Решение б/н Решение и предписание по делу о нарушении законодательства Р... от 8 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Не указано
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № РЦ.08.12.56

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев дело № РЦ.08.12.56 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы финансовых услуг ОАО «ОТП Банк» в июле-августе 2012 г. на отдельно стоящей рекламной конструкции, расположенной в г. Москве,
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламодатель):
ОАО «ОТП Банк (адрес: Ленинградское шоссе, д. 16 А, стр. 1, г. Москва, 125171, ИНН 7708001614, ОГРН 1027739176563) – <...> (доверенность № 706-3 от 11.10.2012),
УСТАНОВИЛА:
В июле 2012 г. на отдельно стоящей рекламной конструкции (щит 3х6, призматрон, позволяющий разместить поочерёдно три рекламных сюжета), расположенной возле Планетария в г. Москве (улица Садовая Кудринская, д. 7), распространялась сменяемая информация о рекламе финансовой услуги ОАО «ОТП Банк» на призматроне доступна в течение 20 секунд. В рекламе финансовой услуги крупным шрифтом указано:

«Откройте вклад в ОТП Банке до 13% годовых*. Доступно и просто (495) 775-4-775ОТПбанк».

Таким образом, в рекламе финансовой услуги указана процентная ставка по вкладу до 13% годовых - одно из условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
В нижней части рекламного щита указана информация с условиями предоставления вклада, где мелким шрифтом сообщались иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
Аналогичная реклама распространялась в августе 2012 г. на рекламной конструкции в г. Москве на крыше дома Ювелирного магазина в г. Москве (улица Большая Садовая, д. 4).

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе финансовых услуг не допускается умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
К условиям, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, относятся сумма вклада, срок вклада, процентная ставка по вкладу, а также иные условия, если их включение в договор банковского вклада может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору.

Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные данной рекламой финансовой услуги Банка, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама финансовой услуги (вклад до 13% годовых) является наружной, направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (максимальная процентная ставка по вкладу).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях по финансовой услуге (вклад), форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта мелкий, а также исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата 3м на 6 м высотой 3м и более).
Следовательно, выполненные мелким нечитаемым шрифтом сведения в рекламе вклада по ставке до 13 % годовых, не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Таким образом, в указанной рекламе вклада по ставке до 13 % годовых, распространявшейся на рекламном щите на улице Садовая Кудринская д. 7 возле Планетария в г. Москве и на улице Большая Садовая на крыше дома над магазином «Ювелирный магазин» в г. Москве, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ОАО «ОТП Банк» (адрес: Ленинградское шоссе, д. 16 А, стр. 1, г. Москва, 125171, ИНН 7708001614, ОГРН 1027739176563).

Руководствуясь частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28, пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 – 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в июле-августе 2012 г. на отдельно стоящей рекламной конструкции (щит 3х6), расположенной в г. Москве рекламу вклада по ставке до 13% годовых, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях вклада при ставке до 13% годовых, потребители вводятся в заблуждение относительно условий вклада.
2. Признать ненадлежащей распространявшуюся в июле-августе 2012 г. на отдельно стоящей рекламной конструкции (щит 3х6), расположенной в г. Москве рекламу вклада по ставке до 13% годовых, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно, в рекламе вклада по ставке от 11,25 % годовых при указании одного из условий вклада не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.
3. Выдать ОАО «ОТП Банк» предписание о прекращении нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении рекламодателя указанной рекламы - ОАО «ОТП Банк».
Решение изготовлено в полном объеме 31 октября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
по делу № РЦ.08.12.56

Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
на основании своего решения от 29 октября 2012 г. по делу № РЦ.08.12.56 о признании ненадлежащей рекламы вклада по ставке до 13% годовых, распространявшуюся в июле-августе 2012 г. на рекламных конструкциях (щит 3х6), расположенных в г. Москве, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ОАО «ОТП Банк» (адрес: Ленинградское шоссе, д. 16 А, стр. 1, г. Москва, 125171, ИНН 7708001614, ОГРН 1027739176563) прекратить нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе вклада по ставке до 13% годовых, а именно, выразившееся в отсутствии части существенной информации об условиях вклада при ставке до 13% годовых.
2. ОАО «ОТП Банк» (адрес: Ленинградское шоссе, д. 16 А, стр. 1, г. Москва, 125171, ИНН 7708001614, ОГРН 1027739176563) прекратить нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в рекламе вклада по ставке до 13 % годовых, а именно, в рекламе вклада по ставке до 13 % годовых при указании одного из условий вклада не приводятся все условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица.

Срок исполнения предписания 20 дней со дня получения настоящего предписания.

3. ОАО «ОТП Банк» представить в ФАС России письменные доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания до 26 декабря 2012 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Перечень территориальных органов ФАС России с их актуальными адресами можно скачать внизу страницы

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны