Решение б/н Решение и предписание по делу ООО «Здоровье нации», ЗАО «Меж... от 17 ноября 2010 г.
Текст документа
Сохранить как PDF РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.10.34
31 августа 2010 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Никитина Т.Е. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Пименов Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело № РЦ.08.10.34 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в период с мая 2009 по апрель 2010 года в эфире телеканала «Мир» в телепередаче «Территория здоровья» рекламы продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал»,
в присутствии представителей:
ООО «Здоровье Нации» (ИНН 7713642444 КПП 771301001; юридический адрес: 127287, Москва, Петровско – Разумовский проезд, д.29, строение 1) - Инжеватова В.И. (доверенность б/н от 04.08.2010), Добровской О.Ю. (без доверенности);
ЗАО «Межгосударственная Телерадиокомпания «Мир» (ИНН 7705010096 КПП 770501001; юридический адрес: 115326, Москва, ул. Пятницкая, д.25; адрес местонахождения: 107076, Москва, ул. Краснобогатырская, 44, стр. 1) – Уваркина Г.И. (доверенность № Д-1/84 от 31.08.2010), Александрова С.А. (доверенность № Д-1/85 от 31.08.2010),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение гражданина с претензиями к рекламе препарата «Сивидал», размещавшейся в период с мая 2009 по апрель 2010 года в эфире телеканала «Мир» в телепередаче «Территория здоровья».
Данная реклама препарата «Сивидал» распространялась в виде диалогов ведущей, врача-диетолога, корреспондента и специалиста центра «Здоровье нации».
Ведущая рассказывает о проблеме нехватки йода: «По данным Всемирной Организации Здравоохранения в мире от нехватки йода страдает более полутора миллиарда человек. В России, к сожалению, страдает каждый третий».
Далее врач-диетолог рассказывает об очищении организма и приводит следующие утверждения:
«В состав продуктов, которые мы едим, входит большое количество консервантов, красителей, эмульгаторов. Они нарушают огромное количество биохимических реакций в организме. Россия относится к зоне йододифицита, что приводит к набору вес, к развитию сердечнососудистых патологий, гипертонической болезни, но прием дополнительного количества йода без очищения организма просто бесполезен, потому, что микроэлементы в неочищенном организме просто не усваиваются клетками».
Ведущая: «Способов очищения организма существует десятки. Давайте рассмотрим самые популярные».
Корреспондент подробно рассказывает о способах очищения организма:
«Не всякое очищение организма полезно и безопасно.
1. Очищение водой. При полном голодании ацедотическая кома наступает уже через 1 неделю. Печень и почки не справляются с нагрузкой.
2. Очищение лимоном. Этот способ противопоказан тем, у кого повышенная кислотность.
3. Очищение рисом. На самом деле рис не выводит никакие токсины из организма.
4. Клизма. Это очень поверхностный способ, так как жидкость проникает не очень глубоко и очищает лишь небольшой участок кишечника.
5. Гидроколонотерапия. При этом методе из кишечника вымываются все полезные бактерии, что приводит к развитию дисбактериоза.
Подумайте, настолько ли крепок ваш организм, чтобы пробовать десятки опасных рецептов».
Ведущая: «Есть ли средство, которое воздействовало бы на наш организм с наибольшим эффектом?»
Специалист: «Есть такое средство и название ему «Сивидал». Это натуральный пищевой продукт, который приготовлен из уникальных морских водорослей».
Ведущая: «Чем же «Сивидал» отличается от консервированных водорослей, которые продаются в наших магазинах?»
Специалист: «Сивидал» производят из отборных российских водорослей, которые растут на свободе в течение 3-4 лет, в экологически чистых условиях. И самое главное его делают по уникальной низкотемпературной методике, значит «Сивидал» сохраняет все полезные нашему организму вещества. И именно поэтому мы настоятельно рекомендуем хранить «Сивидал» только в холодильниках».
Ведущая: «Как влияет «Сивидал» на наш организм?»
Специалист: «Он очищает его от шлаков, токсинов, радионуклидов и даже тяжелых металлов, помогает предотвратить онкологические заболевания, снижает вес. Результаты такой очистки не исчезнут даже через год. Главный компонент – ламинария, это природный энтеросорбент. Он как губка впитывает все вредные вещества и естественным путем выводит из организма, причем без диареи и мочегонного эффекта».
Ведущая: «Есть ли противопоказания у «Сивидала»?»
Специалист: «Лишь при индивидуальной непереносимости, если у вас есть аллергия на хурму, рыбу или морскую капусту, и то в случае если есть заболевания почек и щитовидной железы».
Ведущая: «То есть во всех остальных случаях «Сивидал» принимать можно и даже нужно?»
Специалист: «Но это однозначно».
Ведущая: «То есть вы хотите сказать, что благодаря препарату «Сивидал», мы можем сохранить наше здоровье?»
Специалист: «Я уверена, что многие из вас поразятся, какими бодрыми и энергичными они могут быть. С «Сивидалом» - это просто. «Сивидал» - это ваша молодость, красота и здоровье, это отличное настроение, позитив и умение радоваться жизни, это возможность достигать своей цели и быть уверенным в себе».
