Апелляционная жалоба №СП/75505/17 Решение по жалобам Правительства Нижегородской области и ООО... от 31 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Москва

 

Резолютивная часть решения объявлена «25» октября 2017

Полный текст решения изготовлен «31» октября 2017


 

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы — Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее — Коллегия) в составе: <...>,

рассмотрев на заседании Коллегии жалобы Правительства Нижегородской области и ООО «МАГ Груп» на решение от 05.07.2017 и предписание от 03.07.2017 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по делу № 1778-ФАС52-10/17, в присутствии (в том числе посредством видео-конференц-связи):

<...>

(уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено 11.10.2017 на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Нижегородское УФАС России поступили многочисленные жалобы относительно действий Правительства Нижегородской области по принятию 29.03.2016 Распоряжения № 349-р «Об утверждении инвестиционной программы ООО «МАГ Груп» г. Н.Новгород по межмуниципальному объекту «Современный полигон твердых бытовых отходов», расположенному в г. Дзержинск Нижегородской области, 390 км+500 м Московского шоссе, 9, и установлении надбавки к тарифам на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов ООО «МАГ Груп» г. Н.Новогород, потребителям городского округа город Нижний Новгород (за исключением Сормовского района Нижнего Новгорода), городского округа город Дзержинск Нижегородской области на 2016-2023 годы» (далее — Распоряжение Правительства № 349-р).

В ходе рассмотрения обращений Нижегородским УФАС России установлено, что решением инвестиционного Совета при Губернаторе Нижегородской области от 30.09.2009 № 4282-92-3358 реализация инвестиционного проекта «Строительство современного полигона твердых бытовых отходов» ООО «МАГ Груп» признана целесообразной.

Для реализации указанного проекта обществу предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, в районе поворота с трассы «Москва-Нижний Новгород» на г. Балахну, для строительства современного полигона твердых бытовых отходов.

Процедура утверждения инвестиционных программ определена Постановлением Правительства Нижегородской области от 04.06.2012 № 328 «О порядке утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих строительство (создание) и (или) модернизацию межмуниципальных объектов размещения отходов» (далее — Постановление Правительства № 328).

В соответствии с пунктом 3 Порядка утверждения инвестиционных программ Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.08.2012 № 1815-р утверждено Техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО «МАГ Груп» по строительству межмуниципального объекта размещения отходов для обслуживания г. Н.Новгорода, г. Дзержинска и Володарского района Нижегородской области.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 25.11.2013 № 2439-р в техническое задание на разработку инвестиционной программы внесены изменения, в том числе дополнен пункт, определяющий технические требования к объекту и предусматривающий строительство сортировочного цеха.

Распоряжением Правительства № 349-р от 29.03.2016 указанная программа была утверждена.

Проектом утвержденной инвестиционной программы предусмотрены мероприятия со сроком реализации с 2016 — 2023 год на сумму 4245, 51 млн. руб. Срок возврата инвестиций определен до 2023 г. В качестве источников финансирования планируются заемные средства в объеме 2694,408 млн.руб. Возврат инвестиций предусмотрен за счет инвестиционных надбавок к тарифу в объеме 4245,509 млн. руб.

Таким образом, тариф ООО «МАГ Груп» на услуги по утилизации ТБО с учетом инвестиционной надбавки не должен превышать 131,69 руб./м3 в период с 01.01.2016 по 30.06.2016, а в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 — 309,47 руб./м3.

В соответствии с финансовым планом инвестиционного проекта ООО «МАГ Груп», а также в соответствии с расчетом инвестиционной надбавки, общий тариф ООО «МАГ Груп» составил:

  • в период с 01.01.2016 по 30.06.2016 — 131,69 руб./м3;

  • в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 — 308,54 руб./м3.

Таким образом, по мнению Нижегородского УФАС России, принятые Правительством Нижегородской области меры приводят, либо могут привести, к существенному увеличению затрат хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в зоне обслуживания ООО «МАГ Груп», и, как следствие, снижение их конкурентоспособности по сравнению с хозяйствующими субъектами не осуществляющими деятельеность в зоне действия ООО «МАГ Груп».

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что утверждение инвестиционной программы проводилось, в соответствии с порядком утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих строительство (создание) и (или) модернизацию межмуниципальных объектов размещения отходов, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 04.06.2012 № 328.

Пунктом 4 Порядка при формировании технического задания министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области (далее — Минэкологии) предписано руководствоваться приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 № 100 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций комунального комплекса».

Вместе с тем, разработанное Минэкологии техническое задание в нарушение положений методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 100, и являющихся обязательными к исполнению Министерством в силу прямого указания, не содержит целей разработки и реализации инвестиционной программы, определенным таким образом, чтобы они были количественно измерены. Целевые индикаторы, предусмотренные п. 10-20 методических рекомендаций, утвержденных Приказом № 100, также не определены.

Согласно п. 5 Технического задания инвестиционная программа должна быть разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 99.

Согласно решения Нижегородского УФАС России, в нарушение пункта 11 Методических рекомендаций в представленной ООО «МАГ Груп» инвестиционной программе анализ состояния систем объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, по целевым индикаторам на момент проведения анализа, а также за предыдущие три года не проведен. Кроме того, проведенный анализ содержит не актуальные сведения, данные на 2010 — начало 2013 года.

В соответствии с п. 10.2 Порядка Минэкологии в 3-дневный срок после получения проекта инвестиционной программы направляет его на рассмотрение в органы местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области.

Согласно п. 10.3 Порядка органы МСУ определяют доступность для потребителей услуги Организации в соответствии с учтановленными ими критериями доступности с учетом предложенной Организацией надбавки к тарифу и направляют соответствующие заключения в Минэкологии.

Минэкологии на основании полученных от органов МСУ, РСТ и Министерства ЖКХ и ТЭК заключений в срок не позднее 10 дней готовит итоговое заключение на проект инвестиционной программы.

Направленный в Минэкологии письмом от 10.11.2015 проект программы направлен на согласование в администрации г. Н. Новгород, г.о.г. Дзержинск, Володарского района 10.12.2015.

Как следует из итогового заключения Минэкологии на инвестпрограмму, органами местного самоуправления г. Н. Новогород, г.о. г. Дзержинск, Володарского района предоставлены заключения о доступности для потребителей услуги по утилизации отходов с учетом предлагаемой ООО «МАГ Груп» надбавки к тарифу. Оценка доступности осуществлена путем проверки соответствия рассчитанных значений показателей критериев доступности допустимым хначениям, утвержденным решением РСТ Нижегородской области от 20.02.2009 № 6/1.

Вместе с тем, в представленных заключениях органов местного самоуправления отсутствует конкретный вывод о доступности услуг, а также какие-либо подтверждения использования вышеуказанного метода доступности.

Как следует из инвестиционной программы, задачей программы является проектирование и строительство объекта утилизации ТБО следующих муниципальных образований: г. Нижний Новгород, г. Дзержинск, Володарский район. При этом расчет целевых индикаторов, а также затрат на реализацию программы и суммы тарифной надбавки произведен на основании данных о численности указанных муниципальных образований.

Вместе с тем, на момент согласования программы из зоны обслуживания объекта ТБО исключен Сормовский район г. Н. Новгорода, численность жителей которого составляет более 160 тыс. человек. Техническое задание своевременно скорректировано не было (соответствующие изменения в него внесены только 06.07.2016 — более чем чер полгода после утверждения программы), изменения в саму программу не вносились. Таким образом, целевые индикаторы, расчет суммы затрат и инвестиционной программы не соответствовали действительности.

Кроме того, согласно решения Нижегородского УФАС России, неправомерным является содержащийся в заключении вывод, согласно которому рост тарифа на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО на 227,51 % не превысит величину предельного индекса, утвержденного на указанный период тарифного регулирования, поскольку решением РСТ Нижегородской области от 22.11.2013 № 53/22 такой предельный индекс на территории Сормовского района г. Н.Новгорода определен в размере 104,4 %, при этом из самой программы не следует, что тарифная надбавка не подлежит применению на территории указанного района.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» принятие решения об утверждении инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, а также установление надбавок к ценам (тарифам) для потребителей отнесено к компетенции представительных органов муниципальных образований, а не к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России пришла к выводу, что действия Правительства Нижегородского области по принятию 29.03.2016 Распоряжения № 349-р «Об утверждении инвестиционной программы ООО «МАГ Груп» г. Н. Новгород по межмуниципальному объекту «Современный полигон твердых бытовых отходов», расположенному в г. Дзержинск Нижегородской области, 390 км + 500 м Московского шоссе, 9, и установлении надбавки к тарифам на услуги по утилизации, обевреживанию и захоронению твердых бытовых отходов ООО «МАГ Груп» г. Н. Новогород, потребителям городского округа город Нижний Новгород» (за исключением Сормосвского района Нижнего Новгорода), городского округа город Дзержинск Нижегородской области и Володарского муниципального района Нижегородской области на 2016 — 2023 годы» противоречат требованию части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Коллегия рассмотрела жалобу на предмет соблюдения единообразия в применении антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства и приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, а именно: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, одним из обязательных условий отнесения соответствующих отношений к подлежащим регулированию Законом о защите конкуренции является влияние этих отношений на конкуренцию (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.

Таким образом, в силу положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции наступление либо возможность наступления негативных последствий для конкуренции на определенном товарном рынке имеет квалифицирующее значение и подлежит доказыванию антимонопольным органом.

Данный вывод согласуется с содержанием пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".

Иное нарушение действующего законодательства органом власти само по себе не является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При квалификации нарушений по статье 15 Закона о защите конкуренции антимонопольным органом должно быть указано на соответствующие признаки ограничения конкуренции, поименованные в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции и имевшие (могущие иметь) место в результате действия органа власти или организации.

При этом антимонопольный орган в решении о нарушении антимонопольного законодательства раскрывает и доказывает причинно-следственные связи между появлением признаков ограничения конкуренции и действиями органа власти (или организации).

В обосновании решения Нижегородского УФАС России указано, что принятые Правительством Нижегородской области меры по установлению надбавки к тарифам на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые ООО «МАГ Груп» приводят либо могут привести к существенному увеличению затрат хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в зоне обслуживания ООО «МАГ Груп» и, как следствие, к незапланированному повышению расходов участников рынка.

Коллегия, изучив материалы дела и заслушав доводы сторон, установила, что в нарушение вышеуказанных нормативных положений анализ состояния конкуренции на товарном рынке Нижегородским УФАС России не проводился, не определено какие хозяйствующие субъекты действуют на соответствующем рынке и в чем выразилось получение ООО «МАГ Груп» преимуществ по сравнению с иными хозяйствующими субъектами на этом рынке, каким образом действия Правительства Нижегородской области ограничивают конкуренцию или могут привести к ее ограничению.

Недоказанность названных обстоятельств исключает квалификацию действий Правительства Нижегородской области как нарушающих запреты, установленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Коллегия пришла к выводу, что решение от 05.07.2017 и предписание от 03.07.2017 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по делу № 1778-ФАС52-10/17 не соответствуют практике применения Закона о защите конкуренции, нарушают единообразие применения антимонопольного законодательства антимонопольными органами.

На основании изложенного, руководствуясь частью 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Коллегия

РЕШИЛА:

 

Отменить решение от 05.07.2017 и предписание от 03.07.2017 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по делу № 1778-ФАС52-10/17.

Связанные организации

Связанные организации не указаны