Аналитический отчет б/н Результаты проверки соблюдения антимонопольного законодатель... от 15 июня 2006 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Правительство
Российской Федерации
О проверке соблюдения
антимонопольного законодательства
на товарных рынках плодоовощной продукции
_______________________________________
(Протокол заседания Правительства
Российской Федерации
от 15.03.2006 № 8, раздел 1,
пункт 5)
Во исполнение решения Правительства Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провела проверку соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства на товарных рынках плодоовощной продукции и сообщает.
В целях реализации указанного Решения ФАС России поручил территориальным управлениям по Архангельской, Липецкой, Новгородской, Иркутской областям, Ставропольскому, Приморскому краю, Республике Коми, Ханты-Мансийскому автономному округу, а также головным управлениям по соответствующим федеральным округам провести выборочную проверку соблюдения антимонопольного законодательства на товарных рынках плодоовощной продукции, включенной в потребительскую корзину, с учетом региональной специфики ее формирования.
Одновременно ФАС России направил обращения в адрес Минэкономразвития России, Минсельхоза России, ФСТ России и МВД России с просьбой представить предложения о мерах по устранению экономических, административных и иных барьеров, способствующих созданию равных и прозрачных условий конкуренции, а так же информацию о принимаемых мерах по развитию производства и насыщению российского рынка плодоовощной продукцией, снижению темпов роста потребительских цен и декриминализации объектов оптово-розничной реализации.
В результате осуществления контрольных мероприятий, нарушения требований антимонопольного законодательства выявлены Новосибирским УФАС России и УФАС России по Республике Коми.
Новосибирским УФАС России установлены административные барьеры, необоснованно ограничивающие конкуренцию в оптово-розничной торговле плодоовощной продукцией на территории Новосибирской области, со стороны Сибирского таможенного управления (СТУ). Нарушение выразилось в использовании "Временной экспериментальной таможенной схемы взаимодействия таможен (таможенных постов), подчиненных СТУ и ЗАО "С.В.Т.С. - Сопровождение" при перемещении таможенной границы в места прибытия на таможенную территорию Российской Федерации". Следствием применения данной схемы было осуществление согласованных действий таможенным органом и Новосибирским филиалом ЗАО "С.В.Т.С. - Сопровождение" по понуждению импортеров плодоовощной продукции оплачивать услуги указанного хозяйствующего субъекта, что повлекло за собой увеличение цен на плодоовощную продукцию. В отношении упомянутого таможенного органа было возбуждено дело и по результатам его рассмотрения выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое в настоящее время исполнено.
УФАС России по Республике Коми принято решение о возбуждении дела в отношении администрации муниципального образования городского округа "Усинск" о нарушении антимонопольного законодательства в части ограничения самостоятельности хозяйствующих субъектов, выразившегося в установлении размера снабженческо-сбытовых наценок при реализации плодоовощной продукции на территории г. Усинска. В настоящее время осуществляется квалификация правонарушения, а также рассматривается вопрос о передаче материалов в прокуратуру Республики Коми.
В остальных случаях территориальными органами ФАС России фактов злоупотреблений доминирующим положением, антиконкурентных соглашений (согласованных действий), ограничения доступа производителей и продавцов плодоовощной продукции к оптово-розничной сети, а также административных и иных барьеров, необоснованно ограничивающих конкуренцию в системе оптово-розничной торговли плодоовощной продукцией, не установлено.
Вместе с тем, представленная в ФАС России информация свидетельствует о следующем.
Исходя из анализа товаропотоков плодоовощной продукции, географическими границами данного рынка является территория Российской Федерации, что позволяет отнести его к федеральному рынку.
В системе оптовой торговли плодоовощной продукцией на территории Российской Федерации осуществляет деятельность большое количество хозяйствующих субъектов. Рынки плодоовощной продукции являются конкурентными. В подавляющем большинстве случаев ни один из хозяйствующих субъектов (группа лиц), осуществляющих деятельность в системе оптово-розничной торговли, как на федеральном, так и на региональном уровнях не занимает доминирующего положения.
Например, на территории Московского региона, по данным Департамента продовольственных ресурсов г. Москвы и Комитета потребительского рынка Правительства Московской области, осуществляют деятельность в системе оптовой торговли плодоовощной продукции более 50 компаний, которые работают в острой конкурентной борьбе.
Рост цен на плодоовощную продукцию по Российской Федерации не имеет выраженный средний показатель, а размер роста зависит от географического положения региона, климатических условий, каналов поставки плодоовощной продукции, платежеспособности населения и других факторов, влияющих на формирование цен на указанную продукцию.
