Решение б/н Решение ФАС России по делу в отношении ОАО "Газпром" и ООО "... от 13 мая 2008 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия ФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель Комиссии
Голомолзин А.Н. - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
Тер-Степанов Д.В. - начальник отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Илларионова А.А. - заместитель начальника отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Дроздов Б.Б. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы Правового управления;
Шубин А.А. - ведущий специалист-эксперт отдела газовой и угольной промышленности Управления контроля топливно-энергетического комплекса;
Фролов Д.В. - ведущий специалист-эксперт отдела анализа рынков, реестров и НИОКР Аналитического управления,
рассмотрев дело № 1 10/21-08 по признакам нарушения ОАО "Газпром" (117997, г.Москва, В-240, ГСП-7, ул.Наметкина, д.16) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:
1 ЗАО "Транс Нафта" обратилось в ФАС России с заявлением о нарушении ОАО "Газпром" и ООО "Новосибирскрегионгаз" требований антимонопольного законодательства по вопросу доступа к газотранспортной системе ОАО "Газпром" (далее - ГТС) в целях транспортировки газа для ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", которые выразились, в частности, в экономически и технологически необоснованном отказе ОАО "Газпром" в заключении договора транспортировки газа с ЗАО "Транс Нафта", а также создании препятствий доступу ЗАО "Транс Нафта" на рынок поставки газа.
По результатам рассмотрения указанного заявления приказом ФАС России от 17.03.2008 №88 создана Комиссия и возбуждено дело № 1 10/21-08 по признакам нарушения ОАО "Газпром" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). ООО "Новосибирскрегионгаз" было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
2. Представитель Ответчика пояснил, что 28.11.2007 ЗАО "Транс Нафта" обратилось в ОАО "Газпром" с заявкой на краткосрочный доступ к ГТС в связи с планируемой поставкой газа в период с января по декабрь 2008 года для ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха".
В ходе рассмотрения указанной заявки было установлено, что согласование использования газа в качестве топлива №06/1400-3708 от 28.08.2007 было выдано ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с учетом будущих поставок газа из ресурсов ОАО "Газпром", а 12.12.2007 ООО "Новосибирскрегионгаз" направило ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" соответствующее предложение на заключение договора поставки газа.
Кроме того, письмом от 20.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" уведомило ЗАО "Транс Нафта" о неодобрении Советом директоров общества договора поставки газа №ТН-85/2007, заключенного с ЗАО "Транс Нафта" 23.10.2007, и намерении заключить договор поставки газа с другим поставщиком.
На данном основании ОАО "Газпром" 29.12.2007 было принято решение отказать ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС в связи с расторжением ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" договора поставки газа №ТН/85-2007 с ЗАО "Транс Нафта" в 2008 году.
Представитель Ответчика также пояснил, что 29.12.2007 ЗАО "Транс Нафта" вторично направило в ОАО "Газпром" заявку на краткосрочный доступ к ГТС на тех же условиях, что и в первоначальной заявке.
Вместе с тем, ОАО "Газпром" было принято решение отказать ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС, поскольку ЗАО "Транс Нафта" были нарушены сроки подачи заявки, а разрешение на использование газа в качестве топлива было выдано ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с учетом возможности поставки газа из ресурсов ОАО "Газпром", а также в связи с наличием договорных отношений ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с ООО "Новосибирскрегионгаз".
Представитель Ответчика пояснил, что в действиях ОАО "Газпром" отсутствует нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку возникшая неопределенность в отношении порядка реализации газа ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" была устранена в ходе согласительного совещания между представителями ОАО "Газпром" и ЗАО "Транс Нафта", по результатам которого 14.04.2008 ЗАО "Транс Нафта" было выдано разрешение на предоставление полного доступа к ГТС на транспортировку газа по договору поставки газа с ООО "Новосибирскрегионгаз" с 01.01.2008. Дальнейшую поставку газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" будет осуществлять ООО "Новосибирскрегионгаз".
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также то, что поставки газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" несмотря на имеющиеся разногласия относительно того, какое из указанных обществ является поставщиком газа, осуществлялись с 01.01.2008, представитель ОАО "Газпром" просит комиссию прекратить рассмотрение дела о нарушении ОАО "Газпром" статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Представитель Заявителя согласился с доводами Ответчика и дополнительно пояснил, что 23.10.2007 ЗАО "Транс Нафта" заключило с ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" договор поставки газа №ТН-85/2007 на 2008 год и направило в ОАО "Газпром" заявку на краткосрочный доступ к ГТС.
После подачи указанной заявки, ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" 12.12.2007 было получено конкурирующее предложение на заключение договора поставки газа от ООО "Новосибирскрегионгаз".
Письмом от 20.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" уведомило ЗАО "Транс Нафта" о неодобрении Советом директоров общества договора поставки газа №ТН-85/2007 с ЗАО "Транс Нафта" и о намерении заключить договор поставки газа с другим поставщиком, в связи с чем ОАО "Газпром" отказал ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС ОАО "Газпром" на транспортировку газа.
Вместе с тем, 29.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" своим письмом подтвердило действие договора поставки газа №ТН-85/2007 с ЗАО "Транс Нафта", и ЗАО "Транс Нафта" вторично обратилось в ОАО "Газпром" за разрешением на доступ к ГТС.
14.01.2008 ООО "Новосибирскрегионгаз" обратилось в ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с требованием подтвердить обоснованность и правомерность отбора газа в январе 2008 года, ссылаясь на отсутствие у ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" договорных отношений с иными поставщиками газа кроме ООО "Новосибирскрегионгаз", однако в связи с наличием действующего договора поставки газа между ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" и ЗАО "Транс Нафта", ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" обратилось в ОАО "Газпром" с просьбой ускорить решение вопроса о выдаче ЗАО "Транс Нафта" разрешения на доступ к ГТС.
Вместе с тем, 23.01.2008 ОАО "Газпром" снова отказал ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС в связи с нарушением ЗАО "Транс Нафта" сроков подачи заявки, наличия у ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" согласования на использование газа в качестве топлива при условии поставки газа из ресурсов ОАО "Газпром", и на основании действующего договора поставки газа с ООО "Новосибирскрегионгаз".
Принимая во внимание достигнутые договоренности по вопросу доступа к ГТС и порядка реализации газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", в действиях ОАО "Газпром", по мнению представителя Заявителя, отсутствует нарушение антимонопольного законодательства. Кроме того, поставки газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" не прекращались и осуществлялись с 01.01.2008.
На основании изложенного, представитель ЗАО "Транс Нафта" просит Комиссию производство по делу прекратить.
4. ООО "Новосибирскрегионгаз", привлеченным к участию в деле в качестве заинтересованного лица, заявлено ходатайство о рассмотрении дела № 10 10/21-08 в его отсутствие.
ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", также привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, и надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, на заседание комиссии не явилось, в связи с чем, на основании статьи 45 Закона о защите конкуренции, Комиссия вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
5. Исследовав нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, рассмотрев представленные доказательства, заслушав объяснения лиц участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.

Приказом ГКАП России от 12.08.1997 №115 ОАО "Газпром" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе "транспортировка газа по трубопроводам" с долей более 65% в границах Российской Федерации.

Постановлением ФЭК России от 14.11.1997 №121/1, ОАО "Газпром" включено в Реестр субъектов естественной монополии в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам", и согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" занимает доминирующее положение на рынке транспортировки газа.
23.10.2007 ЗАО "Транс Нафта" заключило с ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" договор поставки газа №ТН-85/2007 на 2008 год и 28.11.2007 направило в ОАО "Газпром" заявку №993/11 от 28.11.2007 на краткосрочный доступ к ГТС в связи с планируемой поставкой газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" в период с января по декабрь 2008 года.
12.12.2007 ООО "Новосибирскрегионгаз" направило ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" конкурирующее предложение на заключение договора поставки газа.
Письмом от 20.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" уведомило ЗАО "Транс Нафта" о неодобрении Советом директоров общества договора поставки газа с ЗАО "Транс Нафта" №ТН-85/2007 и о намерении заключить договор поставки газа с другим поставщиком. Однако 29.12.2007 ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" подтвердило действие договора поставки газа с ЗАО "Транс Нафта".
Вместе с тем, ОАО "Газпром" было принято решение (письмо №06-2597 от 29.12.2007) отказать ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС со ссылкой на указанное уведомление ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" о расторжении договора поставки газа с ЗАО "Транс Нафта" на 2008 год.
Основываясь на подтверждении действия договора поставки газа с ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", ЗАО "Транс Нафта" вторично направило в ОАО "Газпром" заявку №1104/12 от 29.12.2007 на краткосрочный доступ к ГТС на тех же условиях, что и в первоначальной заявке.
Вместе с тем, ОАО "Газпром" было принято решение (письмо №06-125 от 23.01.2008) отказать ЗАО "Транс Нафта" в доступе к ГТС по следующим основаниям:
- нарушение ЗАО "Транс Нафта" сроков подачи заявки;
- выдача ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" согласование на использование газа в качестве топлива на основании действующего договора поставки газа с ООО "Новосибирскрегионгаз";
- наличие возможности поставлять газ ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" из ресурсов ОАО "Газпром".
Согласно Положению об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации №858 от 14.07.1997 (далее - Положение) краткосрочным контрактом является договор, заключенный на срок не более 1 года.
Согласно пункту 8 Положения, срок подачи заявок по краткосрочным контрактам - не позднее чем за месяц и не ранее чем за три месяца до указанной в заявке даты поставки.
В поданных ЗАО "Транс Нафта" заявках на доступ к ГТС срок начала поставок определен как январь 2008 года. В соответствии с частью 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Таким образом, дата начала поставок газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" (январь 2008 года) может быть определена в любой период времени в течение января 2008 года. В связи с этим, при подаче заявки на доступ к ГТС 29.12.2007 №1104/12 ЗАО "Транс Нафта" соблюден установленный пунктом 8 Положения срок.
В соответствии с пунктом 11 Положения заявка на доступ к ГТС по краткосрочным контрактам подлежит рассмотрению ОАО "Газпром" в 15-дневный срок.
Комиссия находит, что ОАО "Газпром" не соблюден пункт 11 Положения в части сроков рассмотрения заявок.
Так, по заявке ЗАО "Транс Нафта" №993/11 от 28.11.2007 решение ОАО "Газпром" принято 29.12.2007, по заявке №1104/12 от 29.12.2007 решение ОАО "Газпром" принято 23.01.2008.
В соответствии с пунктом 4 Правил поставки газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 №162, для использования газа в качестве топлива покупатель должен иметь разрешение, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технические условия на подключение к газотранспортной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии упомянутого разрешения.
Указанные документы являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок.
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами, получение потребителем газа согласования (разрешения) на использование газа в качестве топлива из ресурсов одного поставщика, не возлагает на потребителя обязанность заключения договора поставки газа только с этим поставщиком.
В связи с достигнутой договоренностью между ЗАО "Транс Нафта" и ОАО "Газпром" и устранением неясностей в отношении порядка и схемы реализации газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха", ЗАО "Транс Нафта" было выдано разрешение на предоставление полного доступа к ГТС на транспортировку газа для ООО "Новосибирскрегионгаз" с 01.01.2008. Поставку газа в адрес ЗАО "Теплоцентраль Белокуриха" с 01.01.2008 осуществляет ООО "Новосибирскрегионгаз".
Таким образом, ЗАО "Транс Нафта" был предоставлен доступ к ГТС в целях транспортировки газа с 01.01.2008, как и было указано ЗАО "Транс Нафта" в соответствующих заявках в ОАО "Газпром".
Кроме того, ЗАО "Транс Нафта" и ООО "Новосибирскрегионгаз" заключили договор поставки газа также с 01.01.2008 что, в свою очередь, позволило ЗАО "Транс Нафта" получить доступ на рынок поставки газа с 01.01.2008.
Комиссия считает, что изложенные факты свидетельствуют об отсутствии в настоящее время в действиях ОАО "Газпром" нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции в части экономически и технологически необоснованного отказа ОАО "Газпром" в заключении договора транспортировки газа с ЗАО "Транс Нафта", а также создании препятствий доступу ЗАО "Транс Нафта" на рынок поставки газа.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:
Рассмотрение дела № 1 10/21-08 прекратить в связи с отсутствием в рассмотренных действиях ОАО "Газпром" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны