Аналитический отчет б/н О результатах анализа конкурентной среды на рынке реализаци... от 18 января 2005 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В 2004 году Архангельским УФАС России пристальное внимание уделялось ситуации на рынке оптовой и розничной реализации нефтепродуктов на территории Архангельской области.
Проведен анализ состояния конкурентной среды на данном рынке за 2003 год и 1 полугодие 2004 года, который показал следующее.
В Архангельской области отсутствует первичный рынок, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы и их сбытовые структуры и организации.
Формирование объемов оптового рынка происходит за счет нефтепродуктов, исключительно ввозимых на территорию области из других регионов.
Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки оптовой и розничной реализации бензина, а также дизельного топлива, как в границах Архангельской области, так и г. Архангельска, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией.
В период за 2004 год наблюдалось неоднократное повышение оптовых и розничных цен на автомобильный бензин и дизтопливо. При этом цены повышались одновременно (временной интервал от 2 дней до недели) всеми участниками рынка. Так розничные цены в сентябре 2004 года на бензин возросли в среднем на 5.1%, а на дизтопливо 8.3%.
Более детальный анализ деятельности и наблюдение за поведением на рынке теруправление осуществляло в отношении хозяйствующих субъектов, которые имеют значимые доли на рынке: Архангельский филиал "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт", ОАО НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", группа лиц ЗАО "Татнефть-Архангельск" и ООО "АЗС-Сервис".
В целях выявления фактов наличия нарушения антимонопольного законодательства, управление провело углубленный анализ состояния конкурентной среды на оптовом и розничном рынках автомобильного топлива, проанализировало объемы и цены поставок, реализации топлива, других показателей деятельности участников рынка за 2003, 1 полугодие 2004 года, а также июль, август, сентябрь, октябрь 2004 года.
Кроме того, были изучены имущественные связи, состав акционеров предприятий. В результате не выявлено признаков их взаимозависимости и принадлежности к одной группе лиц, позволяющих выработать единую сбытовую и ценовую стратегию. Так, ООО "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт", зарегистрированный в г. Ухта (Коми республика) имеет филиалы на территориях двух субъектов - Архангельской области и в Ненецком автономном округе. ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" входит в группу лиц с ОАО нефтяной компанией "Роснефть", т.к. последняя владеет 80% акций ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт". При этом 100% акций ОАО НК "Роснефть" принадлежит государству.
Анализ деятельности рассматриваемых субъектов выявил особенности экономических факторов, влияющих на формирование цены, каждого из участников: различные поставщики продукции и, следовательно, закупочные цены на одинаковые марки бензина и дизтоплива, различные снабженческо-сбытовые надбавки, издержки обращения, затраты на транспортировку нефтепродуктов, различный товарооборот.
При таких обстоятельствах правомерен вывод о том, что различные условия хозяйственной деятельности операторов рынка не могли сформировать единые розничные цены.
Однако теруправление не могло не посчитаться и с присутствием объективных причин, позволяющих квалифицировать действия участников рынка, как параллельное ценовое поведение, вызванное объективно удорожающими факторами рыночной среды, которые могли бы привести к единовременному и синхронному повышению цен:
- адекватный рост закупочных цен на бензин (цены нефтеперерабатывающих заводов или посредников);
- сезонное увеличение спроса на автомобильное и дизельное топливо;
- незначительное увеличение среднемесячной заработной платы;
- близкие к нулю показатели чистой прибыли;
- в основном, опережение роста закупочных цен по сравнению с ростом оптово-отпускных и розничных цен, устанавливаемых операторами рынка и т.д.
Таким образом, теруправление не пришло к выводу о нарушении статьи 6 Закона РФ "О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках".

Связанные организации

Связанные организации не указаны