Также уровень цен на овощную продукцию напрямую зависит от сезонности выхода продукции. Наибольший размер цены устанавливается в феврале, марте, апреле и ноябре. Уменьшение приходится на июль-сентябрь.
По данным Архангельского УФАС России завоз плодоовощной продукции торговыми организациями в область производится с учетом складывающегося спроса населения. Закупка и ввоз данной группы товаров производится с оптовых баз городов Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Йошкар-Олы, Усинска. Поставки плодоовощной продукции осуществляется морским, речным, автомобильным и авиатранспортом.
Цена на плодоовощную продукцию формируется с учетом закупочной стоимости товара, тарифа на транспортные услуги (значительно влияющего на стоимость продукции), торговой наценки с учетом рентабельности, стоимости аренды торговых мест на продуктовых рынках города.
Максимальный рост цен на плодоовощную продукцию отмечен на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в муниципальном образовании г. Ноябрьск - 81 % за первый квартал 2006 г. Наибольший рост пришёлся на капусту - 124 %, картофель на 92,4 %, морковь на 80 %, лук репчатый подорожал на 61 %. В г.Муравленко цены выросли на 53 % за квартал, максимально подорожал картофель - 60,2 %, капуста - 58,5 %, лук репчатый-50 %. Основной причиной подорожания плодоовощной продукции является рост цен на ГСМ, железнодорожные перевозки, а также сильные морозы (до -50 С), которые привели к сбою поставок овощей в муниципальные образования.
Кроме того, в указанном регионе неконтролируемые высокие наценки устанавливают розничные продавцы, покупая продукцию с оптовых баз и реализуя их через сеть своих магазинов.
По данным Санкт-Петербургского УФАС России, Архангельского УФАС России, Иркутского УФАС России и Ямало-Ненецкого УФАС России рост цен в 2006 году на плодоовощную продукцию составил, соответственно, по г. Санкт-Петербургу - 6,6 %, по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - 19 % и 22,6 %, соответственно, Иркутской области - 21%, по Ямало-Ненецкому автономному округу - 42,3 %.
Имеющаяся информация свидетельствует, что в качестве основных причин роста цен на плодоовощную продукцию в январе-апреле 2006 года можно выделить отсутствие форм государственного контроля за установлением предельного порога торговых надбавок на плодоовощную продукцию (за исключением случаев установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 239 от 07.03.1995). Отсутствие в большинстве регионах Российской Федерации специализированных фермерских продовольственных рынков, реализация товаров на которых осуществлялась бы непосредственно сельхозпроизводителями, минуя цепочку посредников, а также урожайность продукции, постоянный рост арендной платы за места торговли и недобросовестность предприятий и индивидуальных предпринимателей розничной торговли плодоовощной продукцией.
Следует также отметить, что на ценообразование плодоовощной продукции в оптово-розничной сети существенное влияние оказывает и сезонное повышения цен, которое наблюдается каждый год, что является объективным фактором.
Территориальные органы ФАС России также информируют, что рост цены на продукцию не связан с дефицитом плодоовощной продукции в регионах.
Минсельхоз России отмечает, что одним из приоритетных направлений национального проекта "Развитие АПК" является увеличение к 2008 году объема реализации плодоовощной продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на 6 процентов. С этой целью предполагается модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, кредитных сельскохозяйственных потребительских кооперативов и кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции. Кроме того, планируется увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. По мнению Минсельхоза России, реализация указанного комплекса мероприятий позволит создать условия для увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, свободного доступа сельхозтоваропроизводителей на рынок продовольственных продуктов, а также для увеличения объемов реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции.
ФСТ России по вопросу совершенствования государственного регулирования тарифов отраслей естественных монополий, в том числе регулирования тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, сообщил, что тарификация перевозок плодоовощной продукции осуществляется по второму тарифному классу без применения повышающих коэффициентов согласно Прейскуранту № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами". На 2006 год ФСТ России принято решение об индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в среднем на 7,5%, что не превышает прогнозный предельный индекс целевой инфляции 8-9%.
МВД России информирует, что декриминализация объектов торговли потребительскими товарами, в том числе плодоовощной продукцией, является одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел. Оперативная обстановка, складывающаяся на рынках, свидетельствует о том, что рынки и торговые предприятия по-прежнему остаются местом, где совершаются преступления как экономической, так и общеуголовной направленности. В 2005 году выявлено 15991 преступлений экономической направленности в сфере агропромышленного комплекса, привлечено к ответственности 5705 граждан, возмещен ущерб в размере 4338 млн. руб.
И.Ю.Артемьев

Связанные организации

Связанные организации не указаны