Решение б/н Решение и предписание по делу № 1 15/104-08 в отношении Мини... от 30 марта 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЦА/5766 от 05.03.2009

РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 1 15/104-08



05 марта 2009 г. г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2009 г.
В полном объеме решение изготовлено 05 марта 2009 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 15/104-08 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: Цыганов А.Г. - заместитель руководителя ФАС России, члены комиссии: Ульянов А.С. - начальник Управления контроля промышленности, Купов Д.Д. - заместитель начальника Управления контроля промышленности, Брыкин Д.М. - главный государственный инспектор отдела оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности, Грешнев А.А. - начальник отдела оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности, Усенко Е.В. - помощник руководителя ФАС России, Гусаров Г.В. - заместитель начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления,
в присутствии:
представителей ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ): Чернышева А.И. и Левченко А.М.;
заинтересованных лиц:
от ООО "НПП "Прима" - Борисова А.И., Шайкина В.В., Палочкина Ю.П.;
от ФГУП "НПП "Полет" - Ковалева В.А., Седова С.А., Демина Д.В.;
привлеченных лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:
от ФГУ "30 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (далее - 30 ЦНИИ МО РФ) - Когута А.Ф. и Ветрова А.Ю.;
от ОАО "РСК "Миг" - Лосев Б.С.;
от ОАО "МВЗ им М.Л. Миля" - Птицын А.Н.;
от ОАО "Камов" Иванов В.В. и Субботин В.Ю.,
рассмотрев дело № 1 15/104-08 по признакам нарушения Министерством обороны Российской Федерации части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступило заявление ООО НПП "ПРИМА" c жалобой на действия МО РФ и ФГУП НПП "Полет", выразившихся в принятии Службой начальника вооружений ВВС РФ Решения от 30.11.2001 "О комплектовании БРЭО ЛА армейской и фронтовой авиации модификациями комплексов радиосвязи ууууу и радиосвязной аппаратуры" (далее - Решение).
ООО НПП "ПРИМА" является разработчиком и производителем средств связи для военной и гражданской авиации. Одним из основных изделий, выпускаемых ООО НПП "ПРИМА" является бортовой комплекс связи ххххх.
Аналогом (заменителем) ххххх является бортовой комплекс связи уууууу, производителем и разработчиком которого является ФГУП НПП "Полет".
В своем заявлении ООО НПП "ПРИМА" сообщает, что в 2001 году подведомственным подразделением Минобороны России было принято Решение, которое устанавливает исключительное право оснащения летательных аппаратов армейской и фронтовой авиации (далее - ЛА) комплексами связи уууууу производства ФГУП НПП "Полет".
По мнению ООО "НПП "Прима", указанное решение ограничивает возможность установки на ЛА комплексов связи уууууу, производимых ООО "НПП "Прима", равно как и любых иных, отличных от комплексов связи ххххх производства ФГУП "НПП "Полет".
Согласно положениям данного Решения на указанные ЛА допускается установка иных средств связи, но с обязательным согласованием с МО РФ, ЦНИИ при МО РФ и ФГУП НПП "Полет".
Генеральные конструкторы ОАО "Камов", ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" и ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина" в своих письмах сообщают, что комплекс связи ККС - 28Н, производства ООО НПП "ПРИМА", по своим техническим и стоимостным характеристикам превосходит комплекс связи ууууу производства ФГУП НПП "Полет" и, по их мнению, более предпочтителен для установки на создаваемые ими ЛА.
В свою очередь ФГУП НПП "Полет", ссылаясь на указанное Решение, неоднократно обращалось к руководству МО РФ, ВВС МО РФ, в 30 ЦНИИ МО РФ, а так же непосредственно к головным разработчикам ЛА с указанием на необходимость выполнения положений указанного Решения в части установки на ЛА комплексов связи уууууу.
Анализ указанных писем показал, что в них ФГУП НПП "Полет" не указывает на необходимость согласования с ним иных применяемых технических решений, отличных от уууууу. Полученные при рассмотрении настоящего дела материалы и документы свидетельствуют, что после соответствующих обращений ФГУП НПП "Полет" МО РФ (его подведомственными подразделениями), а также головными разработчиками ЛА неоднократно принимались решения о применении на ЛА комплексов связи уууууу, производства ФГУП "НПП "Полет", в то время как до этого момента на них либо уже успешно использовались комплексы связи ХХХХХ производства ООО НПП "ПРИМА", либо было принято решение о целесообразности их использования.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела, а также привлеченные лица, располагающие сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах по существу затронутых вопросов пояснили следующее.
МО РФ выступает заказчиком на разработку ЛА различных модификаций и назначений, а также является их непосредственным покупателем. Указанные ЛА комплектуются бортовыми комплексами связи как производства ФГУП "НПП "Полет", так и производства ООО "НПП "Прима".
Разработчики летательных аппаратов имеют возможность принять участие в конкурсе на создание того или иного ЛА, удовлетворяющего требованиям тактико-технического задания Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель МО РФ Чернышев А.И. пояснил, что указанное Решение было издано в 2001 году в целях обеспечения единой технической политики МО РФ. Указание в данном Решении на необходимость согласования с ФГУП "НПП "Полет" возможности применения иных решений бортовых комплексов связи, отличных от УУУУУ, было связано с тем, что ФГУП "НПП "Полет" является головным разработчиком комплексной системы авиационной связи в целом. По мнению Чернышева А.И., указанное требование по согласованию иных технических решений комплексов связи с ФГУП НПП "Полет" не ограничивает возможность других хозяйствующих субъектов производить и поставлять свою продукцию разработчикам ЛА, и необходимо для обеспечения унификации и взаимодействия предлагаемого оборудования с другими компонентами системы связи.
Представитель МО РФ Левченко А.М. в своем выступлении пояснил, что МО РФ не вмешивается в деятельность головных разработчиков по выбору соисполнителей, в том числе поставщиков комплектующих и оборудования, необходимых для создания ЛА. Тем не менее, представитель отметил, что МО РФ имеет возможность дать обязательное для исполнения указание головным разработчикам на использование в разрабатываемых по заказу МО РФ ЛА определенного оборудования и/или комплектующих конкретного производителя непосредственно в техническом задании на данную конкретную разработку.
Главный конструктор ОАО "Камов" Субботин В.Ю. сообщил, что его предприятие работает с ФГУП НПП "Полет" и ООО "НПП "Прима" на равных условиях. Так же Субботин В.Ю. отметил, что в настоящее время изделия указанных хозяйствующих субъектов схожи и не имеют между собой существенных конкурентных преимуществ.
Главный конструктор ОАО "РСК "Миг" Лосев Б.С. в своем выступлении пояснил, что Решение оказывает значительное влияние на принятие решений о комплектовании ЛА производства ОАО "РСК "МиГ" радиосвязной аппаратурой в пользу продукции ФГУП НПП "Полет". По его мнению, указанное Решение было создано без учета положений антимонопольного законодательства, с целью координации деятельности хозяйствующих субъектов, задействованных на рынке бортовых комплексов связи для ЛА.
Главные конструкторы ОАО "РСК "Миг" - Лосев Б.С., ОАО "МВЗ им М.Л. Миля" - Птицын А.Н., ОАО "Камов" - Субботин В.Ю в своих выступлениях сообщили, что ФГУП НПП "Полет" не однократно обращалось в адреса указанных организаций с письмами, в которых указывалось на необходимость соблюдения положений указанного Решения в части комплектования разрабатываемых и выпускаемых ЛА комплексами связи УУУУУ.
Таким образом, по мнению указанных лиц, ФГУП НПП "Полет" использует указанное Решение для понуждения головных разработчиков ЛА использовать комплексы связи УУУУУ в своих изделиях.
Согласно пункту 3 указанного Решения, производители бортовых комплексов связи отличных от УУУУУ, должны согласовывать возможность их применения на ЛА с конкурирующим хозяйствующим субъектом.
Пункт 3 Решения, содержащий указанные требования, предоставляет конкурентные преимущества ФГУП НПП "Полет" по отношению к другим участникам рынка бортовых комплексов связи, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на указанном рынке.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Хозяйствующий субъект, предлагающий к внедрению иное техническое решение, отличное от базового (рекомендуемого), не должен напрямую осуществлять согласование возможности его применения с конкурирующей организацией. Условия равного доступа конкурентов на рынок могут быть обеспечены путем закрепления процедуры согласования иных технических решений, отличных от базовых (рекомендуемых) за государственным органом - МО РФ, который может обратиться с соответствующим запросом к подведомственной организации (в частности - 30 ЦНИИ МО РФ), головному разработчику системы (изделия), в котором предлагается использования данного решения. При этом лицом, предлагающим иное техническое решение, может быть как его разработчик (производитель), так и любое физическое или юридическое лицо, в том числе головной разработчик (генеральный конструктор) конечного изделия, при создании которого может быть применено данное техническое решение.
Учитывая изложенное, проанализировав представленные материалы, заслушав позиции сторон, Комиссия ФАС России, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Министерства обороны Российской Федерации по принятию Решения от 30.11.2001 "О комплектовании БРЭО ЛА армейской и фронтовой авиации модификациями комплексов радиосвязи УУУУУ и радиосвязной аппаратуры", содержащего в п.3 условия о необходимости согласования с конкурирующим хозяйствующим субъектом иных технических решений бортовых комплексов связи, отличных от УУУУУ, нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Министерству обороны Российской Федерации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации разработать и утвердить порядок согласования с Министерством обороны Российской Федерации возможности применения (внедрения) технических решений, отличных от базовых (рекомендуемых) и опубликовать его в средствах массовой информации.
Рекомендовать Министерству обороны Российской Федерации привести все действующие внутренние акты в соответствие с антимонопольным законодательством с учетом того, что хозяйствующий субъект, предлагающий к внедрению иное техническое решение, отличное от базового (рекомендуемого), не должен напрямую осуществлять согласование возможности его применения с иным хозяйствующим субъектом, в том числе производящим аналогичную продукцию.
Министерству обороны Российской Федерации при принятии аналогичных актов учитывать настоящее решение ФАС России.

Председатель Комиссии А.Г. Цыганов

Члены Комиссии

А.С. Ульянов

Д.Д. Купов

Е.В. Усенко

А.А. Грешнев

Д.М. Брыкин

Г.В. Гусаров

ЦА/5767 от 05.03.2009
ПРЕДПИСАНИЕ

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1 15/104-08 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: Цыганов А.Г. - заместитель руководителя ФАС России, члены Комиссии: Ульянов А.С. - начальник Управления контроля промышленности, Купов Д.Д. - заместитель начальника Управления контроля промышленности, Брыкин Д.М. - главный государственный инспектор отдела оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности, Грешнев А.А. - начальник отдела оборонно-промышленного комплекса Управления контроля промышленности, Усенко Е.В. - помощник руководителя ФАС России, Гусаров Г.В. - заместитель начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления, предписывает:

1. Министерству обороны Российской Федерации обеспечить внесение изменений в п.3 Решения от 30.11.2001 "О комплектовании БРЭО ЛА армейской и фронтовой авиации модификациями комплексов радиосвязи УУУУУ и радиосвязной аппаратуры" с учетом того, что хозяйствующий субъект, предлагающий иное техническое решение, отличное от базового (рекомендуемого), не должен осуществлять согласование возможности его применения (внедрения) с иным хозяйствующим субъектом, в том числе производящим аналогичную продукцию.
2. В срок до 15.05.2009 проинформировать ФАС России об устранении нарушения антимонопольного законодательства и направить копии документов, подтверждающих устранение указанного нарушения.
В соответствии со статьей 52 Закона о конкуренции предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о конкуренции неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Председатель Комиссии А.Г. Цыганов

Члены Комиссии

А.С. Ульянов

Д.Д. Купов

Е.В. Усенко

А.А. Грешнев

Д.М. Брыкин

Г.В. Гусаров

Связанные организации

Связанные организации не указаны