Решение б/н Решение и предписание ФАС России по делу в отношении ОАО "Ру... от 13 февраля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № ___________

14 октября 2008 г. г. Москва

Результативная часть решения оглашена 1 октября 2008 г.

В полном объеме решение изготовлено 14 октября 2008 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), рассмотрев дело, возбужденное в отношении ОАО «Русполимет» (ул. Восстания, 1, г. Кулебаки, Нижегородская обл., 607010) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела № ___________ в отношении ОАО «Русполимет» послужило обращение в ФАС России ФГУП «Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют» (далее – ФГУП «ММПП «Салют») относительно повышения ОАО «Русполимет» цен на кольцевые заготовки, производимые из сплава марки ____________ с шифрами кольца __________, за период с января 2006 г. по декабрь 2007 г.
В данном обращении указывается, что ФГУП «ММПП «Салют» является исполнителем государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ. Кольцевые заготовки из сплава марки ___________ с шифрами кольца _________ используются ФГУП «ММПП «Салют» при производстве деталей для авиационных двигателей. Значительное увеличение цен ОАО «Русполимет» на вышеуказанные кольцевые заготовки привело к снижению рентабельности производства авиационных двигателей на ФГУП «ММПП «Салют», вследствие фиксирования цены на конечную продукцию (двигатели) на год и более в соответствии с контрактом на выполнение гособоронзаказа.
По данным, представленным ФГУП «ММПП «Салют», ОАО «Русполимет» является единственным российским производителем кольцевых заготовок из сплава марки ________ с шифрами кольца ________, обладающим отработанной технологией производства кольцевых заготовок из различных марок сплавов и согласованной с ФГУП «ММПП «Салют» технической документацией на производство данной продукции, а также предприятием, обладающим возможностью обеспечить необходимые ФГУП «ММПП «Салют» объемы выпускаемой продукции.
Цены на кольцевые заготовки из сплава марки __________ с шифрами кольца _________ за период с января 2006 г. по декабрь 2007 г. выросли в среднем на 100 – 110 %, при этом рентабельность производства рассматриваемых кольцевых заготовок на ОАО «Русполимет» выросла за указанный период с 20 – 30 % в начале 2006 г. до 60 – 70 % к концу 2007 г.
На основании вышеизложенных фактов ФАС России было возбуждено дело № ___________ по признакам нарушения ОАО «Русполимет» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения заинтересованных лиц (ОАО «Русполимет» и ФГУП «ММПП «Салют»), Комиссия установила следующее.

1. Кольцевые заготовки из сплава марки ________ с шифрами кольца _________ используются при производстве работающих при высоких температурах деталей авиационных двигателей. Вес кольцевых заготовок составляет от 30 до 150 кг. Особенностями производства кольцевых заготовок для авиационной техники являются длительный производственной цикл изготовления таких заготовок и сложность технологического процесса производства.
Рассматриваемые кольцевые заготовки из сплава марки ________ характеризуются условными обозначениями (шифрами кольца), которые определяют геометрические параметры данных кольцевых заготовок (внутренний и внешний диаметр, высота), их вес, способ изготовления (прокат, сварка) и наличие дальнейшей механической обработки.
Вышеуказанные кольцевые заготовки производятся из сплава на основе никеля марки _________. В данных сплавах основным элементом является никель. Указанная марка сплава производится с добавлением таких легирующих элементов как железо, хром, молибден, вольфрам, алюминий и титан.
Кольцевые заготовки из сплава марки ________ с шифрами кольца ______, используемые в производстве двигателей на ФГУП «ММПП «Салют», аналогов не имеют и не могут быть заменены на кольцевые заготовки из других сплавов или материалов, поскольку только изделия из данного сплава (________) обладают необходимыми для производства авиационных двигателей физико-механическими характеристиками и другими конечными свойствами.
Кроме того, ФГУП «ММПП «Салют» является исполнителем государственного оборонного заказа, производит продукцию по государственным контрактам и контрактам по военно-техническому сотрудничеству. При замене поставщиков материалов и деталей, которые используются при производстве двигателей, необходимо проведение полномасштабных, подтверждающих качество испытаний двигателей, стоимость которых достигает __________ млн. руб.
Также, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 369 от 13.06.2006 приобретение товаров иностранного происхождения для нужд обороны страны и безопасности государства не допускается, за исключением случаев, когда производство соответствующих товаров в Российской Федерации отсутствует или не соответствует требованиям государственных заказчиков.
Таким образом, продуктовыми границами рынка являются кольцевые заготовки из сплава марки ___________ с шифрами кольца ___________.

2. ОАО «Русполимет» является крупным металлургическим и металлообрабатывающим предприятием, оснащенным собственным сталеплавильным и кольцепрокатным производствами. ОАО «Русполимет» является крупнейшим поставщиком металлургических полуфабрикатов для предприятий оборонного комплекса Российской Федерации. ОАО «Русполимет» производит сварные и цельнокатаные кольцевые заготовки из специальных сталей и сплавов. Кроме того, предприятие производит ферросплавы, лигатуру, прутки и сортовой прокат.
ОАО «Русполимет» является единственным российским производителем кольцевых заготовок из сплава марки __________ с шифрами кольца __________, обладающим отработанной технологией производства кольцевых заготовок из различных марок сплавов и согласованной с ФГУП «ММПП «Салют» технической документацией на производство данной продукции.
По данным ОАО «Русполимет», следующие российские предприятия обладают технологической возможностью производства аналогичной или взаимозаменяемой для потребителя продукции – ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (Свердловская обл.), ОАО «Уфимское машиностроительное производственное объединение» (г. Уфа), ОАО «Казанское машино-строительное производственное объединение» (Республика Татарстан), ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» (г. Москва), ОАО «Научное производственной объединение «Сатурн» (Ярославская обл.), ОАО «Уральская кузница» (Челябинская обл.).
Проведенный ФАС России опрос вышеуказанных предприятий по вопросу о возможности производства кольцевых заготовок из сплава марки __________ с шифрами кольца ________ или аналогичной/взаимозаменяемой для потребителя продукции, показал следующее.
1) ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» является предприятием, осуществляющим производство титановой продукции, в частности обладает технологической возможностью изготовления сварных кольцевых заготовок из титана и титановых сплавов методом раскатки на стане. Технология раскатки кольцевых заготовок из жаропрочных сплавов, в частности из сплава марки __________, на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» не отработана и требует согласования дополнительной технической документации.
2) ОАО «Уфимское машиностроительное производственное объединение», ОАО «Казанское машиностроительное производственное объединение», ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» обладают технологической возможностью производства продукции аналогичной кольцевым заготовкам из сплава марки _________ с шифрами кольца ________ методом раскатки. Данный технологический процесс включает в себя прошивку отверстия в кольцевой заготовке, прокатку и калибровку изделия. В связи с большой металлоемкостью производимых вышеуказанными предприятиями кольцевых заготовок (кольцевая заготовка, полученная на оборудовании вышеуказанных предприятий, значительно отличается по размерам сечения от необходимой ФГУП «ММПП «Салют», что приводит к большому количеству отходов при дальнейшей обработке) и невозможностью обеспечить потребности ФГУП «ММПП «Салют» выпускаемой продукцией в полном объеме, ФГУП «ММПП «Салют» не размещает заказы на изготовление рассматриваемых кольцевых заготовок у вышеуказанных предприятий.
3) ОАО «НПО «Сатурн» осуществляет производство продукции аналогичной кольцевым заготовкам из сплава марки _________ с шифрами кольца ___________ в незначительных объемах для нужд собственного производства.
4) ОАО «Уральская кузница» обладает мощностями для производства продукции аналогичной кольцевым заготовкам из сплава марки _________ с шифрами __________ методом ковки. Метод заключается в ковке первоначальной заготовки с целью получения необходимого сечения кольцевой заготовки. При этом, производство на прессе кольцевой заготовки близкой по сечению к необходимой ФГУП «ММПП «Салют» технологически невозможно, что также приводит к большому количеству отходов при дальнейшей обработке.
При этом, в рассматриваемый период с января 2006 г. по декабрь 2007 г. кольцевые заготовки из сплава марки ЭП708-вд с шифрами кольца …. или взаимозаменяемая для ФГУП «ММПП «Салют» продукция ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» ОАО «Уфимское машиностроительное производственное объединение», ОАО «Казанское машиностроительное производственное объединение», ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева», ОАО «Уральская кузница» не производились и не реализовывалась.
Таким образом, по состоянию на 2006 – 2007 гг. ОАО «Русполимет» занимало доминирующее положение на рынках кольцевых заготовок из сплава марки _________ с шифрами кольца __________ в Российской Федерации
Географическими границами рассматриваемых товарных рынков являются границы Российской Федерации.

3. Единственным потребителем кольцевых заготовок из сплава марки ________ с шифрами кольца ________ производства ОАО «Русполимет» является ФГУП «ММПП «Салют».
В связи с узкой специализацией и областью применения приобретаемых кольцевых заготовок и технологическими особенностями производства газотурбинных двигателей для авиации, объемы закупок ФГУП «ММПП «Салют» у ОАО «Русполимет» кольцевых заготовок из сплава марки _________ с шифрами кольца ___________ незначительны. На экспорт данная продукция не поставляется.
Уровень загрузки мощностей ОАО «Русполимет» для производства кольцевых заготовок из сплава марки _________ с шифрами кольца ___________ за период с 2006 г. по 2007 г. составлял не более ___________ % от общего объема производства продукции.

4. Анализ структуры себестоимости кольцевых заготовок из сплава марки __________ с шифрами кольца __________ показал, что доля стоимости основных материалов (заготовок из жаропрочного сплава марки __________) составляет 80 – 90 %. Следовательно, себестоимость производства рассматриваемых кольцевых заготовок в определяющей степени зависит от цен на сплав марки __________.
Кроме того, рост себестоимости может быть обусловлен ростом цен на электроэнергию, природный газ и транспортные тарифы.
ОАО «Русполимет» осуществляет закупки заготовок из жаропрочного сплава марки ________ у ОАО «Металлургический завод «Электросталь» (Московская обл.). В 2006 г. рост отпускных цен на заготовки из сплава марки _________, производимые ОАО «МЗ «Электросталь» составил в среднем 36 %, в 2007 г. – 29 %.
В результате анализа динамики отпускных цен и себестоимости производства кольцевых заготовок из сплава марки __________ с шифрами кольца __________, выпускаемых ОАО «Русполимет» за период с января 2006 г. по декабрь 2007 г. установлено следующее.
1) рост отпускных цен на кольцевые заготовки из сплава марки __________ с шифром кольца __________ за период с февраля 2006 г. по октябрь 2007 г. пропорционально следовал за ростом себестоимости производства данных кольцевых заготовок (за вышеуказанный период себестоимость производства данной продукции выросла на 129 %, цена – на 112 %). Рентабельность производства кольцевых заготовок из сплава марки _________ с шифром кольца _________ у ОАО «Русполимет» за указанный период не подвергалась значительным изменениям и составляла приблизительно 30 – 40 %.
2) рост отпускных цен на кольцевые заготовки из сплава марки __________ с шифром кольца __________ за период с февраля 2006 г. по июль 2007 г. составил 112 %, при этом рост себестоимости производства данной продукции за указанный период составил 76 %. Таким образом, за исследуемый период рост цен на кольцевые заготовки из сплава марки __________ с шифром кольца ________ опережал рост себестоимости, при этом рентабельность производства кольцевых заготовок из сплава марки ________ с шифром кольца ________ у ОАО «Русполимет» за указанный период выросла в среднем с 30 % в феврале 2006 г. до 40 % в июле 2007 г.
3) рост цен на кольцевые заготовки из сплава марки __________ с шифром кольца ________ за период с марта 2006 г. по август 2007 г. пропорционально следовал за ростом себестоимости производства данных кольцевых заготовок (за рассматриваемый период себестоимость производства данной продукции выросла на 114 %, цена – на 112 %). Рентабельность производства кольцевых заготовок из сплава марки __________ с шифром кольца ________ у ОАО «Русполимет» в указанный период составляла около 27 – 40 %, при этом в определенные периоды рентабельность снижалась до отрицательных значений.
4) рост себестоимости производства кольцевых заготовок из сплава марки ________ с шифром кольца _________ за период с февраля 2006 г. по май 2007 г. опережал рост отпускных цен на данный вид кольцевых заготовок. За указанный период цена на кольцевые заготовки из сплава марки ________ с шифром кольца _________ выросла на 48 %, себестоимость – на 85 %. Рентабельность производства данной продукции снизилась с 30 – 40 % в начале 2006 г. до 15 % в конце 2007 г.
5) рост отпускных цен на кольцевые заготовки из сплава марки __________ с шифром кольца _________ за период с апреля 2006 г. по октябрь 2007 г. пропорционально следовал за ростом себестоимости производства данного вида кольцевых заготовок (за вышеуказанный период себестоимость производства данной продукции выросла на 108 %, цена – на 111 %). Рентабельность производства кольцевых заготовок из сплава марки ________ с шифром кольца ________ за указанный период значительно не менялась и составляла 24 – 30 %.
6) рост отпускных цен на кольцевые заготовки из сплава марки __________ с шифром кольца _________ за период с февраля 2006 г. по май 2007 г. пропорционально следовал за ростом себестоимости производства данного вида кольцевых заготовок (цена на рассматриваемые кольцевые заготовки за вышеуказанный период выросла на 48 %, себестоимость производства – на 53 %). Рентабельность производства кольцевых заготовок из сплава марки ________ с шифром кольца ________ у ОАО «Русполимет» за указанный период составляла в среднем 20 – 25 %, при этом в определенные месяцы рентабельность снижалась до 8 – 10 %.
7) рост себестоимости производства кольцевых заготовок из сплава марки ________ с шифром кольца __________ за период с января 2006 г. по март 2007 г. опережал рост отпускных цен на данную продукцию – за вышеуказанный период себестоимость производства кольцевых заготовок из сплава марки _________ с шифром кольца _______ выросла на 59 %, цена – на 47 %. Рентабельность производства в течение данного периода оставалась постоянной и составляла около 30 – 40 %.
В сентябре 2007 г. произошел резкий рост цен на кольцевые заготовки из сплава марки ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_________ с шифром кольца ___________, при практически не изменившемся уровне себестоимости – отпускная цена на рассматриваемые кольцевые заготовки за период с марта по декабрь 2007 г. выросла на 43 %, при этом себестоимость производства данного вида кольцевых заготовок выросла только на 13 %. Рентабельность производства рассматриваемых кольцевых заготовок выросла с 30 % в марте 2007 г. до 56 % в сентябре 2007 г. и 65 % в декабре 2007 г.
8) рост себестоимости производства кольцевых заготовок из сплава марки _________ с шифром кольца _________ за период с мая 2006 г. по декабрь 2006 г. опережал рост отпускных цен на данные кольцевые заготовки (за вышеуказанный период рост цен на данную продукцию составил 6 %, рост себестоимости – 19 %). Рентабельность за указанный период значительно не менялась и составляла около 35 %.
В январе 2007 г. произошел рост отпускных цен на кольцевые заготовки из сплава марки _________ с шифром кольца __________, значительно превышающий рост себестоимости производства данной продукции – цена на данные кольцевые заготовки за период с декабря 2006 г. по октябрь 2007 г. выросла на 99 %, себестоимость производства данного вида кольцевых заготовок – на 38 %. При этом, рентабельность производства выросла с 22 % в декабре 2006 г. до 76 % в январе – октябре 2007 г.
9) рост отпускных цен на кольцевые заготовки из сплава марки __________ с шифром кольца __________ за период с марта 2006 г. по март 2007 г. пропорционально следовал за ростом себестоимости производства данных кольцевых заготовок (за вышеуказанный период цена на кольцевые заготовки из сплава марки _________ с шифром кольца __________ выросла на 48 %, себестоимость производства – на 52 %). При этом, рентабельность за указанный период оставалась постоянной и составляла 25 – 30 %.
В июне 2007 г. произошел рост цен на указанные кольцевые заготовки, значительно опережающий рост себестоимости производства – цена на кольцевые заготовки из сплава марки ________ с шифром кольца _________ за период с марта по декабрь 2007 г. выросла на 40 %, при этом себестоимость производства данного вида кольцевых заготовок выросла на 57 %. При этом, рентабельность производства рассматриваемого вида кольцевых заготовок выросла с 26 % в марте 2007 г. до 62 % в июне – августе 2007 г. и 43 % в сентябре 2007 г.
В октябре 2007 г. рентабельность производства кольцевых заготовок из сплава марки ________ с шифром кольца _________ снизилась до 13 %, в связи со значительным ростом себестоимости производства данной продукции в сентябре – октябре 2007 г. (27 %), при том, что отпускные цены на данные кольцевые заготовки не изменились.
Таким образом, после полного и всестороннего изучения материалов дела, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Русполимет» нарушило пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции. Нарушение выразилось в злоупотреблении ОАО «Русполимет» доминирующим положением на рынке кольцевых заготовок из сплава марки _________ с шифрами кольца __________ и установлении, поддержании монопольно высокой цены на кольцевые заготовки из сплава марки __________ с шифрам кольца __________ в период с сентября по декабрь 2007 г., с шифром кольца ________ в период с января по октябрь 2007 г., с шифром кольца ________ в период с июня по сентябрь 2007 г.
Также, установлено, что в действиях ОАО «Русполимет» отсутствуют признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в части установления отпускных цен на кольцевые заготовки из сплава марки _________ с шифрами кольца __________- за исследуемый период.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В соответствии со статьей 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением, и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 0,01 до 0,15 размера выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.
Выручка ОАО «Русполимет» от реализации кольцевых заготовок из сплава марки ________ с шифрами кольца __________, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, в 2007 г. составила _________ руб.
ОАО «Русполимет» оказало всестороннюю помощь антимонопольному органу в проведении расследования и добровольно устранила вышеуказанные нарушения антимонопольного законодательства и их последствия до окончания производства по делу (в 2008 г. ОАО «Русполимет» снизило отпускные цены на кольцевые заготовки из сплава марки ________ с шифрами кольца _________).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «Русполимет» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены на кольцевые заготовки из сплава марки ________ с шифром кольца _________ в период с сентября по декабрь 2007 г., с шифром кольца _________ в период с января по октябрь 2007 г., с шифром кольца __________ в период с июня по сентябрь 2007 г.
2. Признать, что в действиях ОАО «Русполимет» отсутствуют признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, в части установления цен на кольцевые заготовки из сплава марки _________ с шифрами кольца ________- за исследуемый период.
3. Выдать ОАО «Русполимет» предписание о недопущении нарушений антимонопольного законодательства, а именно:
1) ОАО «Русполимет» не допускать в дальнейшем нарушения статьи 10 Закона о конкуренции, в частности не предпринимать действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действий (бездействия) по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара.
2) ОАО «Русполимет» в течение 3 лет каждое полугодие представлять в федеральный антимонопольный орган сведения об объемах производства, реализации, текущих отпускных ценах, структуре себестоимости и рентабельности производства кольцевых заготовок из сплава марки _______ с шифрами кольца __________ в соответствии с таблицами, приведенными в Приложении. Данная информация должна быть представлена в антимонопольный орган не позднее 45 дней со дня окончания отчетного полугодия.
3) ОАО «Русполимет» представлять в федеральный антимонопольный орган экономический анализ причин роста цен на кольцевые заготовки из сплава марки ___________ с шифрами кольца ___________, в случае изменения цены на данные виды продукции более чем на 10 % по отношению к средневзвешенной цене за предшествующее полугодие.
В соответствии со статьей 52 Закона о конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

ПРЕДПИСАНИЕ
О НЕДОПУЩЕНИИ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

14 октября 2008 г. г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), на основании решения Комиссии от 14 октября 2008 г. по делу_________ о нарушении ОАО «Русполимет» (ул. Восстания, 1, г. Кулебаки, Нижегородская обл., 607010) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции), предписывает:
1. ОАО «Русполимет» не допускать в дальнейшем нарушения статьи 10 Закона о конкуренции, в частности не предпринимать действий (бездействия), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действий (бездействия) по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара.
2. ОАО «Русполимет» в течение 3 лет каждое полугодие представлять в федеральный антимонопольный орган сведения об объемах производства, реализации, текущих отпускных ценах, структуре себестоимости и рентабельности производства кольцевых заготовок из сплава марки _______ с шифрами кольца ________ в соответствии с таблицами, приведенными в Приложении. Данная информация должна быть представлена в антимонопольный орган не позднее 45 дней со дня окончания отчетного полугодия.
3. ОАО «Русполимет» представлять в федеральный антимонопольный орган экономический анализ причин роста цен на кольцевые заготовки из сплава марки _______ с шифрами кольца _________, в случае изменения цены на данные виды продукции более чем на 10 % по отношению к средневзвешенной цене за предшествующее полугодие.
В соответствии со статьей 52 Закона о конкуренции предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о конкуренции неисполнение в срок предписания антимонопольного органа по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны