Решение №1-00-163/00-06-13 Решение по делу от 25 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 1-00-163/00-06-13

 

 «29» января 2014 г.                                                                                  г. Москва

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2014 года

 

В полном объеме решение изготовлено  29 января 2014 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>, в присутствии представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах – Минсельхоза России, <...> (доверенность от 16.08.2013 № 42), в отсутствии ответчика - ООО «Агросервис Регион» (извещен надлежащим образом), в отсутствии заявителя - индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бозояна А.Э. (извещен надлежащим образом), в отсутствии представителей заинтересованного лица – ОАО «Объединенная зерновая компания» и лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах — Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (извещены надлежащим образом), рассмотрев дело № 1-00-163/00-06-13, возбужденное в отношении ООО «Агросервис Регион» (646910, Омская область, Калачинский р-н, с.Ивановка, ул.Зеленая, 2) по признакам нарушения пунктов 1, 6, 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Приказом Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России)
от 05.06.2013 № 387/13 возбуждено дело № 1-00-163/00-06-13 в отношении ООО «Агросервис Регион» по признакам нарушения пунктов 1, 6 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия).

Дело возбуждено по заявлению индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бозояна А.Э. (вх. № 14357/13 от 25.02.2013) (далее – ИП Глава КФХ Бозоян А.Э. или Заявитель)  о нарушении ООО «Агросервис Регион» (далее – ООО «Агросервис Регион» или Элеватор) антимонопольного законодательства в части  установления монопольно высоких цен на отгрузку железнодорожным транспортом зерна мягкой продовольственной пшеницы 3 класса, приобретенного в рамках биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций 2012/2013 гг., экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар, а также создания дискриминационных условий.

 Определением от 07.06.2013 № ЦА/22179/13 «О назначении дела № 1-00-163/00-06-13 о нарушении антимонопольного законодательства к участию в рассмотрении дела привлечены:

в качестве ответчика - ООО «Агросервис Регион»;

в качестве заявителя - ИП Глава КФХ Бозоян А.Э. (644016, г.Омск, ул.Семиреченская, 95);

в качестве заинтересованного лица - ОАО «Объединенная зерновая компания» (107139, Москва, Орликов пер., д. 3, строение 1);

в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах -  Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (107139, Москва, Орликов пер., д. 1/11,) и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (644043, г. Омск, ул. Красный Путь, 3).

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств определениями от 23.08.2013 № ЦА/33048/13, от 03.10.2013 № ЦА/38603/13 и от 28.11.2013 № ЦА/47768/13 рассмотрение дела № 1-00-163/00-06-13 отложено и назначено рассмотрение дела № 1-00-163/00-06-13 на 16 января 2014 г.

Согласно заявлению ИП Глава КФХ Бозоян А.Э., между Заявителем и ОАО «Объединённая зерновая компания» (далее — ОАО «ОЗК») в рамках биржевых торгов заключен договор купли-продажи № 788 от 13.12.2012 г. (далее – Договор № 788).

Договор № 788 является типовым и составлен в соответствии с Правилами Биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденными ЗАО «Национальная товарная биржа» 21.07.2010.

Согласно пунктам 1.1 - 1.5 Договора № 788 товар - мягкая продовольственная пшеница 3 класса (урожай 2009 года) в количестве 1350 физических тонн - передается Заявителю (покупатель) на складе элеватора ООО «Агросервис Регион» (место нахождения: 646910, Омская область, Калачинский район, с. Ивановка, ул. Зеленая, 2).

Согласно пункту 2.1.4. Договора № 788 покупатель обязан принять у Продавца ОАО «ОЗК» товар и подписать трехсторонний акт сдачи - приемки товара не позднее 25 календарных дней с даты подписания договора, имея к моменту передачи товара подписанный договор на оказание услуг по хранению с Элеватором, на котором расположен товар (пункт 2.1.3 Договора № 788).

Согласно Акту сдачи – приемки зерна от 16.01.2013 г. Заявитель принял на складе Элеватора зерно в количестве 1350 метрических тонн физического веса.

