Решение б/н Решение по делу о нарушении законодательства Российской Феде... от 12 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.12.64

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело № РЦ.08.12.64 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в августе 2012 года на рекламной конструкции в городе Раменское (Московская область) рекламы финансовых услуг ОАО «Сбербанк России»,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):
ОАО «Сбербанк России» (адрес: ул. Вавилова, д.19, г. Москва, 117997) – <...>
УСТАНОВИЛА:
В августе 2012 года на улице Чугунова в городе Раменское, напротив дома 26 на конструкции, ограждающей стройку, размещался щит с рекламой финансовых услуг ОАО «Сбербанк России» с указанием ставки по ипотеке – от 8,4 %: В рекламе финансовой услуги крупным шрифтом указано:

«СБЕРБАНК, 8,4%*».
В нижней части рекламного щита указана информация с условиями предоставления ипотеки, где мелким шрифтом сообщались иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг не допускается умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит, формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.
К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
В рекламе финансовой услуги ОАО «Сбербанк России» указано одно из условий предоставления услуги – процентная ставка по ипотеке 8,4 %, которая влияет на сумму расходов, которую понесут потребители. Согласно норме закона указанная реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовой услуги Банка, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения в рекламе ипотеки по ставке 8,4 % годовых, не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама кредитного продукта (ипотека 8,4 % годовых) является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (минимальная процентная ставка по кредиту).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовой услуге (ипотека), форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий, а также исключена возможность максимального приближения к ней потребителя.
Указание в рекламе ипотеки по ставке 8,4 % лишь отдельного условия ипотеки само по себе не позволяет потребителю, проявляющему интерес к рекламируемой услуге, получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о сумме денежных средств, расход которой потребуется для пользования рекламируемым продуктом.
Таким образом, в указанной рекламе ипотеки по ставке от 8,4 % годовых, распространявшейся на рекламном щите на улице Чугунова в городе Раменское, напротив дома 26 на конструкции, ограждающей стройку, размещался щит с рекламой финансовых услуг ОАО «Сбербанк России» с указанием ставки по ипотеке – от 8,4 %, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «Сбербанк России» (адрес: ул. Вавилова, д.19, г. Москва, 117997).

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 и частью 3 статьи 28, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в августе 2012 г. на улице Чугунова в городе Раменское, напротив дома 26 на конструкции, ограждающей стройку, рекламу ипотеки ОАО «Сбербанк России» по ставке до 8,4 % годовых, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях ипотеки при ставке до 8,4 % годовых, потребители вводятся в заблуждение относительно условий вклада.
2. Признать ненадлежащей распространявшуюся в августе 2012 г. на улице Чугунова в городе Раменское, напротив дома 26 на конструкции, ограждающей стройку, рекламу ипотеки ОАО «Сбербанк России» по ставке до 8,4 % годовых, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе ипотеки по ставке 8,4% годовых при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость ипотеки.
3. Выдать ОАО «Сбербанк России» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ОАО «Сбербанк России».
Решение изготовлено в полном объеме 08 ноября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.12.64

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
на основании своего решения от 24 октября 2012 г. по делу № РЦ.08.12.64 о признании ненадлежащей распространявшуюся в августе 2012 г. на улице Чугунова в городе Раменское, напротив дома 26 на конструкции, ограждающей стройку, рекламу ипотеки ОАО «Сбербанк России» по ставке до 8,4 % годовых, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО «Сбербанк России» (адрес: Ленинградское ул. Вавилова, д.19, г. Москва, 117997, ИНН 7707083893) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг ОАО «Сбербанк России», выразившееся в отсутствии в рекламе части существенной информации об условиях ипотеки по ставке до 8,4 % годовых.
2. ОАО «Сбербанк России» прекратить нарушение требований пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг ОАО «Сбербанк России», выразившееся в отсутствии в рекламе части существенной информации об условиях ипотеки по ставке до 8,4 % годовых при указании одного из условий кредита не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также определяющие фактическую стоимость кредита.

Срок исполнения предписания 30 дней со дня получения настоящего предписания.

3. ОАО «Сбербанк России» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания до 26 декабря 2012 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны