Аналитический отчет б/н Анализ деятельности сетевых организаций по размещению на офи... от 7 октября 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Анализ деятельности сетевых организаций в сфере технологического присоединения показал, что в настоящее время критически назрела необходимость утверждения Правительством Российской Федерации типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения. В связи с этим, а также в целях реализации "второго антимонопольного пакета" ФАС России (Федеральная антимонопольная служба) разрабатывает проект постановления Правительства Российской Федерации об утверждении типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения и типовых договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии.
В ходе мониторинга типовых договоров на технологическое присоединение к электрическим сетям, размещенных на сайтах сетевых компаний в сети "Интернет", ФАС России выявила грубые нарушения законодательства.
Так, антимонопольная служба установила, что не все сетевые компании размещают в сети "Интернет" типовые договоры об осуществлении технологического присоединения. Тем самым они нарушают законодательство о стандартах раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Начальник управления контроля электроэнергетики ФАС России Виталий Королев отметил, что обязанность размещения сетевыми организациями на своих сайтах в сети "Интернет" типовых договоров об осуществлении технологического присоединения установлена пунктом 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
"В рамках "второго антимонопольного пакета" законов были значительно расширены полномочия антимонопольного органа по контролю за соблюдением стандартов раскрытия информации в сфере электроэнергетики. В частности, были внесены существенные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), - продолжает В.Королев. - Во-первых, была установлена административная ответственность за нарушение стандартов раскрытия информации не только субъектами естественных монополий, как было установлено ранее, но и другими субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии (статья 9.15 КоАП). Во-вторых, увеличен срок давности привлечения к административной ответственности до 1 года, а также прямо установлено, что дела о привлечении к административной ответственности за подобные нарушения возбуждают и рассматривают антимонопольные органы".
На сайтах сетевых компаний в сети "Интернет", которые все-таки размещают типовые договоры об осуществлении технологического присоединения, выявлены многочисленные признаки нарушений Правил технологического присоединения.
Например, в типовых договорах ОАО "Ленэнерго", ОАО "Янтарьэнерго" указано, что заявитель, независимо от мощности присоединяемого объекта, обязан организовать технический осмотр (обследование) присоединяемого энергопринимающего устройства территориальным органом Ростехнадзора, получить и направить в сетевую организацию копию акта допуска электрической установки в эксплуатацию, выданного органом Ростехнадзора.
Исходя из указанных типовых договоров, в случае если заявитель не представит в сетевую организацию акт допуска энергоустановки в эксплуатацию, сетевая организация вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор. При этом заявитель должен полностью возместить сетевой организации расходы на исполнение ей договора, расходы, которые сетевая организация должна будет понести для восстановления положения, существовавшего ранее. В дополнение к этому, сетевая организация вправе взыскать с заявителя неустойку по договору.
По словам В.Королева, эти положения типовых договоров не только прямо противоречат пункту 7 Правил технологического присоединения (для заявителей с мощностью объектов до 100 кВт включительно не требуется получение разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию объекта), но и являются кабальными для потребителей.
Ущемляют права потребителей положения типовых договоров, в которых предусмотрено, что в случае если заявитель не представит сетевой организации в 30-дневный срок подписанный договор, договор считается не заключенным, а заявка заявителя на технологическое присоединение подлежит возврату без исполнения. Однако в пункте 15 Правил технологического присоединения предусмотрено, что заявитель должен лишь подписать и направить проект договора в 30-дневный срок, а не представить лично.
Распространенным нарушением в типовых договорах об осуществлении технологического присоединения является нарушение пункта 16.2 Правил технологического присоединения, которым урегулирован порядок расчетов за технологическое присоединение объектов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, мощность которых составляет более 15 кВт и до 100 кВт включительно.
Например, предусмотренный в типовом договоре ОАО "Янтарьэнерго" порядок внесения платежей предполагает, что заявитель должен осуществить 100%-ную оплату не позднее 6 месяцев с даты вступления договора в силу. Однако пунктом 16.2 Правил технологического присоединения установлено, более половины размера платы за технологическое присоединение вносится указанными потребителями только после того, как фактически выполнено большинство мероприятий по технологическому присоединению.
В типовом договоре об осуществлении технологического присоединения, размещенном на сайте ОАО "Тюменьэнерго", содержатся признаки нарушения установленного порядка ценообразования. Согласно документу, в нем устанавливается ориентировочный размер платы за выполнение сетевой организаций мероприятий по технологическому присоединению. Окончательный размер платы определяется уполномоченным тарифным органом после заключения договора. Эти положения не соответствуют законодательству об электроэнергетике, в том числе Закону об электроэнергетике, Правилам технологического присоединения, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
Как отмечает В.Королев, по-прежнему, весьма распространенным нарушением является злоупотребление сетевыми организациями доминирующим положением, путем самостоятельного определения стоимости технологического присоединение и навязывания этой стоимости заявителям. Размер платы за технологическое присоединение подлежит государственному регулированию и должен быть определен решением тарифного органа.
В проанализированных ФАС России типовых договорах об осуществлении технологического присоединения повсеместно встречаются нарушения Правил технологического присоединения в части невключения в их текст условий, которые являются существенными условиями договора - обязательное наличие которых предусмотрено Правилами технологического присоединения. В частности, в типовых договорах отсутствуют такие существенные условия, как право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, обязанность сетевой организации при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединение уплатить заявителю в течение 10 рабочих дней неустойку, технические условия (типовые технические условия), которые являются неотъемлемой частью договора об осуществлении технологического присоединения.
Кроме того, сетевые организации не информируют субъектов малого и среднего предпринимательства об имеющемся у этих субъетов праве на трехлетнюю рассрочку по внесению платы за технологическое присоединение, а в ряде случаев отказывают в предоставлении такой рассрочки. При этом сетевые организации нередко требуют внесения аванса на начальной стадии исполнения договора, тем самым, ущемляя интересы потребителей.
"По признакам нарушения сетевыми организациями Стандартов раскрытия информации и Правил технологического присоединения, выявленным в ходе мониторинга информации, размещенной на сайтах сетевых компаний в сети "Интернет", ФАС России в ближайшее время будут приняты меры реагирования в соответствии с компетенцией антимонопольного органа, - говорит В.Королев. - "Вторым антимонопольным пакетом" внесены изменения в часть 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции, исходя из которых Правительство Российской Федерации вправе устанавливать существенные условия договоров и типовые формы договоров на оказание услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий".
По его мнению, единые стандарты деятельности сетевых организаций в сфере технологического присоединения, ориентированные на соблюдение прав потребителей и законодательства об электроэнергетике, могут быть обеспечены, в том числе путем утверждения Правительством Российской Федерации типовых форм договоров об осуществлении технологического присоединения, что, с одной стороны, позволит избежать многочисленных нарушений, совершаемых субъектами естественных монополий при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, с другой - позволит потребителям услуг естественных монополий более эффективно отстаивать свои законные права и интересы.

Связанные организации

Связанные организации не указаны