Из рекламы следует, что препарат «Сивидал», в основе которого лежат отборные российские водоросли, окажет положительное воздействие на организм в целом, поможет справиться с недостатком йода в организме, что приводит к таким заболеваниям как сердечнососудистая патология, гипертоническая болезнь. Препарат «Сивидал» не только улучшит общее состояние здоровья, но и поможет очистить организм от шлаков и токсинов, поможет предотвратить онкологические заболевания, снизит вес.
Кроме того, в рекламе используется образ врача-диетолога, а также указывается информация характерная рекламе лекарственных средств, сообщение о предназначении для лечения заболеваний и противопоказаниях при применении.
Согласно свидетельству о государственной регистрации № 77.99.19.4.У.14059.12.06 от 19.12.2006 года препарат «Сивидал» зарегистрирован как «Ламинария гомогенизированная желированная «Сивидал» для диетического (лечебного и профилактического) питания».
Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» продуктами диетического питания являются пищевые продукты, предназначенные для лечебного и профилактического питания.
С учетом изложенного, продукт из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал» лекарственным средством не является.
Дело № РЦ.08.10.34 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе было возбужденно по признакам нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.
Однако препарат «Сивидал» является диетическим продуктом питания и не является биологически активной добавкой или пищевой добавкой, следовательно, к данной рекламе подлежат применение положения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»)
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Таким образом, реклама продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал», создающая впечатление о том, что продукт из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал» обладает лечебными свойствами при заболеваниях сердечнососудистой системы, онкологических заболеваниях и оказывает положительное влияние на течение заболеваний в целом, противоречит требованиям пункта 6 части 5 стать 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно пункту 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
В рекламе продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал» используется образ врача
Следовательно, данная реклама противоречит требованиям пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 4 и 6 части 5 статьи 5 настоящего закона.
Рекламодателем указанной рекламы, размещавшейся в период с мая 2009 по апрель 2010 года в эфире телеканала «Мир» в телепередаче «Территория здоровья», является ООО «Здоровье Нации» (ИНН 7713642444 КПП 771301001; юридический адрес: 127287, Москва, Петровско – Разумовский проезд, д.29, строение 1).
ЗАО «Межгосударственная Телерадиокомпания «Мир» (ИНН 7705010096 КПП 770501001; юридический адрес: 115326, Москва, ул. Пятницкая, д.25; адрес местонахождения: 107076, Москва, ул. Краснобогатырская, 44, стр. 1) является рекламораспространителем данной рекламы продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал».
Согласно письму (исх. № 5/6758 ОТ 03.08.2010) ЗАО «Межгосударственная Телерадиокомпания «Мир» прекратило распространение данной рекламы препарата «Сивидал» с 09.04.2010 г.
Руководствуясь пунктами 4 и 6 части 5 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал», распространявшуюся в период с мая 2009 по апрель 2010 года в эфире телеканала «Мир» в телепередаче «Территория здоровья», поскольку в ней нарушены требования пунктов 4 и 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, реклама продукта из ламинарии содержит информацию, которая создает впечатление о том, что продукт из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал» обладает лечебными свойствами при заболеваниях сердечнососудистой системы, онкологических заболеваниях и оказывает положительное влияние на течение заболеваний в целом, а также в данной рекламе используется образ врача.
2. Выдать ООО «Здоровье Нации» предписание о прекращении нарушения пунктов 4 и 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал».
3. ЗАО «Межгосударственная Телерадиокомпания «Мир» предписание о прекращении нарушения пунктов 4 и 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал» не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ООО «Здоровье Нации».
Решение изготовлено в полном объеме 7 сентября 2010 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.10.34
31 августа 2010 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии
Кашеваров А.Б. - заместитель руководителя ФАС России;
Члены Комиссии:
Карташов Н.Н. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Василенкова И.И. – заместитель начальника управления - начальник отдела Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Никитина Т.Е. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
Пименов Г.В. – главный специалист-эксперт отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 31 августа 2010 г. по делу № РЦ.08.10.34 о признании ненадлежащей рекламы продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал», распространявшейся в период с мая 2009 по апрель 2010 года в эфире телеканала «Мир» в телепередаче «Территория здоровья», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Здоровье Нации» (ИНН 7713642444 КПП 771301001; юридический адрес: 127287, Москва, Петровско – Разумовский проезд, д.29, строение 1) прекратить распространение рекламы продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал», создающей впечатление, что данный препарат обладает лечебными свойствами при заболеваниях сердечнососудистой системы, онкологических заболеваниях и оказывает положительное влияние на течение заболеваний в целом, нарушающей требования пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
2. ООО «Здоровье Нации» прекратить распространение рекламы продукта из ламинарии для диетического (лечебного и профилактического) питания «Сивидал», в которой используется образ врача, нарушающей требования пункта 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Срок исполнения предписания 15 дней со дня получения настоящего предписания.
2. ООО «Здоровье Нации» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1 и 2 настоящего предписания до 15 октября 2010 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы