предложением заключить договор на поставку газа в МКД № 247 по ул. Коммунаров.

Письмом от 05.10.2015 ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» сообщило ООО «Городская УК», что представленные протокол общего собрания собственников МКД № 247 по ул. Коммунаров, а также договор управления указанным МКД не соответствуют требованиям, предъявляемым к данным документам, в связи с чем, у ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» отсутствуют законные основания для заключения договора поставки газа.

На момент принятия решения по делу № АА06-06/2015-499 договор поставки газа между ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» и ООО «Городская УК» не заключен, в связи с возникшими разногласиями. Спор, возникший при заключении договора поставки газа, был передан для урегулирования в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Кроме того, в решении Удмуртского УФАС России от 13.04.2016 по делу № АА 06-06/2015-499 указано, что расчеты за потребленный газ производятся напрямую между потребителями и ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск».

По мнению комиссии Удмуртского УФАС России действия ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» по направлению уведомления о введении ограничения поставки газа, уведомления о прекращении поставки газа, отключение (ограничение) поставки газа путем установления пломб на запорном устройстве (задвижке) привели или могли привести к ущемлению интересов конечных потребителей — граждан, проживающих в МКД № 247 по ул. Коммунаров и являлись на момент их совершения в сентябре 2015 года нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции от 13.07.2015).

Также в решении комиссии Удмуртского УФАС России указано, что согласно части 1 статьи 10 новой редакции Закона о защите конкуренции, которая вступила в силу 05.01.2016, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, то нарушение прав определенного круга потребителей (граждан, проживающих в МКД № 247 по ул. Коммунаров) не может быть признано нарушением антимонопольного законодательтства.

Направление уведомления о введении ограничения поставки газа, уведомления о прекращении поставки газа, отключение (ограничение) поставки газа путем установления пломб на запорном устройстве (задвижке) не привело и не могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов ООО «Городская УК» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку договор поставки газа между ООО «Городская УК» и ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» отсутствует, расчеты за потребленный газ производятся напрямую между потребителями и ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск».

Коллегия, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации (далее — Правила № 1), которые определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее — Правила № 2). Правила № 2 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Правила № 3 не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан лишь в той части, в которой правоотношения урегулированы Правилами № 2.

Правилами № 1, Правилами № 2 и Правилами № 3 не предусмотрена возможность для поставщика газа расторгать договор поставки газа и ограничивать подачу газа управляющей организации в МКД, в связи с отсутствием у такой управляющей организации лицензии на управление МКД.

Также необходимо отметить, что согласно части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня:

1. возникновения обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

2. возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3. возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ;

4.государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, газоснабжающая организация не вправе расторгать договор поставки газа и приостанавливать поставку газа в МКД, в связи с отсутствием у управляющей организации лицензии на управление МКД, так как это может повлечь за собой невозможность управляющей организации исполнять обязанности по управлению МКД до момента выбора в установленном порядке иной управляющей организации (или до иного, предусмотренного законодательством Российской Федерации, момента), что в свою очередь может повлечь ущемление интересов собственников и пользователей помещений в МКД.

На основании изложенного, Апелляционная коллегия ФАС России пришла к выводу о необоснованности действий (бездействия) ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», выразившихся в отключении (ограничении) поставки газа в МКД № 247 по ул. Коммунаров, которые привели или могли привести к ущемлению интересов конечных потребителей — собственников и пользователей помещений в МКД по указанному адресу, и что данные действия (бездействие) ОАО «Газпром межрегионгаз Ижевск» на момент их совершения в сентябре 2015 года содержали в себе признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции от 13.07.2015).

Однако, в соответствии с новой редакцией части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (вступившей в силу на момент вынесения решения), запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, с 05.01.2016 действия хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на определенном товарном рынке, могут быть квалифицированы в качестве злоупотребления доминирующим положением только в том случае, если совершение указанных действий повлекло, либо могло повлечь наступление одного из следующих негативных последствий:

  • недопущение, ограничение, устранение конкуренции;

  • ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности;

  • ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

Ни одного из указанных последствий, которые наступили в результате совершения действий ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» по направлению уведомления о введении ограничения поставки газа, уведомления о прекращении поставки газа, отключению (ограничению) поставки газа путем установления пломб на запорном устройстве (задвижке), не установлено.

При указанных обстоятельствах, Удмуртское УФАС России с учетом даты принятия им решения по делу № АА 06-06/2015-499 о нарушении антимонопольного законодательства, правомерно пришло к выводу об отсутствии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приводимый довод в жалобе ООО «Городская УК» об ущемлении его интересов как исполнителя коммунальных услуг действиями ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» также является необоснованным ввиду следующего.

Как следует из оспариваемого решения, в предмет доказывания по делу о нарушении антимонопольного законодательства применительно к обствоятельствам данного дела входит факт злоупотребления доминирующим положением ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», приводящий к ущемлению интересов потребителей коммунальной услуги по газоснабжению, а также интересов ООО «Городская УК», как управляющей компании.

При этом необходимо учитывать, что управляющая компания в силу специфики её статуса, предусмотренного жилищным законодательством не имеет самостоятельного экономического интереса в отношениях с ресурсоснабжающими организациями по поставке коммунального ресурса, так как действует исключительно в интересах жильцов конкретного многоквартирного жилого дома.

В связи с этим, при наличии действий ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» по необоснованному прекращению поставки газа в МКД № 247 по ул. Коммунаров, ущемление интересов управляющей компании — ООО «Городская УК» неразрывно связано с ущемлением интересов граждан-потребителей коммунальной услуги по газоснабжению, проживающих в указанном доме, соответственно, без нарушения прав и интересов граждан — потребителей невозможно и ущемление интересов управляющей компании.

Из оспариваемого решения усматривается, что договор поставки газа между ООО «Городская Управляющая Компания» и ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск» не заключен, расчеты за потребленный газ осуществляются гражданами-потребителями напрямую с поставщиком газа, минуя управляющую компанию.

При указанных обстоятельствах, в рассматриваемом случае, ООО «Городская УК» не оказывает жильцам МКД коммунальную услугу по газоснабжению, а, соответственно, данное лицо не является исполнителем указанной услуги, в связи с чем его интересы, при сложившихся взаимоотношениях между жильцами МКД и поставщиком газа, не могут быть ущемлены.

Учитывая изложенное, Апелляционная Коллегия ФАС России пришла к выводу об отсутствии факта ущемления интересов ООО «Городская Управляющая Компания» в сфере предпринимательской деятельности действиями ООО «Газпром межрегионгаз Ижевск», а нарушение прав граждан -потребителей, проживающих в МКД № 247 по ул. Коммунаров в результате действий поставщика газа на дату вынесения оспариваемого решения не является нарушением антимонопольного законодательства.

Доводы ООО «Городская УК» об обратном несостоятельны, документальных доказательств, подтверждающих данный факт в жалобе не приводится.

Таким образом, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13.04.2016 по делу № АА 06-06/2015-499 принято с учетом требований Закона о защите конкуренции, соответствует практике его применения, не нарушает единообразие применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Коллегия,

 

РЕШИЛА:

 

Оставить жалобу ООО «Городская Управляющая Компания» на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13.04.2016 по делу № АА 06-06/2015-499 без удовлетворения.

 

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение о рассмотрении жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны