Решение б/н Решение по делу № 17 в отношении ОАО «Приморнефтепродукт» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Владивосток

27 августа 2009 года                                                                                                                    Дело № 17

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председатель Комиссии – Трякин В.В. – заместитель руководителя Управления, члены Комиссии: Дегтярев С.А. – начальник аналитического отдела, Абросимов Д.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля, Лазаревский Д.А. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев в заседании 14.08.2009 дело № 17 от 08.06.2009,

возбужденное по инициативе Приморского УФАС России

в отношении ОАО «Приморнефтепродукт» (далее – ОАО «ПНП»),

по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены,

при участии

от ОАО «ПНП»: заместитель генерального директора Перехожук А.Н., начальник юридического отдела Коваль А.А., заместитель генерального директора - директор планово-финансового департамента Грязнов О.Н.;

           
У С Т А Н О В И Л А:
 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в связи с требованием Прокуратуры Ольгинского района провело исследование состояния конкуренции и обоснованности установленного уровня цен на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива в Ольгинском районе Приморского края.

Согласно заключению аналитического отдела, ОАО «Приморнефтепродукт» (ул. Фонтанная, 55, г. Владивосток, 690600) занимает доминирующее положение на розничном рынке реализации топлива (по маркам бензинов АИ-80, АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива) на территории Ольгинского района с долей 100 %.

В ходе анализа предоставленных ОАО «Приморнефтепродукт» документов в обоснование установленных розничных цен (в частности - калькуляция розничных цен) для АЗС №№ 65, 69, 311, расположенных на территории Ольгинского муниципального района Приморского края, установлено,  что за период с 1 октября 2008 по 31 мая 2009 произошло значительное снижение закупочных цен на автомобильный бензин марок А-80, АИ-92. Вместе с тем розничная цена реализации снизилась в меньшей пропорции, что привело к значительному увеличению торговой наценки (маржи) и прибыли при незначительном снижении расходов (издержек), связанных с реализацией бензинов А-80 и АИ-92.

По информации ОАО «Приморнефтепродукт» при формировании цен розничной торговли нефтепродуктами Общество исходит из затратного метода ценообразования, который отвечает целям покрытия расходов и получения прибыли. По мнению ОАО «Приморнефтепродукт», общими факторами, влияющими на изменение розничных цен при реализации нефтепродуктов, являются следующие факторы, объективно не зависящие от хозяйствующего субъекта: конъюнктура оптового рынка нефтепродуктов, изменение цены нефтепродуктов поставщиками, рост цен на внутреннем рынке РФ, динамика инфляции, рост цен на услуги субъектов естественных монополий. Также на изменение розничных цен влияют внутренние факторы: величина и структура затрат при реализации нефтепродуктов с АЗС, величина прибыли, финансовое состояние предприятия.

Анализ уровня цен на бензин марки А-80.

В ходе рассмотрения дела Комиссия установила следующее.

Цена реализации тонны бензина марки А-80 за период с 01.10.08 по 31.05.09 снизилась в среднем  на 10% (с 34424 до 29640 рублей за тонну). Торговая наценка (маржа) без НДС тонны бензина марки А-80 за период с 01.10.08 по 31.05.09 увеличилась в среднем на 21% (с 7224 до 8740 рублей).

Следует отметить, что за период с 01.10.08 по 31.05.09 показатели, входящие в состав торговой наценки (маржи), изменились следующим образом

- величина железнодорожного тарифа на транспортировку нефтепродуктов (без НДС) повысилась  в среднем на 8% (с 805 рублей до 913 рублей за тонну);

- торгово-управленческие расходы (издержки обращения) ОАО «Приморнефтепродукт» снизились в среднем на 9% (с 6081 рублей за тонну до 5159 рублей за тонну);

- внереализационные расходы (прочие расходы) выросли за период с 01.10.08 по 31.05.09 на 3% (с 247 рублей до 258 рублей за тонну).

Непропорциональное снижение закупочной цены и цены реализации бензина марки А-80 при росте торговой наценки (маржи) и при незначительном снижении торгово-управленческих расходов привели к значительному увеличению балансовой прибыли от розничной реализации бензина марки А-80.

В целом значительный рост доходности и прибыли за счёт снижения закупочных цен на бензин марки  А-80 имел длительный период с января 2009 по май 2009 года.

Анализ основных финансовых показателей деятельности ОАО «Приморнефтепродукт» на территории Ольгинского муниципального района Приморского края показал следующее.

Среднемесячный объём розничной реализации бензина марки А-80 на территории Ольгинского района через АЗС ОАО «Приморнефтепродукт» за период с 01.10.08 по 31.05.09 (8 месяцев) составил 37 тонн (64% к объёму реализации октября 2008). Объём реализации составил в октябре 2008 года 58 тонн; 29 тонн в мае 2009 года. Несмотря на снижение объёмов розничной реализации, чистая прибыль от реализации бензина марки А-80 выросла с 5000 рублей (октябрь 2008) до 63000 рублей (май 2009 года). Среднемесячный показатель чистой прибыли составил за период с октября 2008 по май 2009 года (8 месяцев) - 59000 рублей в месяц -1180% от величины чистой прибыли от реализации бензина марки А-80 в октябре 2008.

Анализ уровня цен на бензин марки АИ-92 показал следующее.

Закупочная цена бензина марки АИ-92 с НДС и акцизами за период с 01.10.08 по 31.05.09 снизилась в среднем на 7% (с 29200 до 22578 рублей за тонну) для АЗС ОАО «Приморнефтепродукт», расположенных на территории Ольгинского муниципального  района. Цена реализации тонны бензина марки АИ-92, за период с 01.10.08 по 31.05.09 снизилась в среднем на 4% (с 36340 до 31485 рублей за тонну). Торговая наценка (маржа) без НДС тонны бензина марки АИ-92, за период с 01.10.08 по 31.05.09 увеличилась в среднем на 4%  (с 6051 до 7549 рублей).

За период с 01.10.08 по 31.05.09 показатели, входящие в состав торговой наценки (маржи), изменились следующим образом

 - торгово-управленческие расходы ОАО «Приморнефтепродукт» за период с 01.10.08 по 31.05.09 снизились в среднем на 9% (с 6081 рублей за тонну до 5159 рублей за тонну).

- величина железнодорожного тарифа на транспортировку нефтепродуктов (без НДС) увеличилась в среднем на 8% (с 805 рублей до 913 рублей за тонну).

 - внереализационные расходы (прочие расходы) выросли за период с 01.10.08 по 31.05.09 на 3% (с 247 рублей до 258 рублей за тонну).

Непропорциональное снижение закупочной цены и цены реализации бензина марки А-92 при незначительном снижении торгово-управленческих расходов привели к значительному увеличению балансовой прибыли от розничной реализации бензина АИ-92.

В целом значительный рост доходности и прибыли за счёт снижения закупочных цен на бензин марки А-92 имел длительный период с января 2009 по май 2009 года.

Комиссией установлено, что среднемесячный объём розничной реализации бензина марки АИ-92 на территории Ольгинского района через АЗС ОАО «Приморнефтепродукт» за период с 01.10.08 по 31.05.09 (8 месяцев) составил 69 тонн (92% к объёму реализации октября 2008). Объём реализации составил в октябре 2008 года 85 тонн; 70 тонн в мае 2009 года. Несмотря на снижение объёмов розничной реализации, чистая прибыль от реализации бензина марки АИ-92 выросла с убытка 92000 рублей (октябрь 2008) до 69000 рублей (май 2009 года). Среднемесячный показатель чистой прибыли составил за период с ноября 2008 (в октябре был убыток 92000) по май 2009 года (7 месяцев) - 96000 рублей в месяц - 155% от величины чистой прибыли от реализации октября 2008 бензина марки АИ-92.

Сравнительный анализ прибыли до снижения закупочных цен и в период с января 2009 по май 2009 года к периоду октябрь-декабрь 2008 года показал значительный рост прибыли при снижении объёмов реализации и закупочных цен на бензин марки А-80, АИ-92 (Приложения 1,1; 1,2 к решению по делу № 17 от 27.08.2009).

Поскольку ОАО «Приморнефтепродукт» на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива на территории Ольгинского муниципального района Приморского края занимает доминирующее положение с долей 100 %, учитывая отсутствие конкурентов на рынке, ОАО «Приморнефтепродукт» определяет общие условия обращения товара на рынке розничной реализации бензинов автомобильных на рассматриваемой территории.

Согласно статье 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если имеют место два признака:

1. эта цена превышает цену, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции;

2. эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

В целях применения первого квалификационного признака следует учитывать, что практически на всей территории Приморского края уровень конкуренции на розничных рынках бензина недостаточен, поскольку имеет место единоличное либо коллективное доминирование двух хозяйствующих субъектов: ОАО «Приморнефтепродукт и ООО «РН-Востокнефтепродукт».

В силу этого цены, установленные в других районах Приморского края, не всегда могут служить основой для сравнения, поскольку для применения первого признака необходимо помимо близких статистических характеристик районов наличие конкуренции на сопоставимых рынках.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган дает разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства.

В соответствии с разъяснениями ФАС России от 10.02.2009 №АГ/3333 отсутствие сопоставимого рынка и, соответственно, возможности сравнения уровня цен, не означает невыполнения критерия, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона  «О защите конкуренции», а говорит о его неприменимости для рассматриваемого рынка.

В случае, если хотя бы по одной из требуемых характеристик рынки не являются сопоставимыми либо на сопоставимом товарном рынке отсутствуют условия конкуренции, то критерий, установленный в пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О защите конкуренции» не применяется, и для определения монопольно высокой цены достаточно доказать соответствие цены критерию, указанному в пункте 2 части 1 статьи 6 Закона «О конкуренции».

Данная позиция подтверждается судебными решениями, в частности, постановлением ФАС МО от 29.02.2008 № КА-А40/14297-07 по делу № А40-33466/07-120-170. По мнению суда, содержание ч. 2 ст. 6 Закона «О конкуренции» свидетельствует о том, что для признания цены товара монопольно высокой одновременного наличия двух критериев для признания цены на товар монопольно высокой не требуется.

Относительно проверки наличия второго квалификационного признака следует отметить, что резкий рост доходности розничных продаж бензинов марки А-80, АИ-92, наблюдаемых в Ольгинском муниципальном районе Приморского края через АЗС ОАО «Приморнефтепродукт» в период с января 2009 по май 2009 по сравнению с октябрём-декабрём 2008 года, был вызван не необходимостью обеспечения реализации данного товара, не снижением расходов, связанных с реализацией бензинов А-80, АИ-92, не получением прибыли, требуемой для нормального функционирования реализации бензинов А-80, АИ-92 на АЗС ОАО «Примрнефтепродукт» на территории Ольгинского района Приморского края (сравнивая с деятельностью 2008 года).

Основной причиной роста доходности розничных продаж явилось значительное снижение закупочных цен на автомобильное топливо (вызванное резким снижением цен производителей автомобильных бензинов (НПЗ) в целом по России в период с ноября 2008 по апрель 2009) и малозначительное снижение розничных цен на бензины марок  А-80, АИ-92 на АЗС ОАО «Приморнефтепродукт» на территории Ольгинского муниципального района.

Следовательно, вышеприведенный уровень розничных цен на бензин марок А-80, АИ-92 на АЗС ОАО «Приморнефтепродукт» на территории Ольгинского района подпадает под второй квалификационный признак определения монопольно высокой цены п.2 ч. 1. ст 6 Федерального закона «О защите конкуренции» - цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что розничные цены на бензин марки А-80, бензин марки АИ-92, реализуемые через АЗС ОАО «Приморнефтепродукт» на территории Ольгинского муниципального района в период с 1 января 2009 по 31 мая 2009, являлись монопольно высокими.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление и поддержание монопольно высокой цены товара.

На основании изложенного Комиссия пришла к выводу, что действия ОАО «Приморнефтепродукт» по поддержанию в период с января 2009 по май 2009 года. монопольно высокой цены на бензины автомобильные марок А-80, АИ-92, реализуемые через АЗС общества на территории Ольгинского муниципального района Приморского края, противоречат пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона  «О защите конкуренции».

При этом Комиссия отмечает, что в настоящее время ситуация на рассматриваемом товарном рынке изменилась: незначительный рост розничных цен на автомобильные бензины  А-80 и АИ-92 при значительном росте закупочных цен с июня 2009 привел к значительному снижению уровня доходности от реализации бензинов через АЗС ОАО «Приморнефтепродукт», расположенных на территории Ольгинского муниципального района.

Таким образом, в силу сложившейся на рынке ситуации в настоящее время нарушение антимонопольного законодательства фактически устранено без влияния ОАО «Приморнефтепродукт».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 
Р Е Ш И Л А:
 

1. Признать факт нарушения ОАО «Приморнефтепродукт» (ул. Фонтанная, 55,  г. Владивосток, 690600) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части поддержания монопольно высокой цены на бензины марок  А-80, АИ-92, реализуемые через АЗС ОАО «Приморнефтепродукт» на территории Ольгинского муниципального района Приморского края, в период с января 2009 года по май 2009 года.

2. Предписание не выдавать в связи с изменившейся экономической ситуацией (рост закупочных цен по указанным маркам бензина выровнял разницу между закупочной ценой и ценой реализации).

Связанные организации

Связанные организации не указаны