Таким образом, на складе Элеватора хранилось 1350 физических тонн зерна, являющегося собственностью Заявителя на основании Договора № 788.

Во исполнение пункта 2.1.3 Договора № 788 между Заявителем и Элеватором заключен договор на услуги по хранению зерна от 16.01.2013 г.

Договор на услуги по хранению зерна от 16.01.2013 г. условий об отгрузке зерна не содержит.

Письмами № 59 от 21.01.2013 г. и № 60 от 29.01.2013 г. Заявитель обращался в адрес Элеватора с требованиями о заключении договора на отгрузку зерна интервенционного фонда автомобильным транспортом, уведомлял Элеватор о готовности предоставлять автотранспорт и необходимости обеспечить фактическую отгрузку зерна.

Уведомлением № 7/30.01.2013 Элеватор сообщил об отказе в заключении договора отгрузки зерна интервенционного фонда автомобильным транспортом, предоставив проект договора на отгрузку зерна железнодорожным транспортом.

Отказ от заключения  договора отгрузки зерна интервенционного фонда автомобильным транспортом Элеватор мотивировал отсутствием технической возможности.

Согласно п. 4.1 представленного проекта договора на отгрузку зерна железнодорожным транспортом, цена за услугу по отгрузке зерна установлена Элеватором в размере 1800 рублей за 1 метрическую тонну. Данная цена ни экономически, ни технически не обоснованна.

В материалах заявления ИП Главы КФХ Бозоян А.Э. содержится договор  от 24.12.2012 № 4 возмездного оказания услуг, заключенный с ОАО «Бессарабский элеватор», и договор хранения зерна от 05.12.2013 № П09/12, заключенный с ООО «Партнер и К», которыми установлены цены отгрузки 1 тонны зерна автотранспортом 290,93 руб. и 300 руб. соответственно.  По мнению Заявителя, договор отгрузки с ООО «Агросервис Регион» должен быть заключен на аналогичных условиях.

Таким образом, по мнению Заявителя, действия ООО «Агросервис Регион», занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, свидетельствуют о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части экономически и технологически необоснованного отказа ООО «Агросервис Регион» от заключения с Заявителем договора отгрузки автомобильным транспортом зерна мягкой продовольственной пшеницы 3 класса, приобретенного в рамках биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций 2012/2013 гг., навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него, создания препятствий доступу на товарный рынок, установления монопольно высокой цены на отгрузку зерна железнодорожным транспортом.

Антимонопольным органом с целью установления доминирующего положения ООО «Агросервис Регион» на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна интервенционного фонда проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220.

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из интервенционного фонда, содержится в материалах дела.

Согласно статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

При подготовке материалов для квалификации действий Элеватора ФАС России был определен товарный рынок, на котором имеет место (может иметь) недопущение, устранение конкуренции в результате этих действий, в частности, установление монопольно высокой цены на отгрузку железнодорожным транспортом зерна мягкой продовольственной пшеницы 3 класса, приобретенного в рамках биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций 2012/2013 г.

Согласно аналитическому отчету ИП Глава КФХ Бозоян А.Э. приобрел на биржевых торгах зерно из интервенционного фонда.

Вопросы деятельности интервенционного фонда и приобретения зерна из него урегулированы Федеральным законом от 29.12.2006   № 264-ФЗ «О развитии  сельского хозяйства».

Пункт 7 статьи 14 указанного Закона относит определение порядка  и условий реализации продукции, приобретенной в процессе проведения закупочных интервенций и залоговых операций, к компетенции Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.2001 № 580 утверждены Правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 8 Правил сельскохозяйственная продукция, закупленная для интервенционного фонда, размещается на хранение в отобранных на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации организациях на основании договоров, заключенных с ними агентом.

Согласно договору купли-продажи от 13.12.2013 г. № 788, заключенному между ОАО «ОЗК» и Заявителем, товар -мягкая продовольственная пшеница 3 класса в количестве 1350 тонн передается покупателю на складе элеватора ООО «Агросервис Регион».

Услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного  из интервенционного фонда, осуществляет непосредственно Элеватор, у которого зерно находится на хранении на основе договоров, заключенных между ним и хозяйствующими субъектами, приобретавшими зерно из запасов интервенционного фонда, в рассматриваемом случае это ООО «Агросервис Регион».

Без отгрузки зерна потребитель не сможет вывезти зерно с элеватора. В связи с чем, услуга по отгрузке зерна, приобретенного из интервенционного фонда, не имеет заменителей. Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка являются услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из запасов  интервенционного фонда и  размещенного ОАО «ОЗК» на хранение в отобранных на конкурсной основе организациях (Элеваторах, ХПП).

Определение географических границ товарных рынков осуществляется в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции, а также в соответствии с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в соответствии с которым географические границы рынка определяются границами территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет возможность приобрести товар (исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности) и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Географическими границами исследуемого ФАС России товарного рынка является территория, ограниченная границами элеватора ООО «Агросервис Регион», поскольку именно на этой территории у приобретателя имеется экономическая, технологическая возможность получить, а у ООО «Агросервис Регион» осуществить услугу по отгрузке зерна, приобретенного из интервенционного фонда.

В обозначенных продуктовых и географических границах услуги по хранению и отгрузке зерна интервенционного фонда предоставляет единственная организация – ООО «Агросервис Регион».  При этом доля ООО «Агросервис Регион» на рассматриваемом рынке в обозначенных продуктовых и географических границах составляет 100 %.

Из анализа состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по хранению и отгрузке зерна интервенционного фонда на территории ООО «Агросервис Регион»  за 2012 год и 4 месяца 2013 года следует, что ООО «Агросервис Регион»  занимает доминирующее положение на указанном рынке (доля 100%).

Таким образом, ООО «Агросервис Регион»   при оказании услуг по отгрузке зерна интервенционного фонда обязано соблюдать требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с договором на услуги по погрузке зерна в железнодорожные вагоны-зерновозы № 003, заключенным между ООО «СибАгроПром» (Заказчик) и Элеватором (Исполнитель) стоимость услуг исполнителя по погрузке зерна, согласно приведенной к настоящему договору расчетной калькуляции, составляет 1450 рублей за 1 метрическую тонну.

Однако Заявителю Элеватор предлагает заключить договор на услуги по погрузке зерна в железнодорожные вагоны-зерновозы по цене 1800 рублей за 1 метрическую тонну.

Кроме того, по данным по хлебоприемным организациям и элеваторам Омской области, представленным Минсельхозпродом Омской области, самая высокая цена отгрузки (за исключением Элеватора) зерна интервенционного фонда железнодорожным транспортом у ОАО «Павлоградское ХПП» и составляет 1030 рублей за тонну.

У двух других хозяйствующих субъектов ООО «Сибирское ХПП» и ООО «Сибзернопродукт» цены на отгрузку зерна интервенционного фонда железнодорожным транспортом также ниже, чем у Элеватора, и составляют 911 рублей за тонну и 600 рублей за тонну соответственно.

У всех остальных 28 хлебоприемных организаций и элеваторов Омской области цена на отгрузку зерна интервенционного фонда железнодорожным транспортом существенно ниже.

По информации, представленной ООО «Агросервис Регион», Элеватор производит отгрузку зерна, в том числе зерна интервенционного фонда, железнодорожным транспортом, так как не имеет технической возможности по отгрузке автомобильным транспортом.

Учитывая, что железнодорожные пути необщего пользования, расположенные на территории Элеватора, принадлежат ООО «Родник», услуги по перевозке зерна железнодорожным транспортом осуществляются третьими лицами (договор № 1/214 от 24.09.2010 г.).

Таким образом, цена на услугу по отгрузке зерна в размере 1 800 рублей за тонну, предлагаемая в проекте договора для заключения с Заявителем, является существенно завышенной по сравнению с другими элеваторами Омской области и превышает размер, установленный Элеватором для иных хозяйствующих субъектов, что может содержать признаки нарушения пунктов 1, 6 и  8  части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.

 

Рассмотрев представленные в соответствии с Определениями о назначении дела № 1-00-163/00-06-13 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.06.2013 № ЦА/22179/13, об отложении рассмотрения дела  от 23.08.2013 № ЦА/33048/13, от 03.10.2013 № ЦА/38603/13 и от 28.11.2013 № ЦА/47768/13 документы и информацию, письменные пояснения по делу и заслушав устные пояснения участников дела, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующее.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлены запрещающие действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, а также экономически или технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом, создание дискриминационных условий.

В материалах дела имеется информация, представленная в ФАС России в соответствии с запросом от 03.07.2013 № АК/25804/13, от хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по хранению и отгрузке зерна, приобретенного из интервенционного фонда.

Также к материалам дела приобщено письмо Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 03.07.2013 № ИСХ-13/МСХ-4191, которое содержит информацию о стоимости услуг, предоставляемых элеваторами Омской области по отгрузке зерна новым собственникам интервенционного зерна и стоимости аналогичных услуг другим получателям зерна.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации не устанавливаются тарифы (в том числе предельные) на отгрузку зерна, приобретенного из интервенционного фонда. Указанный тариф утверждается самим предприятием, исходя из затрат и ценовой политики  предприятия.

В соответствии с приказами Министерства сельского хозяйства от 08.07.2011 № 230 и от 11.05.2012 № 273 размер платы на 2012 и 2013 годы за услуги по хранению зерна интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, согласованный с Федеральной службой по тарифам, составляет не более 66 рублей 50 копеек.

Согласно условиям типового договора хранения, заключенного между ОАО «ОЗК» и предприятием – хранителем зерна государственного интервенционного фонда, в случае реализации зерна путем переписи на лицевой счет нового собственника зерна, стоимость хранения зерна в течение двух месяцев с момента перехода права собственности на зерно к новому собственнику остается неизменной и составляет 66,5 рублей за 1 тонну зерна в месяц.

Стоимость хранения зерна, установленная  ООО «Агросервис Регион», согласно договору хранения с ИП Глава КФХ Бозоян А.Э. от 16.01.2013 составляет 66,5 руб. за 1 тонну в месяц.

Согласно пояснениям, представленным ООО «Агросервис Регион» в рамках рассматриваемого дела (вх. № 74099/13 от 09.09.3013), в соответствии с действовавшим договором по хранению зерна интервенционного фонда, заключенным с ОАО «ОЗК», ООО «Агросервис Регион» принимал на себя обязательства только по хранению зерна.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.06.2010 г. подъездные пути к вагонным весам протяженностью 1906 м, расположенные по адресу: Омская обл., Калачинский район, с.Ивановка, ул.Зеленая, д.2, принадлежат на праве собственности ООО «Родник».

На эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Калачинская (Колония) между ООО «Родник» и Западно-Сибирской дорогой – филиалом ОАО «РЖД» заключен договор № 1/214 от 24.09.2010 г.

Между ООО «Агросервис Регион» и ООО «Родник»  отсутствует договор на пользование железнодорожными путями необщего пользования , принадлежащих на праве собственности ООО «Родник».

Отгрузку железнодорожным транспортом  зерна, находящегося на хранении Элеватора, осуществляют самостоятельно собственники или покупатели зерна. ООО «Агросервис Регион» осуществляет только механическую погрузку зерна в вагоны-зерновозы. В то же время по просьбе собственника зерна ООО «Агросервис Регион» может оказать услуги по отгрузке зерна с привлечением третьих лиц.

Согласно пояснениям, представленным Элеватором, в стоимость услуг по отгрузке зерна, предложенную в проекте договора на услуги по отгрузке зерна в железнодорожные вагоны-зерновозы, направленном в адрес ИП Глава КФХ Бозоян А.Э. (исх. № 7 от 30.01.2013), включаются как непосредственно плата за услуги по загрузке зерна в железнодорожные вагоны, так и стоимость услуг по постановке вагонов-зерновозов под погрузку, документальное сопровождение железнодорожной отгрузки и другие затраты, связанные непосредственно с отгрузкой зерна потребителю. В случае, если заказчик имеет намерение своими силами и за свой счет заказывать железнодорожные вагоны у их собственников, подавать заявки в ОАО «РЖД» для предоставления вагонов к месту загрузки груза, самостоятельно оплачивать стоимость услуг третьих лиц за пользование железнодорожными вагонами, осуществлять платежи транспортно-экспедиционным организациям, оформлять сопроводительную документацию и опломбирование железнодорожных вагонов и т.п., заключается дополнительное соглашение, в котором устанавливается только стоимость услуг по механической загрузке зерна в железнодорожные вагоны.

Так, например, на основании договора об оказании услуг по отгрузке зерна в железнодорожные вагоны-зерновозы № 003 от 09.01.2013 и дополнительного соглашения к данному договору от 11.01.2013, заключенных между ООО «СибАгроПром» и ООО «Агросервис Регион», последний обязался осуществить только услуги по механической загрузке зерна по цене 180 рублей за метрическую тонну.

В деле имеются материалы, касающиеся отгрузки зерна интервенционного фонда, принадлежащего ОАО «Липецкхлебмакаронпром» и ОАО «Истра-Хлебопродукт» и находящегося на хранении в Элеваторе.

Так, согласно заявки ООО «СибАгроПром», действующего в интересах ОАО «Липецкхлебмакаронпром»,  ООО «Агросервис Регион» оказало услуги по погрузке зерна, принадлежащего ОАО «Липецкхлебмакаронпром», по цене 180 рублей за одну метрическую тонну (акты № О-017 от 14.02.2013, № О-016 от 18.02.2013).

По заявке ООО «СибАгроПром», действующего в интересах ОАО «Истра-Хлебопродукт»,  ООО «Агросервис Регион» оказало услуги по погрузке зерна, принадлежащего ОАО «Истра-Хлебопродукт», по цене 180 рублей за одну метрическую тонну (акты № О-191 от 21.12.2012, № О-198 от 26.12.2012, № О-199 от 26.12.2012, № О-202 от 29.12.2012, № О-001 от 09.01.2013).

Всего за период 13.12.2012-22.04.2013 железнодорожная отгрузка с Элеватора составила 4 805,15 тонн, в том числе 315,9 тонн зерна из коммерческого фонда. Зерно государственного интервенционного фонда отгружено филиалу ОАО «Липецкхлебмакаронпром» Подгоренскому мукомольному заводу и ОАО «Истра-Хлебопродукт». Зерно коммерческого фонда отгружено ОАО «Волховский комбикормовый завод». Во всех случаях стоимость отгрузки составила 180 рублей за метрическую тонну. Таким образом, ООО «Агросервис Регион» была установлена одинаковая цена на отгрузку зерна различным потребителям.

Комиссия проанализировала калькуляцию затрат ООО «Агросервис Регион» на отгрузку зерна, и пришла к выводу, что установленный тариф на отгрузку в размере 180 рублей за метрическую тонну не превышает сумму необходимых для оказания указанной услуги затрат и нормы прибыли. Тариф в 1800 рублей, предлагаемый в проекте договора с ИП Глава КФХ Бозоян А.Э., и 1450 рублей, установленный договорами с другими потребителями, ООО «Агросервис Регион» не применялись.

Отгрузка зерна, принадлежащего ИП Глава КФХ Бозоян А.Э., Элеватором не осуществлялась ввиду несогласования существенных условий отгрузки. 22 апреля 2013 года между ООО «Агросервис Регион» и ИП Глава КФХ Бозоян А.Э. был заключен договор мены, согласно которому ООО «Агросервис Регион» обязуется приобрести в собственность на интервенционных торгах у ОАО «ОЗК» продовольственную пшеницу 3 класса в количестве 1350 тонн, а ИП Глава КФХ Бозоян А.Э. обязуется передать в собственность ООО «Агросервис Регион» продовольственную пшеницу 3 класса в количестве 1350 тонн, находящуюся на хранении на Элеваторе. Согласно акту сдачи-приемки зерна от 16.05.2013 стороны подтвердили, что в рамках исполнения принятых на себя обязательств по договору мены от 22.04.2013 все обязательства выполнены в полном объеме и в установленные сроки.

 

Одновременно, в ходе рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу, что установление в договоре об оказании услуг по отгрузке зерна в железнодорожные вагоны-зерновозы стоимости услуг по отгрузке зерна, включающей наряду со стоимостью механической загрузки и стоимость иных услуг по отгрузке зерна, может содержать признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании выявленных в действиях ООО «Агросервис Регион» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании условий договора невыгодных и не относящихся к предмету договора хозяйствующим субъектам, имеющим намерение вывезти хранящееся зерно, приобретенное из запасов государственного интервенционного фонда в ходе биржевых торгов, с территории Элеватора железнодорожным транспортом, Комиссия на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдала ООО «Агросервис Регион» предупреждение  от 28.11.2013 № ЦА/47745/13 (далее – Предупреждение) о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) в срок до 25 декабря 2013 года путем:

1) осуществления действий, направленных на приведение договоров об оказании услуг по отгрузке зерна в железнодорожные вагоны-зерновозы (далее — договор) в соответствие с антимонопольным законодательством, предусмотрев:

- разграничение понятий основных услуг (услуг по механической погрузке), оказываемых ООО «Агросервис Регион» (далее - Элеватор), и дополнительных услуг;

- возможность осуществления Элеватором в рамках предоставления дополнительных услуг оказание услуги по отправке зерновых железнодорожным транспортом, включающей в себя, в частности, заказ железнодорожных вагонов у их собственников, подачу заявки на ОАО «РЖД» для предоставления железнодорожных вагонов к месту загрузки груза, оплату стоимости услуг третьих лиц за пользование железнодорожными вагонами и осуществление платежей транспортно-экспедиционным организациям (в том числе ОАО «РЖД» за подачу/уборку железнодорожных вагонов на подъездные железнодорожные пути к Элеватору и доставку железнодорожных вагонов до станции отправления/назначения), оформление сопроводительной документации и опломбирование железнодорожных вагонов, а также иные услуги, связанные с отгрузкой вагонов;

2) осуществления действий, направленных на урегулирование взаимоотношений с хозяйствующими субъектами, связанных с оказанием услуг по отгрузке зерна в железнодорожные вагоны-зерновозы, в частности, с определением сроков отгрузки и объемов отгрузки;

3) осуществления действий, направленных на приведение тарифов в соответствие с объемом оказываемых услуг.

О выполнении Предупреждения необходимо было сообщить ФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

ООО «Агросервис Регион» письмом №б/н от 20.12.2013 (Рег. номер ФАС России 118786/13 от 24.12.2013) представило информацию об исполнении Предупреждения.

В связи с исполнением Предупреждения Комиссия приняла решение не возбуждать дело по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно проведенного анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна мягкой продовольственной пшеницы 3 класса, приобретенного в рамках биржевых торгов при проведении государственных товарных интервенций 2012/2013 г. в установленных географических и продуктовых границах,  положение ООО «Агросервис Регион» признано доминирующим с долей 100%.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогооблажение и таможенно-тарифное регулирование (далее сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Комиссия проанализировала калькуляцию затрат ООО «Агросервис Регион» на отгрузку зерна, и пришла к выводу, что установленный тариф на отгрузку в размере 180 рублей за тонну не превышает сумму необходимых для оказания указанной услуги затрат и нормы прибыли, в связи с чем не может быть признан монопольно высокой ценой.

2. Оказание ООО «Агросервис Регион» услуг по отгрузке как коммерческого, так и зерна государственного интервенционного фонда, приобретенного в ходе биржевых торгов, различным хозяйствующим субъектам осуществлялось по установленному тарифу в 180 рублей за метрическую тонну, следовательно, не установлено факта экономически, технологически или иным образом не обоснованного установления различных цен (тарифов) на одну и ту же услугу и создания дискриминационных условий.

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях  ООО «Агросервис Регион» нарушений пункта 1, 6 и 8 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 1-00-163/00-06-13 в отношении ОАО ООО «Агросервис Регион» в связи с отсутствием в действиях, рассматриваемых Комиссией, нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны